ПЕДАГОГИКА
УДК 378
С.В. Николаева, Н.В. Соловова*
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ИНТЕГРАТИВНОГО ПРОФИЛЯ
В статье представлены алгоритмы выделения структурных компонентов готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля и модель личности специалиста, способной интегрироваться в различные сферы деятельности с учетом региональных социо-экономических условий.
Ключевые слова: специалист интегративного профиля, модель специалиста интегративного профиля, готовность к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля.
Мировой переход ведущих развитых стран к постиндустриальной экономике совпал с экономическими реформами России 1990-х годов, одновременно усложнился мир профессий, увеличился не только их спектр, но и типология в ряде сфер профессиональной деятельности приобрела более широкий характер. Социально-экономические изменения в обществе, демографические проблемы свидетельствуют об актуальности перехода к тенденциям непрерывного образования на протяжении всей жизни, а региональные рынки труда, ориентированные на инновационную экономику, требуют специалистов, способных работать в условиях интеграции нескольких сфер профессиональной деятельности.
Под специалистом интегративного профиля мы понимаем личность, способную интегрироваться в различные сферы деятельности ( сферу профессиональной деятельности и профессиональное пространство, сферу управленческо-предпринимательской деятельности, сферу информационного пространства и коммуникационного взаимодействия), что позволяет ему быть конкурентоспособным на рынке труда, действенно реагировать на меняющиеся профессиональные обстоятельства, решать нестандартные профессиональные задачи, принимать на себя ответственность за результаты своего труда, постоянно совершенствуясь.
Подготовка специалиста интегративного профиля будет способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности, если она переориентируется на
* © Николаева С.В., Соловова Н.В., 2014
Николаева Светлана Викторовна ([email protected]), Соловова Наталья Валентиновна ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
запросы работодателей и потребности личности специалиста [1]. В совокупности это интегративное свойство: развитое системное мышление; владение инструментальными знаниями, позволяющими не только оперировать имеющейся информацией, в совокупности они представляют факторы карьерного роста современного выпускника вуза. Модель специалиста нового типа — интегративного профиля — должна отражать многофункциональность его профессиональной деятельности и интеграцию в различные сферы деятельности.
На основе анализа структур федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) выявлено, что во всех стандартах в ч. 5 «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» присутствуют общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза. ФГОС ВПО содержат несколько видов общекультурных компетенций [2; 3]: общенаучные (фундаментальные), в том числе гуманитарно-социальные и экономические (базовые знания в области математики и естественные наук, гуманитарных и социально-экономических наук), которые являются основой для реализации специалиста в сфере профессиональной деятельности; коммуникативные компетенции и базовые лингвистические навыки; социально-личностные, способствующие эффективной адаптации специалиста в сфере профессионального пространства; организационно-управленческие; инструментальные являющиеся средством взаимодействия в сфере информационного пространства.
На основе результатов контент-анализа (табл. 1) основных образовательных программ, реализуемых в Самарском государственном университете, были выявлены идентичные общекультурные компетенции для различных (гуманитарных и естественнонаучных) направлений подготовки.
Таблица 1
Результаты контент-анализа основных образовательных программ бакалавриата (%)
Основная образовательная программа
Общекультурные компетенции Биология Химия Филология ГМУ Менеджмент Бизнес-информатика Мат. методы в экономике
Встречаемость (%)
Общенаучные 45 45 35 15 15 10 15
Коммуникативные 15 10 35 25 25 15 15
Социально-личностные 15 10 15 15 15 10 10
Организационно-управленческие 20 15 10 25 25 30 25
Инструментальные 15 20 10 20 20 35 35
Логика построения модели специалиста интегративного профиля в настоящем исследовании опиралась на специфику и особенности его деятельности. Специфика деятельности выражается интеграцией в различные сферы деятельности: в сферу профессиональной деятельности и профессионального пространства, инновационной экономики и информационного пространства. Особенность деятельности специалиста интегративного профиля заключается в условиях регионального промышленно-эко-номического кластера. Так, если интеграция в различные сферы деятельности (специфика деятельности) может быть обеспечена видами общекультурных компетенций, отобранных с учетом требований работодателей и федеральных государственных образовательных стандартов, то особенность деятельности (учет условий регионального промышленно-экономического кластера) специалиста интегративного профиля требует определения критериев готовности к этой интеграции (см. рис.).
Специфика деятельности -интеграция в различные сферы деятельности Особенность деятельности Профессиональные стандарты и требования работодателей
Профессиональная деятельность Общенаучные компетенции
| Условия ; регионального
Профессиональное пространство Коммуникативные и социально-личностные компетенции
! и промышленного !
Инновационная экономика Организационно-управленческие компетенции
кластеров
Информационное пространство Инструментальные компетенции
Рис. Модель специалиста интегративного профиля
При разработке модели специалиста интегративного профиля мы базировались на принципе идентификации, позволившем соотнести профессиональные сферы деятельности с критериями готовности к ней, что обеспечивает возможность определения структуры готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля. Готовность как качество личности предполагает осознание индивидом личной и общественной значимости деятельности, положительное отношение к ней и способность к ее выполнению [4; 5]. Исследователи рассматривают профессиональную готовность как свойство личности, включающее в себя кроме положительного отношения к профессиональной деятельности теоретические знания и умения. В контексте настоящего исследования готовность к профессиональной деятельность специалиста интегративного профиля рассматривается как интегративная характеристика личности, системообразующая совокупность мотивов, установок личности на успешное достижение целей профессиональной деятельности в условиях ее многофункциональности и интеграции в различные профессиональные сферы, учитывающие региональные социоэкономические условия.
Вместе с тем интеграция в сферу профессиональной деятельности требует решения профессиональных задач в зависимости от регионального характера развития промышленности. Социально-экономическое развитие Самарского региона, устойчивое функционирование таких отраслей промышленного производства, как аэрокосмический комплекс, нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс, кабельная, автомобильная промышленность и др. является основопологающим фактором для определения области профессиональных задач.
Интеграция в сферу профессионального пространства обусловлена необходимостью осуществления разного вида коммуникативного взаимодействия в профессиональной среде, установления деловых контактов с российскими и зарубежными коллегами, что требует готовности к межличностным отношениям в условиях многоплановости развития промышленного и социального сектора экономики в Самарской области (табл. 2). Кроме того, необходимость адаптации к быстро меняющимся условиям производственной деятельности, конкуренция на рынке труда требуют от специалиста, интегрирующегося в профессиональное пространство, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитая сфера инновационной экономики в Самаре требует от специалиста готовности к решению управленческих и предпринимательских задач в условиях рыночных отношений.
Таблица 2 ь->
Логика выделения компонентов в структуре готовности о
к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля
Интеграция (специфика деятельности) В профессиональную деятельность В профессиональное пространство В инновационную экономику В информационное пространство
Наличие компетенций: требования стандартов и работодателей Общенаучные Коммуникативные Социально-личностные Организационно-управленческие Инструментальные
Готовность к профессиональной деятельности (показатели) - Интерес к будущей профессии - Удовлетворенность организацией учебного процесса - Интерес к профессиональной литературе и информации - Ценность профессиональных знаний для успешной профессиональной деятельности - Потребность в развитии профессиональных способностей - Знание основ публичной речи, ведения дискуссии и полемики - Способность к межличностному общению - Способность работать в команде - Способность к коммуникации на иностранном языке - Способность к проявлению толерантности - Знание основ и методов эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния - Способность к повышению квалификации - Способность к анализу своей профессиональной деятельности - Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки - Способность адаптироваться к нестандартным ситуациям в условиях неопределенности -Знание основ предпринимательской деятельности - Способность находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность Способность оперативно управлять малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта - Способность к внедрению технологических и продуктивных инноваций - Способность строить бизнес-процессы и организационно-управленческие модели -Знание основ работы с компьютером как средством поиска и передачи информации - Способность применять информационные технологии в профессиональной деятельности - Способность к непрерывному освоению информационных технологий - Способность использовать основные технические средства в профессиональной деятельности - Способность создавать информационные продукты для новых объектов профессиональной деятельности
Компоненты готовности к профессиональной деятельности Ценностно-мотивационный Межличностный Рефлексивный Управленческо-предпринимательский Инструментальный
Критерии готовности к профессиональной деятельности Готовность к решению профессиональных задач Готовность к межличностному взаимодействию Готовность к самообразованию и самореализации Готовность к управленческой и предпринимательской деятельности Готовность к применению инновационных информационных технологий
Ьо
то
I
а к ?!
II &
В современных условиях развитие различных отраслей народного хозяйства невозможно без использования специализированных программных продуктов и инновационных информационных технологий, что обуславливает интеграцию специалиста в сферу информационного пространства и требует готовности к владению информационными технологиями.
Компоненты в структуре готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля определялись в результате анализа ФГОС ВПО, требований работодателей региона к специалисту нового типа, разработанных тюнинг-проектом компетенций, их идентификации с матрицами компетенций основных образовательных программ, реализуемых в Самарском государственном университете.
Таким образом, готовность к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля с учетом условий регионального промышленного кластера выражается следующими критериями: готовность к решению профессиональных задач; готовность к межличностным отношениям; готовность к самообразованию и самореализации; готовность к управленческой и предпринимательской деятельности; готовность к применению инновационных информационных технологий.
Библиографический список
1. Соловова Н.В., Николаева С.В. Подготовка специалиста интегративного профиля в условиях реализации ФГОС ВПО // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы всероссийской научно-методической конференции. Самара: Изд-во «ОГУ», 2013. С. 2247-2250.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 55-61.
4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИ-ТА-ДАНА, 2003. 415 с.
5. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Уфа, 2009. 44 с.
References
1. Solovova N.V., Nikolaeva S.V. Readiness of a professional of an integrative specialization in conditions of realization of Federal State Education Standards of Higher Professional Education. Universitetskii kompleks kak regional'nyi tsentr obrazovaniia, nauki i kul'tury: materialy vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [Multiversity as a regional center of education, science and culture: proceedings of All-Russian Scientific and Practical Conference]. Samara: Izd-vo «OGU», 2013, pp. 2247-2250 [in Russian].
2. Zimniaia I.A. Key competencies as an effective and purposeful foundation of competency-based approach in education. Author's version. M., Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004, 40 p. [in Russian].
3. Khutoskoy A.V. Key competencies as a component of personal-oriented paradigm of education. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2003, no. 2, pp. 55-61 [in Russian].
4. Gromkova M.T. Psychology and pedagogics of professional activity. M., IuNITA-DANA, 2003, 415 p. [in Russian].
5. Amirova L.A. Razvitie professional'noi mobil'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniia: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08 [Development of occupational mobility of a teacher in the system of additional education: Extended abstract of Doctor's of Pedagogical Sciences thesis: 13:00:08]. Ufa, 2009, 44 p.
212
BecmHUK CaMlY. 2014. № 9 (120)
S.V. Nikolaeva, N.V. Solovova*
READINESS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A PROFESSIONAL OF INTEGRATIVE SPECIALIZATION
In the article the algorithms of selection of structural components of readiness to the professional activity of a professional of integrative specialization and model of personality of a professional that is able to be integrated into different spheres of activity taking into consideration regional social and economic conditions are presented.
Key words: professional of an integrative specialization, model of a professional of an integrative specialization, readiness to the professional activity of a professional of an integrative specialization.
* Nikolaeva Svetlana Viktorovna ([email protected]), Solovova Natalia Valentinovna ([email protected]), Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.