Научная статья на тему 'Результативность формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля по материалам факторного анализа'

Результативность формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля по материалам факторного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПРОФИЛЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / INTEGRATIVE PROFILE SPECIALIST / READINESS TO THE PROFESSIONAL OCCUPATION / FORMATION EFFECTIVENESS SYSTEM / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Светлана Викторовна

Представлены экспертные данные факторного анализа материалов констатирующего и формирующего экспериментов, направленных на выявление скрытых взаимосвязей, которые акцентируют внимание на показателях, требующих определенных средств развития компонентов в структуре готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля; рассматриваются факторы готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATIVE PROFILE SPECIALIST FORMATION EFFECTIVENESS OF READINESS TO THE PROFESSIONAL OCCUPATION ON THE BASIS OF THE FACTOR ANALYSIS

The factor analysis expert data of verifying and formative experiments materials and the factors of readiness are presented in the article. They reveal the concealed correlations elicitation which focuses on the rates demanding the certain resources of the components development in the structure of the readiness to the professional occupation of integrative profile specialist.

Текст научной работы на тему «Результативность формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля по материалам факторного анализа»

УДК 378

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ИНТЕГРАТИВНОГО ПРОФИЛЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

С.В. Николаева

Самарский государственный университет 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1 E-mail: nikolaeva@samsu.ru

Представлены экспертные данные факторного анализа материалов констатирующего и формирующего экспериментов, направленных на выявление скрытых взаимосвязей, которые акцентируют внимание на показателях, требующих определенных средств развития компонентов в структуре готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля; рассматриваются факторы готовности.

Ключевые слова: специалист интегративного профиля, готовность к профессиональной деятельности, система формирования готовности, факторный анализ.

В современных условиях глобализации и интеграции общества, изменения статуса многих профессий и развития их рынка становится востребованным специалист, способный интегрироваться в различные сферы: в профессиональную деятельность, в профессиональное пространство, в инновационную экономику, в информационное пространство. Возникает необходимость организации непрерывного образования с целью подготовки специалиста интегративного профиля, обладающего интегративнымипрофессиональными качествами: совокупностью специфических умений, характеризующих несколько сфер деятельности, способностью решать комплексные задачи в условиях изменения социально-экономическогостроя [1].

Готовность к профессиональной деятельности - интегральная характеристика личности, системообразующая совокупность мотивов, установок личности на успешное достижение целей профессиональной деятельности в условиях ее многофункциональности и интеграции направлений в инновационном социально-экономическом пространстве [2]. Результатом готовности специалиста интегративного профиля выступает готовность к профессиональной деятельности, выраженная в интеграции нескольких видов готовности: к решению профессиональных задач, к межличностному общению, к самообразованию и самореализации, к управленческо-предпринимательской деятельности, к применению инновационных информационных технологий. В результате анализа тюнинг-проекта («Настройка образовательных программ в российских вузах») [3], требований работодателей по результатам социологических исследований (Левада-Центр) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к выпускнику вуза в структуре готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля выделяем ценностно-мотивационный, межличностный, рефлексивный, управленческо-предпринимательский и инструментальный компоненты [4].

В ходе опытно-экспериментальной работы проведены констатирующий и формирующий эксперименты, направленные на выявление уровня сформированности компонентов в структуре готовности к профессиональной деятельности специалиста

Светлана Викторовна Николаева, аспиранткафедры теории и методики профессионального образования.

интегративного профиля. Выборку составили 270 студентов. Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень сформированности компонентов в структуре готовности, что обусловило необходимость разработки системы формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля [5]. При анализе условий формирования потребовалось рассмотреть множество показателей в структуре компонентов готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля и провести их классификацию по обобщающим признакам. Для уточнения скрытых взаимосвязей, которые акцентируют внимание на показателях, требующих определенных средств их развития, был проведен факторный анализ (см. таблицу).

По материалам констатирующего эксперимента выделено семь факторов, влияющих на формирование готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля. Первый фактор выделил со значимыми весами показатели (среднее значение фактора - 0.214): 2 - удовлетворенность организацией учебного процесса; 6 - способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; 14 -владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния. Совокупность данных показателей позволяет интерпретировать этот фактор как фактор удовлетворенности обучением, поскольку наибольшее значение получил показатель 2 (0.092).

Второй фактор выделил со значимыми весами следующие показатели (среднее значение фактора - 0.468): 1 - интерес к будущей профессии; 3 -интерес к профессиональной литературе и информации; 8 -способность работать в команде; 16 -знание основ предпринимательской деятельности. Данный фактор интерпретируем как фактор заинтересованности в профессиональном обучении в силу значимости показателя 1 (0.671).

Третий фактор содержит показатели со значимыми весами (среднее значение -0.542): 19 -способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса; 20 -способность к внедрению технологических и продуктовых инноваций; 22 -способность использовать информационные технологии для освоения профессиональной деятельности; 24 -способность использовать основные технические средства в профессиональной деятельности; 4 -осознание значимости профессиональных знаний для успешной профессиональной деятельности. Данный фактор интерпретируем как фактор технологической готовности к реализации профессиональной деятельностив силу значимости показателей 20, 22 и 24.

Четвертый фактор выделил со значимыми весами (среднее значение фактора -0.144) показатели: 25 - способность создавать информационные продукты для новых объектов профессиональной деятельности; 13 -способность выстраивать и реализо-вывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; 17 - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Данный фактор интерпретируем как фактор готовности к реализации инновационных процессов.

Пятый фактор выделил показатели со значимыми весами (среднее значение фактора - 0.323): 9 -способность к коммуникации на иностранном языке; 12 -стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства. Данный фактор интерпретируем как фактор готовности к саморазвитию: обоснованием является значимый вес показателя 12 (0.269).

Шестой фактор содержит показатели со значимыми весами (среднее значение фактора - 0.172): 10 - способность проявлять толерантность в межличностных отно-

шениях и толерантность к другой культуре; 11 -способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков. Данный фактор интерпретируем как фактор готовности к рефлексивной деятельности- наиболее значимый вес имеет 11 показатель (0.059), раскрывающий суть рефлексии деятельности, обусловленной способностями к самооценке, самоанализу, саморазвитию.

Седьмой фактор выделил показатели со значимыми весами (среднее значение фактора - 0.587): 7 - владение навыками межличностных отношений; 18 - способность осуществлять оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; 19 - способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса; 21 -способность работать с компьютером как средством поиска и переработки информации. Данный фактор интерпретируем как фактор коммуникативной готовности в силу значимости показателя 7 (0.312).

По материалам формирующего эксперимента проведен факторный анализ, который выделил семь факторов (аналогично материалам констатирующего эксперимента).

В первом факторе (среднее его значение - 0.312) значимыми являются показатели: 1 - интерес к будущей профессии; 3 - интерес к профессиональной литературе и информации; 16- знание основ предпринимательской деятельности; 19 -способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спро-са.Интерпретируем данный фактор как фактор предпринимательской готовности к реализации профессиональной деятельности за счет наибольшего значения показателя 16 (0.270).

Сравнительный анализ факторных весов по показателям констатирующего и формирующего экспериментов

Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Фактор Вес Фактор Вес

1. Удовлетворенность обучением 0.214 1. Предпринимательская готовность к реализации профессиональной деятельности 0.312

2. Заинтересованность в профессиональном обучении 0.468 2. Готовность к профессиональной самореализации 0.529

3. Технологическая готовность к реализации профессиональной деятельности 0.542 3. Инструментальная готовность к реализации инновационной профессиональной деятельности 0.644

4. Готовность к реализации инновационных процессов 0.144 4. Готовность к реализации инновационной деятельности 0.408

5. Готовность к саморазвитию 0.323 5. Готовность к рефлексивной деятельности и переобучению 0.403

6. Готовность к рефлексивной деятельности 0.172 6. Готовность к реализации управленческой деятельности 0.256

7. Коммуникативная готовность 0.587 7. Готовности к профессиональному взаимодействию в международной сфере 0.605

Второй фактор выделил показатели со значимыми весами (среднее значение фактора - 0.529): 4 - осознание значимости профессиональных знаний для успешной профессиональной деятельности; 5 - потребность в развитии профессиональных способностей; 11- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинства и устранения недостат-

ков; 14 - владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации)собственной деятельности и психического состояния; 24 -способность использовать основные технические средства в профессиональной деятельности. Интерпретируем данный фактор как фактор готовности к профессиональной самореализации в силу значимости показателя 5 (0.412).

Третий фактор содержит показатели со значимыми весами (среднее значение -0.644), адекватными содержанию показателей по материалам констатирующего эксперимента: 15 - способность адаптироваться к нестандартным ситуациям в условиях неопределенности; 20 -готовность участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций; 22 - способность использовать информационные технологии для освоения профессиональной деятельности; 25 - способность создавать информационные продукты для новых объектов профессиональной деятельности. Возросло его среднее значение (от 0.542 до 0.644), интерпретируем данный фактор как фактор инструментальной готовности к реализации инновационной профессиональной деятельности, который сохраняет свою значимость в силу сформированности способностей к деятельности в нестандартных ситуациях (-18). Значимый вес имеет показатель способности адаптироваться к нестандартным ситуациям в условиях неопределенно-сти(0.405),который закладывает основу дляработы в условиях перемен.

Четвертый фактор выделил показатели со значимыми весами (среднее значение фактора - 0.408): 12 - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;15 - способность адаптироваться к нестандартным ситуациям в условиях неопределенности; 17 - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; 23 - способность к непрерывному освоению информационных технологий. Итак, среднее значение фактора готовности к реализации инновационной деятельности возросло от 0.144 до 0.508. Совокупность показателей данного фактора вскрывает причины углубления мотивации на освоение средств реализации инновационных процессов, что объясняется применением отобранных нами средств подготовки специалистов интегратив-ного профиля.

Уменьшилось среднее значение фактора готовности к саморазвитию (от 0.323 до 0.222), что свидетельствует о силе эффекта обучения в системе непрерывного обра-зования.Пятый фактор выделил со значимыми весами признаки, которые объясняют рост значения фактора: 2 - удовлетворенность организацией учебного процесса; 6 -способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; 8 -способность работать в команде; 12 - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; 13 - способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; 23 - способность к непрерывному освоению информационных технологий. Интерпретируем данный фактор как фактор готовности к рефлексивной деятельности и переобучению в силу значимости показателей 12 (0.403) и 13 (0.390).

Шестой фактор (среднее значение фактора - 0.256) свидетельствует практически о прежнем его уровне, однако качество показателей иное: 10 -толерантность в межличностных отношениях и толерантность к другой культуре; 17 - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;18 -способность осуществлять оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта. Данный фактор самооценки интерпретируем как готовность к реализации управленческой деятельности. Фактор обусловлен выработкой умения выстраивать оптимальные стратегии управления в режиме реального време-

ни и на перспективу; повышенной адаптивностью индивидуальных и групповых навыков; толерантностью в межличностных отношениях.

Седьмой фактор выделил показатели со значимыми весами (среднее значение фактора - 0.605), которые обеспечивают небольшой рост значения фактора - от

0.587.до 0.605: 7 - владение навыками межличностных отношений; 8 - способность работать в команде; 9 - способность к коммуникации на иностранном языке; 18 - способность осуществлять оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; 21 - способность работать с компьютером как средством поиска и переработки информации. Наибольшая значимость показателей 7 (0.421) и 9 (0.304) свидетельствует о том, что коммуникативные умения, приобретаемые в ходе обучения по дополнительным профессиональным программам, позволяют не только осуществлять оперативное управление малыми коллективами и группами, но и быть готовыми к коммуникации на иностранном языке. Он свидетельствует о приобретенных новообразованиях межличностного характера, способствующих эффективной международной деятельности. Приобретенные способности к построению более сложных межличностных структур профессиональнойдеятельности в разнообразных многокритериальных средах,повышенная адаптивность индивидуальных и групповых навы-ков,умениевыстраивать оптимальные стратегии управления в режиме реального времени и на перспективу,способности к анализу информации и принятию решений в кризисных условиях и при наличии жесткой конкуренции могут быть рассмотрены как метакомпетенции, а седьмой фактор - как фактор готовности к профессиональному взаимодействию в международной сфере.

Совокупность факторов по условиям констатирующего эксперимента показала сформированную готовность студентов к участию в образовательной деятельности. Совокупность факторов по результатам формирующего эксперимента указывает на сформированную готовность к профессиональной деятельности специалиста инте-гративного профиля. По результатам формирующего эксперимента подтвердилось предположение о возможностях развития всех компонентов в структуре готовности специалиста интегративного профиля средствами инвариантных учебных дисциплин и вариативных дополнительных образовательных программ. Факторный анализ выявил значимые показатели (в самооценке студентов), обеспечивающие готовность к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля, что подтверждает целесообразность разработки системы подготовки специалиста интегра-тивного профиля с учетом принципов интегративного, средового, пространственного и компетентностного подходов в условиях модернизации высшего профессионального образования [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левченко В.В. Средства формирования психолого-педагогической готовности будущих учителей интегративного профиля // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 101 - 114.

2. Соловова Н.В. Качество результатов обучения студентов // Вестник Самарского государственного университета. - Самара: Самарский университет, 2013. - № 2 (103). - С. 170 - 173.

3. TuningEducationStructuresinEurope. Generalbrochure. URL: http://www.tuning.unideusto.oig // tuningeu

4. Николаева С.В. Модель специалиста интегративного профиля // Вестник Самарского государственного университета. - Самара: Самарский университет, 2013. - № 2 (103). -С. 160-163.

5. Николаева С.В. Система подготовки специалиста интегративного профиля // Образование в современном мире: Сб. научных трудов всероссийской заочной научно-

методической конф. Самара, 28 февраля 2013. - Самара: Самарский университет, 2013. -412 с. - С. 61 - 65.

Поступила в редакцию 08.11.13; вокончательном варианте 08.11.13

UDC378

THEINTEGRATIVEPROFILESPECIALISTFORMATIONEFFECTIVENESS OF READINESS TO THE PROFESSIONAL OCCUPATION ON THE BASIS OF THE FACTOR ANALYSIS

S.V. Nikolaeva Samara State University 1, Academic Pavlov st., Samara, 443011 E-mail: nikolaeva@samsu.ru

The factor analysis expert data of verifying and formative experiments materials and the factors of readiness are presented in the article. They reveal the concealed correlations elicitation which focuses on the rates demanding the certain resources of the components development in the structure of the readiness to the professional occupation of integrative profile specialist.

Key words: integrative profile specialist, readiness to the professional occupation, formation effectiveness system, factor analysis.

Original article submitted 08.11.13; revision submitted 08.11.13

Svetlana V. Nikolaeva, post-graduate student of Theory and Vocational Training Technique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.