Научная статья на тему 'Модель процесса формирования профессиональной компетентности у будущего социального работника по работе с семьей повтоного брака'

Модель процесса формирования профессиональной компетентности у будущего социального работника по работе с семьей повтоного брака Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ ПОВТОРНОГО БРАКА / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / FAMILY OF REPEATED MARRIAGE / MODEL / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчанинова Т. В.

Представлена авторская модель процесса формирования профессиональной компетентности студентов, будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака. Практическая ценность такой модели состоит в адекватности и полноте отражения основных требований, предъявляемых к профессиональной компетентности современного выпускника вуза. Методологической основой данной работы явился комплекс взаимосвязанных подходов, таких как: системный, компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, также применялись концептуальные основы построения модели выпускника вуза, на основе которых была разработана представленная модель и выявлены педагогические условия ее формирования. Разработанная модель в ходе своей апробации показала свою продуктивность и значимость, и может применяться в Вузе для формирования профессиональной компетентности у будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турчанинова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE FORMATION PROCESS OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE AT FUTURE SOCIAL WORKER ON WORK WITH MARRIAGE POVTONOGO'S FAMILY

The author's model of process of formation of professional competence of students, future social workers on work with a family of repeated marriage is presented. Practical value of such model consists in adequacy and completeness of reflection of the main requirements shown to professional competence of the modern graduate of higher education institution. A methodological basis of this work was the complex of the interconnected approaches, such as: system, kompetentnostny, personal focused, deyatelnostny, conceptual bases of creation of model of the graduate of higher education institution on the basis of which the presented model was developed also were applied and pedagogical conditions of its formation are revealed. The developed model during the approbation showed the efficiency and the importance, and can be applied in Higher education institution to formation of professional competence at future social workers on work with a family of repeated marriage

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования профессиональной компетентности у будущего социального работника по работе с семьей повтоного брака»

УДК 37.8 МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПОВТОНОГО БРАКА

Турчанинова Т.В.

Представлена авторская модель процесса формирования

профессиональной компетентности студентов, будущих социальных

работников по работе с семьей повторного брака. Практическая ценность такой модели состоит в адекватности и полноте отражения основных требований, предъявляемых к профессиональной компетентности современного выпускника вуза. Методологической основой данной работы явился комплекс взаимосвязанных подходов, таких как: системный, компетентностный,

личностно-ориентированный, деятельностный, также применялись

концептуальные основы построения модели выпускника вуза, на основе которых была разработана представленная модель и выявлены педагогические условия ее формирования. Разработанная модель в ходе своей апробации показала свою продуктивность и значимость, и может применяться в Вузе для формирования профессиональной компетентности у будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака.

Ключевые слова: семья повторного брака; модель; профессиональная компетентность.

THE MODEL OF THE FORMATION PROCESS OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE AT FUTURE SOCIAL WORKER ON WORK WITH MARRIAGE POVTONOGO’S FAMILY

Turchaninova T.V.

The author's model of process of formation of professional competence of students, future social workers on work with a family of repeated marriage is presented. Practical value of such model consists in adequacy and completeness of reflection of the main requirements shown to professional competence of the modern graduate of higher education institution. A methodological basis of this work was the complex of the interconnected approaches, such as: system, kompetentnostny, personal focused, deyatelnostny, conceptual bases of creation of model of the graduate of higher education institution on the basis of which the presented model was developed also were applied and pedagogical conditions of its formation are revealed. The developed model during the approbation showed the efficiency and the importance, and can be applied in Higher education institution to formation of professional competence at future social workers on work with a family of repeated marriage

Keywords: Family of repeated marriage, model; professional competence.

В современном обществе компетентностный подход в высшем профессиональном образовании является основой подготовки

конкурентоспособных специалистов, востребованных в быстроменяющихся экономических условиях. Актуальность формирования профессиональной компетентности у будущих социальных работников для работы с семьей повторного брака, обусловлена высокой значимостью семьи в российском обществе, увеличением числа разводов и ростом семей повторного брака, имеющих комплекс проблем, которые без специальной социальной помощи являются трудноразрешимыми. Для того чтобы будущему социальному

работнику с семьей повторного брака стать компетентным специалистом ему необходимо овладеть профессиональной компетентностью.

Под профессиональной компетентностью специалиста по социальной работе с семьями повторного брака понимается теоретическая и практическая подготовленность индивида на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, а также опыте профессиональной деятельности, необходимых для разрешение комплексных проблем семей повторного брака, обеспечения ее стабильности, социальной поддержки, интеграции и самореализации.

Образовательный процесс вуза благодаря непрерывности, системности, последовательности, практикоориентированности обладает большим

потенциалом для формирования изучаемой компетентности.

На основании анализа научной литературы, изучения ГОС ВПО - 2000 г. специальности «Социальная работа», квалификационных требований к специалистам, бакалаврам и магистрам по социальной работе, изучения учебных планов факультетов, готовящих специалистов по социальной работе с семьей, проведенных бесед с преподавателями выпускающих кафедр, специалистами баз практики, нами была предпринята попытка разработать структурно-содержательную модель процесса формирования

профессиональной компетентности у будущего социального работника по работе с семьей повторного брака (См: схему 1). Л.В. Мардахаев определяет «модель» как систему элементов, воспроизводящих определенные стороны, связи, функции предмета исследования [2; с.107]. Основанием в разработанной нами структурно-содержательной модели «процесса формирования профессиональной компетентности будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака в ВУЗе» являются требования стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), учет социального заказа общества, а также востребованности социальных работников по работе с семьей повторного брака на рынке труда.

Схема 1

ГОС ВПО / ФГОС ВПО

Социальный заказ

профессиональная компетентность социального работника по работе с семьей повторного брака

Цель: Создать в вузе условия для формирования профессиональной компетентности у будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака

Компоненты профессиональной компетентности Целевой ценностно-мотивационный функциональный деятельностный содержательный организационно-управленческий технологический

Учебно-профессиональная деятельность студента научная деятельность студента практическая деятельность студента

Методы: активные методы обучения (деловая игра, проблемная ситуация и т.д.)

Формы : лекции семинары, научно-практические конференции, круглые столы и т.д.

Условия формирования профессиональной компетентности социально-психологические психолого-педагогические дидактические 4. организационно-методические

Критерии сформированности профессиональной компетентности ценностно-мотивационный когнитивный рефлексивный деятельностно-практический

Уровни сформированности профессиональной компетентности Минимальный базовый оптимальный высокий

Результат: Сформирована профессиональная компетентность у будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака

Целевой

блок

Содержательный

Блок

Организационно-деятельностный блок

V7

Условный

блок

Уровнево-результативный

блок

Теоретико-методологической основой разработанной нами модели лежит личностно-ориентированный подход, который заключается в признании студента главной действующей фигурой всего образовательного процесса, при этом отношения студента и преподавателя построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Личностный подход применительно к обучению будущего социального работника в ВУЗе отражает: современные квалификационные требования к специалисту, обусловленные социальным заказом.

Сущность профессиональной компетентности социального работника с семьей повторного брака раскрывается в ценностно- мотивационном, когнитивном, операционально-технологическом аспектах. Ценностномотивационный аспект заключается в готовности студента к проявлению компетентности при работе с семьей повторного брака, проявляется в осознание значимости и ценности профессиональной деятельности, а также в готовности специалиста к самостоятельной социальной работе с семьей повторного брака. Немаловажен когнитивный аспект, означающий владение знанием содержания компетентности о типичных проблемах членов семей повторного брака и способах их решения. Операционально-технологический аспект отображает опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях при работе с семьей повторного брака; отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения.

Процесс формирования профессиональной компетентности у будущих социальных работников для работы с семьей повторного брака представлен как система, являющаяся совокупностью взаимосвязанных структурных блоков (задачно - целевого, содержательного, организационно-деятельностного и уровнево - результативного), объединенных для реализации обозначенных цели и задач. Заданно - Целевой блок включает в себя главную цель, обозначенную в исследовании (создать в вузе условия для формирования профессиональной компетентности у будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака) и задачи, комплексное решение которых обеспечивает ее

достижение. Содержательный блок реализуется в соответствии с социальным заказом государства, нормативными документами и представлен в совокупности компонентов: целевого который непосредственно отображает

цель - формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе с семьями повторного брака в процессе обучения в вузе); ценностно-мотивационного (отбор студентов, будущих социальных работников, склонных к работе с семьей и формирование у них интереса и осознанной активности в овладении профессией); функционального (характеризует круг знаний о способах социально-педагогической деятельности, необходимых социальному работнику для проектирования и реализации различных технологий для работы с семьей повторного брака); деятельностного (отражает уровень владения алгоритмами, способами, умениями, опытом применения различных технологий в социальной работе с семьей повторного брака); содержательного (обеспечение интегративности знания различных дисциплин специализации, обеспечивающих усвоение теории и методики социальной работы с семьей повторного брака); организационно-управленческого - собственно создание условий для организации успешной деятельности образовательного процесса в вузе и управление им; технологического компонента, включающего поэтапное закрепление теоретических знаний и практических навыков работы с семьей повторного брака, приобретение опыта практической деятельности; результативного, предполагает оценку результата, полученного в процессе образования профессиональных компетенций, предусматривает выделение критериев, качества и уровня их проявления.

Особого внимания заслуживает организационно-деятельностный блок модели. В него включены организационная деятельность и методическое обеспечение качества поэтапной профессиональной подготовки социального работника для работы с семьей повторного брака в условиях вуза. Важной составляющей данного блока является содержание профессионального образования студентов, будущих социальных работников, в рамках учебно-

профессиональной, научной деятельности, а также деятельности в период практики. Учебно-теоретический этап (1 курс) представлен следующими формами: учебная деятельность академического типа (лекции и семинары), квазипрофессиональная деятельность с использованием активных методов обучения (деловые игры, мозговой штурм проблемные методы обучения, кейс-метод и др.). В данный период формируются группы для социальной работы с семьей в том числе с семьей повторного брака и проводится профориетацонная работа с ними. Учебно-практический (2,3 курс) включает различные виды деятельности (научно-исследовательская деятельность, участие в профессиональных конкурсах, научных и научно-практических конференциях, и др.). На данном этапе студенты углубляют имеющиеся у них теоретические знания, развивают профессиональные мышление: проявляют интерес к социальной работе с семьей повторного брака, пытаются осмыслить методы и технологии выявления проблем семьи повторного брака и т.д. В учебнопрактической деятельности осуществляется изучение студентами, будущими социальными работниками, дисциплин федерального, регионального компонента с учетом выделенных проблем семей повторного брака.

Нами были проанализированы тематические планы и программы дисциплин подготовки специализации «Социальная работа с семьей», «Технология социальной работы», «Семьеведение», «Гендерология и феминология» и др.). На основе полученных данных внесены дополнения в программы учебных курсов по некоторым дисциплинам, ориентированных на формирование основных компетенций будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака.

Наконец, ( 4, 5 курс), непосредственно практика студентов

(производственная 5 недель, и преддипломная 8 недель), которая должна быть максимально приближена к теоретической подготовке. В период практики, студенты отрабатывают технологии решения проблем семей повторного брака: учатся вести социальный мониторинг данных семей, грамотно применять социально-психолого-педагогические технологии в профессиональной

деятельности с ними, взаимодействовать с различными государственными и негосударственными социальными учреждениями готовых им помочь и др. Практическая деятельность студентов помогает им развить личностные качества (стрессоустойчивость, ответственность, коммуникативность, доброту и др.). Результатом: этого этапа является овладение студентами основными компетенциями, развитие у них инициативности и творчества, формирование самостоятельности в профессиональной деятельности. На этом этапе оценивается эффективность сформированных - профессионально важных качеств выпускника вуза - владение профессиональными знаниями на оптимальном и высоком уровнях (когнитивный компонент), необходимыми компетенциями (деятельностно - практический компонент).

Таким образом, учебно—теоретическая, учебно-практическая и практическая деятельность студентов, будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака, представляет собой систему долгосрочных и краткосрочных исследовательских, прикладных, методических проектов. В связи с тем, что процесс формирования профессиональной компетентности у будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака управляемый и регулируемый, его результативность и эффективность зависит от совокупности обоснованных условий, которые отображены в условном блоке модели. Прежде всего, нами выделены, социально-психологические условия, которые включают в себя осознанность выбора и активность в овладении студентами профессией социальная работа с семьей. Также психологопедагогические (интегративность в формировании теоретической подготовки студентов); дидактические, которые заключаются в обеспечении единства теории и практики обучения в вузе. И - организационно-методические (максимальное приближение практики студентов к реальным потребностям социальной работы с семьей повторного брака).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что формирование профессиональной компетентности у будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака в вузе - это сложный, длительный процесс,

который требует определенного систематизированного подхода к обучению студентов, включающего поэтапную подготовку и отвечающую определенным условиям:

- Выявление у студентов будущих социальных работников осознанности выбора профессии «социальная работа с семьей», а также содействие в формировании у них моцивационно-ценностной ориентации необходимости овладения профессиональной компетентностью;

- обеспечение единства теоретической подготовки студентов будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака и их практической деятельности во время обучения в вузе;

- повышение профессионализма преподавательских кадров в филиалах социальных вузов;

- необходимое современное научно-методическое обеспечение процесса обучения.

- обеспечение максимального приближения практики в вузе к реальным потребностям социальной работы с семьей повторного брака;

- использование личностно- ориентированного подхода к процессу обучения социальных работников с целью формирования у них необходимых компетенций для работы с семьей повторного брака.

Завершающим блоком модели формирования профессиональной компетентности будущего социального работника по работе с семьей повторного брака является уровнево-результативный, который определяет эффективность внедрения учебно-методического комплекса и характеризуется критериями, показателями и уровнями сформированности изучаемой профессиональной компетентности, которая включает в себя наличие необходимых знаний, умений, определенных навыков и профессионально значимых качеств личности.

В качестве критериев сформированности профессиональной компетенции нами выделены следующие: ценностно - мотивационный, когнитивный, рефлексивный и деятельностно-практический. Ценностно-

мотивационный критерий отражает уровень личностного саморазвития, наличие мотивации к достижению успеха; готовность к проявлению компетентности, психологическое принятие ценностей профессии социальной работы и др. Когнитивный - отражает уровень теоретического знания и технологий социальной работы по их разрешению и др. Рефлексивный -включает в себя саморазвитие социального работника, творческий подход к профессиональной деятельности и д.р. Деятельностно-практический -выражается в применении знаний, умений, навыков в практической профессиональной деятельности для работы с семьей повторного брака).

Также в рассматриваемый блок включены уровни сформированности профессиональной компетентности будущего социального работника к работе с семьей повторного брака и показатели их оценки.

Изучив особенности организации учебного процесса по обеспечению качества подготовки будущих социальных работников с семьями повторного брака, мы выделили следующие принципы реализации модели формирования их профессиональной компетентности: принцип преемственности, системности и непрерывности, взаимосвязи теории и практики. Принцип преемственности предполагает последовательное теоретическое изучение учебных дисциплин, в соответствии со спецификой каждой, их логикой и структурой, обеспечивающих усвоение основных компетенций, необходимых социальному работнику для работы с семьей повторного брака. Это означает, что общие гуманитарные, социально-экономические, математические,

естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные дисциплины государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования должны быть ориентированы на идеи социальной помощи и поддержки семьи, в том числе и семьи повторного брака. Для реализации этого принципа необходимы межпредметные и внутрипредметные связи. Другим важнейшим принципом является принцип системности и непрерывности. Системность в профессиональной подготовке будущего социального работника представляет собой целостный процесс, который заключается в

последовательном овладении студентом основными компетенциями по социальной работе с семьей повторного брака. Непрерывность является одним из ключевых принципов развития профессионально-педагогического образования в мире. Принцип непрерывности позволяет рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики [1; с -3]. Принцип связи теории с практикой заключается в постоянной взаимосвязи теоретической подготовки и соответствующей ей практики во время всего процесса обучения будущих социальных работников, что будет способствовать наиболее эффективному овладению студентами всеми необходимыми компетенциями для их профессиональной деятельности (в нашем исследовании. По нашему мнению, выполнение требований этих принципов поможет студенту прочно овладеть системой знаний, умений и, навыков, необходимых социальному работнику для работы с семьей повторного брака. Необходимо отметить, что все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они составляют определенную систему, которая способствует эффективности реализации технологий социальной работы с семьей повторного брака. Таким образом, реализация модели «процесса формирования профессиональной

компетентности будущего социального работника по работе с семьей повторного брака в вузе», на наш взгляд, способствует эффективной организации системы подготовки компетентных специалистов, а также обеспечит целостность, направленность и эффективность формирования профессиональной компетентности у будущих социальных работников по работе с семьей повторного брака.

Список литературы

1. Возгова З.В. Принципы непрерывного повышения квалификации

научно-педагогических работников // Современные проблемы науки и образования. № 3. 2011.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики,

2003. 280 с.

3.

References

1. Vozgova Z.V. Printsipy nepreryvnogo povysheniya kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Principles of continuous professional development scientific pedagogical krabotnik]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no. 3 (2011).

2. Mardakhayev L.V. Sotsial'nayapedagogika [Social pedagogics]: Textbook. M: Gardarika, 2003. 280 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Турчанинова Татьяна Витальевна, старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии; аспирант кафедры социальной и семейной педагогики

Российский государственный социальный университет (филиал г. Электросталь)

ул. Мира д.19 корп. А, г. Электросталь, 144000, Россия e-mail: T4166235@mati.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Turchaninova Tatyana Vitalyevna, senior teacher of chair of social work, pedagogics and psychology; Graduate student of chair of social and family pedagogics

Russian state social university (branch Electrostal)G. Elektrostal 19А, Mira St., Elektrostal, 144000, Russia e-mail: T4166235@mail.ru

Рецензент:

Файзиева Е.Б., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры социальной работы педагогики и психологии РГСУ (филиал г. Электросталь).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.