Научная статья на тему 'Модель формирования технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики'

Модель формирования технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / MODEL / FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL WORKER / STUDENT PRACTICE OF FUTURE SOCIAL WORKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчельникова Светлана Семеновна

Изучаются актуальные вопросы формирования технологической компетентности социального работника. Технологическая компетентность не является однозначно сформулированным определением, предпринимается попытка уточнить данное понятие. На основе проведенного анализа работ современных отечественных и зарубежных ученых предложена трактовка понятия «технологическая компетентность социального работника». Рассматривается сущность и структура технологической компетентности будущего социального работника с позиций педагогической диагностики. Особое внимание уделяется критериям, показателям и уровням сформированности технологической компетентности. Обосновывается мысль о том, что компетентность является деятельностной характеристикой и для ее формирования необходим опыт практических отношений. В связи с чем, актуальной является проблема усиления практикориентированности обучения будущих социальных работников. На основе существующих в науке подходов обосновывается сущность и структура вузовской подготовки социального работника. Считается, что в вузовской подготовке технологически компетентного социального работника ведущая роль принадлежит студенческой практике. Дано определение понятию «студенческая практика». Выделяются и описываются ее особенности как компонента вузовской подготовки будущих социальных работников. Представлена модель формирования технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики, раскрыты ее структурные и содержательные характеристики. Особое внимание уделено принципам процесса формирования технологической компетентности. Проанализированы концепции системного, компетентностного, деятельностного, технологического подходов. Модель формирования технологической компетентности будущих социальных работников в процессе студенческой практики основывается на выделенных компонентах технологической компетентности: ценностно-смысловом, когнитивном и деятельностном и включает в себя целеполагающий, содержательный, контрольно-результативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пчельникова Светлана Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF SOCIAL WORKER’S TECHNOLOGICAL COMPETENCE DURING THE COURSE OF STUDENT INTERNSHIP

The current affairs of social worker’s technological competence formation are studied. Technological competence has no straight stated definition so we’ll try to specify it in this article. As a result of analyzing modern scientists publications, both foreign and not, the definition of “social worker’s technological competence” was offered. The core and structure of social worker’s technological competence is viewed from the position on pedagogical diagnostic. The criteria, rates and levels of formed technological competence are shown. The technological competence is an active characteristic and the experience of practical relationships is needed for its formation is stated. As a result, the topic of practical orientation of future social workers increasing remains actual. Depending on methods existing in science the core and structure of social worker’s university preparation is stated. It is considered that the leading role of practicing the technological competence of social worker belongs to student practice. The term of “student practice” is defined. Its aspects as a component of university practice of future social workers are described. The model of formation of technological competence of future social worker in process of student practice is described, its structural and contextual characteristics are revealed. The most attention is paid to principles of process of formation of technological competence. The concepts of systematic, competent, active and technological aspects are analyzed. The model of formation of technological competence of future social workers in the process of student practice is based upon isolated components of technological competence: cognitive, value-sensible and active and includes contextual, goal-defining and control-result blocks.

Текст научной работы на тему «Модель формирования технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики»

УДК 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

© Светлана Семеновна ПЧЕЛЬНИКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: lanapchelnik@mail.ru

Изучаются актуальные вопросы формирования технологической компетентности социального работника. Технологическая компетентность не является однозначно сформулированным определением, предпринимается попытка уточнить данное понятие. На основе проведенного анализа работ современных отечественных и зарубежных ученых предложена трактовка понятия «технологическая компетентность социального работника». Рассматривается сущность и структура технологической компетентности будущего социального работника с позиций педагогической диагностики. Особое внимание уделяется критериям, показателям и уровням сформированности технологической компетентности.

Обосновывается мысль о том, что компетентность является деятельностной характеристикой и для ее формирования необходим опыт практических отношений. В связи с чем, актуальной является проблема усиления практикориентированности обучения будущих социальных работников. На основе существующих в науке подходов обосновывается сущность и структура вузовской подготовки социального работника. Считается, что в вузовской подготовке технологически компетентного социального работника ведущая роль принадлежит студенческой практике. Дано определение понятию «студенческая практика». Выделяются и описываются ее особенности как компонента вузовской подготовки будущих социальных работников.

Представлена модель формирования технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики, раскрыты ее структурные и содержательные характеристики. Особое внимание уделено принципам процесса формирования технологической компетентности. Проанализированы концепции системного, компетентностного, деятельностного, технологического подходов. Модель формирования технологической компетентности будущих социальных работников в процессе студенческой практики основывается на выделенных компонентах технологической компетентности: ценностно-смысловом, когнитивном и деятельностном и включает в себя целе-полагающий, содержательный, контрольно-результативный блоки.

Ключевые слова: модель; формирование технологической компетентности будущего социального работника; вузовская подготовка социального работника.

В современных условиях в образовательном процессе вуза у будущих социальных работников формируются различные компетенции, составляющие в целом профессиональную компетентность, которая определяет их готовность к профессиональной деятельности. Для студентов - будущих социальных работников - одной из характеристик профессионализма является овладение технологической компетентностью. Проблеме технологической компетентности, определению ее сущности и структуры посвящен ряд исследований отечественных ученых -А.А. Вербицкого, Н.Н. Манько, Е.И. Никифоровой, Т.В. Першиной, Л.А. Ядвиршис [1-5]. Однако следует признать, что проблема качественной вузовской подготовки будущих социальных работников, формирования их технологической компетентности остается актуальной и недостаточно разработанной.

На основе проведенного анализа работ, можно говорить о неоднозначности термина «технологическая компетентность» в российской педагогической науке. Опираясь на разработки ученых в области технологической компетентности, предлагаем следующую трактовку данного понятия. Технологическая компетентность социального работника - это интегральная профессионально-личностная характеристика социального работника, включающая в себя:

- знания (о технологиях социальной работы, методах, средствах, формах деятельности и условиях их применения, организации);

- умения применять эти знания, проектировать, анализировать эффективность и результаты своей деятельности;

- профессионально значимые личностные качества.

В составе технологической компетентности социального работника выделяем цен-

ностно-смысловой, когнитивный и деятель-ностный компоненты.

Анализируя проблему технологической компетентности, рассмотрим процесс ее формирования. Понятие «формирование» относится к общенаучным. В философском контексте оно рассматривается как переход «от одной определенности бытия к другой», смена одного момента развития другим. В соответствии с исследованиями И.П. Пидка-систого [6, с. 27], рассматриваем «формирование» в качестве процесса становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов -экономических, социальных, аксиологических, психологических, педагогических и др., результат которого дает определенную законченность в профессиональных и личностных планах, в достижении уровня профессиональной зрелости, устойчивости базовых профессионально-личностных качеств.

Согласно позиции Н.В. Гарашкиной [7, с. 94], вузовская подготовка социальных работников - это относительно самостоятельный вид профессионального социального образования, результатом которого является приобретение студентом знаний, умений, навыков, личностно-профессиональных качеств и опыта, которая способствует конструктивно выполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности, позволяющей решать проблемы социальной работы на всех уровнях (макро, мезо, микро).

В соответствии с данным подходом, структура вузовской подготовки будущих социальных работников включает следующие компоненты: прогностический, конце п-туально-проектировочный, аксиологический, управленческий, содержательный, организационный, технологический.

Формирование технологической компетентности является подсистемой вузовской подготовки, направленной на развитие способностей к высокоэффективной социальной работе, и рассматривается нами как сложный, управляемый процесс освоения индивидом новых социальных ролей, опыта профессиональной деятельности в условиях специально организованного процесса обучения, связанный с процессом профессиональной социализации.

В качестве научного метода познания с целью всестороннего рассмотрения процесса формирования технологической компетент-

ности будущих социальных работников как целостной системы, а также ее структурных компонентов, используем метод моделирования.

Понятие «моделирование» имеет несколько определений. В числе определений, взятых за основу, значимым считаем следующее: «метод практического и теоретического оперирования с объектом, при котором одной из ступеней работы выступает создание искусственного вспомогательного объекта, или квазиобъекта (модели), который обладает определенным сходством с объектом познания» [8, с. 193]. Моделирование позволяет осуществлять количественный и качественный анализ исследуемого объекта, а также определять основные его параметры и пути совершенствования.

Модель представляет собой «обобщенный абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает и репрезентирует существенные структурные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте исследования» [9, с. 81].

Одним из требований к моделированию является установление границ, формализация, т. е. нахождение области знаний, внутри которой возможно построение формальных систем (моделей). Это предполагает включение в моделирование принципов, позволяющих приобрести системе целостный характер и выступать в роли образца в процессе формирования технологической компетентности будущего социального работника.

В ходе моделирования используем предложенные Н.Б. Пикатовой принципы процесса формирования технологической компетентности.

1. Принцип системности, обеспечивающий целостность процесса формирования технологической компетентности будущих социальных работников в процессе студенческой практики на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов, форм и результата данного процесса.

2. Принцип гуманистической и профессиональной направленности модели, предполагающий ее ориентацию на развитие активной творческой позиции студентов к будущей профессиональной деятельности на основе современных технологий социальной работы как необходимого условия интеллектуального, нравственного и профессиональ-

ного развития личности будущего социального работника.

3. Принцип гибкости модели в условиях изменяющегося образовательного пространства.

4. Принцип динамичности модели, который предполагает ее развитие, постоянное изменение и наполнение новым содержанием. При реализации данного принципа обеспечивается переход от одного уровня технологической компетентности к другому с тенденцией повышения качества результата.

5. Принцип вариативности модели, предоставляющий возможность научно разрабатывать и теоретически обосновывать новые идеи и технологии [10].

Развивая идеи Н.Б. Пикатовой, считаем необходимым названные ей принципы дополнить принципом активного взаимодействия субъектов процесса формирования технологической компетентности будущих социальных работников в процессе студенческой практики.

В ходе исследования разработана модель формирования технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики. Она основывается на выделенных компонентах технологической компетентности: ценностно-смысловом, когнитивном, деятельностном и представляет собой взаимосвязанную совокупность элементов, структурированных в целостную систему (табл. 1).

Анализ концептуальных оснований технологической компетентности позволяет утверждать, что профессиональная компетентность в целом и технологическая компетентность в частности формируется и развивается в деятельности, т. е. стать компетентным человек может только после приобретения определенной информации, знаний и практического опыта. В связи с этим, значительными возможностями в формировании технологической компетентности будущих социальных работников обладает студенческая практика. Понимаем ее как образовательную технологию - комплекс методов включения в профессиональное поле, обеспечивающий необходимый уровень развития компетентности [11].

Практика способствует выработке системы устойчивых профессиональных ценностей; развитию необходимых личностно-профес-сиональных качеств; комплекса умений и навыков по использованию методов и технологий социальной работы; приобретению опыта работы в социальных службах, организациях, с различными категориями клиентов; формированию компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Основополагающими факторами, определяющими моделирование рассматриваемой системы, являются требования работодателей к уровню сформированности технологической компетентности социальных работников; государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 040400 «Социальная работа»; учебный план по направлению подготовки «Социальная работа».

Концептуальным основанием для разработки модели формирования технологической компетентности будущего выпускника вуза в процессе студенческой практики - положения деятельностного, системного, компе-тентностного и технологического подходов.

Деятельностный подход предполагает такую организацию деятельности студентов будущих социальных работников в ходе студенческой практики, при которой они активно участвуют в определении целей, конструировании содержания, планировании деятельности социальных учреждений, ее организации и регулировании, в рефлексивном анализе ее результатов.

Системный подход позволяет анализировать, исследовать, развивать процесс формирования технологической компетентности как целостную систему.

Сущность компетентностного подхода состоит в том, что он предполагает принципиальное обновление процесса вузовской подготовки будущего социального работника на основе выделения профессиональных и общекультурных компетенций, обеспечивающих его готовность к выполнению профессиональных задач, к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни.

Таблица 1

Модель формирования технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики

Требования работодателей к уровню сформированное™ технологической компетентности

Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа»

Учебный план по направлению «Социальная работа»

Концептуальные основания для проектирования модели

Деятельностный подход Системный подход Компетентностный подход Т ехнологический подход

Технологическая компетентность (ТК) социального работника

Компоненты ТК Ценностно-смысловой Когнитивный | Деятепьностный

«

§ ■

С

¡и

н

си

!=Г

Цель: формирование технологической компетентности будущего социального работника

Задачи

Формирование мо- Формирование Формирование

тивации на овладе- знаний о тех- умений и навыков

ние современными нологиях, при- по разработке и

технологиями со- меняемых в применению техно-

циальной работы социальной ра- логий социальной

боте работы

Виды студенческой практики

Ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная

и о к ю

й а

си Ч О

О

Этапы формирования ТК

Педагогические условия результативности формирования ТК

1. Адаптационный

2. Технологический

3. Системно-технологический

1. Мотивация студентов будущих социальных работников к освоению технологий социальной работы как традиционных, так и инновационных.

2. Использование супервизорства как основного компонента студенческой практики.

3. Сотрудничество студентов и специалистов учреждений и организаций социальной сферы в проектной деятельности

Субъекты процесса формирования ТК

Преподаватели, студенты, супервизоры, специалисты и руководители учреждений и организаций социальной сферы

Критерии

Ценностно-смысловой

Когнитивный

§

к

ю «

¡3 К я к

Й н

I

о к

а

о а

н

§

и

Показатели сформированное™ ТК

мотивационная направленность на осуществление деятельности в области социальной работы; осознание студентами ценностей социальной работы_

знания по разработке и применению технологий социальной работы в профессиональной деятельности

Деятепьностный

технологические умения и навыки по разработке и применению технологий социальной работы

Уровни сформиро-ванности ТК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий Средний Выше среднего Высокий

Результат формирования ТК

Сформировали ость дущего социального

технологической компетентности бу-работника

Технологический подход важен тем, что он представляет собой строгое научно-обоснованное проектирование модели формирования технологической компетентности, ее планомерное и последовательное воплощение на практике, с отслеживанием полу-

чаемых результатов, а также точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Составляющие модели объединены в блоки: целеполагающий, содержательный и контрольно-результативный, которые опреде-

ляют процесс формирования технологической компетентности у студентов - будущих социальных работников. Охарактеризуем содержание каждого из выделенных блоков модели.

Целеполагающий блок представлен единством цели и задач. Цель объединяет во взаимодействии включенных в нее участников. Целевая направленность процесса формирования технологической компетентности реализуется через совокупность задач. Для каждого компонента (ценностно-смыслового, когнитивного, деятельностного) выделены соответствующие задачи формирования: 1) мотивации на овладение современными технологиями социальной работы; 2) знаний о технологиях, применяемых в социальной работе; 3) умений и навыков по разработке и применению технологий социальной работы. В целом эти задачи направлены на общую цель - формирование технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики.

В содержательный блок модели входят виды студенческой практики, этапы, условия и субъекты процесса формирования технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики.

Формирование технологической компетентности в процессе студенческой практики предполагает последовательную поэтапную организацию образовательного процесса. Адаптируя модель Ю. Жегульской [12], считаем необходимым выделить три этапа при построении программы практики:

первый этап - адаптационный, реализуется в течение 1-11 семестров обучения и включает освоение практикумов («Практикум волонтерской деятельности», «Практикум по научно-исследовательской работе студентов»);

второй этап - технологический, реализуется в течение Ш-У1 семестров обучения и включает подготовку к переносу полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной деятельности как в ходе аудиторных занятий (практи-

кумы, тренинги), так и в процессе прохождение студентами учебной практики;

третий этап - системно-технологический, реализуется в течение УП-УШ семестров обучения и включает подготовку к овладению технологиями социальной работы, прохождение производственной практики.

Понимание содержания практики у студента начинается на адаптационном этапе, когда в рамках доминантных по блоку профессионализации предметов идет теоретическое освоение сущности, типологии характера социальных проблем и способов их решения на государственном и личностном уровнях. На системно-технологическом этапе важным моментом является самоанализ содержания и результатов практики.

В ходе исследования было выявлено, что среди педагогических условий, способствующих эффективному формированию технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики, можно выделить:

- формирование мотивации студентов будущих социальных работников к освоению технологий социальной работы как традиционных, так и инновационных;

- использование супервизии как основного компонента студенческой практики;

- сотрудничество студентов и специалистов учреждений и организаций социальной сферы в проектной деятельности.

Субъектами процесса формирования технологической компетентности будущих социальных работников в процессе студенческой практики являются преподаватели, студенты, супервизоры, специалисты, руководители учреждений и организаций социальной сферы.

Завершающий блок модели - контрольно-результативный, в рамках которого происходит подведение итогов, оценка полученных результатов по изменению уровня сфор-мированности технологической компетентности, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанной модели. Контрольно-результативный блок сформированности

Уровни сформированности технологической компетентности студента - будущего социального работника

Таблица 2

Низкий уровень - отсутствие технологических знаний; - низкая познавательная активность; - несформированность технологического мышления, исследовательских навыков; - отсутствие стремления к повышению технологической компетентности, ответственности за процесс и результаты своей деятельности; - низкий уровень сформированности умений и навыков использования технологий социальной работы и компьютерных технологий; - слабый интерес и низкая мотивация к их использованию в будущей профессиональной деятельности; - ценностные установки применительно к социальной работе не сформированы; - интерес к саморазвитию проявляется незначительно; - не развиты критическое мышление и способности к самоанализу; - овладение знаниями и умениями только под действием требований преподавателя

Средний уровень - частичное владение технологическими знаниями и умениями; - осознание необходимости регулярного повышения уровня технологической компетентности; - не всегда реализуются все компоненты технологической компетентности; - недостаточное осмысление ценностей социальной работы; - четко выраженная склонность у студента к применению технологий социальной работы в профессиональной деятельности, но при этом у него отсутствует опыт их практического применения

Уровень выше среднего - интерес к самообразованию проявляется на постоянной основе; - сформулированы устойчивые ценностные и морально-этические установки применительно к области социальной работы, которые продолжают активно развиваться; - умения и навыки применения технологий социальной работы хорошо развиты, применяются уверенно без помощи преподавателя, однако они еще не отработаны до автоматизма, и для безошибочных действий в ряде случаев необходима концентрация

Высокий уровень - высокий уровень сформированности технологических умений и технологического мышления; - осознание стремления к пополнению знаний, нахождению новых способов действий; - заинтересованность в повышении технологического мастерства; - стремление к профессиональному самосовершенствованию; - устойчивая потребность и ярко выраженная положительная мотивация к использованию технологий социальной работы в профессиональной деятельности; - готовность и способность к самостоятельному применению сформированных умений и навыков в различных профессиональных ситуациях; - высокая степень развития корректировочной деятельности на основе осмысления профессиональной ситуации

технологической компетентности будущего социального работника можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Таким образом, рассмотренная нами модель представляет собой совокупность компонентов, которые позволяют осуществлять эффективное формирование технологической компетентности будущего социального работника в процессе студенческой практики.

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

2. Манько H.H. Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2000.

3. Никифорова Е.И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007.

4. Першина Т.В. К проблеме формирования технологической компетентности социальных педагогов на этапе вузовского обучения // Вестник Череповецкого государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 1-4.

5. Ядвиршис Л.А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально-педагогической деятельности // Образование и общество. 2007. № 1. С. 11-15.

6. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

7. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 91-100.

8. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов, 1997.

9. Романов Е.В. Моделирование образовательных процессов в научно-творческой деятельности студентов // Образование и наука. 2000. № 4 (6). С. 78-83.

10. Пикатова Н.Б. Модель становления технологической компетентности у студентов педагогического колледжа // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. 2010. № 23 (199). С. 54-59.

11. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Организация студенческой практики по направлению «социальная работа». Тамбов, 2009.

12. Жегульская Ю. Производственная практика -компонент формирования профессиональной компетентности социального педагога // Социальная педагогика в России. 2012. № 3. С. 79-82.

1. Verbitskiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod. M., 1991.

2. Man'ko H.H. Teoretiko-metodicheskie aspekty formirovaniya tekhnologicheskoy kompetentnosti pedagoga: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ufa, 2000.

3. Nikiforova E.I. Formirovanie tekhnologi-cheskoy kompetentnosti uchitelya v sisteme po-vysheniya kvalifikatsii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2007.

4. Pershina T.V. K probleme formirovaniya tekh-nologicheskoy kompetentnosti sotsial'nykh pe-dagogov na etape vuzovskogo obucheniya // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo un-

iversiteta. Seriya Pedagogika i psikhologiya.

2009. Vyp. 3. S. 1-4.

5. Yadvirshis L.A. Formirovanie tekhnologicheskoy kompetentnosti uchitelya v protsesse podgotovki k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti // Obrazovanie i obshchestvo. 2007. № 1. S. 11-15.

6. Podlasyy I.P. Pedagogika. M., 1996.

7. Garashkina N.V. Sistema vuzovskoy podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov kak komponent sotsial'nogo obrazovaniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 6 (110). S. 91-100.

8. Kulichenko R.MSotsial'naya rabota i podgotovka sotsial'nykh rabotnikov v sovremennoy Rossii. Tambov, 1997.

9. Romanov E.V. Modelirovanie obrazovatel'nykh protsessov v nauchno-tvorcheskoy deyatel'nosti studentov // Obrazovanie i nauka. 2000. № 4 (6). S. 78-83.

10. Pikatova N.B. Model' stanovleniya tekhnologicheskoy kompetentnosti u studentov pedagogicheskogo kolledzha // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki.

2010. № 23 (199). S. 54-59.

11. D'yachek T.P., Garashkina N.V. Organizatsiya studencheskoy praktiki po napravleniyu "sotsial'naya rabota". Tambov, 2009.

12. Zhegul'skaya Yu. Proizvodstvennaya praktika -komponent formirovaniya professional'noy kompetentnosti sotsial'nogo pedagoga // Sotsial'naya pedagogika v Rossii. 2012. № 3. S. 79-82.

Поступила в редакцию 6.05.2014 г.

UDC 378

MODELING OF SOCIAL WORKER'S TECHNOLOGICAL COMPETENCE DURING THE COURSE OF STUDENT INTERNSHIP

Svetlana Semenovna PCHELNIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: lanapchelnik@mail.ru

The current affairs of social worker's technological competence formation are studied. Technological competence has no straight stated definition so we'll try to specify it in this article. As a result of analyzing modern scientists publications, both foreign and not, the definition of "social worker's technological competence" was offered. The core and structure of social worker's technological competence is viewed from the position on pedagogical diagnostic. The criteria, rates and levels of formed technological competence are shown.

The technological competence is an active characteristic and the experience of practical relationships is needed for its formation is stated. As a result, the topic of practical orientation of future social workers increasing remains actual. Depending on methods existing in science the core and structure of social worker's university preparation is stated. It is considered that the leading role of practicing the technological competence of social worker belongs to student practice. The term of "student practice" is defined. Its aspects as a component of university practice of future social workers are described.

The model of formation of technological competence of future social worker in process of student practice is described, its structural and contextual characteristics are revealed. The most attention is paid to principles of process of formation of technological competence. The concepts of systematic, competent, active and technological aspects are analyzed. The model of formation of technological competence of future social workers in the process of student practice is based upon isolated components of technological competence: cognitive, value-sensible and active and includes contextual, goal-defining and control-result blocks.

Key words: model; formation of technological competence of future social worker; student practice of future social worker.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.