Научная статья на тему 'Модель подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников'

Модель подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PUPILS' CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT / MODEL / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саяпин Алексей Васильевич

В статье представлена модель подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников на основании рассмотрения моделирования как распространенного общенаучного метода педагогического исследования и технологизации исследуемого процесса через заранее спланированное систематическое и последовательное воплощение на практике системы способов и средств достижения целей. Инвариантными структурными компонентами модели являются целевой и результативный блоки, а вариативными содержательно-процессуальный и критериально-диагностический блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of pedagogical students training for the development of pupils creative abilities is introduced in the article, it was created on the basis of modeling examination as a prevailing common scientific method of pedagogical research and technology formulating of the researched process by means of planned, systematic and consecutive practical implementation of methods and means system of goals achievement. The invariant structural components of the model are target and efficacious sets, and variant ones contentprocedural and criteria-diagnostic sets.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников»

на основе оценки, сравнения с теми или иными нормами и требованиями. В ходе создания мониторинга качества начального профессионального образования были разработаны локальные акты: модель выпускника, включающая профессиональную подготовку, общеобразовательную подготовку, социализацию и формирование здорового образа жизни; экспертная карта эффективности деятельности преподавателя, мастера; требования к осуществлению лабораторных работ и производственной практики и ряд других регламентирующих документов, которые позволили реализовывать цели и задачи данного мониторинга.

Реализация системы мониторинга качества образования создала условия:

- повышения уровня профессиональной подготовки с 85% в 2007 году до 89% в 2010 году;

- качество обученности - с 62% до 89%;

- получение повышенного квалификационного разряда учащимися - с 45% до 47%;

- увеличение доли аттестованных педагогов на высшую и первую квалификационную категорию с 70% до 78% соответственно.

Наличие данных результатов способствовало переходу училища в другой статус - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нерехтский политехнический техникум» Костромской области.

Библиографический список

1. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. - СПб.: КАРО, 2002. - 304 с.

2. МайоровА.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Интеллект-Центр, 2005. -424 с.

3. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. - СПб.: КАРО, 2003. - 384 с.

УДК 378. 147. 015.31

Саяпин Алексей Васильевич

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г Чернышевского aleckseysay85@gmail.com

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлена модель подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников на основании рассмотрения моделирования как распространенного общенаучного метода педагогического исследования и технологизации исследуемого процесса через заранее спланированное систематическое и последовательное воплощение на практике системы способов и средств достижения целей. Инвариантными структурными компонентами модели являются целевой и результативный блоки, а вариативными — содержательно-процессуальный и критериально-диагностический блоки.

Ключевые слова: модель, развитие творческого потенциала школьников, профессиональная подготовка.

овременный период развития общества характеризуется изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, скорость протекания которых достаточно высока. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, увеличивающийся объем информации и наметившиеся тенденции к расширению использования инноваций в профессиональной деятельности человека обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего и общего образования. В связи с этим исследователи О.М. Железнякова,

А.М. Новиков и другие акцентируют свое внимание на соотношении скорости происходящих изменений в обществе и результатов, возможностей профессиональной подготовки будущих учи-

телей, предполагающих принципиально иной характер знания и качество оперирования им по сравнению с настоящим [4; 6].

Смена образовательной парадигмы высшей школы связана с тем, что сегодня необходимо осуществить переход «от человека образованного к человеку творческому» [3]. Все это ведет к постановке в профессиональной подготовке будущих учителей чрезвычайно важного вопроса об их готовности к творческому труду, к использованию новаторства в профессиональной деятельности, их способности применять появляющиеся новые образовательные и воспитательные модели, технологии, ориентированные на раскрытие творческого потенциала школьников и его развитие, в системе общего образования.

Целевой блок

Цель: подготовка студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников (ТПШ)__________________

Задачи: 1) сформировать интегративные знания о проблеме развития ТПШ; 2) сформировать умения развития ТПШ; 3) научить студентов переносить знания и умения по развитию ТПШ в практическую работу

школы_________________________________________________________________________________________________

Принципы: сочетания теории и практики; творческой индивидуальности; взаимозависимости ТПШ студентов и школьников

_____________________________Содержательно-процессуальный блок______________________________

Содержание: учебные программы дисциплин общепрофессиональной подготовки, программа спецкурса «Творческий потенциал личности и его развитие», спецпрактикум «Технологии, ориентированные на выявление творческого потенциала школьников и его развитие»_________________________________

Поэтапное (мотивационный, познавательный, операционный ) использование форм, методов и средств подготовки студентов к развитию ТПШ

Формы: лекции; семинарские, практические занятия; педагогическая практика; самостоятельная работа студентов; индивидуальные консультации преподавателей Методы: проблемного изложения; анализа педагогических ситуаций; исследовательский метод; портфолио Средства: видеоматериалы; кейс - измерители; опорные карточки терминалов; учебные пособия

Критериально-диагностический блок

Критерии и показатели сформированности уровней готовности студентов к развитию ТПШ:

когнитивный действенный креативный

наличие сформированной системы современных знаний о развитии творческого потенциала личности; признание искусства и творчества одними из важнейших витальных, социальных и профессиональных ценностей сформированность основных умений развития творческого потенциала школьников; наличие опыта внедрения технологий развития творческого потенциала школьников уровень рефлексии процесса подготовки к развитию творческого потенциала школьников; сформи-рованность творческого отношения к педагогической деятельности и умения вносить в нее элементы новизны

Уровни сформированности готовности к развитию ТПШ

информационно- ориентационный процессуально-действенный рефлексивно-творческий

Результативный блок: сформированная готовность к развитию творческого потенциала школьников

________Комплекс педагогических условий эффективной подготовки студентов к развитию ТПШ______________

- психолого-педагогические: повышение качества подготовки в целях наиболее полного раскрытия творческого потенциала студентов;

- методические: теоретико-методическая готовность преподавателей вуза, осуществление педагогической поддержки;

- организационные: обеспечение целесообразного единства аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности студентов

Рис. 1. Модель подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников

В этих условиях ценность подготовки студентов педвуза к развитию именно творческого потенциала школьников (ТПШ) как творцов нашего общества резко возрастает и заключается в поиске и становлении новых целей, отборе содержания образования и технологий подготовки, позволяющих реализовать требования государства, общества, рынка педагогического труда и самой личности студента.

Логика исследования процесса подготовки студентов к развитию творческого потенциала школьников потребовала изучения вопросов, касающихся моделирования как научного метода познания и разработки модели, соответствующей изучаемому процессу. Источником методологических знаний при ее создании явились философские, общенаучные, междисциплинарные, соб-

ственно педагогические идеи, подходы, принципы, а также положения, формирующиеся на основе интерпретации результатов исследования и их рефлексии.

Данная модель представлена на рисунке 1.

Целевой блок модели предполагает обеспечение эффективного протекания процесса подготовки студентов к развитию творческого потенциала школьников и ставит следующие задачи: сформировать интегративные знания о проблеме развития ТПШ; сформировать умения развития ТПШ; научить студентов переносить знания и умения по развитию ТПШ в практическую работу школы.

Постановка таких видов целей, как стратегические, тактические и оперативные (В.А. Сласте-нин и др.), также имеет место в процессе осуществления названной подготовки студентов [7]. Их формулирование связывается с социальным заказом общества, основными направлениями деятельности педагогического вуза, требованиями, предъявляемыми к выпускнику педвуза, а также с интересами, запросами каждого из субъектов образовательного процесса.

Достижение обозначенной цели и задач осуществляется посредством реализации основных принципов. Опираясь на исследования И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, в которых принципы педагогического процесса рассматриваются как основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса, в описываемой модели в качестве основных принципов выступают следующие три принципа [7].

Принцип сочетания теории и практики акцентирует внимание, помимо знаниевой составляющей данной подготовки, на активное овладение студентами умениями, навыками, опытом развития творческого потенциала школьников и их применение в системе общего образования.

Принцип творческой индивидуальности предполагает владение студентами умениями обучать школьников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, т.е. их потенциала; содержания образования, отраженного в стандарте общего образования; образовательных потребностей и запросов самих учеников посредством использования индивидуального образовательного маршрута в процессе обучения, в осмыслении понятия которого мы опирались

на позиции авторов С.В. Воробьева, А.П. Тряпи-цыной и др. [9].

Принцип взаимозависимости между состоянием развитости творческого потенциала самих студентов, их отношением к педагогической деятельности, по своей природе имеющей творческий характер, и уровнем развития творческого потенциала школьников.

Содержание подготовки в рассматриваемой модели представлено программами дисциплин общепрофессиональной подготовки педвуза, программой спецкурса и спецпракти-кума, в совокупности направленными на формирование системы структурированного современного знания о развитии творческого потенциала личности, умений оперировать им в практической деятельности по развитию творческого потенциала школьников в соответствии с технологией творчества.

Проведение спецкурса «Творческий потенциал личности и его развитие» обеспечивает получение, закрепление и обобщение знаний, касающихся содержательного наполнения понятия «творческий потенциал личности» и особенностей его развития у школьников в их учебной и внеучебной деятельности.

Спецпрактикум «Технологии, ориентированные на выявление творческого потенциала школьников и его развитие» способствует формированию у студентов умений пользоваться современными моделями и технологиями учебно-воспитательного процесса, умений правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, умений диагностировать, прогнозировать и проектировать у учащихся развитие творческого потенциала заданного уровня и качества.

Мотивационный этап предполагает в процессе подготовки студентов создание установки на творчество, осознание ими смысла творческой природы педагогической деятельности, необходимости повышения уровня развития своего творческого потенциала. Данный этап основывается на ознакомлении студентов с формированием у школьников опыта выполнения отдельных поисковых действий и использования эвристических приемов на основе анализа объектов, явлений, процессов, ситуаций, а также определении логики поиска решений нетиповых задач. Предметным содержанием выступают реальные проблемы педагогической деятельности в учреждениях высшего и общего образования.

Познавательный этап направлен на формирование знания основ теории педагогического творчества; определение значения творчества в профессиональной деятельности учителя; выделение особенностей творческого педагогического процесса; рассмотрение общих характеристик творческой личности, творческого процесса и мыслительной деятельности; осознание необходимости введения инноваций в педагогическую деятельность. Этап характеризуется практическим освоением студентами основных умений и конкретных действий по развитию у школьников их творческого потенциала, приобретением в период прохождения педагогических практик опыта внедрения различных технологий, способствующих развитию творческого потенциала школьников, в педагогический процесс общеобразовательных школ.

Операционный этап предполагает выполнение студентами индивидуально-творческой работы, основанной на способах творческого проектирования; обеспечение рефлексии протекания исследуемого процесса. Деятельность студентов нацелена на проведение проектирования, испытаний, экспериментирования по проявлению у учащихся творческого потенциала, посредством включения их в различные виды деятельности и его развитие.

Взаимодействие преподавателей и студентов осуществляется посредством комплекса форм и методов, реализуемых преподавателями в процессе профессиональной подготовки в педвузе. В качестве форм обучения применяются разнообразные виды лекций с изложением учебного материала, содержащего различные аспекты изучаемой нами проблемы; практические занятия, предполагающие выполнение студентами индивидуальных заданий проблемного характера; самостоятельная работа студентов; индивидуальные консультации с преподавателями.

В рамках критериально-диагностического блока модели на базе теории уровневого подхода к педагогическим исследованиям авторов

В.П. Беспалько и других нами были разработаны критерии и показатели, на основе которых дано качественное и количественное описание уровней сформированности готовности студентов к развитию творческого потенциала школьников: информационно-ориентационный, процессуально-действенный и рефлексивно-творческий.

Результативный блок представлен сформированной готовностью студентов к развитию творческого потенциала школьников.

Разработанная модель внедрялась в образовательный процесс педагогического вуза согласно созданным нами педагогическим условиям. В работах В.И. Андреева, В.В. Краевского и других авторов понятие «педагогические условия» определяются как совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров [1; 5]. Рассматривая педагогические условия, М.М. Поташник справедливо отмечает, что необходимым условием развития творческих способностей у личности обучающегося является создание специальных учебных дисциплин, которые бы позволяли обучать творческой деятельности [5]. Под созданием педагогических условий мы понимаем совокупность организационно-педагогических мероприятий, выполнение которых обеспечит достижение определенного профессионального уровня готовности у студентов педагогического вуза, необходимого для осуществления развития творческого потенциала школьников.

Анализ теоретических и методических исследований в рамках теории и практики исследуемой нами подготовки студентов из всего многообразия условий с учетом ее особенностей позволил выделить комплекс педагогических условий, оптимальных для реализации авторской модели, которые также представлены на рисунке 1.

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности данной модели проводилась на базе Педагогического института СГУ имени Н.Г. Чернышевского. В качестве контрольной и экспериментальной групп были определены группы студентов отделения немецкого языка факультета иностранных языков и факультета педагогики, психологии и начального образования соответственно. Анализ хода и результатов внедрения модели в образовательный процесс педвуза показал на основании их сопоставления эффективность предложенных теоретических и прикладных решений организации процесса подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. - 304 с.

3. Библер B.C. Диалог культур (философия, психология, педагогика) // Первое сентября. -1998. - С. 10-23.

4. Железнякова О.М. Дополнительность как метапринцип педагогики. - Ульяновск: Сибирская книга, 2006. - 186 с.

5. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

6. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. - 134 с.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

8. Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. - М.: Наука, 2002. - 234 с.

9. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. - Л., 1989. - 91 с.

УДК 378

Уварова Любовь Рудольфовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

В статье представлены обучающие компьютерные программы по педагогике, которые позволяют решать задачи информатизации, интенсификации, повышения эффективности процесса обучения*.

Ключевые слова: информатизация, педагогические технологии, электронный самоучитель, интерактивный словарь.

В современных условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных подходов к конструированию учебных материалов нового поколения. В проекте «Информатизация системы образования 2005-2010 гг.» указано: «Решается проблема создания широкого спектра учебных материалов «нового поколения» и поддержки развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов для эффективной работы с этими материалами». Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Средства информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентом в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с современными компьютерными технологиями способствует повышению успеваемо-

сти студентов, стимулирует развитие самостоятельной работы.

В процессе самоподготовки современные студенты широко используют информационные ресурсы, которые можно получить с помощью компьютерных технологий. К ним относятся учебные материалы кафедр, ресурсы 1Ш:ете^ электронные пособия и хранилища электронных библиотек, которые могут быть просмотрены с помощью удаленного доступа. В процессе использования мультимедийных программ у студентов повышается уровень активности, интерес к самому предмету. Опыт использования таких программ позволяет сделать вывод о том, что они являются важным средством самоорганизации труда и самообразования студентов. Студенты с помощью данных программ могут восстановить пропущенный и забытый материал, могут работать и во внеурочное время. Самостоятельная работа является обязательным элементом любого обучения. К знаниям и умениям будущих специалистов предъявляются новые требования в достижении высокого уровня квалификации. При современных темпах развития информаци-

* Программы выполнены студентами физико-математического факультета специальности «Информатика» Н. Архиповой, А. Виноградовым, Т. Коноваловой, А. Ополовниковым, М. Панковой, М. Пешковым при осуществлении научного и методического руководства преподавателя Л.Р. Уваровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.