Научная статья на тему 'Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту'

Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1482
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCE / SPECIALIST IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT / MANAGERIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерин Владимир Сергеевич

Рассматриваются вопросы, связанные с формированием компетентности управленческой деятельности менеджера спортивной организации, показана модель ее формирования. Подробно описывается содержание компетенций, представлены специальные функции специалиста по физической культуре и спорту. Выделены наиболее продуктивные формы учебной деятельности, направленные на формирование компетентности управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерин Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory and practice of sport management in Russia are being established. However, development and acceptance of sport management as a profession occurs with increased speed in spite of many obstacles: unformed scientific basis of knowledge in sport management, absence of complete independence of sport managers work, absence of a developed codex of moral behavior in sport management, insufficient examination of managers competence in the sphere of physical culture and sport. According to all mentioned above, there is a need for describing the model of forming of activity competence of a manager in a sport organization that defines the aim of the work. In whole, professional competence of specialists in the sphere of physical culture and sport includes a system of general and special psychological and pedagogical knowledge and abilities, which are necessary for efficient realization of educational activity economic, management and legal training that allows playing different social roles themselves and preparing students for it developed integral professional thought and mind that provide for success of professional and pedagogical activity. The competence model of a specialist in the sphere of physical culture and sport contains social and personality competence general scientific competence general professional competence special competence social competence economic and managerial competence. The content of economic and managerial competences is connected with constructive, mobilizing, designing, communicative, and organizing competences forming them will allow meeting organizing and management challenges connected with concrete managerial functions. To give this information to students (functions and their specificity), the educational process should be divided into 30% of lectures and 70% of practical classes. Most interesting educational forms of giving material are making a joint business-plan of a physical culture and sport organization, analysis of documents of sport organizations, management games where students play roles of sport managers and fulfill their duties and functions. Such kinds of activity are directed to acquisition of practical experience connected with the ability to fulfill general management duties. In the process of studying at university students learn the difficulties in management work in the sphere of physical culture and sport. During the study, their managerial competence is formed and, consequently, their competitiveness on the market of modern physical culture facilities. Thus, we defined the process of forming of competences on the basis of making a model with its concrete content so we can suppose that these competences will have high quality and will meet the requirements of modern sport managers.

Текст научной работы на тему «Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту»

В. С. Шерин

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Рассматриваются вопросы, связанные с формированием компетентности управленческой деятельности менеджера спортивной организации, показана модель ее формирования. Подробно описывается содержание компетенций, представлены специальные функции специалиста по физической культуре и спорту. Выделены наиболее продуктивные формы учебной деятельности, направленные на формирование компетентности управленческой деятельности.

Ключевые слова: компетентность; компетенция; специалист по физической культуре и спорту; управленческая деятельность.

Современный специалист по физической культуре и спорту - это человек, способный неординарно мыслить и профессионально решать задачи не только в узкоспецифичной деятельности, которая в большинстве случаев связана с педагогической работой, но и в организационной и управленческой деятельности. Теория и практика спортивного менеджмента в России находятся на стадии становления. Однако развитие и признание спортивного менеджмента как профессии происходят быстрыми темпами, несмотря на многие препятствия: несформированность научной базы знаний по спортивному менеджменту, отсутствие полной автономии работы спортивных менеджеров, отсутствие детально разработанного кодекса морального поведения спортивных менеджеров, недостаточная изученность компетентности и компетенций управленца в сфере физической культуры и спорта, а как следствие - и модели ее формирования. В связи с вышесказанным возникает необходимость описания модели формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту, что и определяет цель работы.

Сфера деятельности спортивных менеджеров весьма разнообразна: образовательные учреждения различного типа, муниципальные и федеральные организации, организации любительского и профессионального спорта, компании по производству и продаже спортивных товаров и др. Специалист по физической культуре и спорту, начиная профессиональную деятельность, должен быть готов к повышению социального статуса, что предъявляет специальные требования к компетентности, в частности к навыкам управленческой деятельности. Управленческие навыки приобретаются в учебном процессе и определяют готовность специалиста к решению задач, связанных с планированием, мотивацией, координацией, организацией, контролем, коммуникацией и исследованием, которые являются содержанием спортивного менеджмента. Готовность выражается в интеграции сформированных в учебном процессе управленческих знаний, умений и навыков и использовании их в реальных ситуациях - при подготовке и реализации управленческих решений. Интегрированные специфические знания, умения и навыки в свою очередь формируют профессиональные компетенции, которые и являются основой профессиональной компетентности.

В целом профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту включает «...систему общих и специальных психологопедагогических знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления учебно-воспитательной

деятельности; экономико-управленческую и правовую подготовку, позволяющую исполнять самим и готовить воспитанников к исполнению различных социальных ролей; сформированное целостное профессиональное мышление и сознание, обусловливающие успешность творческой профессионально-педагогической деятельности» [1. С. 84].

Таким образом, компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту содержит:

1) социально-личностную компетенцию (характеризует общегражданские качества взрослого человека, его культурный уровень и дееспособность);

2) общенаучную компетенцию (профессионально ориентирована на все основные группы направлений подготовки; связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, определяет фундаментальность образования);

3) общепрофессиональную компетенцию (обеспечивает готовность к решению общепрофессиональных задач - той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием);

4) специальную компетенцию (обеспечивают привязку подготовки специалиста к конкретным для данного направления объектам и предметам труда; предполагает овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию, научным исследованиям);

5) экономическую и организационно-управленческую компетенцию (относятся к организации работы коллектива, планированию работы персонала и ресурсов, системе менеджмента качества).

Определив содержание компонентов компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту, можно представить модель ее формирования (рис. 1).

Данная модель формируется из компонентов компетенций управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Организационно-управленческая деятельность входит в число профессиональных компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 - «Физическая культура» и является ключевой для будущего специалиста по физической культуре и спорту как управленца. Указанная компетенция формируется у обучающихся путем педагогического воздействия на них, которое направлено на приобретение студентами:

1. Знаний в области делопроизводства, теории целе-полагания, основ организации физкультурноспортивных мероприятий; умений планировать деятельность (собственную, подчиненных, команды), пла-

нировать систему соревнований, выстраивать иерархию целей организации и определять необходимые для ее достижения ресурсы; оформлять управленческие решения в адекватной форме; навыков владения мето-

дами планирования деятельности организации, анализа состояния внешней и внутренней среды, проведения маркетинговых исследований (проектировочная компетенция).

Экономические и организационно-управленческие компетенции (формируются на базе цикла экономических и управленческих дисциплин)

Социально-личностные ком-1 петенции (формируются в цикле гуманитарных и социальных дисциплин)

Компетентность управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту

_

Общенаучные компетенции (формируются в цикле естественно-научных, математи-1 ческих дисциплин, курсами социологии, философии)

Специальные компетенции (формируются в цикле специальных дисциплин, в ряде | специальных курсов)

Общепрофессиональные компетенции (формируются в цикле общепрофессиональных дисциплин)

Рис. 1. Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту

2. Знаний в области теории решений и способов подбора критериев оценки решений, владение технологией (алгоритмом) принятия управленческих решений, знаний и умений в области организации и регулирования спонсорских отношений, осведомленности о существующих в сфере управления физической культурой и спортом проблемах и способах их решения; умений по организации и руководству проведением соревнований, созданию позитивного имиджа спортсменам и организациям, разработке и обеспечению заключения контрактов о спортивной деятельности; навыков разработки управленческих решений, оценки их эффективности (конструктивная компетенция).

3. Знаний в области стилей руководства, делового поведения, управления группой, теории мотивации, технологий управления командой; умений выбирать и применять адекватные, эффективные методы мотивации подчиненных; навыков владения методами стимулирования деятельности и мотивационного воздействия, приемами управления персоналом (мобилизационная компетенция).

4. Знаний в области психологии личности и группы, группового поведения, конфликтологии, социологии (теории общественных отношений); умений предвосхищать, констатировать и регулировать, разрешать межличностные конфликты; умений вести переговоры, устанавливать деловые контакты с внешними организациями; умений организовывать связи со СМИ (коммуникативная компетенция).

5. Знаний в области теории научной организации труда, психологии подбора и расстановки персонала; умений в области распределения производственных и непроизводственных ресурсов организации, делегирования полномочий, сбора и анализа информации о состоянии внутренней и внешней среды организации; навыков владения методами оптимизации труда и приемами контроля деятельности (организаторская компетенция). Определив содержание компетенций, которые служат средством формирования экономической и организационноуправленческой компетенции, можно представить модель ее формирования (рис. 2).

Проектировочная компетенция (анализ, планирование, прогнозирование деятельности)

Организаторская компетен-

(организация, координирование, контроль деятельности)

Конструктивная компетенция (разработка и принятие разнообразных управленческих | решений)

Коммуникативная компетенция (конструирование деловых взаимоотношений, организа-1 ция связи с внешней средой)

Мобилизационная компетенция (мотивация и стимулирование деятельности подчиненных)

Рис. 2. Модель формирования организационно-управленческой компетенции

Сформированность вышеуказанных компетенций у студентов как будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта позволит успешно решать организационно-управленческие задачи, связанные с выполнением конкретных функций менеджеров (руководителей, управленцев), а именно:

- определение целей физкультурно-спортивной организации и разработка стратегии действий по ее достижению;

- формирование корпоративной культуры, т.е. объединение сотрудников физкультурно-спортивной организации вокруг общей цели (или целей) организации;

- мотивация и стимулирование работников на действия по достижению цели организации;

- формирование в фирме организационного порядка (системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей), т.е. создание формальной организации;

- разработка и осуществление технологии целесообразных изменений структуры и деятельности организации, их развития;

- принятие управленческих решений и контроль их реализации.

Специфическим для сферы физической культуры и спорта является выполнение руководителями особенных функций в процессе решения общих управленческих задач отраслевого содержания:

- управление коллективной деятельностью в физкультурно-спортивных организациях, направленной на удовлетворение физкультурно-спортивных потребностей общества, и способствование получению прибыли от реализации товаров и услуг;

- экономическое и социальное управление системой спортивных соревнований различного ранга;

- привлечение спонсоров к финансированию своей организации и отрасли в целом;

- деятельность по продаже прав и аренде спортсменов;

- осуществление связей и координация деятельности с внешними физкультурно-спортивными организациями;

- осуществление контроля за заключенными договорами, соглашениями, контрактами со спортсменами, тренерами, командами, клубами, спонсорами и т. д.

В целях ознакомления студентов с данными функциями и их спецификой нами предлагается разделять учебный процесс на 30% лекционных занятий (от общего объема аудиторных часов), включающих знакомст-

во с такими темами, как «Государственные и негосударственные органы управления физической культурой и спортом», «Информационное обеспечение спортивного менеджмента», «Технология принятия управленческого решения», «Методы управления физкультурно-спортивными организациями», «Менеджмент персонала физкультурно-спортивных организаций», а 70% - на практические занятия (от общего объема аудиторных часов). К наиболее интересным образовательным формам подачи практического материла можно отнести совместное составление бизнес-плана физкультурно-спортивной организации, анализ документов спортивных организаций, деловые игры, где студенты принимают на себя обязанности и функции менеджера спортивной организации.

Личный опыт педагогической деятельности на факультете физической культуры Томского государственного университета, связанный с преподаванием дисциплин «Менеджмент физической культуры и спорта» и «Правовые основы физической культуры и спорта», показал продуктивность такого вида деятельности, как деловая игра, предусматривающая разделение студентов на группы с целью выполнения определенной функции руководителя спортивной организации. В качестве примера можно привести деловую игру, связанную с созданием новой физкультурно-спортивной организации (новая федерация по виду спорта, новый фитнес-клуб, новый спортивный зал и т.п.).

В процессе деловой игры студенты должны создать новую организацию и пройти следующие этапы (при этом одна из групп студентов выполняет роль органов государственной власти - налоговой инспекции, нотариуса и т.п.):

1. Принятие решения о создании новой физкультурно-спортивной организации.

2. Выбор организационно-правовой формы организации, определение состава ее учредителей и названия.

3. Подготовка учредительных и других документов, необходимых для регистрации, и определение места нахождения юридического лица.

4. Проведение учредительного собрания, подписание учредительных документов.

5. Формирование уставного капитала, оплата государственной пошлины.

6. Заверение подписи заявителя в заявлении на регистрацию у нотариуса.

7. Сдача документов на регистрацию в налоговую инспекцию.

8. Получение в налоговой инспекции свидетельства о регистрации, оригиналов учредительных документов, выписки из реестра и свидетельства о присвоении индивидуального номера налогоплательщика (ИНН).

9. Обязательным атрибутом является изготовление печати.

10. Получение кодов статистики.

11. Заверение у нотариуса копий свидетельства о регистрации учредительных документов и свидетельства о присвоении ИНН.

12. Заверение банковской карточки у нотариуса.

13. Открытие расчетного счета в банке.

14. Сообщение в налоговую инспекцию об открытии расчетного счета.

Подобные виды деятельности направлены на приобретение практического опыта, связанного с умением выполнять основные управленческие обязанности. Уже в процессе обучения в университете студенты знакомятся со всеми сложностями управленческой работы в сфере физической культуры и спорта, на 1-5-м курсах происходит начальное формирование их управленческой компетентности, а следовательно, и конкурентоспособности на рынке современных физкультурноспортивных услуг.

Таким образом, определив процесс формирования компетенций и компетентности на основе составления модели с ее конкретизированным содержанием, можно полагать, что сформированные компетенции и компетентность будут носить качественный характер и отвечать всем современным требованиям, которые предъявляются к спортивным менеджерам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М.: Академия естествознания, 2010.

2. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учеб. пособие. М.: Физкультура и спорт, 2006.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 18 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.