го овладение способностью произвольного изменения внутреннего состояния сознания. Эти заключения, сделанные в ходе экспериментальной работы, позволяют пояснить, каким образом организация высшей двигательной активности может способствовать появлению и развитию такой тонкой и глубокой способности, как личностная рефлексия [3].
В ходе изучения проблемы развития личностной рефлексии в подростковом возрасте в процессе занятий боксом мы пришли к следующим выводам:
1. Выявили психологические особенности и динамику изменений личностной рефлексии (образа самого себя) в подростковом возрасте. У подростков высокий уровень тревожности, они обладают сниженной активностью мотивационных тенденций к достижению успеха. Их самооценка неадекватно занижена. Неуверенность в выборе цели сопровождается выраженной нерешительностью. Психические состояния характеризуются преобладанием отрицательных эмоций, слабой концентрированностью внимания, возникновением многочисленных ошибок, затрудняющих фиксацию полезного опыта работы. Развитие волевых качеств личности у подростков находится на среднем уровне, у большинства подростков наблюдается смелость и выдержка, настойчивость и упорство, терпеливость.
2. Разработали и осуществили систему телесно-ориентированных психотренингов в рамках занятий бокса, направленную на формирование у подростков личностной рефлексии.
3. Определили психологические условия и закономерности становления и развития личностной рефлексии в подростковом возрасте. Овладение сложными двигательными навыками и сравнительно высоким уровнем культуры движения требует от учеников качественно нового уровня самоконтроля и внутренней произволь-
ности. Этот уровень связан с легкой внутренней подвижностью, произвольной сменой установок сознания, быстрым переключением внимания и устойчивым удержанием внутреннего равновесия. Появление таких способностей является существенным скачком в развитии самосознания и связано с большой внутренней работой самих подростков, направленной на овладение «внутренней произвольностью движения». Целенаправленное создание психологических условий и предпосылок, способствующих становлению у подростков личностной рефлексии, вполне успешно может осуществляться в системе специально организованных телесноориентированных тренингов и упражнений, практикуемых на занятиях. Овладение культурой движения в системе особым образом построенного взаимодействия и общения подростков с взрослыми и сверстниками может быть эффективной «материальной» основой, средством развития личностной рефлексии в подростковом возрасте.
Литература
1. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 240 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., 1996. - 252 с.
3. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000. - 198 с.
4. Гуткина Н.И. Формирование личностной рефлексии в подростковом возрасте. - М., 1987. - 178 с.
Колодезникова Маргарита Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой спортивных единоборств Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск.
Kolodeznikova Margarita Gerasimovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of sport single combats of Institute of physical culture and sport, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, the Republic of Sakhа (Yakutia).
Рк 8 (4112) 44-61-66, 89841051887
e-mail: [email protected].
УДК 796:378
СИ Колодезникова, М. Г. Колодезникова Формирование управленческой компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта
В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, определяются понятийный аппарат проблемы, цель, задачи, принципы. Представлена структурно-функциональная модель процесса формирования управленческой компетенции.
Ключевые слова: компетенция и компетентность, управленческая компетенция, модель и педагогические условия процесса формирования управленческой компетенции специалиста физической культуры и спорта.
S.I. Ko/odeznikova, M G Ko/odeznikova Forming of administrative competence of specialist in the field of physical culture and sport
The article deals with the problems of forming of professional competence of future specialists in the field of physical culture and sport, the concept vehicle of problem, purpose, tasks, principles are determined. The structural-functional model of process of administrative competence forming is presented.
Key words: competence, administrative competence, model and pedagogical terms of process of administrative competence forming, specialist in physical culture and sport.
Вызванная переходом нашей страны к рыночному типу хозяйствования переориентация физической культуры и спорта от административно-плановой модели управления к рыночной, усиление экономической мотивации и повышение значения коммерческих интересов, изменение общекультурных функций физической культуры, развитие спортивной индустрии - все это предъявляет высокие требования к подготовке современных специалистов по физической культуре и спорту.
В настоящее время физическая культура и спорт рассматривается как системный объект управления, которому свойственна особая характеристика и классификация управленческих отношений, присущ динамизм менеджмента и маркетинга, специфичность в деятельности спортивного менеджера.
На современном этапе развития педагогического образования инновационные процессы глубоко проникли в его различные сферы. Поиск новых подходов ведется в разных направлениях: разработке и модернизации содержания, наиболее современных технологиях обучения, формах организации деятельности субъектов образовательного процесса, оценке его результатов. Все инновации, вошедшие в практику в сфере высшего физкультурного образования, направлены на становление педагога нового типа, способного решать круг значимых педагогических проблем ХХ1 в.
По мнению специалистов в этой области, традиционная технология управленческой подготовки студентов в вузах физической культуры не способствует формированию самостоятельности и инициативности - важных качеств современного спортивного педагога и организатора [2, 3].
Современный спортивный менеджер-педагог, тренер должны обладать не только необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и уметь управлять людьми, принимать обоснованные и компетентные решения, осуществлять систему поощрений и на-
казаний, предвидеть тенденцию развития отрасли «Физическая культура и спорт». Целостный подход к подготовке современного спортивного менеджера-педагога можно разработать только на базе такого понятия, как «управленческая компетентность», объединяющего деятельностные и личностные аспекты работы спортивного педагога, требующего универсальной управленческой подготовки и опыта организаторской деятельности в спорте.
Сегодня высококвалифицированные спортивные менеджеры-педагоги выступают одним из ключевых факторов в деле реформирования физкультурно-спортивного движения в России. К сожалению, подготовка таких специалистов осуществляется с явным отставанием от запросов практики, ее совершенствование во многом зависит от разработки новых образовательных курсов, современных информационных технологий и методик обучения [5].
Сегодня стало очевидным, что информационно-накопительная модель учебного процесса потеряла свою продуктивность. Появилась новая личностно-ориентированная парадигма образования, предполагающая формирование у будущего специалиста профессиональнозначимых компетенций и личностных качеств, позволяющих будущему специалисту успешно реализовать себя в профессиональной деятельности. Современный специалист должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.
По нашему мнению, определяющими чертами такого педагога являются творческая активность, рефлексивность, постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
Становление педагога нового типа в сфере физической культуры и спорта - сложный и
многоэтапный процесс [4]. Одним из основных средств его становления в условиях высшего физкультурного образования является обновленное содержание и организация процесса освоения профилирующих дисциплин теоретического цикла как основы для интеграции знаний о человеке, мире и себе.
Уникальность профессиональной компетенции специалиста по физической культуре и спорту в ряде других педагогических профессий заключается в специфической широте профессионально важных качеств и различных сторон профессионализма [1].
Под компетенцией, как правило, понимают:
1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области. В русском языке используются два разных слова: компетентность и компетенция; в английском языке существует только одно - competence, которое в зависимости от контекста означает: 1) способность, 2) умение. Таким образом, в английском языке понятия «компетентность» и «компетенция» отождествляются.
Изучив ряд исследований по данному вопросу, предлагаем понимать под управленческой компетенцией специалиста особый вид профессиональной компетенции, представляющий совокупность измеряемых характеристик специалиста в сфере физической культуры и спорта, которая позволяет ему быть эффективным в профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды рыночной экономики. Характеристиками, определяющими человека в качестве руководителя любого уровня, являются не только профессиональные и управленческие знания, умения и навыки, но личностные характеристики, как мотивация, убеждение, психофизиологические особенности, проявляющиеся в управленческой деятельности.
Согласно нашей гипотезе формирование управленческой компетенции специалистов в сфере физической культуры и спорта будет успешным, если:
- определены сущность, структура и содержательные характеристики управленческой компетенции с позиций системного, личностноориентированного и компетентностного подходов;
- процесс преподавания управленческих дисциплин проектируется и проходит с учетом позиций оптимизированного подхода;
- процесс формирования управленческой компетенции осуществляется на основе структурно-функциональной модели, отражающей ее элементы, логику системных связей и комплекс следующих педагогических условий:
1) создание педагогической системы управленческой компетенции;
2) актуализация субъектной позиции студента в образовательном процессе вуза, предусматривающая использование возможностей информационных технологий интерактивного обучения;
3. Использование инновационных методов и приемов эмоционального стимулирования, ориентированных на вовлечение студентов в интеллектуально-творческую деятельность, непосредственно связанную с содержанием специальности.
Процесс формирования управленческой компетенции мы представляем в форме структурнофункциональной модели (схема).
Анализ механизмов управленческой деятельности, факторы ее успешности позволили выделить основные принципы для эффективной реализации модели: принцип развития профессиональной мобильности и конкурентоспособности менеджера в сфере физической культуры и спорта; принцип единства и преемственности нормативно-правовой, специально-
экономической, социологической, психологопедагогической, специально-управленческой подготовки менеджера в сфере физической культуры и спорта; принцип ситуативности (отбор ситуаций профессиональной деятельности руководителя, в которых необходимо проявление различных видов управленческих компетенций, и организация учебного процесса на основе их анализа); принцип креативности (организация индивидуального и коллективного творчества студентов по разработке проектов в сфере менеджмента, применению вариативных управленческих технологий в различных направлениях); принцип прогностичности, опережающего характера профессионально-управленческой подготовки менеджера сферы физической культуры и спорта.
Модель формирования управленческой компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта
Для реализации модели была разработана технология поэтапной профессионально-
управленческой компетентностной подготовки менеджера сферы ФКиС в вузе. Разработанная модель и технология ее реализации получили экспериментальную проверку в естественных условиях учебно- воспитательного процесса вуза (Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова).
Цель экспериментальной работы - проверить эффективность разработанной модели и технологии ее реализации в условиях института физической культуры и спорта.
Реализация разработанной модели базировалась на профессионально-образовательной системе интегративного (взаимно-дополняющего) изучения правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и специально-
профессиональных управленческих дисциплин.
Важным средством формирования управлен-
ческой компетентности является включение студентов в проектную деятельность. В ходе исследования были выявлены виды проектной деятельности студентов, наиболее эффективные для формирования основ управленческой компетентности: имитационно-профессиональные игровые проекты (студенты в группах разрабатывали содержание и сценарий проведения деловой игры, предполагавшей распределение ролей
- субъектов различных видов личностноделового взаимодействия менеджера; решение в ходе игры конкретной профессиональноуправленческой задачи, обоснование профессионально-целесообразных действий специалиста); информационно-аналитические проекты (студенты осваивали различные методы получения многоаспектной профессионально-значимой информации и способы ее обработки: анализ правовых и финансово-экономических документов в сфере менеджмента ФКиС, компьютерных баз данных и др.); специализированные практи-
коориентированные проекты (обоснование и разработка плана реализации конкретного управленческого проекта; разработка и обоснование бизнес-проекта; в ходе презентации проекта показаны способы его реализации и дана внешняя экспертная оценка проекта специали-стами-практиками).
Организация занятий предполагала защиту и обсуждение проектов. В ходе занятий студенты занимали разные ролевые позиции, чередующиеся между членами микрогрупп: «докладчика», «аналитика», «критика», «новатора». Эти роли заключались в следующем:
- «докладчик» - формулирует проблему и представляет на обсуждение проект своей группы, направленный на решение проблемы;
- «аналитик» - «понимающий»: постигает, осмысляет содержание, смысл, значение сообщения докладчика. Он ищет глубину, которую, может быть, не заметил сам докладчик. Стремится в первую очередь увидеть позитивное содержание;
- «критик» - центральная фигура плодотворного взаимодействия. Он - начало «рабочего конфликта», несущего в себе мощный позитивный заряд. Критик вырабатывает новую, альтернативную точку зрения, понимает, что любая проблема имеет несколько решений, ярко проявляет инициативу;
- «новатор» - «творчески преобразующий». Для него характерен нетрадиционный взгляд на проблему. Он готов к анализу добытого опыта, его перестройке, обогащению.
Такая организация занятий позволила создать атмосферу делового сотрудничества студентов и преподавателя, активно обсуждать проекты, помогла студентам проявить себя в разнообразных вариантах взаимодействия, обогатить свой опыт в разных видах деятельности. Особо учитывались способность студентов заинтересовать присутствующих в проблеме, умение аргументировать свою точку зрения, точно и понятно отвечать на вопросы.
На каждом занятии в ходе освоения курса студентам предлагалось самостоятельно проанализировать свою деятельность в рабочей группе по следующим критериям:
1) согласованность в деятельности участников рабочей группы;
2) активность участников в высказывании и обсуждении идей;
3) конструктивность в поиске оптимального варианта решения проблемы;
4) аргументированность высказываемых идей;
5) умение вести диалог внутри группы.
Руководство самостоятельной работой студентов со стороны преподавателя заключалось в оказании им помощи в выборе проблемы, подборе литературы, проведении индивидуальных и групповых консультаций, определении сроков и форм контроля, разработке рекомендаций по представлению форм отчетности о проделанной работе.
Решение задач исследования требовало особого внимания к организации различных видов практики, в ходе которой студенты, проходившие ее в различных типах физкультурноспортивных учреждений, выполняли учебнопрофессиональные задания, требующие проявления различных видов управленческих компетенций. После прохождения каждого вида практики в рамках вузовского компонента проводился практикум «Основы управленческой компетентности руководителя физкультурноспортивного учреждения», на занятиях которого обсуждались ситуации профессиональной деятельности студентов-практикантов, требующие применения вариативных (правовых, социальноэкономических, социально-психологических, педагогических, эвристических) методов и технологий менеджмента для решения конкретных профессиональных задач.
В современных условиях развития инфраструктуры вариативных типов физкультурноспортивных учреждений, поддержки, социального обслуживания различных категорий населения актуализируется необходимость овладения специалистами данных учреждений управленческой культурой.
Достижение специалистом высокого уровня управленческой компетентности - это не только базис для дальнейшего профессионального роста специалиста, но и обязательное условие развития системы физкультурного образования. Управленческую компетентность руководителя можно рассматривать как системообразующий фактор эффективности функционирования данного учреждения, обеспечивающий целостность его жизнедеятельности и развитие организации. Данная компетентность менеджера обеспечивает результативность стратегического управления предприятием по его саморазвитию в долгосрочной перспективе и предоставлению населению качественных и высокопрофессиональных услуг.
Управленческая компетенция является залогом успешной профессиональной самореализации специалистов в сфере физической культуры и спорта в условиях конкурентной среды рыночной экономики.
Литература
1. Быстрицкая Е.В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №11. -С.50-55.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 242 с.
3. Жолдак В.И, Сейранов С.Г. Менеджмент. - М.: Советский спорт, 1999. - 528 с.
4. Захарова Л.Н., Соколова В.В., Соколов В.М. Профессиональная компетентность учителя и психологопедагогическое проектирование - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.
5. Кузьмак Б.С., Осинцев А.А. Социально-
экономические проблемы физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1981. - 280 с.
Колодезникова Сардаана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных единоборств
Института физической культуры и спорта СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск.
Колодезникова Маргарита Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой спортивных единоборств Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск.
Kolodeznikova Sardaana Ivanovna - department of sport single combats of Institute of physical culture and sport of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, the Republic of Sakhа (Yakutia), Yakutsk. e-mail: [email protected]
Kolodeznikova Margarita Gerasimovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of sport single combats of Institute of physical culture and sport of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, the Republic of Sakhа (Yakutia), Yakutsk.
ph. 8 (4112) 44-61-66, 89841051887, e-mail: [email protected].
УДК 913 (Заб) + 371.037
ЕА. Колькина Состояние физического воспитания в общеобразовательных школах Забайкалья (1950-1955 гг.)
По истории физической культуры в Забайкалье имеются публикации, носящие, как правило, фрагментарный характер. Работа с архивными документами позволила собрать и обобщить фактический материал, касающийся физического воспитания в школах в исследуемый период времени.
Ключевые слова: физическое воспитание, школьная программа, урок, учащиеся.
ЕА. Ко/’Аша
Condition of physical training in comprehensive schools of Zabaikalie (1950-1955)
Publications on history of physical training in Zabaikalie have, as a rule, fragmentary character. The work with archival documents allowed to collect and generalize the actual material concerning physical training at school during the researched period.
Key words: physical training. school programme, lesson, pupils.
Для успешного решения проблем в области развития физического воспитания школьников необходим глубокий и всесторонний анализ не только современного опыта, но и рассмотрения становления исторического наследия регионов нашей страны, имеющих свои экономические, социокультурные и этнические особенности.
В литературных источниках вопросы о состоянии физического воспитания в общеобразовательных школах Забайкалья освещались недостаточно, в связи с их малоизученностью. Воссоздание целостной картины этого процесса предполагает объективное, глубокое и всестороннее изучение рассматриваемого периода времени [1].
В переходный период нашего государства от социализма к коммунизму задачам физического воспитания подрастающего поколения придавалось большое значение. Физическое воспитание школьников в Читинской области во многом не
соответствовало требованиям, предъявленным к нему партией и правительством. Это зависело от социально-экономических условий развития области, ее отдаленности и от того, что руководящие работники областного отдела народного образования (облоно) и районного отдела народного образования (районо), директора школ и областной комитет по делам физической культуры и спорта не уделяли должного внимания делу перестройки работы по физическому воспитанию в школах.
1950/51 учебный год в области проходил под знаком дальнейшего улучшения дела народного образования. Августовские районные совещания учителей и январские районные совещания по итогам первого полугодия показали несомненный политический и педагогический рост учителей, их горячее стремление к поднятию работы школ на более высокую ступень.
Физическая подготовка в школах области по-