Научная статья на тему 'Международное таможенное сотрудничество в Северо-Восточной Азии'

Международное таможенное сотрудничество в Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
684
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБРЕГИОН / ПРОБЛЕМЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дьяков Владимир Иванович, Ерошенко Сергей Сергеевич

Рассматриваются существующие проблемы и возможные направления сотрудничества России и стран Северо-Восточной Азии в вопросах, связанных с таможенной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное таможенное сотрудничество в Северо-Восточной Азии»

НАВСТРЕЧУ САММИТУ АТЭС

В.И. ДЬЯКОВ, С.С. ЕРОШЕНКО

Международное таможенное сотрудничество в Северо-Восточной Азии

Рассматриваются существующие проблемы и возможные направления сотрудничества России и стран Северо-Восточной Азии в вопросах, связанных с таможенной деятельностью.

Ключевые слова: субрегион, проблемы, сотрудничество, эффективность, подготовка кадров.

Более 60 лет в науке существует понятие «страны Японского моря» как особый культурно-географический феномен, включающий территории, древняя история которых обнаруживает многие черты сходства, возникшие в результате миграционных и диффузионных причин на протяжении нескольких тысячелетий. Проблемы безопасности, связанные с угрозами военного характера, терроризма и экологической взаимозависимости, еще более, чем историко-культурные факторы, заставили общественность искать оптимальный вариант сосуществования государств, сложившихся на его берегах.

К середине 80-х годов ХХ в. стало очевидно, что преодолеть все политические противоречия в данном регионе скоро не получится, и это, несомненно, стало реальным тормозом для развития межгосударственных отношений на высшем уровне. Однако интересы экономики внутри субрегиона требовали совместных усилий для решения проблем, имевшихся в каждом из государств, преодолеть которые возможно только путем интеграции. Так появилась концепция японских ученых «кольцо Японского моря», предполагающая взаимодействие крупного и среднего бизнеса и органов местного самоуправления российского Дальнего Востока (РДВ), Северо-Восточных провинций Китая (КНР),

ДЬЯКОВ Владимир Иванович — заместитель директора по научной работе Владивостокского филиала Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор, г. Владивосток. ЕРОШЕНКО Сергей Сергеевич — проректор-директор Владивостокского филиала Российской таможенной академии, Почетный таможенник России, г. Владивосток.

западных префектур Японии, КНДР и Республики Корея. Перечисленные страны входят в субрегион Северо-Восточной Азии (СВА), при этом совпадение интересов политических, экономических, логистических пока имеет в нем векторное, а не тотальное содержание. Общие проблемы обсуждаются на таких форумах, как «Экономическая конференция СВА», «Экономический форум СВА», «Газовый форум СВА», «Диалог сотрудничества» — ЫЕЛСБ, «Совет по проблемам безопасности и сотрудничества в Тихоокеанской Азии» — С8СЛР и успешно стартовавший, но быстро утративший для СВА значение «Байкальский экономический форум» [10, 14]. Большое значение для России имеет вступление в 1998 г. в организацию АТЭС — это реальная возможность перспективного участия в международной экономической интеграции в АТР, имеющего форму трансграничного сотрудничества [3, 12, 26].

В связи с интенсификацией экономических процессов в СВА увеличилось количество политических встреч на высоком и высшем уровнях. Руководители России на протяжении последних десяти-одиннадцати лет провели результативные переговоры с Японией, Китаем, КНДР, Республикой Корея. Следствием и закономерным продолжением высокой политики явилась активизация деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) при проведении встреч на уровне руководителей соответствующих ведомств стран СВА [2, 5, 15, 16, 20, 23].

При обсуждении двусторонних таможенных отношений были выявлены основные проблемы: и общие для всех стран СВА, и специфичные. Эти проблемы для каждой из сторон неодинаково актуальны, поэтому обсуждение и последующая их реализация нередко являются результатом политического компромисса; многие из них решаются на уровне приграничного таможенного сотрудничества. Рассмотрим эти проблемы, сгруппировав их по принципу — Россия+субъект СВА (табл. 1):

Россия-Китай:

— повышение эффективности таможенного оформления и контроля;

— существенное расхождение данных таможенной статистики России и Китая по объемам торговли в целом и по ряду товаров (особенно сырьевой группы);

— занижение таможенной стоимости и, как следствие, неполные сборы таможенных платежей;

— развитые «серые схемы» таможенного оформления товаров [7];

— проблема информационного обмена;

— активизация сотрудничества Шанхайской и Российской таможенной академий, проблема обучения участников ВЭД.

Россия-Япония:

— сохранение морских биоресурсов таможенными методами и предотвращение незаконного вывоза в Японию российских морепродуктов;

— «серые схемы» таможенного оформления японских товаров с известными брэндами, попадающими в Россию через другие страны;

— контроль за экспортом-импортом делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ);

— существенные расхождения данных таможенной статистики в отношении продукции морского промысла, нефти и нефтепродуктов, древесины;

— проблема информационного обмена.

Россия-КНДР:

— взаимная помощь в правоохранительной деятельности и приграничное сотрудничество;

— обучение кадров;

— проблема информационного обмена.

Россия-Республика Корея [1, 6]:

— предварительное информирование о поставках товаров;

— обмен статистическими данными;

— обмен нормативными актами;

— борьба с контрабандой и нарушением таможенных правил в торговле;

— борьба с контрабандой наркотиков;

— устранение препятствий при таможенном оформлении товаров.

Таблица 1

Основные проблемы двусторонних таможенных отношений России и стран СВА

Китай Япония КНДР Республика Корея Россия

Повышение эффективности ТО и ТК товаров и транспортных средств ххх ххх

Расхождение данных таможенной статистики ххх ххх ххх ххх

«Серые схемы» таможенного оформления товаров ххх ххх ххх

Информационный обмен ххх ххх ххх ххх ххх

Обучение кадров и участников ВЭД ххх ххх ххх

Борьба с контрабандой товаров, правоохранительная деятельность ххх ххх ххх

Сохранение биоресурсов ххх ххх

Контроль за перемещением ДРМ ххх ххх

Борьба с контрабандой наркотиков ххх ххх

Обмен нормативными актами ххх ххх

Общие таможенные проблемы между странами СВА и Россией следующие:

1. Обмен информацией, а именно — отсутствие или недостаточный объем информации, главным образом касающейся перемещаемых товаров, а также оперативной обстановки, и др. От этого зависит организация таможенного оформления и контроля, отслеживание фактического товарооборота, таможенные платежи, борьба с контрабандой. В настоящее время эта проблема решается в СВА на основе двусторонних Меморандумов об обмене информацией и Соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах. Япония хотя и участвует в этом процессе, но с определенными ограничениями, связанными с японским законодательством, касающимся запрета на обмен информацией, которая может быть использована в уголовном процессе.

2. Расхождение данных таможенной статистики по импортно-экспортным операциям в России со всеми государствами СВА, кроме КНДР (которую в расчет в данном контексте можно не принимать из-за незначительности объема внешнеэкономической деятельности, осуществляемой исключительно государственными структурами этой страны или под их жестким контролем). Так, подтверждением несовпадения данных таможенной статистики может служить анализ динамики товарооборота России и Японии за 2007 г. и за десять месяцев 2008 г. (табл. 2) [21, 22].

Таблица 2

Торговый оборот между Россией и Японией (по данным таможенной статистики)

Торговый оборот По данным ФТС России (млн долл. США) По данным Минфина Японии (млн долл. США)

2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.

Всего 20 228,6 24 850,0 21 254,1 28 445,1

Экспорт 7512,7 9012,7 10 526,6 12 968,0

Импорт 12 715,9 15 837,3 10 727,5 15 477,1

3. Контрабанда товаров. Следует сказать, что эта проблема пока не получила официального статуса в российско-китайском и российско-японском диалогах на высшем уровне, несмотря на фактически существующее признание ее правоохранительными таможенными структурами. Так, на заседании российско-китайской рабочей группы по вопросам таможенного правоохранительного сотрудничества 3 сентября 2009 г. было установлено, что увеличение количества возбужденных уголовных дел, связанных с контрабандой, указывает на тенденцию роста правонарушений во внешнеторговой сфере. Особенностью российско-китайской контрабанды на современном этапе

является деятельность транснациональных преступных групп [4]. Надо полагать, в ближайшее время эта проблема займет свое место в переговорном процессе руководителей стран.

4. Сохранение биоресурсов, в том числе редких и исчезающих видов животных, растений, птиц, других обитателей суши и моря. Российско-японский диалог по вопросам борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил (НТП) в отношении рыбы и морепродуктов находится в положительной динамике, но со стороны Японии имеет сдержанный характер. В 2001 г. в целях предотвращения незаконного вывоза в Японию российских морепродуктов с японской таможенной службой была достигнута договоренность о предоставлении российской стороне на регулярной основе информации о случаях захода в японские порты российских судов с продукцией морского промысла. С апреля 2002 г. введена система, по которой выгрузка морепродуктов с российских судов осуществляется только по предоставлению оригинала грузовой таможенной декларации, выданной таможенными органами России. Это улучшило ситуацию, но кардинально ее не изменило. Продукция морского промысла в структуре российского экспорта в Японию занимают третью позицию и в стоимостном выражении составляет 10 %, уступая только товарам топливно-сырьевой группы и цветным металлам. Однако известно, что помимо официальных поставок морепродуктов существует активно действующий контрабандный канал поставки морепродуктов в Японию.

Другие партнеры России по СВА вообще не считают область перемещения биоресурсов проблемой. Однако традиции использования в качестве лекарств различных компонентов, полученных из животных и растений (включая реликты), их частей и дериватов, способствуют непрерывному поступлению их с нарушением таможенных правил и контрабандным путем в КНР, КНДР, Республику Корея, Японию [8, 13, 17, 28, 29, 30]. В этот список входят: тигр, дальневосточный леопард, изюбр, кабарга, бурый и гималайский медведи, трепанг, серый морской еж, дикий женьшень, определенные виды грибов, лягушка, дальневосточная черепаха, части осетровых рыб (носы, хорды). Кроме того, в пищевых целях нелегально добывают и вывозят несколько видов крабов, черную и красную икру, некоторые виды рыб; в интересах мехового производства - пушнину; и др. При этом Япония является крупнейшим каналом нелегальной торговли рыбой и морепродуктами, а Китай — всеми другими вышеперечисленными представителями флоры и фауны и препаратами из них.

Среди проблем, подлежащих таможенному регулированию в двусторонних отношениях Китая и России на высшем уровне, не выделена проблема перемещения через границу делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ), которая неоднократно обсуждалась региональными таможнями обеих сторон при прямом взаимодействии [11]. Такое же положение с контрабандой наркотиков, сильнодействующих веществ и препаратов для их производства: проблема существует, в национальных таможенных администрациях ей

уделяется первостепенное значение, на местном уровне принимаются определенные меры по её решению [18].

В двусторонних отношениях России с Китаем обозначена проблема совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля. В этом вопросе опыт Китая, по нашему мнению, очень важен. Таможенная администрация КНР в 1998 г. приступила к модернизации таможенной системы, рассчитанной на два этапа. На первом этапе (до 2002 г.) были созданы базовые рамки современной таможни, на втором (до 2010 г.) уже практически реализованы цели строительства современной таможенной системы [25].

На фоне тех проблем, о которых уже было сказано, проблема образования и подготовки таможенных кадров, поставленная в диалогах Россия-КНДР и Россия-КНР, приобретает большой вес. К тому же на уровне руководителей таможенных администраций России и КНР принято решение об активизации сотрудничества между национальными таможенными академиями, а также проведении семинаров для участников внешнеэкономической деятельности [16]. В развитие этих положений состоялись три встречи в рамках Шанхайской организации сотрудничства (ШОС) в 2010-2011 гг. и прямой контакт групп экспертов Владивостокского филиала Российской таможенной академии и Шанхайской таможенной академии в июле 2010 г.

В КНР система подготовки кадров для таможенной службы осуществляется Центром образования и подготовки кадров Главного таможенного управления, на который замыкаются региональные центры образования и подготовки кадров, имеющиеся в каждом из 14 таможенных управлений; Шанхайской таможенной академией и Цинхуандаосским колледжем по подготовке таможенных кадров [9]. В целом эта система похожа на существующую в России, но они не идентичны. Сходство заключается в наличии общеобразовательного звена и детально выстроенного института начальной подготовки и повышения квалификации всех уровней должностных лиц, стремлении использовать в обучении самые современные технические средства. Различия — в количестве и качестве образовательных программ, сроках обучения, и др.

Таможенные кадры в КНДР готовит Академия народного хозяйства в Пхеньяне, ориентированная на специализированные программы подготовки и обучения должностных лиц, имеющих достаточный образовательный и политический уровень.

В поставленной задаче самым сложным, на наш взгляд, является выделение конструктивных элементов таможенной проблематики для создания будущих программ обучения участников ВЭД. Вероятно, этому должна предшествовать координация нормативных баз, правил и принципов на максимально приближенной к международным стандартам основе. Однако анализ положительного опыта обучения и подготовки таможенных кадров, имеющегося в КНР и России, может облегчить то, что сейчас кажется таким сложным.

Таким образом, уже предпринятые в настоящее время совместные усилия стран АТР в решении общих для каждого государства проблем позволяют сделать следующие выводы:

— Россия, став членом АТЭС, укрепила свое положение и в других форумах, в том числе в неформальном политико-экономическом сообществе стран СВА, где она представлена, главным образом, российским Дальним Востоком (РДВ).

— В успешном решении важных таможенных проблем большую роль играют межгосударственные соглашения об обмене информацией и таможенной статистикой.

— Анализ проблематики, вынесенной на высший и высокий уровень межгосудартвенного обсуждения, показывает, что не все существующие проблемы возможно разрешить в скором времени.

— Наиболее острой проблемой, которая, видимо, еще долго не будет заинтересованно решаться в диалогах России с другими странами СВА, является сохранение биоресурсов, подавляющая часть которых — российское достояние.

— Таможенное администрирование в Китае достигло высокого уровня, в том числе в части автоматизации процессов таможенного оформления и таможенного контроля. Политико-экономическая заинтересованность наших стран друг в друге позволяет предметно изучать и внедрять у себя опыт КНР в таможенном деле.

— Обращение руководства ФТС России и ГТУ Китая к возможностям национальных образовательных центров требует выявления наиболее перспективных направлений для обучения таможенников и, следовательно, создания образовательных программ, учитывающих не только российский опыт, но и блестящие достижения китайских коллег.

Список литературы

1. Визит первого заместителя руководителя ФТС России в Республику Корея (20-24 апреля 2009 г.) [Электронный ресурс]. URL: http//customs.ru/ru/ megdu.printable.php?&date286=200904&id28

2. В ГТК России подписано Соглашение с КНДР о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (8 октября 2003 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://ctu.customs.ru/ru/reviews/pressservice/printable.php?id695

3. Воскресенский А.Д. Восточная Азия и АТР: региональное измерение международных отношений // Современные международные отношения и мировая политика. М., 2004. С. 611.

4. Встреча правоохранительных подразделений таможенных органов России и Китая (03 сентября 2009 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://stu. customs.ru/ru/reviews/pressservice/printable.php?id695

5. Встреча руководителей таможенных служб России и Японии (11 января 2007 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/activities/docs/ interaction/printable.php?from286=2&id

6. Встреча руководителя ФТС России с руководителем таможенной службы Республики Корея (28 июля 2008 г.) [Электронный ресурс]. URL: http// customs.ru/ru/megdu/test15/korea18/printable.php?print

7. В ЦТУ состоялся российско-китайский семинар по актуальным вопросам [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/rumegdu/printable. php?&date286=200907&id286

8. Дальневосточный леопард. Амурский тигр. Кабарга. Хищные птицы. Медведи. Женьшень. Трепанг: серия кратких справочников для сотрудников таможенных органов. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2004-2009 гг.

9. Ерошенко С.С. Совершенствовать профессиональную подготовку (о визите российских таможенников в КНР) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 2. С. 56-60.

10. Зыков А.А. Интеграционные перспективы и возможности стратегического развития Дальнего Востока России [Электронный ресурс]. URL: http:// www.idmrr.ru/downloads/konkurs/Zikov.doc

11. Кантаева Н. Рабочая встреча между сотрудниками ДВТУ и Харбинской таможни // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 4. С. 128-129.

12. Като Михоко. Россия и АТЭС: проблемы азиатско-тихоокеанской интеграции // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 3. С.46-51.

13. Ляпустин С.Н. Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры на Дальнем Востоке России / С.Н. Ляпустин, П.В. Фоменко: учеб. пособие. Владивосток.: Апельсин, 2003. 152 с.

14. Михеев В.В. Интеграционное пространство Восточной Азии и Россия // Пространственная экономика. 2005. № 2. С. 30.

15. О встрече глав российской и южнокорейской таможенных служб (22 июля 2008 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/press/ of_news/printable.php?id286=208

16. Первое заседание Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая (7-8 сентября 2009 г.).

17. Пресечение попыток контрабанды биоресурсов в начале 2007 г. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2007. № 1. С. 93.

18. Результаты правоохранительной деятельности таможен ДФО в 2008 г. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2009. № 1. С. 11-14.

19. Результаты работы таможен Дальневосточного региона по пресечению контрабанды наркотических и сильнодействующих веществ в первом

квартале 2006 г. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2006. № 2. С. 28-29.

20. Российско-японский обмен мнениями по двусторонним и международным таможенным вопросам (25 июня 2008 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/activities/docs/interaction/printable.php?id286=5695

21. Российско-японские торгово-экономические отношения [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economy/lib/ mert/resources/5b6942004c53d781bd1ff6f2358d269/Japan_tes.doc

22. Российско-японские торгово-экономические отношения (справочная информация) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083 b7937ae580ae432569e7004199c2/98cfd0820bcb

23. Руководители таможенных служб России и Китая подписали меморандум (14 октября 2004 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://domodedovo. customs.ru/ru/revievws/presservice/index.php?i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. ФТС России против контрабанды объектов фауны и флоры // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2007. № 1. С. 90-92.

25. Хузиятов Т.Д. О китайском опыте упрощения процедур торговли и таможенного оформления // Таможенная политика России на Дальнем Востоке.

2006. № 3. С. 72-88.

26. Шинковский М.Ю. Российский Дальний Восток в Азиатско-Тихоокеанском регионе на рубеже веков: политика, экономика, безопасность. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. С. 64.

27. Щедрин С. Вместе против наркотиков // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 4. С. 122-123.

28. Nowell K., Ling Xu. Taming the tiger trade. A Traffic East Asia report.

2007. 64 p.

29. The State of Wildlife Trade in China: information on the trade in wild animals and plants in China 2006. 19 p.

30. The State of Wildlife Trade in China: information on the trade in wild animals and plants in China 2007. 35 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.