Д.В. СТОГОВ
Некоторые аспекты таможенного сотрудничества России, Японии и Китая
Содержание таможенного взаимодействия как одного из важнейших направлений международного сотрудничества предопределено в первую очередь конвенциями Всемирной таможенной организации «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений», «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров», «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур». Последняя, известная как Киотская, была одобрена советом Всемирной таможенной организации в июне 1973 г. и обновлена в 1999 г.
«Красной нитью» через все положения Киотской конвенции проходит идея упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с внешнеторговым сообществом.
Новый шаг в деле развития таможенного сотрудничества связан с принятием Советом таможенного сотрудничества (Всемирной таможенной организацией) в июне 2005 г. рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, в которых можно особо выделить задачу по укреплению сотрудничества между таможенными администрациями с целью расширить их возможности по обнаружению отправок повышенного риска, а также усилению взаимодействия таможенных структур и предпринимательского сообщества1. Сферы взаимодействия таможенных органов государств - членов: 1) предварительный и бесперебойный обмен данными в электронном виде между странами-экспортерами и импортерами. Это требуется для того,
1 Резолюция Совета таможенного сотрудничества о рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли (июнь 2005) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide/ cgi?table_code9action - дата обращения 28.01.2008.
СТОГОВ Дмитрий Владимирович — начальник оперативно-технического отделения Южно-Сахалинской таможни
чтобы таможня отработала поставку по системе управления рисками, после чего стало бы возможным принятие решения о типе таможенного контроля в отношении перемещаемого груза;
2) поддержание современного уровня системы информационного обмена при использовании последних достижений компьютерных технологий;
3) обеспечение безопасности грузоперевозок.
Федеральная таможенная служба России принимает меры по внедрению элементов рамочных стандартов безопасности, в числе которых: автоматизация информационных таможенных технологий; система электронного декларирования; использование средств радиационного обнаружения в досмотровом оборудовании; сотрудничество и обмен информацией по вопросам безопасности цепей поставок.
В то же время проводимая в этой области работа требует тщательного изучения, возможной корректировки в целях оптимизации существующих каналов обмена информацией, ускорения решения бюрократических вопросов и соблюдения интересов всех участников внешнеэкономической деятельности. В этой связи актуальным представляется изучение исторического опыта развития таможенного взаимодействия России и сопредельных стран Дальнего Востока в период формирования и развития таможенной службы суверенного российского государства (90-е годы ХХ-начало XXI вв.).
Для Дальнего Востока проблема взаимодействия в таможенной сфере имеет свою специфику. Здесь Россия граничит с мировыми экономическими лидерами - Японией и Китаем. По данным таможенной статистики, на долю внешнеторгового оборота с этими двумя странами на российском Дальнем Востоке от общего объема внешнеторгового оборота в 2006 г. приходилось
54.2 % (23,4 % - Япония, 30,8 % - Китай), а в 2007 г. - 55,8 % (32,5 % - Япония,
23.3 % - Китай). При этом в структуре российской внешней торговли в 2007 г. доля Китая и Японии составила 11 %, или почти 33 млрд долларов США2.
Внешнеэкономические отношения России с этими странами имеют свою историю, в том числе и опыт таможенного противоборства и взаимодействия в интересах развития дальневосточной окраины российского государства. Конец XX в. можно рассматривать как самостоятельный этап в развитии таможенных отношений России с Китаем и Японией3. Применительно к 90-м годам XX в. можно говорить о начале формирования двустороннего российско-китайского таможенного взаимодействия, затронувшего как общегосударственный, так и региональный уровень.
2 Данные таможенной статистики с официального сервера ФТС и ДВТУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dvtu://customs.ru/ru/statistics/;http://customs.ru/ru/stats/stats/ - дата обращения 05.02.2008.
3 См.: Арестова Е.Г. Взаимодействие российских и китайских таможен в зоне КВЖД // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2002. № 1; Беляева Н.А. Таможенное взаимодействие России и Китая в Маньчжурии: опыт и уроки начала XX в. // Россия и АТР. 2004. № 4; Беляева Н.А. Законодательное обеспечение русско-китайского таможенного взаимодействия в конце XIX-начале XX вв.// Ленинград. юрид. журнал. 2006. № 2 (6).
Основой таможенного взаимодействия России и Китая стала подписанная 18 декабря 1992 г. совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР. В ее развитие 3 сентября 1994 г. между правительством РФ и правительством КНР было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах. В качестве форм такого сотрудничества назывались развитие добрососедских отношений, в том числе и посредством сотрудничества в области таможенного дела; способствование перемещению товаров и пассажиров; предотвращение ущерба экономическим, социальным и налоговым интересам государств. Статья 2 Соглашения определяла сферу действия этого документа: облегчение и ускорение перемещения товаров и пассажиров между двумя государствами; предотвращение, расследование и борьба с нарушениями таможенного законодательства; обеспечение точного исчисления таможенных пошлин, налогов и сборов, взимаемых при ввозе и вывозе товаров; обмен опытом и информацией.
В ряде статей межправительственного соглашения обозначены приоритетные направления таможенного взаимодействия двух государств. Так, в ст. 3 определялся характер информации, которой обмениваются таможенные службы сторон по запросу или собственной инициативе. Эта информация должна способствовать более точному взиманию пошлин и предотвращению правонарушений. Она должна содержать сведения: о товарах и материалах, представляющих угрозу для окружающей среды и здоровья населения; о наркотических и психотропных веществах, оружии и др.; о предметах, представляющих значительную историческую, культурную, археологическую ценность; о возможно готовящихся на другой стороне правонарушениях; об источниках поступления и маршрутах перемещения контрабандных товаров.
Статья 11 посвящена сотрудничеству в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, ст. 12 - облегчению таможенных формальностей. Согласно последней таможенные службы сторон принимают по взаимному согласованию необходимые меры для упрощения таможенных формальностей в целях облегчения и ускорения пассажирского и грузового сообщения между государствами, включая транзит товаров. Перемещение товаров и транспортных средств через общую границу осуществляется через пункты пропуска, установленные по взаимной договоренности.
Таможенные службы сторон, исходя из действующих соглашений о международном сообщении, делают все возможное для принятия соответствующих административных мер в целях согласования режима работы и пропускной способности таможенных постов, расположенных на общей границе. Вопрос о признании таможенного обеспечения и таможенных документов друг друга подлежит дополнительному согласованию в ходе дальнейших консультаций.
Важное значение для дальнейшего развития таможенного взаимодействия имеет ст. 13, которая устанавливает порядок обмена опытом. В качестве сфер такого обмена были выделены: таможенное законодательство; методы таможенного контроля товаров, пассажиров и почтовых отправлений; использование технических средств таможенного контроля; борьба с контрабандой; сотрудничество с другими таможенными службами, советом таможенного сотрудничества (т. е. Всемирной таможенной организацией) и иными международными организациями. Кроме того, подчеркивалось особое значение сотрудничества в таких областях, как обмен сотрудниками и экспертами в случаях, представляющих взаимный интерес; профессиональное обучение сотрудников таможенных органов; обмен профессиональными, научными и техническими сведениями, касающимися таможенного дела.
Положения межправительственного соглашения 1994 г. были конкретизированы на уровне таможенных ведомств в меморандуме между ГТК России и ГТУ КНР «О реализации соглашения между правительством РФ и правительством КНР и взаимной помощи в таможенных делах» от 18. 04. 1996.
Согласно ст. 15 меморандума соответствующие управления ГТК России и ГТУ КНР, занимающиеся международными вопросами, уполномочены осуществлять между собой прямые связи по вопросам сотрудничества. Прямые связи осуществляют и управления, отвечающие за правоохранение. РТУ и соответствующие приграничные таможни устанавливают между собой прямые связи в пределах своей компетенции. Предполагалось, что представители сторон будут встречаться не реже одного раза в год для обсуждения вопросов, связанных с реализацией соглашения и меморандума.
Одновременно стороны в целях координации работы договорились о создании постоянной российско-китайской рабочей группы по таможенным вопросам из представителей центральных и региональных организаций. К меморандуму прилагался список контактных лиц по вопросам таможенного двустороннего сотрудничества.
Впоследствии отдельные направления сотрудничества конкретизировались на межведомственном уровне. Так, 27 марта 2007 г. был подписан протокол между ФТС России и ГТУ КНР «Об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле». Протокол устанавливал, что обмен сведениями носит экспериментальный характер, информация о товарах и транспортных средствах представляется в форме электронных документов. Стороны обеспечивают использование информации при непосредственном осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу, на основе применения методов анализа и управления рисками.
Меморандум и протоколы, подписанные руководителями таможенных органов двух государств, стали основой для сотрудничества таможенных ор-
ганов, реализующих таможенную политику на приграничных территориях. Эту систему можно представить следующим образом: работа российской-китайской рабочей группы на уровне ДВТУ и УВС ГТУ КНР (с 1997 г.); сотрудничество на основе соглашений российских и китайских таможен -Благовещенской и Хэйхэйской; ДВОТ и департамента по борьбе с контрабандой; Харбинской районной таможни, Гродековской и Суйфэньхэской таможен.
Неизбежность сотрудничества в таможенной сфере понимается на межправительственном, ведомственном и региональном уровнях. Однако о его эффективности говорить еще рано. Несмотря на положительные тенденции и конкретные результаты совместного российско-китайского сотрудничества, в марте 2007 г. из таможенного отдела посольства КНР в России поступило письмо с предложением установить прямой канал связи между центральными подразделениями ГТУ КНР и ФТС РФ, а любой запрос, направленный не через данный канал связи, не имеет никакой силы. Это можно рассматривать как положительную тенденцию, направленную на пресечение возможного дублирования запросов. Однако, принимая во внимание имеющуюся практику, уже сейчас можно говорить об увеличении сроков исполнения запросов региональных управлений (порой до полугода), не говоря уже о конкретных таможнях и постах. В связи с этим необходимо обратиться опять же к стандартам Всемирной таможенной организации - к унифицированным, функционально совместимым системам обмена информацией.
Ситуация в сфере таможенного взаимодействия России с Департаментом таможенных сборов и тарифов министерства финансов Японии несколько сложнее. Ввиду отсутствия мирного договора между нашими странами совместное сотрудничество в таможенной области до настоящего времени носило исключительно неформальный характер. Заметные шаги в этом направлении были предприняты в совместном заявлении Президента РФ и премьер-министра Японии от 10 января 2003 г. в нем подразумевалась необходимость активного сотрудничества между правоохранительными ведомствами и службами в интересах борьбы с незаконным промыслом и контрабандой биоресурсов, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной торговлей похищенными автомобилями.
Результатом межведомственного взаимодействия явился меморандум «О направлениях развития сотрудничества между ФТС РФ и Департаментом таможенных сборов и тарифов Министерства финансов Японии» от 28 февраля 2007 г. Этот совместный документ, несомненно, является серьезным шагом к налаживанию канала обмена информацией, но в то же время имеет исключительно рекомендательный характер, так как дальнейшая деятельность в этом русле возможна только после принятия соответствующего межправительственного соглашения.
Наработанный опыт таможенного взаимодействия позволяет говорить о существовании ряда вопросов, решение которых будет способствовать более эффективному ведению внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке. К числу таких вопросов в первую очередь следует отнести проблему своевременности обмена информацией между таможенными службами Китая и России и проблему отсутствия нормативно-правовой базы для официального взаимодействия таможенных служб Японии и России. Также следует обратить внимание на проблему своевременной модернизации и расширения пунктов пропуска на российско-китайской границе, организации взаимодействия таможенных служб по вопросам обмена официальной информацией в сфере правоохранительной деятельности.