Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода (на примере подготовки специалистов туристского профиля)'

Междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода (на примере подготовки специалистов туристского профиля) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКИЙ ПРОФИЛЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / СЕМИОТИКА / СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / VOCATIONAL EDUCATION / TOURISM PROFILE / INTEGRATED TRAINING MODEL / SEMIOTICS / SEMIOTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигарёва Диана Викторовна

В работе описан принцип реализации междисциплинарных связей в подготовке студентов туристского профиля. Дано теоретико-методологическое обоснование данного принципа на основе семиотического подхода, описаны особенности его реализации в высшем профессиональном образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of interdisciplinary integration based on semiotic approach

The paper describes the principle of implementation of interdisciplinary connections into studies of tourism profile students. This principle is theoretically grounded on the basis of semiotic approach, specific features of its implementation in higher vocational education are described

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода (на примере подготовки специалистов туристского профиля)»

Д. В. Чигарёва

(Санкт-Петербург)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ОСНОВЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ)

В работе описан принцип реализации междисциплинарных связей в подготовке студентов туристского профиля. Дано теоретико-методологическое обоснование данного принципа на основе семиотического подхода, описаны особенности его реализации в высшем профессиональном образовании

Глобализация образовательной системы, интеграционные тенденции как внутри естественнонаучных, технических и гуманитарных областей, так и между ними, усиление и актуализация человековедческого и обществоведческого компонентов научного знания приводят к разработке современных технологий обучения и воспитания в системе профессионального образования. Переход от предметоцентризма к усилению роли интегративных курсов различной направленности выдвигает идею установления образовательного пространства, в рамках которого будут естественно взаимодействовать и взаимопроникать различные образовательные курсы как гуманитарного, так и естественнонаучного характера. Реализация этой идеи требует выработки и установления общегуманитарного базиса современного образования на основе интегративно-содержательного подхода вне зависимости от частно-методических целей и направлений конкретных образовательных курсов. При этом меняется структура и содержание всех учебных программ как естественнонаучных, так и гуманитарных циклов дисциплин.

Проблемы интеграции в образовательной сфере стали глубоко рассматриваться лишь в последней четверти прошлого столетия, что объясняется отражением в образовании процессов, происходящих в науке, производстве, общественной жизни. Углубляющаяся дифференциация наук объективно порождает необходимость противоположного процесса - интеграции научного знания.

В нашем исследовании мы рассматриваем интеграцию в аспекте междисциплинарных связей по подготовке специалистов туристского профиля, так как они «отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебны-

ми предметами» [2, с. 362]. По мнению И. П. Яковлева, «интеграционные процессы в учебной деятельности связаны с переходом к подготовке специалистов широкого профиля, основанной на синтезе и универсализации знаний и умений, новых формах и методах обучения» [3, с. 4].

Учебно-познавательная деятельность студентов туристского профиля ориентирована на обобщение знаний, накопленных в различных учебно-научных дисциплинах. Факты, явления, входящие в содержание отдельного учебного предмета, связаны с другими науками. Подготовка студента, в свою очередь, базируется на планомерном и комплексном изучении тех предметов, которые формируют необходимые специальные знания и профессиональные навыки. Все дисциплины туристского профиля взаимосвязаны, дополняют друг друга, и каждая является важным компонентом целостной системы изучаемых наук. Для успешной подготовки специалиста на подлинно научной основе необходимо глубоко изучать и систематически учитывать характер связей между дисциплинами разных циклов и дисциплинами, объединенными в один цикл. В свою очередь, каждая дисциплина туристского профиля должна определить свой предмет и методы исходя из главной задачи - профессионального и личностного развития студента. Таким образом, междисциплинарная интеграция - это связи учебных предметов, имеющих идентичные идеи, явления и факты.

Междисциплинарная интеграция тесно связана с гуманитаризацией образования [7]. Устанавливая соответствие между образованием и культурой, С. И.Гессен отмечал, что образование есть не что иное, как культура индивида, и по своему существу оно никогда не может быть завершено, а задачу образования он видел в приобщении человека к культурным ценностям

науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращения природного человека в культурного [8, с. 36]. Интегративно-гуманитарный подход к изучению взаимосвязи в природе и обществе рассмотрен в работах Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, Н. С. Рериха, А. И. Чижевского, современных ученых Н. В. Карлова, Н. Н. Моисеева и других.

Нарастающие интеграционные тенденции в рамках всего мирового сообщества, резко возросшие этнические факторы все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. По Э. Тайлору, культура в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества [9]. Именно многообразие культур позволяет судить о поликультурных процессах мировой общественной жизни, а в дидактическом плане - о специфике междисциплинарного образования в рамках подготовки специалистов туристского профиля.

При профессиональной подготовке студентов туристского профиля, на наш взгляд, реализацию ведущих образовательных задач можно рассмотреть в следующих направлениях: (а) проводить обучение мировоззренческим, теоретическим, базовым понятиям предметной области, которые являются фундаментальными знаниями и в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника будут обеспечивать конвертируемость его знаний в целом; (б) при этом в содержании обучения среди различных предметов нужно особо выделять те, которые являются базовыми теоретическими дисциплинами, обеспечивающими будущего специалиста в области туризма фундаментальными знаниями, а в дисциплинах туристской направленности обязательно следует выделять ядро фундаментальных знаний.

В подготовке специалистов туристского профиля на уровне высшего профессионального образования интегрирующей фундаментальной дисциплиной, на наш взгляд, может стать семиотика.

В настоящее время наиболее распространенным следует признать следующее определение данной науки: «Семиотика - это научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию» [10, с.608]. Большой вклад в развитие идей и методов семиотики внесли такие ученые, как Р. Барт, В. Гумбольдт, Ю. М. Лотман, Ч. Моррис,

Ч. Пирс, У. Эко и другие. Важно отметить и то, что семиотика возникла на стыке различных

научных областей знания и традиций, причем как веками устоявшихся, имеющих свои объекты, теоретический и методологический аппарат, так и сравнительно новых, еще не определившихся с теорией и исследовательскими приемами. К полностью оформившимся наукам, предоставляющим для семиотических исследований свои материалы, можно отнести культурологию, этологию, биологию, логику, социологию, психологию, лингвистику, кибернетику; на этапе становления находятся такие дисциплины, как частные семиотики, теория этноса, культурная антропология. Каждая наука рассматривает знак в каком-либо одном, отвечающем задачам данной науки аспекте.

Актуальность изучения основ семиотики и её интерпретация в подготовке будущих специалистов определяется тем, что она дает возможность рассматривать окружающую нас действительность в рамках изучаемых предметов как совокупность знаковых систем (язык, наука, реклама и т.п. как особые знаковые системы, имеющие свой синтаксис, семантику и прагматику) и познавать окружающий нас мир с позиций семиотического подхода, предоставляя инструмент для процесса познания - совокупность знаковых систем [11].

Семиотика играет важную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены, от обыденного мышления до искусства и философии, неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить [10]. Наличие специфичных знаковых систем в смежных с ней гуманитарных научных дисциплинах расщепляет общую семиотику, изучающую знаковые системы как таковые, их свойства и особенности функционирования, организацию работ по их исследованию, на частные семиотики, занимающиеся исследованием фрагментов семиотического пространства в соответствии с объектами указанных наук.

Рассматривая семиотику с методологической точки зрения, А. М. Новиков отмечает: «Для того, чтобы содержание того или иного сообщения, которое один человек может передать другому, передавая добытое им знание о предмете или выработанное им отношение к предмету, было понято получателем, необходим такой способ трансляции, который позволил бы получателю раскрыть смысл данного сообщения» [12]. Это возможно в том случае, если сообщение выражается в знаках, несущих определённое значение, и передающий и получающий одинаково понимают связь между значением и знаком. Рационально будет указать предметное

поле науки семиотики, которое включает в первую очередь национально специфичные формы общечеловеческих чувств и переживаний как символические проявления когнитивной картины мира определенного этноса [13].

Для того чтобы студенты туристского профиля имели представление о культурном многообразии мира, наиболее отличительных и характерных признаках той или иной культуры, необходимо обеспечить высокий уровень меж-культурной компетенции. Для успешного общения существенным является учет национальнокультурных особенностей: символики цветов и элементов быта, цветовых корреляций, отношения ко времени и пространству, невербальной коммуникации. Национальная специфика культур, влияющая на процесс общения, несомненно, сказывается на его результатах и эффективности как на речевом, так и на неречевом уровнях. Кросскультурные наблюдения свидетельствуют, что один и тот же жест, цвет, подарок могут иметь разные значения и по-разному оцениваться в разных культурах. Ведь «значительная часть конфликтов является всего лишь результатом коммуникативного непонимания, а это нередко оборачивается межэтнической напряженностью, экономическими потерями, испорченными человеческими отношениями. А межкультурные связи способствуют повышению адаптивных возможностей индивида. Таким образом, для успешных межэтнических контактов необходимо понять и уметь объяснять особенности культуры того или иного народа» [16]. Этот факт следует учитывать в процессе профессионального обучения студентов туристского профиля.

В связи с этим необходимо совершенствовать модель профессионального обучения студентов на основе семиотического подхода с учетом национальной специфики культур. Анализ представленных символических систем с привлечением теоретических и культурологических материалов в значительной степени повышает уровень межкультурного общения и является базой для приобретения необходимых знаний студентами туристского профиля.

Семиотика и ее использование для познания окружающего мира, в частности использование семиотического подхода к познанию предметной области, имеет междисциплинарное значение для специалиста в области туризма. Цель семиотики как междисциплинарной отрасли -создать общую теорию знаков во всех их формах и проявлениях. Следующее определение Ч. Морриса подчеркивает междисциплинарный характер семиотики, перекликаясь с утверждением о двоякой природе данной дисциплины: «С одной

стороны, семиотика - это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это - инструмент наук» [14, с. 45].

Поскольку любая наука, дисциплина или любой изучаемый объект может быть описан как знаковая система, возникает необходимость анализа учебных дисциплин с позиций семиотического подхода с целью выявления синтаксических, семиотических или прагматических аспектов изучаемого материала. Рассматривая конкретные вопросы любой предметной области, целесообразно использовать метаязык для получения новых знаний и построения предметного языка.

Кроме этого, в рамках семиотического подхода при подготовке специалиста туристского профиля актуализируется роль естественного языка как знаковой системы, предназначенной для коммуникации любого вида и в частности межкультурной коммуникации. Значимость семиотики и семиотического подхода к обучению учебным дисциплинам туристского профиля связана с изучением метаязыков и их систем, предназначенных для определенных предметных областей, а сам семиотический подход позволяет иначе подойти к формированию содержания подготовки студентов туристского профиля.

Таким образом, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода в подготовке специалистов туристского профиля могла бы продемонстрировать общую гармоничную картину существования символов в культурном пространстве, позволили бы исследовать проявление этнически специфичных ментальных особенностей в семантике символов. Помимо этого, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода в культурологически ориентированных работах предоставляет важное преимущество - семиотика позволяет подвести единую, интегрированную теоретическую базу под изучение разобщенных ранее дисциплин туристской направленности. Междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода позволяет обогащать теоретическую и эмпирическую базы обучения студентов туристского профиля за счет интегративного характера научных областей знания. Помимо этого, в гуманитарной сфере реализуется принцип контрастивности, который дает возможность расширить материал в количественном и качественном отношении, с опорой на сравнение коррелирующих или прямо противоположных феноменов. Принцип сопоставления, по определению М. Фуко, самый универсальный, но вместе с тем и самый скрытый, подлежащий выявлению элемент, оп-

ределяющий форму познания и гарантирующий богатство его содержания [15].

В настоящее время, когда большое внимание уделяется реализации реформ Болонского процесса, основным требованием к специалисту становится умение оперативно решать задачи усвоения большого объема информации. Поскольку требования к специалисту туристского профиля определяются потребностями общества и уменьшать их нельзя, а существенно увеличить время обучения для бакалавров в вузе экономически и социально нерентабельно, а также психологически нецелесообразно, - в этих условиях междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода может явиться актуальным решением задачи профессиональной подготовки специалистов в области туризма и тем самым - фактором повышения производительности учебного процесса.

Таким образом, выделение семиотики как базового ядра в междисциплинарной интеграции в обучении студентов туристского профиля позволяет:

- использовать универсальные и фундаментальные методы познания изучаемой предметной области;

- формировать профессиональную компетентность студента в области семиотики для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности в сфере туризма.

Другими словами, организация образовательного процесса при условии междисциплинарной интеграции на основе семиотического подхода к образованию позволяет построить интегрированную модель профессиональной подготовки студента туристского профиля.

Таким образом, мы приходим к выводу, что тенденция к укреплению междисциплинарных связей - это объективное следствие социальноэкономического развития и научно-технического прогресса. Следовательно, создание концептуальных основ междисциплинарных связей в рамках подготовки специалистов туристского профиля - объективная необходимость сегодняшнего дня.

Литература

1. Корнилова Т. И. Профессионализм и психология // Высш. образование в России. - 1995. - №3. - С.81-90.

2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. - М.: БРЭ., 1999.

3. Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. - Л.: ЛГУ, 1987. - 128 с.

4. Песталоцци И. Г. Избр. педагогич. соч. В 2-х т. / под ред. В. А. Ро-тенберг, В. М. Кларина. - М.: Педагогика, 1981. Т.2. - 336 с.

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / под ред. В. Я. Струминского. - М.: Учпедгиз, 1953. Т.1. Вопросы воспитания. - 638 с.

6. Максимова В. Н. Актуальные проблемы дидактики. - Л., 1982. -48 с.

7. Белогуров А. Ю. Теория и практика гуманитаризации естественнонаучного образования: принципы, подходы, технология. - Владикавказ, 1997. - 140 с.

8. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

9. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

10. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998. - 896 с.

11. Рыжова Н. И., Фомин В. И. Формирование профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельности: теоретические основы и содержание. - Самара: Офорт-Пресс, 2008. - 261 с.

12. Новиков А. М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.

13. Степанов Ю. С. Семиотика. - М.: Наука, 1971. - 167 с.

14. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология / сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С.45-110.

15. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994. - 408 с.

16. Мартынова М. Этюды об этике [Электронный ресурс] - URL: http://www.narcom.ru/ideas/socio/120.html (дата обращения 01.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.