Известия ТРТУ
России на международной арене в связи с превращением России в одну из сильнейших держав мира, союза с которой искали многие европейские страны.
ББК 63
И.И. Кустов
МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КУРСЕ
ИСТОРИИ
Нам грозит не пришествие сверхразум-ных...машин, а появление неполноценно мыслящих человеческих существ.
X. Дрейу-ус
Целью курса истории является формирование основ исторической культуры и культуры исторического мышления в процессе преподавания курса истории. В него входят следующие разделы:
• "Историческая память" и историческое сознание-неадекватность понятий.
• Историческое сознание как структурирующий элемент культуры.
• Взаимообусловленность в развитии метода и знания.
• Суть категории "историзм" - идея развития во всех областях человеческого знания вообще и в науках о человеке в частности.
• Историзм как центральный принцип исторического познания. Объективные и субъективные стороны историзма. Основные требования реализации.
• Общенаучные методы. Логический метод и метод исторического моделирования. Логика "свершившегося факта". Однолиней-ность истории?" Веер вариантов".
• Всемирно-исторический и' цивилизационный подходы как основа моделей исторического процесса. Исторический метод и особенности его применения.
• Специальные исторические методы. Метод исторических параллелей (сравнительно-исторический). Метод исторической ретроспекции и характеристики понятия исторического источника. Метод научной периодизации и проблемы периодизации отечественной истории.
ББК 87.3(2Р)
В.В. Бурьков ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П.Я. ЧААДАЕВА
В сообщении анализируется творческая деятельность оригинального русского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856 гг.)