России на международной арене в связи с превращением России в одну из сильнейших держав мира, союза с которой искали многие европейские страны.
ББК 63
И.И. Кустов
МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КУРСЕ
ИСТОРИИ
Нам грозит не пришествие сверхразум-ных...машин, а появление неполноценно мыслящих человеческих существ.
X. Дрейу-ус
Целью курса истории является формирование основ исторической культуры и культуры исторического мышления в процессе преподавания курса истории. В него входят следующие разделы:
• "Историческая память" и историческое сознание-неадекватность понятий.
• Историческое сознание как структурирующий элемент культуры.
• Взаимообусловленность в развитии метода и знания.
• Суть категории "историзм" - идея развития во всех областях человеческого знания вообще и в науках о человеке в частности.
• Историзм как центральный принцип исторического познания. Объективные и субъективные стороны историзма. Основные требования реализации.
• Общенаучные методы. Логический метод и метод исторического моделирования. Логика "свершившегося факта". Однолиней-ность истории?" Веер вариантов".
• Всемирно-исторический и' цивилизационный подходы как основа моделей исторического процесса. Исторический метод и особенности его применения.
• Специальные исторические методы. Метод исторических параллелей (сравнительно-исторический). Метод исторической ретроспекции и характеристики понятия исторического источника. Метод научной периодизации и проблемы периодизации отечественной истории.
ББК 87.3(2Р)
В.В. Бурьков ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П.Я. ЧААДАЕВА
В сообщении анализируется творческая деятельность оригинального русского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856 гг.)
Секция истории и философии
Чаадаев интересен тем, что одним из первых поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, что способствовало образованию славянофильского и западнического направлений в русской общественной мысли.
Смысл истории, по Чаадаеву, определен Провидением; руководящая идея истории - идея религиозного единения человечества, привнесенная в мир христианством и им хранимая. Древние цивилизации (Египет, Греция, Рим) потому и оказались обреченными, что в их бытии воплотилась и языческая разъединенность, коррелятором которой является сугубо "материальный", "земной интерес".
Образцовую реализацию "животворного принципа единства" он находит в католическом средневековье, когда движение умов было ориентировано на поиск "всемирной идеи".
О судьбе православия Чаадаев высказался в основном в первом "философском письме". Выход восточной церкви из "всемирного братства" в результате схизмы имел для России, по его мнению, самые тягостные последствия.
Историческая отсталость России трактуется в первом письме как сугубо негативный фактор. В дальнейшем же, понимая отечественную историю как "небытие", Чаадаев отмечает, что "мы пришли после других" именно "для того, чтобы делать лучше них, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия". То есть появляется идея эста-фетности прогресса.
Творчество Чаадаева стимулировало развитие основных направлений отечественной культуры, что и предопределяет его статус как предтечи русской философской традиции.