УДК 338.26
В.Д. Дудка, канд. техн. наук, проф., (4872) 56-84-36, admin@region.tula.ru, (Россия, Тула, Администрация Тульской области)
МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ, СЦЕНАРНЫЕ ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрены основные аспекты, связанные с разработкой методов
адаптации, сценарные факторы управления экономико-технологическим
развитием Тульской области.
Ключевые слова: экономика, рост, регион, развитие, фактор, метод.
Итоги социально-экономического развития Тульской области свидетельствуют о положительной динамике в экономикотехнологическом развитии. За это время темп роста индекса физического объёма валового регионального продукта, - важнейшего показателя экономики - составил 135,7 %. Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах равен 116,2 %, оборот розничной торговли в физическом исчислении увеличился в 1,97 раза.
Объём инвестиций в основной капитал вырос в 2,52 раза, а реальные располагаемые денежные доходы населения - в 1,64 раза.
Количество малых предприятий в области возросло на 64,5 %. Объёмы производства выполненных работ и услуг малыми предприятиями за этот период увеличились почти вдвое.
Объём поступивших в 2010 году в консолидированный бюджет области налоговых и неналоговых доходов превысил уровень 2005 г. в 2,1 раза.
Несмотря на неблагоприятные внешние условия и наблюдаемую умеренную рецессию региональной экономики в 2009 г., сохранилась положительная динамика ряда основных макроэкономических показателей социально-экономического развития области: объёмов инвестиций в основной капитал, сельскохозяйственного производства, строительства, денежных доходов населения.
Итоги работы 2010 г. позволяют обоснованно говорить о переходе экономики к стабильному развитию и росту.
За девять месяцев 2010 г. индекс промышленного производства по кругу крупных и средних организаций составил 116,1 %. Финансовый результат работы крупных и средних организаций области составил 10,3 млрд рублей и вырос на 21,3 %.
Успешно реализован ряд крупных инвестиционных проектов.
В первом полугодии 2010 г. компанией «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша» создано производство санитарно-гигиенической бумаги в г. Советске Щёкинского района. Акционерным обществом «Косогорский
металлургический завод» завершён проект модернизации доменного производства. Компания «Юнилевер-Русь» запустила первую очередь комплекса предприятий по изготовлению мороженого. Введена в эксплуатацию первая очередь тепличного комплекса общества с ограниченной ответственностью «Чеховский сад» по производству срезанных цветов, компания «Авиаген» завершила строительство инкубатория для родительских пар бройлеров в Ясногорском районе.
В сентябре 2010 года состоялось открытие ещё трёх крупных промышленных объектов: цеха по производству карбамида на
Новомосковском «Азоте», первой очереди завода «Промет» по производству сейфов и металлической мебели в Узловой, первой очереди фабрики по производству изделий личной гигиены и картонной тары в г. Веневе компанией «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша».
Еще 23 крупных инвестиционных проекта в химической, металлургической, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, металлообработке, производстве стройматериалов планируется завершить в ближайшее время. Общий объём инвестиций по указанным проектам составит около 67 млрд рублей.
В 2010 г. инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования превысил 70 млрд рублей и возрос на 5-7 % к соответствующему периоду 2009 г. Общий объём иностранных инвестиций в экономику области составил порядка 500 млн долларов США и вырос на 3 %.
Доходы от использования и реализации имущества, продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, оцениваются в 2010 г. в сумме 1 млрд 825 млнрублей, что выше поступлений 2005 г. в 2,5 раза.
Положим, что на процесс функционирования современного социально-экономического региона оказывает влияние система разнонаправленных факторов. В научной литературе, несмотря на существование различных подходов, не определен исчерпывающий их перечень, поэтому конкретизация и обоснование факторов функционирования региона в современных условиях становится первоочередной задачей, решение которой может способствовать повышению эффективности функционирования экономики региона[1]. Очевидно, что на технологическо-инновационный аспект
функционирования региональной экономики значительное влияние оказывают технико-экономические факторы - уровень научнотехнического прогресса, транспортные условия, формы общественной организации производства, инфраструктура.
Технологии функционирования региона в условиях смены технологических парадигм автор предлагает свести к адаптации и стимулированию перехода на новый уровень технологического развития.
Схема предлагаемой системы технологий функционирования региона в инновационной среде приведена на рисунке.
Инновационная
стратегия
Определение целей и задач реализации инновационной стратегии
Определение организационных форм развития социально-экономических и производственных отношений входе реализации программы
Обеспечение инновационных коммуникаций и финансирование инновационны программ
НаучноОбразовательный сектор
Координация взаимодействия науки, образования и производства, мониторинг реализации иннова! мых программ
Потребности
Инновационные
^Управленческий Инвестиции ► Производственный
\ сектор сектор /
\ Организация Формирование /
и развитие ► и поддержка
технопарков точек роста
Инновационная
инфраструктура
Результат реализации инновационной стратегии
т
Развитие
инфраструктуры
Создание, внедрение, производство и сбыт высокотехнологической продукции
Создание региональной инновационной системы
1 1 і
Экономическое развитие региона
Система технологий функционироеаниярегиона в инновационной среде
В качестве одной из ключевых технологий функционирования региона при инновационном развитии предлагается формирование «точек роста».
Активизация потенциальных «точек роста» региональной
экономики обычно содержится в стратегии социально-экономического развития регионов и реализуется в комплексных целевых программах регионального развития. При формировании «точек роста» необходимо учитывать, что инвестиционная привлекательность и инвестиционная
активность в регионе определятся множеством факторов, которые можно разделить на три группы: факторы, определяющие готовность инвесторов проявлять активность в регионе, факторы, определяющие способность органов государственной власти обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, и, наконец, факторы, определяющие наличие потенциальных объектов инвестирования.
Определяющими являются факторы последней группы. Это обусловлено тем очевидным фактом, что развитый рынок инвестиционных ресурсов и благоприятные условия для инвестирования со стороны региональных органов власти не гарантируют активизацию инвестиционных процессов, если отсутствуют эффективные проекты вложения финансовых средств.
На основании вышесказанного «точкой роста» для региона будем считать такой вид деятельности или сектор экономики или конкретный проект, развитие которого обеспечивает развитие экономикотехнологической системы региона в целом. Предлагается рассматривать различные типы или «пространства» роста: рост сырьевого потенциала; технологический рост; социальное развитие и рост человеческого потенциала, развитие производственного потенциала, развитие социальной и производственной инфраструктуры, увеличение капитализации региональных активов. Однако, в конечном счете, различные типы роста являются условием или предпосылкой последующего роста ВРП в регионе, и данный показатель является одним из основных критериев эффективности или показателем результативности активизации точек роста в регионе.
Рост может осуществляться на основе различных факторов или конкурентных преимуществ: на основе совершенствования технологии (роста технологического потенциала), путем повышения ресурсного потенциала, на основе повышения эффективности управления и информационного обеспечения, за счет повышения качества человеческого потенциала, транспортной инфраструктуры и т.п.
Таким образом, «точки роста» характеризуются своей «отраслевой» принадлежностью к определенному виду деятельности, аспектом потенциала, на основе которого осуществляется рост, и, наконец, способом, которым осуществляется развитие «точки роста». Кроме того, «точки роста» обладают следующими свойствами:
1. Включенностью в систему межотраслевых связей, обеспечивающих высокий мультипликативный эффект, который и обеспечивает рост системы в целом;
2. Высокой средней нормой добавочной стоимости, которая генерируется по всей совокупности предприятий, входящих в состав точки роста и сопряженных производств. Это связанно с тем, что основной
механизм роста по всей «зоне роста» - реинвестирование прибыли, генерируемой на образующих ее производствах;
3. Стимулированием создания новых рабочих мест;
4. Устойчивым автономным спросом на продукцию базового производства. Устойчивый внешний спрос может быть обеспечен только при условии, что базовая деятельность точки роста обладает конкурентными преимуществами перед аналогичными видами деятельности в других регионах. Таким образом, анализ конкурентных преимуществ «точки роста» на межрегиональных и внешних рынках является важнейшим элементом анализа потенциальных «точек роста». Следует отметить, что проведение такого анализа является слабым местом большинства разрабатываемых в настоящее время стратегий социальноэкономического развития регионов.
Во-первых, конкурентные преимущества формулируются в весьма общем виде, во-вторых, эти конкурентные преимущества не достаточно обосновываются, в-третьих, в силу своей общности конкурентные преимущества, декларируемые многими регионами, выглядят очень похоже: природные ресурсы, рекреационный потенциал, экономикогеографические преимущества и расположение относительно транспортных коридоров. Что касается «точек роста», то если они и упоминаются, то вне контекста конкурентных преимуществ;
5. Одним из важнейших критериев включения мероприятий по стимулированию инвестиций в развитие «точек роста» в инвестиционную стратегию региона является окупаемость затрат бюджета на осуществления данных мероприятий. Окупаемость при этом должна оцениваться исходя из прироста налоговых поступлений в региональный бюджет по всем видам деятельности, образующим «зону роста», включая прирост подоходного налога;
6. Схемой разработки стратегии, ориентированной на развитие «точек роста» в экономике региона, которая предполагает:
• определение точек роста, активизация которых в наибольшей степени обеспечивает достижения целей социально-экономического развития региона и которые могут рассматриваться в качестве потенциальных объектов поддержки со стороны государства;
• оценку конкурентных возможностей производств, которые могут быть включены в потенциальную «зону роста»;
• оценку внешних по отношению к зоне роста влияющих факторов: благоприятная социальная ситуация (отсутствие социальной напряженности в районах локализации проектов, благоприятные для организации новых производств стандарты производственного и потребительского поведения населения и т.п.); отсутствие экологических ограничений, благоприятная политическая ситуация (наличие поддержки со стороны региональных или федеральных властей), благоприятный
инвестиционный климат (в частности, высокий уровень защищенности прав собственности), высокий технологический потенциал и т.п. То есть речь идет, фактически, о грамотном SWOT -анализе «зоны роста»;
• анализ эффективности проектов активизации точек роста и определение для образующих их предприятий граничных значений технико-экономических, финансовых и производственных характеристик деятельности, которые обеспечивают эффективный рост и окупаемость затрат регионального бюджета;
• определение тех узких мест в функционировании производств, образующих зону роста, расшивка которых требует осуществления инвестиций;
• определение объема государственных расходов, которые могут быть направлены на активизацию предприятий, образующих «зону роста»;
• осуществление мероприятий, направленных на обеспечение привлекательного инвестиционного климата;
• разработку мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти региона по стимулированию активизации потенциальных точек роста и остальных производств, образующих «зону роста». В частности, выбор форм и методов поддержки предприятий и организаций, образующих зону роста (кредиты, гарантии, льготы, каникулы, таможенная защита и т.п.);
• разработку необходимых институциональных мероприятий, включая механизмы частно-государственного партнерства, трехсторонние соглашения, общественную экспертиза и т.п.
При оценке эффективности различных направлений реализации инвестиционной стратегии основным инструментом является использование методов экономико-математического моделирования для количественного анализа вариантов совместной деятельности производств, входящих в «зону роста». Предметом моделирования является совместное функционирование взаимосвязанных хозяйственных субъектов при различных вариантах условий внешнего спроса на продукцию, производимую в «зоне роста».
Отсюда следует, что экономико-математическая модель, описывающая процессы активизации «точки роста», состоит из трех блоков. Первый блок образован моделями, описывающими деятельность каждого экономического субъекта, входящего в «точку роста», и моделью, описывающей взаимосвязи между субъектами. Второй блок представлен моделью, описывающей взаимодействие экономических субъектов в ходе взаимных поставок факторов производства (в настоящее время программно реализован вариант взаимосвязей через взаимные поставки продуктов и услуг). Третий блок представлен моделью, которая позволить оценить условия потребления продуктов и услуг, генерируемых «точкой роста».
Базовый принцип, определяющий построение механизмов
реализации стратегии в Тульской области, - это принцип «баланса интересов». Он подразумевает обеспечение соблюдения интересов
федеральных и региональных органов власти, органов местного
самоуправления, бизнес-сообщества и общественных организаций.
Идеологической и методологической основой построения системы механизмов реализации стратегии является политика интенсивного социально-экономического развития Тульской области.
Политика интенсивного социально-экономического развития
базируется на семи взаимоувязанных составляющих:
1) политике эффективного государственного управления;
2) справедливой социальной политике;
3) стимулирующей бюджетно-финансовой политике;
4) политике сбалансированного пространственного развития;
5) политике инновационного развития производительных сил;
6) конкурентной инвестиционной политике;
7) ответственной экологической политике.
Рассмотрим особенности политики эффективного государственного управления. Её целевое назначение состоит в повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Тульской области, совершенствовании системы государственного управления.
В региональной модели целесообразно использовать алгоритм анализа и синтеза экономических индикаторов управления бизнесом. Его особенность состоит в нормировании валовой прибыли относительно фонда оплаты труда предприятий.
В качестве другой ключевой технологии инновационного функционирования региона предлагается использовать организацию и поддержку технопарков.
Технологическим парком считается юридическое лицо, созданное для более адекватного использования научных и технологических ресурсов для улучшения экономической базы региона. Миссией технопарка является стимулирование регионального развития, а также упрощение реализации коммерческих и промышленных инноваций. Деятельность технопарка обогащает научную и/или техническую культуру региона, создает рабочие места и добавленную стоимость.
Некоторые исследователи, помимо собственно технопарков, выделяют также их подвиды:
• технологические инкубаторы;
• научно-исследовательские парки;
• технологические ареалы.
Технологические инкубаторы специализируются на коммерциализации научных и коммерческих разработок. Даже в случае
финансовой независимости, как правило, располагаются в пределах существующего технопарка. Научно-исследовательские парки имеют более тесные, чем у технопарков, связи с университетами и в них концентрируются высокообразованные кадры и большие объемы наукоемких исследований. Технологические ареалы - это целый кластер взаимозависимых предприятий, работающих в общей и / или связанных отраслях и расположенных в одном географическом регионе. Эти предприятия делят общую инфраструктуру, рынок труда и услуг и имеют дело со схожими возможностями и угрозами.
Реальной базой для организации технопарка в регионах России, в частности в Тульской области, могут стать промышленные предприятия, обладающие избытком инфраструктуры и одновременно располагающие собственной научной базой, а также мощным кадровым потенциалом. В первую очередь к ним относятся машиностроительные предприятия. Речь идет не только о наличии крупных промышленных предприятий, успешно проведших реструктуризацию своего бизнеса, но и об инновационной инфраструктуре.
Говоря о Тульской области, следует отметить недостаточный уровень присутствия и функционирования технопарков. Крупнейшим и практически единственным в регионе технопарком можно считать технопарк "Первомайский" Он имеет свою железнодорожную ветку с разгрузочным доком, услуги охраны, качественную связь и интернет-доступность. Технопарк находится всего в 2 км от трассы федерального значения "Москва-Крым", в 190 км от Москвы и рядом с магистралями местного значения. Удобное расположение позволяет обслуживать всю центральную часть России - Москва, Орел, Калуга, Рязань и другие города ЦФО находятся рядом.
Формирование большего количества технопарков в Тульской области позволит значительно интенсифицировать процесс развития технологического уклада и послужит инструментов роста как экономических, так и социальных показателей региона.
В качестве базовой технологии осуществления инновационного развития региона предлагается использовать синтез и реализацию модели тройной спирали «университет - бизнес - государство».
Возникновение взаимодействия «университет - бизнес -государство» можно назвать определяющим фактором в региональном функционировании при инновационной парадигме развития. Возможность проводить исследования в новых и междисциплинарных областях с потенциалом коммерциализации обуславливает эффективное использование новых знаний и рост технологического уклада региона. В основе практически любого высокотехнологичного региона можно найти предпринимательский университет, встроенный в тройную спираль отношений «университет - бизнес - государство».
Основной предпосылкой модели тройной спирали является переход региона к функционированию, основанному на знаниях. В то время как бизнес и государство являются системоообразующими институтами индустриального общества, университет, бизнес и государство образуют основную институциональную структуру постиндустриального,
основанного на знаниях общества. Регион, основанный на знаниях, - это организм, созданный совокупностью составляющих, включающих не только тройную спираль «государство - бизнес - университет», но и “совместное предпринимательство” в качестве двигателя этой системы.
Проект создания и развития региона, основанного на знаниях, предлагается базировать на использовании или увеличении компетенций университетов или даже на создание новых академических институтов для этой цели. В таком случае развитие инновационного потенциала главным образом зависит от создания и институционализации гетерогенной сети государственных/частных организаций, которые могут предоставить знания и опыт в области создания фирм, промежуточное финансирование, начальный капитал и “совместное предпринимательство’’^].
Модель тройной спирали как технологии роста и развития инноваций в регионе включает три основных элемента. Во-первых, в обществе, основанном на знаниях, университету отводится более значимая роль в инновациях, наравне с бизнесом и государством. Во-вторых, формируется тенденция к сотрудничеству в трех основных институциональных сферах, в которых инновационная политика все больше является результатом взаимодействия, а не предписаний государства. В-третьих, кроме выполнения своих традиционных функций, каждая институциональная сфера также участвует в межинституциональных взаимодействиях, работая на оси У в своей новой роли и на оси X в своей традиционной роли. Предпринимательский университет, принимая на себя какие-то из традиционных функций бизнеса и государства, является главным институтом территории инновационного развития.
При создании модели необходимо выделять два типа регионов с точки зрения функционирования тройной спирали «бизнес - университет -государство»: инновационный иразвивающийся.
Инновационный регион основан на линейной модели, в которой стратегия создания фирм привязана к исследовательской базе. Это не традиционная линейная модель, основанная на коммерциализации результатов исследований в промышленность, а скорее ее
усовершенствованная разновидность, включающая разные взаимосвязанные организационные механизмы, такие, как научно-
исследовательские центры, организации по передаче технологий и инкубаторы, которые способствуют практическому применению
исследований с долгосрочным коммерческим потенциалом.
Развивающийся регион основывается на стандартных экономических отношениях между фирмами и заказчиками в качестве основы преемственного наращивания инноваций.
Инновационный и развивающийся регионы потенциально должны поддерживать друг друга для совместного функционирования, подобно отношениям сосуществования между традиционной наукой и новыми научными парадигмами, даже когда одна модель, в конце концов, вытеснит другую. Развивающиеся регионы скорее ориентированы на ненаукоемкие, а не на высокие технологии, на отношения государство -бизнес, а не на отношения университет - бизнес, на преемственный, а не на дискретный рост инноваций[3].
Университеты в развивающемся регионе сосредоточены на традиционных отношениях университет - бизнес, таких, как предоставление человеческого капитала, и отношениях консультационного характера.
Технопарки есть и в обучающихся, и в инновационных регионах. Однако в развивающихся регионах они скорее преобразуются в универсальные (общего назначения) промышленные парки, а не специальные площадки для исследовательских фирм. Меняющаяся роль технопарков, особенно если они становятся активным в образовании высокотехнологичных фирм, - показатель перехода от обучающегося региона к инновационному. Развитие исследовательского университета, в котором есть, по крайней мере, несколько областей, выбранных в качестве фундамента будущего экономического развития, - еще один показатель перехода к инновационному региону[4].
Региональные институты, выступающие в нетрадиционных ролях, предлагается рассматривать как основной потенциальный источник “инновации в инновации” в противовес тем инновационным моделям, в которых отступление от традиционных ролей считается чистыми убытками. Таким образом, в тройной спирали академическое сообщество является источником создания экономических агентов и регионального развития помимо традиционной роли поставщика квалифицированных работников и фундаментальных знаний. Государство в этой модели должно помогать поддерживать новое развитие посредством изменений в нормативной среде, налоговых льгот и предоставления государственного венчурного капитала. Бизнес выполняет функцию университета, развивая обучающие и исследовательские программы, часто на таком же высоком уровне, как университеты. Это достигается путем создания инновационных отраслевых консорциумов.
Эти экономические субъекты играют роль организаторов региональных инноваций в создании новых инициатив, направленных на стимулирование экономического и социального развития региона. Представители различных институциональных сфер должны совместно
объединить необходимые элементы из каждой сферы для создания новой организации. Такие группы обычно имеют некие пространственные рамки, региональные по своей природе, хотя они могут выходить за пределы прежних региональных определений, основанных на топографических, национальных или культурных факторах.
Формат предпринимательского университета предлагается интенсивнее вовлекать академическую среду в экономическое и социальное развитие региона. Способность определить стратегическое направление - это только первый шаг к предпринимательскому университету, условие необходимое, но не достаточное. Ориентация на поиск практических и теоретических применений исследования и организационных механизмов, помогающих при передаче технологий и создании фирм, дополняет картину. Необходимы также обучающие программы, знакомящие студентов с предпринимательской деятельностью, если это еще не стало частью академической культуры. Наконец, заключительным этапом является введение организационных структур, таких как, центры поддержки исследований теоретической и практической значимости.
Университет - особенно благоприятная территория для инноваций, так как его основная характеристика - постоянный приток человеческого капитала. С этой точки зрения университет можно считать естественным инкубатором, помогающим преподавателям и студентам создавать новые предприятия, интеллектуальные, политические, коммерческие и совместные. Университет является потенциальной колыбелью новых междисциплинарных областей науки и новых отраслей промышленности, каждая из них пересекается с другими и способствует их развитию. Двойная перекрывающаяся сеть академических исследовательских групп и начинающих фирм, пересекающаяся с объединениями крупных фирм, университетов и самих начинающих фирм, по-видимому, является новой моделью взаимодействия образования и бизнеса в области биотехнологий, компьютерных наук и др.
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать основные пункты модели развития региона, функционирующего согласно концепции тройной спирали (таблица).
Отметим, что тройная спираль представляет собой межинституциональный подход в инновационной политике, основанный на взаимовлиянии и возникший в результате симбиоза разных институциональных сфер. Поэтому инновационную политику следует рассматривать не столько в качестве инициативы «сверху», исходящей от правительства, но и как кумулятивный результат взаимодействия органов управления на разных уровнях, представителей бизнеса, академических кругов и негосударственных организаций, в котором участвовали представители всех этих сфер, особенно на региональном уровне.
Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что для успешной инновационной деятельности необходимо сочетание следующих факторов: наличия крупных университетских исследовательских центров, которые выступают как в роли производителей «знаний», так и в роли поставщиков высококвалифицированного персонала, мобильности рабочей силы, доступа к инвестициям, технологических возможностей,
предпринимательской активности и менталитета.
Модель регионального развития, основанного на знаниях
Стадия Цель Структура Процесс Деятельность
Начальная стадия: Идея новой модели регионального развития. Создать новую экономикотехнологическую базу региона. Неформальное взаимодействие различных субъектов, таких, как университет, муниципалитет, исследовательских лабораторий, больших и маленьких фирм. Стремление к успеху -неформальные встречи, обсуждение региональных планов, влияние внешних идей и примеров успеха. Создание первого инкубатора; первоначальное обслуживание новых фирм в инкубаторах, базовая инфраструктура
Стадия реализации: Начало новой деятельности. Обеспечить адекватную инфраструктуру (материальные и нематериальные составляющие) для разных предпринимателей. Создание объединений/сетей предпринимателей. Неформальная образовательная и общественная деятельность. Создание новых организаций для продвижения предпринимательст ва. Клуб созданных компаний, объединения/се ти, инкубаторы и технопарки, инициативы как изнутри университета, так и извне.
Стадия укрепления и корректирования: Интеграция деятельности как по материальной базе, так и по нематериальным составляющим. Повысить эффективность системы. Сотрудничество региональных субъектов, для повышения эффективности ресурсов; понять потребности фирм чтобы их удовлетворить. Новый план создания сети и сеть вспомогательных организаций. Встречи субъектов для определения ролей и поддержки друг другав маркетинге.
Стадия самоподдерживаю щегосяроста: Избегая спада, инициировать новое непрерывное развитие. Обновить систему, определяя новые области роста, связанные с новыми исследованиями - подвергая пересмотру существующую деятельность. Уровень университетской политики и других субъектов, появление на самых высоких уровнях политической системы, обладающей властью и влиянием; нужно больше предпринимателей и исследований. Обсуждение того, чего региону не хватает. Деятельность, собрания в малых группах, статьи и брошюры. Все субъекты пытаются участвовать и представить свои усилия в лучшем свете.
Как свидетельствуют результаты проведенного анализа отечественного и зарубежного опыта, ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются:
• технопарковые структуры, включающие научные парки, технологические и исследовательские парки; инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры; центры трансферта технологий,инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий; виртуальные инкубаторы; технополисы и др.;
• информационно-технологические системы, состоящие из баз научной и технологической информации, технико-юридической и техникоэкономической информации и др.
В результате исследования особенностей развития инновационной деятельности установлено, что отсутствие на внутреннем рынке платежеспособного спроса на научную продукцию и заказов от промышленности, а также нерешенные вопросы защиты объектов передаваемой интеллектуальной собственности сдерживают реализацию инноваций, хотя 90 % готовых к использованию технологий обладают коммерческим потенциалом.
Учитывая это, можно отметить, что формирование инновационной инфраструктуры является первым шагом и основным элементом в обеспечении устойчивого эффективного взаимодействия науки, образования и производства в условиях перехода российской экономики на инновационный тип развития.
В этой связи представляется целесообразным формирование единой типовой схемы организации инновационной инфраструктуры, использование которой позволит создавать, регулировать и корректировать условия развития инновационных процессов с целевой ориентацией на комплексное сетевое моделирование развития национальной инновационной системы как основы устойчивого экономического роста региональной экономики.
Поскольку инновационное развитие носит комплексный характер, то обеспечение эффективного функционирования инновационной инфраструктуры требует системного подхода к реализации инновационных программ, определяющего не только обоснованный выбор механизма инновационного развития, но и постоянное наблюдение за важнейшими текущими результатами реализации всех его аспектов, обеспечивающее своевременное обнаружение отклонений от утвержденного плана инновационного развития и бюджета отдельных инновационных проектов, вызывающих снижение эффективности инновационной деятельности; анализ причин, вызвавших эти отклонения, и разработку предложений по соответствующей корректировке отдельных направлений деятельности с целью ее нормализации и повышения эффективности.
Библиографический список
1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. - М.: Экзамен, 2003. 239 с.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование
предпринимательской прибыли, капитала, процента и цикла
конъюнктуры): пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.
3. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея / Институт экономики РАН. М.: Наука, 2006. 402 с
4. Похилько Т. Н. Региональная инновационная политика как инструмент государственного регулирования экономики // Вестник СКГТУ. 2009. № 3 (20). С. 15-17
V. D. Dudka
The basic aspects connected with development of methods of adaptation, scenary factors of management are considered by economic-technological development of the Tula region.
Key words: economy, growth, region, development, the factor, a method.
УДК 657.421.3 (476)
К.В. Кривицкая, аспирант, (+37529) 520-65-90, krystyna@list.ru, (Беларусь, Минск, БГЭУ)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Изложены основные направления развития бухгалтерского учета нематериальных активов с учетом их экономической сущности в Республике Беларусь.
Ключевые слова: нематериальные активы, оценка нематериальных
активов, бухгалтерская отчетность, документальное оформление.
Изучение проблем совершенствования бухгалтерского учета и экономического анализа нематериальных активов Республики Беларусь позволило определить широкий круг нерешенных вопросов. Одна из основных проблем формирования системы бухгалтерского учета нематериальных активов связана с наличием специфических свойств