Научная статья на тему 'Региональный кластер как механизм формирования инновационного потенциала и устойчивого развития территории (часть 1)'

Региональный кластер как механизм формирования инновационного потенциала и устойчивого развития территории (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ / REGIONAL CLUSTER / HIGH SCHOOL / BUSINESS ENTITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AN AREA / INNOVATIVE COMPONENTS / COMMERCIALIZATION OF RESEARCH RESULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьева Лидия Сергеевна, Ильин Андрей Борисович, Шпилев Дмитрий Александрович

В настоящее время устойчивое социально-экономическое развитие территории невозможно без учета взаимодействия высшей школы, предпринимательских структур и административно-управленческого аппарата. По мнению авторов, данное взаимодействие предполагает формирование регионального инновационного кластера, подразумевающего механизм построения стабильной социально-экономической системы территории при эффективном функционировании всех субъектов кластерной политики. В первой части статьи сформирован категориальный аппарат, охарактеризованы субъекты региональной кластерной политики. Вторая часть является практическим примером создания региональной кластерной политики с анализом предпосылок для ее формирования и учетом доминирующих факторов существования перспективной взаимосвязи субъектов «тройной спирали».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонтьева Лидия Сергеевна, Ильин Андрей Борисович, Шпилев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CLUSTER AS A FORMATION MECHANISM OF INNOVATIVE CAPACITY AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AN AREA

At the present time, sustainable social and economic development of an area is impossible without consideration of the interaction between higher education, business entity and administrative and management personnel. According to the authors, this interaction implies the formation of a regional innovation cluster, which suggests a mechanism for building a sustainable social and economic system of area given the effective functioning of all subjects of cluster policy. In the first part of the article, a classification apparatus is formed and subjects of regional cluster policy are characterized. The second part is a practical example of the creation of regional cluster policy with an analysis of the precursors for its formation and with regard to the dominant factors of a projected relationship between the subjects of «triple helix».

Текст научной работы на тему «Региональный кластер как механизм формирования инновационного потенциала и устойчивого развития территории (часть 1)»

РЕГИОНАЛЬНЫМ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (часть 1)

УДК 332.146

Лидия Сергеевна Леонтьева,

Д.э.н., профессор, зав. кафедрой общего менеджмента и предпринимательства Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Тел.: (495) 442-23-98, Эл. почта: LLeontieva@mesi.ru Андрей Борисович Ильин,

Аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Тел.: 8-905-137-62-40, Эл. почта: AI-1988@yandex.ru Дмитрий Александрович Шпилев, Аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Тел.: 8-962-200-82-71,Эл. почта: dm-shpilev@yandex.ru

В настоящее время устойчивое социально-экономическое развитие территории невозможно без учета взаимодействия высшей школы, предпринимательских структур и административно-управленческого аппарата. По мнению авторов, данное взаимодействие предполагает формирование регионального инновационного кластера, подразумевающего механизм построения стабильной социально-экономической системы территории при эффективном функционировании всех субъектов кластерной политики. В первой части статьи сформирован категориальный аппарат, охарактеризованы субъекты региональной кластерной политики. Вторая часть является практическим примером создания региональной кластерной политики с анализом предпосылок для ее формирования и учетом доминирующих факторов существования перспективной взаимосвязи субъектов «тройной спирали».

Ключевые слова: региональный кластер; высшая школа; предпринимательские структуры; устойчивое развитие территории; инновационные составляющие; коммерциализация результатов исследований.

Lidiya S. Leontieva,

PhD in Economics, Professor, the head of the chair of General Management and Business Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics,

Tel: (495) 442-23-98, E-mail: LLeontieva@mesi.ru Andrey B. Ilyin,

Post-graduate student, the Department of State and Municipal Management

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

Tel: 8-905-137-62-40, E-mail: AI-1988@yandex.ru Dmitry A. Shpilev,

Post-graduate student, the Department of State and Municipal Management

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

Tel.: 8-962-200-82-71, E-mail: Dm-shpilev@yandex.ru

REGIONAL CLUSTER AS A FORMATION MECHANISM OF INNOVATIVE CAPACITY AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AN AREA

At the present time, sustainable social and economic development of an area is impossible without consideration of the interaction between higher education, business entity and administrative and management personnel. According to the authors, this interaction implies the formation of a regional innovation cluster, which suggests a mechanism for building a sustainable social and economic system of area given the effective functioning of all subjects of cluster policy.

In the first part of the article, a classification apparatus is formed and subjects of regional cluster policy are characterized. The second part is a practical example of the creation of regional cluster policy with an analysis of the precursors for its formation and with regard to the dominant factors of a projected relationship between the subjects of «triple helix».

Keywords: regional cluster; high school; business entity; sustainable development of an area; innovative components; commercialization of research results.

1. Введение

Одним из базовых условий построения региональной инновационной архитектуры является кластерная экономика региона и принцип «тройной спирали», подразумевающий предпринимательское взаимодействие университетов, бизнеса и государства. Для реализации высокоэффективных научно-технических проектов и устранения имеющихся разрывов в цепи «наука -технология - производство - рынок» необходимо усиление целенаправленной деятельности государства. В этом случае оно становится генератором формирования недостающих звеньев как в области финансирования науки и инновационной деятельности, так и в области законодательства. Именно государство становится инициатором создания механизма непрерывного инвестирования через систему различных фондов поддержки НИОКР.

Государственная поддержка инновационной деятельности не может строиться без учета региональных особенностей и конкурентных преимуществ территорий. Невозможно разработать и внедрить систему формирования региональных инновационных кластеров без участия и поддержки предпринимательских структур.

2. Сущность, принципы и субъекты региональных инновационных кластеров

Прежде чем говорить о целенаправленной региональной политике по формированию кластеров, необходимо систематизировать различные подходы к этому относительно новому для российской региональной экономики понятию. Для этого рассмотрим мнения авторов по данному вопросу.

Однако большинство исследователей не связывают понятие кластера с развитием региона. Авторы представляемого материала считают кластеризацию одним из региональных экономических инструментов. Поэтому можно согласиться с существующей точкой зрения, объединяющей аналогичные

Таблица 1. Определение понятия «кластер»

Автор Определение

Майкл Портер кластеры являются организационной формой консолидации усилий заЕгатересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики [1].

Д.А. Ялов сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости [21-

В.П. Третьяк термин «сеть» относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей - дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть обшие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки. Термин «мастер» указывает на отраслевую н географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями [3]

Т В. Цнхан кластер - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка [4].

Р.Х. Ха санов под кластером понимается территориально локализованная, обособленная в отрасли группа предприятий, сочетающая формальную самостоятельность и внутреннюю конкуренцию с кооперацией, наличием единого центра и системы сервисных услуг, цель функционирования которой заключается в реализации наиболее эффективным способом ключевых компетенций территории присутствия н достижении синергетических эффектов от взаимосвязанного и взаимодополняющего функционирования [5].

№1, 2012

40

подходы, в рамках которой под региональным кластером подразумевается совокупность фирм, университетов и других организаций, связанных в определенной производственной области в определенном регионе, где синергия достигается при помощи конкуренции и кооперации между участниками. Среди характеристик региональных кластеров следует отметить открытость, распространяющуюся за пределы внутрирегиональных сетей и имеющую цель использовать внешние ресурсы [6].

На формирование кластера в регионе, на наш взгляд, влияют следующие условия:

- инфраструктура;

- институциональные условия;

- технологические условия;

- инвестиционные условия;

- интеллектуальные условия.

Участниками регионального кластера могут являться:

- предприятия и организации, специализирующиеся на профильных видах деятельности;

- предприятия и организации, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;

- предприятия и организации, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

- организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные и финансовые, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);

- научно-исследовательские и образовательные организации;

- некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;

- организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные (промышленные) парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда; центры и агентства регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки субъектов малого и среднего пред-

принимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и др.

Преимущество регионального кластера заключается в «эффекте масштаба». Несколько крупных хозяйствующих субъектов, составляющих «ядро кластера», создают территориально сконцентрированный спрос на однообразные комплектующие, рабочую силу соответствующей квалификации, сервисы и услуги определенной направленности, которые локализуются вокруг «ядра кластера». Возникает экономия на сбытовых и транспортных издержках.

Вторым преимуществом кластера являются тесные внутрифирменные связи. По причине территориальной концентрации в кластере динамично развивается межфирменное сотрудничество, неформальные личностные коммуникации между участниками. Поэтому распространение наиболее успешного опыта применения новых технологий и методов управления в кластере происходит предельно быстро. Тем не менее, внутри кластера всегда существует конкуренция, что обеспечивает динамику его развития. Как правило, входящие в кластер предприятия ведут конкурентную борьбу на национальном и международном рынках.

Специалисты полагают, что в XXI веке конкурентоспособность национальных экономик будет определяться наличием у них эффективных инновационных регионов - территорий, где концентрируются десятки предприятий одной или нескольких смежных отраслей.

В любом региональном кластере есть одно или несколько «якорных» предприятий - успешных компаний, своим бурным развитием доказавших перспективность и инновационность отрасли или группы отраслей.

С появлением регионального кластера резко возрастает мобильность специалистов, поскольку хорошего сотрудника обязательно примут на работу на лучших условиях в любой компании. Это заставляет работодателей расширять возможности профессионального и карьерного роста своих сотрудников, создавать им благоприятные условия для работы. Такая установка также спо-

собствует росту инновационности, поскольку новаторские идеи и продукты могут создавать только свободные люди, в том числе, и в выборе места своей работы.

Еще в 90-е годы рядом зарубежных авторов (Скотт, Стернберг, Кибл и Уил-кинсон) была выдвинута точка зрения, актуальная и сегодня. Согласно их мнению, основным критерием оценки инновационной деятельности является кластер, состоящий из взаимосвязанных фирм, расположенных на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга в одном регионе, работающих в одной отрасли, находящихся в одной производственной цепи и объединяющих свои трудовые ресурсы и коммуникационные потоки.

Однако не все инновационные компании работают подобным образом. Имеются существенные различия во внутренней структуре инновационных кластеров: некоторые из них больше сфокусированы на производстве, другие осуществляют совместный маркетинг. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что однородные кластеры на практике демонстрируют существенную неоднородность в плане организации (Рабеллотти и Шмитц).

Харт и Симми выдвинули предположение о том, что существуют разные типы инновационных кластеров и что по крайней мере некоторые из этих кластеров включают в себя фирмы, которые, несмотря на относительно близкую расположенность друг к другу, почти никак не связаны с другими инновационными предприятиями в этом же регионе. Таким образом, они просто находятся на территории региона, но не вовлечены в региональную инновационную деятельность. Более того, некоторые такие фирмы очень маленькие. В таких микрофирмах важность индивидуального новатора или новатора, работающего в фирме, снова становится актуальной.

Европейские инновационные территории в последние годы все больше ориентируются на создание маленьких компаний, с персоналом в три-пять человек. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает их более конкурентоспособными.

Как уже отмечалось выше, в создании инновационных регионов участвуют три института: академический, корпоративный и государственный. Их совместная инновационная политика на-

правлена на генерирование предпринимательства и нового бизнеса. И принцип «тройной спирали» - совместной предпринимательской деятельности бизнеса, государства и университетов -сейчас используется как базовый для создания новых территорий инновационного развития. Причем центральная роль в этой тройной связке отводится университету.

3. Генезис университетов в развитии «тройной спирали»

Во время первой академической революции (XIX век) в западных университетах произошла интеграция научных исследований и обучения, а вторая революция (XX век) интегрировала научную, учебную и предпринимательскую деятельность [7].

Европейские университеты с почти тысячелетней историей и гораздо более молодые университеты США до XX века не были субъектами экономики. Вузы работали так: фундаментальная наука производила знания, часть которых через использование прикладными науками превращалась в инновационные разработки и, в конечном счете, использовалась в промышленных целях. Позже эта модель будет названа линейной моделью инноваций.

В прошлом столетии роль университетов заметно изменилась: учебные заведения сами начали создавать наукоемкие предприятия. Это оказалось крайне привлекательно с экономической точки зрения. Так, на базе Стенфор-дского университета была создана Силиконовая долина - крупнейший производитель инноваций в компьютерном, программном и интернет-бизнесе. Рядом с Массачусетским технологическим институтом вырос другой успешный инновационный регион -Золотое полукольцо: в предместьях Бостона расположено более полусотни колледжей, научно-исследовательские лаборатории и множество предприятий электронной и ракетно-космической промышленности. Сегодня, осознав возросшую роль университетов для региональных экономик, по этому пути следуют и более слабые в отношении инноваций страны и университеты, даже если говорить об их экономическом лидерстве пока не приходится: Университет Чалмерс в Швеции, Технический университет Монтеррея в Мексике и др.

Что отличает университет - предпринимательский центр от обычного университета? Во-первых, у него есть дос-

таточно широкий и точно определенный спектр исследовательских работ.

Во-вторых, университет в своих действиях руководствуется, прежде всего, экономической целесообразностью. Смена подхода влечет за собой новый тип управленческих действий: необходимо создание организационных механизмов, ответственных за технологическое внедрение фундаментальных исследований, создание инновационных фирм, анализ рынков для будущей инновационной продукции, продвижение наукоемких инновационных продуктов.

В-третьих, современный западный университет находится в среде, где высоко развиты предпринимательство и изобретательство. Поэтому университеты вынуждены разными способами поддерживать действия своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т. д.) и участвовать в ее создании.

В такой особой среде и происходит замена простой линейной модели инноваций на более сложную: инновационный процесс становится дискретным, на всех стадиях он корректируется, мотивируется или демотивируется многочисленными участниками.

4. Современный бизнес как необходимый участник «тройной спирали»

Задача взаимосвязи между бизнесом и университетами, между бизнесом и исследовательскими институтами и между исследовательскими институтами и университетами состоит в том, чтобы систематизировать процесс коммерциализации результатов исследований. Поток информации должен идти в обоих направлениях, то есть не просто в классическом понимании, когда берут результаты исследований и стараются их коммерциализировать. Нужен рабочий диалог между бизнесом и университетами, чтобы академические исследования были ориентированы на нужды промышленности. Необходимо, чтобы университеты получали информацию о том, какие знания и технологии нужны конкретному бизнесу, чтобы исследователи из академической среды это понимали и работали над созданием нового знания, думая о его будущей рыночной стоимости. Если удастся этого добиться, то компаниям будет намного легче использовать результаты исследований.

Объединение бизнеса и университетов может быть положено в основу

организации региональных кластеров. Этот процесс создает определенные преимущества для предприятий малого и среднего бизнеса, которые, будучи гибкими, адаптивными и подвижными, могут взять на себя функцию иннова-торов продвижения авторских университетских идей. Участие в региональном кластере позволяет малому и среднему бизнесу существенно снизить барьеры выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера; получить дополнительный эффект при организованном обучении персонала; повысить эффективность закупки информационных рекламных продуктов; получить доступ крупных заказов в качестве аутсорсеров; развить собственный имидж за счет положительной репутации известных и перспективных участников региональных кластеров. В свою очередь университеты получают возможность адаптации к потребностям бизнес-структур участника кластера как в сфере подготовки специалистов с нужными профессиональными компетенциями, так и при подстройке исследовательских программ развития научных школ с учетом интересов регионального кластера.

5. Эффективность государственной политики в области формирования регионального инновационного кластера

Государство на федеральном и региональном уровнях выступает в качестве третьего субъекта «тройной спирали». Его эффективность во многом зависит от понимания первыми лицами государства и регионов той роли, которую могут играть представители законодательной и исполнительной власти в развитии региональных инновационных кластеров.

Преимущества, которые дает кластер в целом для развития региона, выделяет Д. Я. Ялов: «Для администраций: увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории. Для бизнеса: улучшается кадровая инфраструктура; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более ус-

№1, 2012

42

пешного выхода на международные рынки» [2].

Литература

1. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.

2. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. URL: http:/ /subcontract.ru/Docum/ (дата обращения: 02.07.2011).

3. Третьяк В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования. URL: http:// subcontract.ru/Docum/ (дата обращения: 02.07.2011).

4. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - №5.

5. Хасанов Р.Х. Реализация региональной промышленной политики с использование кластерных подходов. URL: http://www.pmjobs.net/art/7.doc (дата обращения: 02.07.2011).

6. http://www.nanonewsnet.ru/blog/ nikst/klasterizatsiya-novoe-yavlenie-rol-v-mirovoi-ekonomike-politike (дата обращения: 02.07.2011).

7. Предприниматели на рынке идей // Советник инноватора: Кадры для инновационной деятельности. URL: http:/ /www.strf.ru/innovation. (дата обращения: 02.07.2011).

References

1. Porter M. International competition. - M.: International relations, 1993.

2. Jalov D.A. The cluster approach as the technology of management of re-

gional economic development. URL: http://subcontract.ru/Docum/.

3. Tret'jak VP. Clusters of companies: the establishment and effective operation. URL: http://subcontract.ru/ Docum/.

4. Cihan T. V. Cluster Theory of Economic Development / / Theory and practice of management. - 2003. - №5.

5. Hasanov R.H. The implementation of regional industrial policy with the use of cluster approaches. URL: http:// www.pmjobs.net/art/7.doc.

6. http://www.nanonewsnet.ru/blog/ nikst/klasterizatsiya-novoe-yavlenie-rol-v-mirovoi-ekonomike-politike.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Entrepreneurs in the marketplace of ideas / / Advisor Innovator: Human Resources for Innovation. URL: http:// www.strf.ru/innovation.

Продолжение статьи читайте в №2 - 2012 журнала «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.