Научная статья на тему 'Формирование инновационной инфраструктуры университета как составной части региональной инновационной системы'

Формирование инновационной инфраструктуры университета как составной части региональной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1207
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суханова П. А.

В статье рассматриваются понятие и значение инновационной инфраструктуры университета и региональной инновационной системы. Предложены критерии эффективности инновационной инфраструктуры российских университетов, оказывающие влияние на темпы развития экономики региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной инфраструктуры университета как составной части региональной инновационной системы»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 ЭКОНОМИКА Вып. 4(15)

УДК 378:332.1

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

П.А. Суханова, ст. преп. кафедры мировой и региональной экономики

Электронный адрес: polina-suh@yandex.ru

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

В статье рассматриваются понятие и значение инновационной инфраструктуры университета и региональной инновационной системы. Предложены критерии эффективности инновационной инфраструктуры российских университетов, оказывающие влияние на темпы развития экономики региона в целом.

Ключевые слова: инновационный процесс; инновационная инфраструктура университета; региональная инновационная система; критерии эффективности инновационной инфраструктуры университета.

В настоящее время инновационный процесс (его скорость, объем, глубина) является определяющим для экономического и политического развития страны в условиях мировой конкуренции. Инновационный процесс - результат эффективной деятельности национальной инновационной системы страны, составляющими компонентами которой выступают региональные инновационные системы. В свою очередь региональные инновационные системы обязательно предполагают наличие источника непрерывной генерации знаний и инноваций. Таким элементом, безусловно, являются высшие учебные заведения. В современных условиях речь идет не просто об университетах как источниках новых знаний, а, скорее, об инновационной инфраструктуре университетов, которая позволяет коммерциализировать научные разработки, осуществлять трансфер технологий и соответственно выступать эффективным экономическим агентом, получающим доход от своей интеллектуальной, научной деятельности.

Инфраструктура создает благоприятные условия для существования инновационных компаний. Как известно, инновационная инфраструктура подразделяется на два основных вида [1, c.4]:

- материальная (технопарки, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие центры, офисы трансфера технологий и т.д.) - hard;

- нематериальная (услуги по защите интеллектуальной собственности, услуги по продвижению интеллектуальной продукции, аутсорсинг «неинновационных» аспектов деятельности и т.д.) - soft.

Как правило, инновационная инфраструктура включает в себя 4 блока [2]:

а) образование (специализированные кафедры, программы);

б) научно-производственные мощности (генерация разработок, создание прототипов, опытных образцов);

в) поддержка инновационной деятельности (сопровождение инновационных проектов, создание малых инновационных компаний, защита прав интеллектуальной собственности и т.д.);

г) управление инновационной деятельностью и собственно инновационной инфраструктурой.

Исходя из вышеприведенного определения инновационная инфраструктура — это не только технопарки, инновационно-

технологические и научно-производственные центры, инкубаторы и т.д, но и человеческий капитал — студенты, аспиранты и преподаватели, которые запускают процесс генерации новых знаний и являются его движущей силой; это компании, в которых работают выпускники; это площадка, на которой возникают и оттачиваются новые процедуры и правила жизни вуза.

Кроме того, инновационная инфраструктура - это целый комплекс информационно-коммуникационных, материально-

технических и культурологических факторов, формирующих предпринимательский облик вуза [2].

Обратимся к рассмотрению понятия региональной инновационной системы. С экономической точки зрения, инновационная система региона представляет собой набор определен-

© Суханова П.А., 2012

ных региональных условий, которые обеспечивают успешное создание и развитие предприятий [4, а43]:

- наличие исследователей и компаний, занимающихся разработкой передовых технологий в области конкретных знаний. Приток новых идей является первым обязательным условием успешного функционирования инновационной системы;

- существование сообщества, создающего идеи и имеющего возможность собираться вместе и обсуждать их, в результате чего и рождаются новые идеи;

- наличие экономических агентов с предпринимательскими, менеджерскими и бизнес-способностями;

- возможность финансового обеспечения инновационной деятельности за счет доступа к венчурному капиталу, финансовым ресурсам бизнес-ангелов и большому числу индивидуальных инвесторов.

Исходя из этого, с нашей точки зрения, можно выделить четыре основных компонента инновационной системы региона: идеи, предпринимательский опыт, источники финансирования и сообщество, которое объединяет предыдущие компоненты в единое целое. Эти компоненты инновационной системы региона тесным образом связаны с инновационной инфраструктурой университетов. Эта связь прослеживается следующим образом (см. таблицу).

Связь инновационной системы региона с инновационной инфраструктурой университетов

Компоненты инновационной системы региона Элементы инновационной инфраструктуры университета

Идеи Человеческий капитал; инновационно-технологические и научнопроизводственные центры

Предпринимательский опыт Бизнес-инкубаторы; технопарки; офисы трансфера технологий; клубы предпринимателей; учебные дисциплины по предпринимательству; малые инновационные предприятия

Источники финансирования Бизнес-инкубаторы (в которых участвуют венчурные фонды и бизнес-ангелы)

Сообщество Внутренняя университетская среда; компании, в которых работают выпускники

Источник: результаты исследований автора.

На основании таблицы можно сделать вывод о «встроенности» инновационной инфраструктуры университетов в региональную инновационную систему.

Об успешности функционирования региональной инновационной системы будут свидетельствовать успешные выходы компаний (новых компаний или нового продукта) на рынок. Эта успешность может быть определена с позиций эффективности региональных инновационных систем.

Критерии эффективности региональных инновационных систем основаны на ряде макроэкономических показателей [4, с47], среди которых целесообразно выделить следующие:

- доля инновационной продукции в объеме ВВП;

- доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в объеме ВВП и внешней торговле;

- величина расходов на НИОКР со стороны компаний реального сектора национальной экономики;

- доля высших учебных заведений, занятых НИОКР (% от общего числа субъектов проведения НИОКР по стране);

- уровень инвестирования в развитие персонала на предприятиях;

- темпы роста производительности труда.

В то же время, как нам представляется, перечень критериев эффективности региональных инновационных систем можно декомпозировать до уровня университетов, как ключевых «игроков» региональных инновационных систем. В этом случае речь будет идти о критериях эффективности инновационной инфраструктуры университета.

Проведенный нами анализ финансовых результатов инновационной деятельности университетов США позволяет выделить следующие основные критерии эффективности инновационной инфраструктуры университета:

- бюджет на исследования;

- количество раскрытых изобретений;

- количество патентов;

- количество технологий, сгенерировавших доход;

- количество выданных лицензий;

- совокупное количество полученных роялти;

- количество стартапов;

- доход от продажи долей в собственности стартапов.

П.А. Суханова

Представляется, что эти критерии могут быть применены в качестве критериев эффективности инновационной инфраструктуры российских университетов.

Помимо количественных характеристик эффективности региональной инновационной системы, целесообразно учитывать и качественные критерии оценки. Среди них можно выделить [4, c.47]:

- восприимчивость экономики к инновациям, или степень инновационной готовности, - величина, на которую каждая единица капиталовложений в науку и образование в среднем увеличивает размер ВРП;

- инновационный лаг, т.е. временной разрыв, с которым инновации, а также повышение квалификации специалистов сказываются на изменении ВРП [5];

- возрастание доли невещественных или неосязаемых активов в общей структуре активов компаний и рост капиталовложений в воспроизводство рабочей силы, что сказывается на росте рыночной капитализации компании;

- рост производительности труда, сопровождаемый абсолютной экономией рабочего времени;

- преобладание сектора услуг в общей структуре ВРП.

В настоящий момент наблюдается тенденция усиления внимания государства к деятельности вузов с целью активизации процессов взаимодействия вузов и предприятий, процессов коммерциализации научных разработок, процессов трансфера созданных вузами технологий. Необходимость этой тенденции раскрыта в книге Генри Ицковица (Henry Etzkowitz), профессора университета Ньюкастла, и Лойета Лейдесдорфа (Loet Leydesdorff), профессора амстердамского университета, «Тройная спираль инноваций» [3]. Подчеркнем, что именно эта концепция стала основой для политики вузов США при создании инновационной среды.

Обозначим ключевые точки соприкосновения инновационной инфраструктуры университета и региональной инновационной системы на основе концепции тройной спирали инноваций:

1. Специфика взаимодействия бизнеса и университетов заключается в стимулировании всей образовательной системы как к обучению и исследованиям, так и к плодотворному участию в работе по целевым заказам коммерческих фирм и оказании поддержки их повседневной работы.

2. Партнерство бизнес-структур и учреждений высшего образования (это видно на примере Великобритании и США) характеризуется трансфером знаний и технологий посредством обмена студенческими и преподаватель-

скими кадрами между университетами и предприятиями, при серьезном вовлечении бизнеса в систему вузовского администрирования.

3. Перспективы сотрудничества университетов и бизнеса зависят от способности всех участников взаимодействия четко определить «правила игры» и наладить «отношения, основанные на взаимном влиянии и обучении», в которых обе заинтересованные стороны своевременно адаптируются под запросы и специфику работы своих партнеров [4, с.79].

В развитии инновационной системы региона значительную роль могут играть малые инновационные компании, создаваемые на базе университетов. Данному процессу активно содействует и государство. В свою очередь стратегической миссией университета является содействие динамичному развитию научно -технологического комплекса региона и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, должным образом сбалансированными как по направлениям подготовки, так и по квалификационной, возрастной и иной структуре. Таким образом, именно на базе вузов, на базе их эффективно действующей инновационной инфраструктуры возможно добиться эффективного использования факторных условий (технологических решений, инвестиций, кадров и предпринимательской способности) для содействия экономическому развитию региона.

Опыт зарубежных стран, наиболее продвинувшихся в инновационном развитии, свидетельствует об особой роли инновационной инфраструктуры в региональных инновационных системах. Это актуализирует задачу научного поиска наиболее эффективной конфигурации инновационной инфраструктуры региональных инновационных систем. Несмотря на то, что в России представлены почти все инфраструктурные элементы, какие могут быть: бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие центры, технопарки и др., ряд исследователей отмечает недостаток инфраструктуры, поддерживающей малые инновационные предприятия, недостаточную эффективность бизнес-инкубаторов и технопарков, дефицит универсальных и отраслевых сервисных компаний, оказывающих специализированные услуги для инновационных предприятий [1, с.8].

В мире накоплен большой опыт деятельности вузов по созданию и реализации инноваций, показывающий их высокую эффективность. В новых условиях миссия высших учебных заведений требует существенного изменения и им должна отводиться первостепенная роль в создании инновационной платформы продвижения инноваций во все сферы общественной жизни, роль в инновационной региональной системе. Инновационная инфраструктура университетов должна быть нацелена на

формирование благоприятной инновационной среды для развития предпринимательства в научно-технической сфере, повышение привлекательности научной работы в вузе (как для учащихся, так и для преподавателей), обеспечение нового научного знания для решения практических задач.

Рассматривая инновационную экономику с экономико-социологической точки зрения, заметим, что практически все характеристики имеют прямое отношение к инновационной инфраструктуре университетов, что еще раз подчеркивает важное место университетской инновационной инфраструктуры в региональных инновационных системах. К таким характеристикам относятся [4, с.4]:

- доступность любой необходимой информации о новых или известных знаниях, инновациях, инновационной деятельности, инновационных процессах любым индивидуумам, предприятиям;

- доступные любому индивидууму и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;

- наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для инновационного развития (научную информацию);

- ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления;

- внедрение в широкую практику новых идей, технологий различного функционального назначения;

- наличие развитых инновационных инфраструктур, способных оперативно и гибко

реализовать инновации, основанные на высоких производственных технологиях;

- наличие гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности.

Таким образом, инновационная инфраструктура университетов «встроена» в региональную инновационную систему и характеризуется рядом критериев ее эффективности, влияющих в конечном счете на развитие региональной экономики.

Список литературы

1. Агамирзян И.Р. Инновационная Россия: время перемен // Инновационное предпринимательство: как работает венчурная «лестница»: сб. статей. М.: Бизнес-журнал, 2010. 64 с.

2. Волков А.Т. и др. Инновационная инфраструктура вуза / под общ. ред. Д.С. Медов-никова М.: МАКС Пресс, 2011. 236 с.

3. Ицковиц Г. Тройная спираль. Уни-

верситеты-предприятия-государство. Инновации в действии. иЯЬ: Шр://соипег-

edu.ru/courШ2/0007.htm/ (дата обращения:

10.09.2012).

4. Куфтырёв И.Г. Инновационные экосистемы: региональный аспект. Н. Новгород, 2011. 94 с.

5. Харин А., Майборода В. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы // Новые информационные технологии: сб. докл. семинара. Судак, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.