Научная статья на тему 'Предпринимательский университет один из элементов инновационной системы региона'

Предпринимательский университет один из элементов инновационной системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / REGION / INNOVATIVE ENVIRONMENT / THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободчикова Инна Валентиновна

В статье рассмотрен предпринимательский университет как субъект устойчивого экономического развития региона, как важная составляющая региональной инновационной системы. Сделан акцент на функции инновационного развития региона через трансфер технологий. Предложены направления развития интеллектуально-предпринимательских структур по расширению сферы воздействия предпринимательского университета на устойчивое экономическое развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY ONE OF THE ELEMENTS REGIONAL INNOVATION SYSTEM

Thе article describes the entrepreneurial university as a subject of sustainable economic development of the region as an important component of the regional innovation system. Emphasis on the function of innovation development of the region through technology transfer. Directions of development of intellectual and business organizations to expand the scope of the impact of the entrepreneurial university in the sustainable economic development in the region.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский университет один из элементов инновационной системы региона»

ББК: Ч458+У290

УДК: 378:001.895:316.334.23

И.В. Слободчикова

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассмотрен предпринимательский университет как субъект устойчивого экономического развития региона, как важная составляющая региональной инновационной системы. Сделан акцент на функции инновационного развития региона через трансфер технологий. Предложены направления развития интеллектуально-предпринимательских структур по расширению сферы воздействия предпринимательского университета на устойчивое экономическое развитие региона.

Ключевые слова: регион, инновационная среда, предпринимательский университет, конкурентоспособность.

I.V. Slobodchikova

ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY - ONE OF THE ELEMENTS REGIONAL INNOVATION SYSTEM

Annotation. Пе article describes the entrepreneurial university as a subject of sustainable economic development of the region as an important component of the regional innovation system. Emphasis on the function of innovation development of the region through technology transfer. Directions of development of intellectual and business organizations to expand the scope of the impact of the entrepreneurial university in the sustainable economic development in the region.

Key words: region, innovative environment, the entrepreneurial university

competitiveness.

Сегодня конкурентоспособность национальных экономик определяется формированием инновационной системы, которую модно представить как современную институциональную модель воспроизводства знаний, внедрения научно-технических результатов в производство, развития инфраструктуры инновационной системы, подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем: обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны; формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий [6].

В создании инновационной системы, как правило, лежит принцип «тройной спирали» - совместной предпринимательской деятельности бизнеса, государства и университетов. Традиционно власть и бизнес рассматривались двигателями промыш-

ленной политики, однако в эру, когда передовые знания стали существенно быстрее реализовываться на практике, на передний план выходят университеты. Если раньше путь от открытий до технологических прорывов занимал целые поколения, то сейчас этот цикл проходит в сроки, позволяющие изобретателям участвовать как в исследовательском процессе, так и на этапе внедрения инноваций. Это явление - главный аргумент для более глубокого вовлечения институтов, генерирующих знания, в инновационный процесс [3].

Таким образом, центральная роль в развитии региона отводится университету. Это профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации, научная деятельность, культурное, нравственное развитие. При этом на современном этапе региональные вузы находятся в ситуации, когда они не только должны предоставлять качественное образование, проводить научные исследования, но и привлекать ресурсы для осуществления основной деятельности. Модернизация высшего образования в России создает ситуацию, при которой региональным вузам, не ставшими ни федеральными, ни национально-исследовательскими необходимо будет инновационно развиваться, перестав быть вузом только для студентов. Региональный вуз должен измениться. Он должен более активно работать с местным сообществом, привлекать ресурсы для реализации своей миссии [2].

Следовательно, становится актуальным вопрос о важной роли университета как главной движущей силы инновационного развития экономики. При этом активизация взаимодействия науки, органов власти и бизнеса будет способствовать реализации общественно значимых проектов и программ в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим одной из важных идей относительно преобразования современного университета, направленного на обеспечение лучшего соответствия результатов его деятельности требованиям времени, стала концепция предпринимательского университета.

Понятие «предпринимательский университет» используется рядом авторов с 90-х годов прошлого века. Предпринимательский университет - это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах - генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику

- путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой [5].

Что отличает университет - предпринимательский центр от обычного университета? Во-первых, у него есть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательских работ. Во-вторых, университет, как самостоятельная коммерческая фирма, в своих действиях должен руководствоваться экономической целесообразностью. В-третьих, шансы на экономический успех резко возрастают, если университет находится в среде, где высоко развиты предпринимательство и изобретательство. Поэтому университеты вынуждены разными способами поддерживать действия своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т. д.) и сами работать в этом направлении [1].

Стоит отметить, что при наличии активной институциональной поддержки и эффективных систем стимулирования, предпринимательский университет сможет предоставить площади и необходимую среду для поддержки своих предпринимателей с тем, чтобы они проводили исследования с продукцией и услугами, которые повышают качество жизни людей [7].

Важным этапом развития предпринимательских вузов в России является принятие Федерального закона № 217-ФЗ от 02.08.2009г. «О внесении изменений в отдель-

ные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», направленного на стимулирование государственные вузы и научные организации продвигать созданные научные результаты и знания на рынок.

Реализация данного закона в существенной мере позволяет выполнять задачи инновационного развития государства, так как один из субъектов закона - государственное образовательное учреждение (вуз) - в полной мере обладает всеми механизмами, способными как «генерировать» знания, так и доводить их до практического применения. В подавляющем большинстве вузов, находящихся в подчинении Министерства образования и науки РФ существует действующая инновационная структура, включающая кафедры, научно-образовательные центры, научно-исследовательские лаборатории, учебно-научно-исследовательские лаборатории, научные школы, советы молодых ученых, диссертационные советы, студенческие конструкторские бюро и другие структурные подразделения [4].

В качестве направлений развития интеллектуально-предпринимательских структур (кафедры) вуза можно выделить следующие:

- оказание консалтинговых услуг;

- проведение экспертиз;

- реализация результатов научно-методической деятельности;

- комплексное научно-образовательное обслуживание клиента с предоставлением дополнительных услуг, необходимых для получения образования с отрывом от производства или постоянного места жительства;

- реализация посреднических услуг в сфере образования (проведение встреч, лекций, семинаров, мастер-классов, тренингов с участием представителей отечественной и мировой науки с выдачей сертификатов слушателям (например, государственным, муниципальным служащим, предпринимателям и т.д.).

В связи с этим, устойчивое экономическое развитие региона возможно только в случае трансфера инновационных технологий предпринимательского университета в экономику региона. А предпринимательский стиль управления позволит вузу эффективно развиваться, быть устойчивым, давать качественное образование и получать доход от реализованных инновационных проектов, базирующихся на научных исследованиях. Предпринимательский университет может не только активно участвовать в региональном развитии, но и значительно расширить сферу воздействия на устойчивое экономическое развитие региона.

Список литературы

1. Галушкина М. - [Электронный ресурс] http://expert.ru - Эксперт.

2. Голубев С.Ю. Социально-предпринимательский вуз: возможность развития для региональных вузов - [Электронный ресурс] http://www.neweurasia.ru/ - Фонд Новая Евразия.

3. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 220 с.

4. Каплунов И.А., Колесников А.И.. Инновационная научно-производственная деятельность в вузе: Тверской государственный университет - [Электронный ресурс] Инновации № 04 (138), 2010 http://university.tversu.ru/media/innovation.pdf.

5. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования - 2007 - №1 - [Электронный ресурс] http://vo.hse.ru/.

6. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы - http://www.consultant.ru/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс».

7. Реймонд Смайлор, Джана Мэттьюз. Университетское предпринимательство: передача технологий и коммерциализация в высшем образовании «Инт. Дж. Текно-лоджи Трансфер энд Коммьюникейшн», вып. 3, № 1, 2004 г. - [Электронный ресурс] http://www.nisse.ru - Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.