Научная статья на тему 'Методика формирования цен для повышения конкурентоспособности продукции угольной компании'

Методика формирования цен для повышения конкурентоспособности продукции угольной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика формирования цен для повышения конкурентоспособности продукции угольной компании»

© Э.Г. Мстсанурк, А.И. Нифонтов, 2008

УДК 658.15: 622.33

Э.Г. Метсанурк, А.И. Нифонтов

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРОДУКЦИИ УГОЛЬНОЙ КОМПАНИИ

В современных условиях корпоративного управления угледобывающими предприятиями сложилась своеобразная, присущая данному периоду, система ценообразования на угольную продукцию. Ее своеобразие состоит в том, что угледобывающие предприятия не ощущают результаты деятельности, связанные с изменением системы ценообразования реализуемой угольной продукции, на показателях своей производственнохозяйственной деятельности.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ угледобывающие предприятия преобразуются в филиалы, не имеющие статуса юридического лица, являются обособленными подразделениями угольной компании и выполняют делегированные им функции.

Взаимоотношения между филиалом-шахтой и угольной компанией определены Уставом компании и Положением о филиале «Шахта «...». Целью деятельности филиала в соответствии с его «Положением» является обеспечение объема добычи угля с заданными угольной компанией параметрами по качеству и количеству, а также ограниченными производственными издержками в рамках делегирования функций.

Филиалы-шахты не рассчитывают показатели финансового состояния, не имеют по ним официальной отчетности. В тоже время они могут для внутреннего пользования с применением условных трансфертных цен составлять

некоторую отчетность по реализации, прибыли и другим показателям. Однако официальной отчетности о состоянии комплексной производственно-хозяйственной деятельности они не имеют, так как эта оценка консолидирована на уровне угольной компании.

Филиалы-шахты являются главными элементами, составляющими бюджет продаж компании, который формируется по их суммарным объемам и качественным характеристикам по маркам и сортам. Бюджет продаж компании формируется по реализации рядового угля и продуктов обогащения внешним потребителям без учета внутреннего оборота при передаче рядового угля на углеобогатительные фабрики.

Для повышения конкурентоспособности угольной продукции деятельность компании направлена на расширение рынка сбыта за счет поставки продуктов обогащения, рассортировки, снижения затрат на производство и формирования цены, обеспечивающей необходимый уровень рентабельности.

Из этого можно сделать вывод, что важнейшей частью управления экономикой любого предприятия (компании) является действующая система ценообразования1. Для конкурентоспособной работы в рыночных условиях каждое предприятие (компания)

1 Паламарчук А. С. Методические рекомендации по диагностике финансового состояния предприятия // Справочник экономиста, №2 (32), февраль 2006

должно разработать свою систему ценообразования .

Для стабильного финансового состояния необходима выработка методики формирования цен на внутреннем и внешнем рынках, позволяющих повысить конкурентоспособность реализуемой угольной продукции за счет формирования бюджета продаж продуктами обогащения, рассортировки и другой продукцией более глубокой переработки рядового угля, снижения затрат на добычу и переработку, улучшения качества и оптимизации марочного состава. Поскольку угольная отрасль находится в частной собственности (холдинги, инсайдеры) достижение необходимых результатов возможно только за счет собственных ресурсов и источников.

Расчет эффективности формирования цен на угольную продукцию за счет переработки и обогащения рядового угля производится по приведенной ниже методике.

(1)

где Вряд1 - выручка от реализации рядового угля, руб.; Дряд1- объем реализации рядового угля, т; Цряд1 - цена

реализации 1 т рядового угля, руб/т.

Выручка от реализации продуктов обогащения определяется по формуле: В б. = Д .• Ц . + Д . • Ц ., (2)

об1 “^конш ^конш “^пр.п] ^пр.п]’ ' '

где Дконц1 - объем реализации концентрата, т; Цконц1 - цена реализации 1 т концентрата, руб/т; Дпр п - объем реализации промпродукта, т; Цпрп.-

цена реализации 1 т промпродукта, руб/т.

Необходимым условием оценки эффективности обогащения является неравенство:

Вб.>В . (3)

об1 ряд1 ' /

В 1 = Д 1 • Ц 1

ряд1 *^ряд1 ^ряд1

Выполнение этого неравенства возможно, если:

Вряд1

Цряд1 Д

Цоб, =

(4)

Во,

Дконц1 Цконц1 + Дпр.п] Цпр.п]

(5)

Цой>ЦряД1- (6)

При обогащении рядового угля мы имеем потери добытой шахтами горной массы, следовательно, необходимо, чтобы они были компенсированы значительным повышением цены и увеличением выпуска продуктов обогащения, а это достижимо при условии выполнения следующего выражения:

Дряд1 Цряд1 < (Дконц1Цконц1 + Дпр.п]Цпр.п] )

-Д • Ц ,

•^ряд.т ^ряд1 ’

(7)

где Дряд п1 - потери объема горной

массы рядового угля в процессе обогащения, т.

В условиях, когда обогатительные предприятия находятся в структуре угольной компании, на рыночную стоимость концентрата и продуктов обогащения не влияют ни цена давальческого угля, ни затраты на процесс обогащения, поскольку последние отнесены как услуги на себестоимость добычи рядового угля.

Для расчета средней цены по маркам, классам, продуктам обогащения угля по компании, формирующей бюджет продаж, можно использовать выражение:

УД .{С ,+ДП

Ц = ряд1 ^ ряд1 ряд^ +

ук " УД , +УД б. +УД . + ряд1 об. с.

У

+У Д • I С . + ДП ряд.п I ряд1 ряд1

УД . +УД ... +УД . ряд1 об. с.

+

Лсі • (Ссі + АПсі)

(8)

У Дряд1 + У Доб. + У Дс. где Сряд1 - себестоимость реализуемого рядового угля, руб/т; Соб] - себестоимость процесса обогащения для получения концентрата, руб/т;

ДПряд1 - удельная прибыль на 1 т реализуемого рядового угля, руб/т; Дереализация сортового угля, т; Сс - себестоимость 1 т сортового угля, руб/т; ДПс]- удельная прибыль на 1т сортового угля, руб/т.

Слагаемое УД 1 •( 1 +ДП )

/ ^ряд.т \^ряд ряд1 /

применяется, когда обогатительное предприятие работает на давальческом сырье угледобывающего предприятия.

Расчет формирования цены при планировании и учете затрат с использованием метода директ-костинг: А + П + В

Ц = ■

Л

(9)

ЦПр =

Л

где С1 - себестоимость 1 т добытой (обогащенной) и реализованной угольной продукции, руб/т; Рпр1 - рен-

табельность продаж угольной продукции, доли единиц.

Расчет формирования цены с учетом эффективности использования активов по балансу угольной компании:

Ц = С. + П‘Иу*

1 И Л .

укі ^“прі

Р И .

= с.+ Л уд, (11)

где А - суммарные постоянные затраты, руб.; П - прогнозная прибыль, руб.; В - суммарные переменные затраты, руб.; Л - объем реализации продукции, руб.

Расчет формирования цены с использованием показателя рентабельности продаж производится по формуле:

А + ЬЛ + РПр • В = С. + РПр.Б, (10)

где П1 - прибыль (прогнозная, ожидаемая, фактическая), руб.; Иук1-стоимость имущества, активов предприятия, руб.; Рим1 - рентабельность имущества, активов предприятия, доли единиц; Дпр1 - объем продаж, т.

Установление цены на произведенную продукцию является одним из наиболее важных решений для эффективного функционирования

предприятия. При низкой цене предприятие имеет ограниченные возможности для получения прибыли. При высокой предлагаемой предприятием цене падает спрос на продукцию, что вызывает превышение нормативов оборотных средств на готовую продукцию, снижение поступлений денежных средств, падение производства (добычи) продукции. Поэтому при установлении цены необходимо провести процесс оптимизации затрат на добычу и переработку рядового угля, выработать структуру марочного состава, включаемого в бюджет продаж, владеть информацией о ценах конкурентов, спросе на внутреннем и внешнем рынках на угольную продукцию, желаемом для потребителей уровне цен. ПТЩ

— Коротко об авторах--------------------------------------------------------

Метсанурк Э.Г. - главный бухгалтер ОАО «ОУК «Южкузбассуголь»,

Нифонтов А.И. - профессор, зав. кафедрой экономики и управления горным производством, Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ), г. Новокузнецк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.