Научная статья на тему 'Гармонизация производственной и сбытовой деятельности угольной компании'

Гармонизация производственной и сбытовой деятельности угольной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / PRODUCTION PROGRAM / БЮДЖЕТ ПРОДАЖ / THE BUDGET SALES / ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА / HARMONIZATION OF PRODUCTION AND SALES / УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / COAL MINING ENTERPRISE / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MANUFACTURING PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нифонтов Альберт Иванович, Кушнеров Юрий Петрович, Черникова Оксана Петровна

Разработана методика гармонизации производственной и сбытовой деятельности угольной компании, применение которой на практике обеспечивает: обоснованное формирование плановых показателей функционирования производственно-технологических процессов в зависимости от объема и структуры рыночного спроса; оптимизацию затрат на производство и реализацию продукции; повышение рентабельности производства и сбыта; оптимизацию показателей закупочной деятельности и сокращение запасов; выполнение договорных обязательств перед потребителями угольной продукции; повышение конкурентоспособности компании и положительную деловую репутацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нифонтов Альберт Иванович, Кушнеров Юрий Петрович, Черникова Оксана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF PRODUCTION AND MARKETING ACTIVITIES OF COAL COMPANY

The technique of harmonization of production and marketing activities of the coal company is developed. The application of the technique in practice provides: reasonable formation of plan numbers of functioning of production and technological processes depending on volume and structure of market demand; optimization of costs of production and product sales; increase of profitability of production and sale; optimization of indicators of purchasing activity and reduction of stocks; implementation of contractual obligations to consumers of coal production; increase of competitiveness of the company and positive business reputation.

Текст научной работы на тему «Гармонизация производственной и сбытовой деятельности угольной компании»

УДК 338.33

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛЬНОЙ КОМПАНИИ

А.И. Нифонтов, Ю.П. Кушнеров, О.П. Черникова

Сибирский государственный индустриальный университет E-mail: chernikovaop@yandex.ru

Разработана методика гармонизации производственной и сбытовой деятельности угольной компании, применение которой на практике обеспечивает: обоснованное формирование плановых показателей функционирования производственно-технологических процессов в зависимости от объема и структуры рыночного спроса; оптимизацию затрат на производство и реализацию продукции; повышение рентабельности производства и сбыта; оптимизацию показателей закупочной деятельности и сокращение запасов; выполнение договорных обязательств перед потребителями угольной продукции; повышение конкурентоспособности компании и положительную деловую репутацию.

Ключевые слова: производственная программа, бюджет продаж, гармонизация производства и сбыта, угледобывающее предприятие, производственные процессы.

HARMONIZATION OF PRODUCTION AND MARKETING ACTIVITIES OF COAL COMPANY

A.I. Nifontov, Yu.P. Kushnerov, O.P. Chernikova

Siberian State Industrial University E-mail: chernikovaop@yandex.ru

The technique of harmonization of production and marketing activities of the coal company is developed. The application of the technique in practice provides: reasonable formation of plan numbers of functioning of production and technological processes depending on volume and structure of market demand; optimization of costs of production and product sales; increase of profitability of production and sale; optimization of indicators of purchasing activity and reduction of stocks; implementation of contractual obligations to consumers of coal production; increase of competitiveness of the company and positive business reputation.

Keywords: production program, the budget sales, harmonization of production and sales, coal mining enterprise, manufacturing processes.

Переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя» сопровождается существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения организаций [4]. Если в плановом периоде решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики, что фактически предполагало адаптацию сбыта под производство, то в современных условиях возникла необходимость формирования производственных программ угледобывающих предприятий в зависимости от объема и структуры рыночного спроса, что находит отражение в научных исследованиях М.М. ГГурена, Л.Н. Сорокиной, В.А. Бродского, Е.В. Бродской, Е.П. Пило-вой, Е.Н. Петровой, Н.А. Игнатущенко и др. [1, 2, 8, 9].

© Нифонтов А.И., Кушнеров Ю.П., Черникова О.П., 2016

Авторы затрагивают разные аспекты сбыта и ценообразования на угольную продукцию. М.М. 1урен и Л.Н. Сорокина предлагают при определении цены на энергетические марки углей использовать метод перекрестной эластичности, учитывающий стоимость взаимозаменяемых видов продукции (газа и топочного мазута). В.А. Бродский и Е.В. Бродская предлагают метод расчета коэффициентов технологической ценности угольного сырья для коксования. Е.П. Пилова предлагает способ определения цены на уголь с учетом его зольности, влажности и теплоты сгорания. Е.Н. Петрова и Н.А. Игнатущенко предлагают использовать маржинальный анализ для планирования базы цены на уголь и расчета финансовых результатов. Однако для угледобывающих компаний данные исследования не являются системными, так как не предусматривают увязки показателей сбыта с показателями производства, в том числе с показателями производственных процессов.

При этом в условиях рыночной экономики эффективное функционирование угледобывающих предприятий в значительной степени определяется качеством принимаемых управленческих решений [5]. Совершенствование техники и технологий добычи полезных ископаемых, повышение требований потребителей к качеству и степени переработки угольной продукции, рост экономического риска служат стимулом гармонизации производственной и сбытовой деятельности угольных компаний, предусматривающей достижение оптимального соотношения между показателями бюджета продаж и показателями функционирования основных производственных процессов угледобывающего предприятия.

В настоящее время формировать бюджет продаж следует за счет увеличения доли продуктов обогащения, рассортировки и другой продукции глубокой переработки рядового угля, оптимизации марочного состава, реализации попутно добываемого метана из угольных пластов и выработанного пространства, улучшения качества продукции и поддержания цен на нее на уровне, обеспечивающем эффективность бизнеса.

При формировании бюджета продаж предлагается ряд показателей:

1. Товарная продукция (производство прогнозного периода): концентрат коксующихся марок угля; рядовые коксующиеся марки угля; рядовые энергетические марки угля; сортовые угли по маркам и классам; промпродукт.

2. Остатки угольной продукции на начало прогнозного периода.

3. Остатки угольной продукции на конец прогнозного периода.

4. Цены по видам реализуемой угольной продукции.

Источники формирования бюджета продаж угольной продукции представлены на рис. 1 [6].

Оценку эффективности формирования бюджета продаж угольной продукции за счет увеличения доли продуктов переработки и обогащения рядового угля авторы рекомендуют производить с использованием следующей методики.

1. Определение выручки от продаж рядового угля (Вряд/, тыс. руб.):

В . =Д . • Ц ., (1)

ряд/ "ряд/ ~!ряд/ '

где Д ■ - объем продаж рядового угля, тыс. т; Ц ■ - цена реализации 1 т рядового угля, руб./т.

Рис. 1. Источники формирования бюджета продаж угольной продукции

2. Определение выручки от продаж продуктов обогащения (Воб/, тыс. руб.):

В = Д • Ц + Д • Ц ., (2)

об/ "конц/ -'конц/ "пр.п/ -'пр.п/"

где Дконц/ - объем продаж концентрата, тыс. т; Цконц/ - цена реализации 1 т концентрата, руб./т; Дпрп/ - объем продаж промпродукта, тыс. т; Цпрп/ -цена реализации 1 т промпродукта, руб./т.

3. Проверка соблюдения условия эффективности процесса обогащения:

В б > В -. (3)

об/ ряд/

Выполнение этого неравенства возможно, если

Цоб, > Ц ряд1 (4)

где Цоб/ - средняя цена 1 т обогащенной угольной продукции, руб./т. Рассчитывается по формуле

о

Ц =_т-о6__(5)

Моб/ Д . • Ц . +Д . • Ц .

Г^конщ ^конщ "пр.п/ ^пр.щ

В процессе обогащения рядового угля возникают потери объема горной массы, следовательно, необходимо их компенсировать увеличением стоимости реализации продуктов обогащения в бюджете продаж, т.е. должно выполняться следующее неравенство:

Д • Ц < (Д . • Ц . + Д . • Ц .) - Д • Ц (6)

г->ряд( "1ряд1 чг^конщ "1конщ г^пр.п/ "шр.пу/ г^ряд.ш "1рядс V /

где Дрядп,- - потери объема горной массы в процессе обогащения, тыс. т.

Если обогатительные фабрики входят в состав угольной компании, на рыночную стоимость концентрата и продуктов обогащения не влияют цены на давальческое сырье и затраты на процесс обогащения, так как последние относятся как услуги на себестоимость добычи рядового угля [7].

Для расчета средней цены по маркам, классам, продуктам обогащения угля по компании, формирующей необходимый бизнесу бюджет продаж (Цук, руб./т), рекомендуется использовать выражение

Цук

£Дрядг- -(Срядг- + ЛПрядг) + [£ДконЩ- *(Сконцг + ЛПконЩ) +

ХД ряд + ХД

конц + ХД

пр.п I + ХДс;.

+ ХДдрд/-(Сдрд/ + ЛПдр.щ)] + ДсДСс/ + АПС/)

ХДрядг + ХДконцг + ХДпр.пг + ХДс/

(7)

где Сряд - себестоимость реализуемого рядового угля, руб./т; ЛПрядг. - удельная прибыль на 1 т реализуемого рядового угля, руб./т; Сконщ. - себестоимость 1 т концентрата, руб./т; ЛПконщ. - удельная прибыль на 1 т реализуемого концентрата, руб./т; С . - себестоимость 1 т промпродукта, руб./т; ЛП . - удельная прибыль на 1 т промпродукта, руб./т; Дс. - объем продаж сортового угля, тыс. т; С. - себестоимость 1 т сортового угля, руб./т; ЛПс/ -удельная прибыль на 1 т сортового угля, руб./т.

Главным элементом бюджета продаж является бюджет производства, формируемый объемом добычи угля в результате проведения очистных и горно-подготовительных работ. Продукцией горно-добывающего предприятия является добытое полезное ископаемое, поставляемое предприятиям-потребителям, использующим его в качестве сырья для переработки.

Бюджет производства определяется на основе рассчитанного объема продаж (производственный план или план добычи угля). При этом необходимо учитывать запасы угольной продукции на начало прогнозного периода, объем добычи, потребление угля на производственно-технические нужды, запасы на конец периода. Показатели бюджета продаж, добычи угля, запасов должны быть взаимосвязаны (рис. 2).

Запасы угольной продукции на начало прогнозного периода

+

Объем добычи угля и выпуска угольной продукции

Потребление угля собственной добычи на производственно-технические нужды предприятия

Объем угольной продукции в бюджете продаж

Запасы угольной продукции на конец прогнозного периода

Рис. 2. Взаимосвязь показателей бюджета продаж, добычи угля, запасов угольной продукции

Плановый объем ресурсов угледобывающих предприятий, поставляемых на обогащение

Бюджет производства

Рис. 3. Формирование бюджета производства продуктов углеобогащения компании

Рис. 4. Формирование консолидированного бюджета производства угольной компании

Формирование бюджета производства продуктов углеобогащения компании представлено на рис. 3, формирование консолидированного бюджета производства угольной компании - на рис. 4.

Гармонизация производства и сбыта угледобывающего предприятия достигается при условии выполнения следующего равенства:

П = Д + Д ± АД , (8)

т ^оч ^подг г ^ ост"

где Пт - бюджет продаж, объем продукции по заключенным договорам с потребителями, тыс.т; Доч - объем добычи угля из очистных забоев, тыс. т. Находится

Доч =^оч • т- у, (9)

оч оч

2

где 5оч - площадь выемочного столба (очистного забоя), м2. Рассчитывается

^оч = 4ч Чч, (10)

где Ьоч - длина очистного забоя по простиранию, м; /оч - длина очистного забоя по падению, м; ш - мощность пласта, м; у - объемный вес угля в массиве, т/м3; Дподг - объем добычи угля из подготовительных забоев, тыс. т. Определяется

Дподг ^подг 5подг 'под^

(11)

где Ьподг - протяженность горных выработок, проходимых для воспроизводства отрабатываемых запасов, м:

4юдг Доч У пр, (12)

где Упр - удельное проведение горных выработок на 1000 т добычи угля [10], м/1000 т:

Упр = , 03)

I • т • у

оч подг

где N - количество выработок, оконтуривающих выемочный столб и погашаемых очистным забоем, ед.; Ко - коэффициент, учитывающий проведение вскрывающих и подготавливающих выработок, прилегающих к очистному забою и погашаемых при его подвигании, в том числе бремсбергов, уклонов, промежуточных печей, монтажных камер и т.п., Ко = 1,2-1,3; уподг - объемный вес угля в массиве при проведении подготовительных горных выработок, т/м3; 5подг - площадь сечения выработок, проводимых по углю (без учета площади присекаемой породы), м2; АДост - изменение остатков готовой продукции (угля) на складе предприятия на конец периода, тыс. т.

При современном уровне концентрации ведения горных работ на шахтах, как правило, запасы отрабатываются одним очистным забоем. В этом случае для гармонизации производства и сбыта возможны два варианта бюджета продаж.

Первый вариант. Запасы выемочного столба отрабатываются в течение всего календарного года с переходом отработки на следующий календарный год.

Второй вариант. Запасы выемочного столба отрабатываются до окончания календарного года.

В любом из этих вариантов для гармонизации производства и сбыта время подготовки заменяющего очистного забоя должно быть меньше времени отработки выбывающего очистного забоя.

При совпадении времени подготовки заменяющего забоя и времени выбытия отрабатываемого вычисляется скорость проведения выработок (Уг, м/мес)

V = (14)

где Т - время подготовки заменяющего забоя, мес.

Для опережающей подготовки заменяющего забоя по второму варианту следует предусмотреть увеличение скорости проведения выработок, обеспечивающее оконтуривание забоя, выполнение работ по монтажу конвейеров, линий электроснабжения, трубопроводов, системы дегазации и т.п. к сроку окончания отработки выбывающего забоя и позволяющее осуществить переход в новую лаву без разрыва очистного фронта. В этом случае находится скорость проведения выработок (У2, м/мес)

^ = . (15)

где Т'а - время, необходимое для выполнения работ по оснащению и оборудованию заменяющего забоя и вводу его в эксплуатацию, совпадающее со сроком отработки выбывающего забоя, мес.

Следующим этапом гармонизации производства и сбыта добытого полезного ископаемого является соответствие пропускной способности оборудования технологических линий по транспортировке, подъему и отгрузке готовой продукции потребителям рядового угля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пропускная способность подземного транспорта является комплексным показателем, характеризующим потенциальные возможности системы подземного транспорта в конкретных горно-технических условиях шахты. Ее оценку необходимо производить с учетом следующих факторов: схемы транспорта, технических характеристик транспортного оборудования, оборудования очистных и подготовительных забоев и показателей их работы, режимов и ритмичности работы забоев, неравномерности шахтных грузопотоков [3].

Необходимую пропускную способность процесса «Прочие подземные работы» (П , тыс. т) рекомендуется определять по формуле

ппр.п = (Доч + Дподг + ДПодг) • 1,2, (16)

где Д'подг - объем породы при проведении горных выработок по породе или с присечкой, тыс. т; 1,2 - коэффициент, учитывающий неравномерность нагрузки на конвейерный транспорт, подъем и т.п. по сменам в течение суток.

Необходимая пропускная способность процесса «Работы на поверхности шахт» (Пповерх, тыс. т) определяется по формуле:

ППоВерх = (Доч + Дподг + ДПодг) • 1,25 (17)

где 1,25 - коэффициент, учитывающий неравномерность поставки под погрузку железнодорожных вагонов в течение суток, а также необходимость

увеличения объемов отгрузки при реализации остатков готовой продукции со склада предприятия.

В результате апробации предлагаемой авторами методики гармонизации производственной и сбытовой деятельности угледобывающих предприятий в ООО «Гарант-Уголь» установлено, что ее использование обеспечивает: обоснованное формирование плановых показателей функционирования производственно-технологических процессов в зависимости от объема и структуры рыночного спроса; оптимизацию затрат на производство и реализацию продукции; повышение рентабельности производства и сбыта; оптимизацию показателей закупочной деятельности и сокращение запасов; выполнение договорных обязательств перед потребителями угольной продукции; повышение конкурентоспособности компании и положительную деловую репутацию.

Литература

1. Бродский В.А., Бродская Е.В. Метод расчета относительной ценности угольного сырья в задачах совершенствования ценообразования на российских рынках коксующихся углей // Уголь. 2009. № 4 (996). С. 41-44.

2. Гурен М.М., Сорокина Л.Н. Применение метода перекрестной эластичности при определении спроса и цен на уголь // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2000. № 2. С. 239-242.

3. Инструкция по расчету производственных мощностей действующих предприятий по добыче и переработке угля (сланца). М.: ЦНИЭИуголь, 1993.

4. Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика): учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2003. 360 с.

5. Нифонтов А.И., Черникова О.П. Методика многоуровневой оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности угледобывающих предприятий // Организатор производства. 2014. № 3. С. 52-60.

6. Нифонтов А.И. Бюджетное планирование на шахтах угольной компании: учеб. пособие. М.: Альфа-М, 2007. 168 с.

7. Нифонтов А.И., Кушнеров Ю.П., Черникова О.П. Формирование затрат на простое воспроизводство производственных мощностей угледобывающих предприятий // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. статей. Новокузнецк, 2015. С. 172-176.

8. Петрова Е.Н., Игнатущенко Н.А. Маржинальный анализ для планирования базы цены на уголь // Уголь. 2013. № 11. С. 58-60.

9. Пилова Е.П. Формирование цены на уголь с учетом его энергетической ценности // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2007 № 11. С. 188-191.

10. Тюфякова О.П. Совершенствование экономических методов управления (на примере горно-подготовительных подсистем угольных шахт): дис. ... канд. экон. наук. Новокузнецк, 2004. 225 с.

Bibliography

1. Brodskij VA., Brodskaja E.V. Metod rascheta otnositel'noj cennosti ugol'nogo syr'ja v zadachah sovershenstvovanija cenoobrazovanija na rossijskih rynkah koksujushhihsja uglej // Ugol'. 2009. № 4 (996). P 41-44.

2. Guren M.M., Sorokina L.N. Primenenie metoda perekrestnoj jelastichnosti pri opredelenii sprosa i cen na ugol' // Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal). 2000. № 2. P 239-242.

3. Instrukcija po raschetu proizvodstvennyh moshhnostej dejstvujushhih predprijatij po dobyche i pererabotke uglja (slanca). M.: CNIJelugol', 1993.

4. Klevlin A.I., Moiseeva N.K. Organizacija garmonichnogo proizvodstva (teorija i praktika): ucheb. posobie. M.: Omega-L, 2003. 360 p.

5. Nifontov A.I., Chernikova O.P. Metodika mnogourovnevoj ocenki jeffektivnosti proizvodstvenno-hozjajstvennoj dejatel'nosti ugledobyvajushhih predprijatij // Organizator proizvodstva. 2014. № 3. P 52-60.

6. NifontovA.I. Bjudzhetnoe planirovanie na shahtah ugol'noj kompanii: ucheb. posobie. M.: Al'fa-M, 2007. 168 p.

7. Nifontov A.I., Kushnerov Ju.P, Chernikova O.P. Formirovanie zatrat na prostoe vosproizvodstvo proizvodstvennyh moshhnostej ugledobyvajushhih predprijatij // Naukoemkie tehnologii razrabotki i ispol'zovanija mineral'nyh resursov: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: sb. nauch. statej. Novokuzneck, 2015. P 172-176.

8. Petrova E.N., Ignatushhenko N.A. Marzhinal'nyj analiz dlja planirovanija bazy ceny na ugol' // Ugol'. 2013. № 11. P 58-60.

9. Pilova E.P. Formirovanie ceny na ugol' s uchetom ego jenergeticheskoj cennosti // Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal). 2007 № 11. P 188-191.

10. Tjufjakova O.P. Sovershenstvovanie jekonomicheskih metodov upravlenija (na primere gorno-podgotovitel'nyh podsistem ugol'nyh shaht): dis. ... kand. jekon. nauk. Novokuzneck, 2004. 225 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.