Научная статья на тему 'Использование метода strategic Cost Management (SCM) в стратегическом менеджменте производственной структуры «Угольная компания филиал-шахта»'

Использование метода strategic Cost Management (SCM) в стратегическом менеджменте производственной структуры «Угольная компания филиал-шахта» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метсанурк Э. Г.

Рассмотрены современные подходы к управлению затратами в производственной структуре «угольная компания филиал-шахта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE SCM (STRATEGIC COST MANAGEMENT) METHOD IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF THE INDUSTRIAL STRUCTURE "COAL MINING COMPANY AFFILIATED FIRM-PIT MINE"

The modern approaches to the cost management in the industrial structure "Coal mining company affiliated firm-pit mine".

Текст научной работы на тему «Использование метода strategic Cost Management (SCM) в стратегическом менеджменте производственной структуры «Угольная компания филиал-шахта»»

УДК 658.15: 622.33 Э.Г. Метсанурк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА STRATEGIC COST MANAGEMENT (SCM) В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ «УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ - ФИЛИАЛ-ШАХТА»

спользованием метод Strategic Cost Management (SCM), адаптированного к стадиям (этапам) работы угледобывающего предприятия создает базовые стратегические установки для системы управления издержками.

Рассматриваемый метод объединяет три направления стратегического менеджмента:

1. Анализ цепочек ценностей.

2. Стратегическое позиционирование.

3. Анализ и управление факторами, определяющими затраты на добычу и реализацию угольной продукции.

Под цепочкой ценностей следует понимать согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для предприятия, начиная с исходных источников сырья для поставщиков данного предприятия - вплоть до готовой продукции, доставленной конечному пользователю, включая обслуживание потребителей.

Исходя из специфики угледобывающего предприятия, согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для этих предприятий, начинается с поисковых и геологоразведочных работ, обеспечивающих промышленными запасами угля (предмет труда) и аукционной или конкурсной покупки участка месторождения. При этом учитываются, определяемые рынком свойства, характе-

ристики и качество угля, формирующие его потребительскую стоимость.

Сам процесс функционирования угледобывающего предприятия направлен на непрерывную работу по обеспечению оптимальными объемами готовых к выемке запасов и добычу полезного ископаемого, с последующим его обогащением (при необходимости) и заканчивается поставкой продукции конечному потребителю.

В данном исследовании при рассмотрении стратегического менеджмента производственной структуры «угольная компания - филиал-шахта» цепочку ценностей мы ограничиваем деятельностью по подготовке готовых к выемке запасов угля, добыче угля, его обогащению и поставке рядового или обогащенного угля потребителям.

Общая методология использования цепочки ценностей включает в себя следующие этапы:

1. Построение цепочки ценностей угледобывающего предприятия (компании) и установление затрат, доходов, активов для всех технологических процессов, видов экономической деятельности, которые являются звеньями цепочки.

2. Установление затратообразующих факторов, регулирующих деятельность технологических процессов и управление ими.

3. Обеспечение устойчивого конкурентного преимущества либо за счет лучшего, чем у конкурентов (других предприятий, входящих в состав компании) управления факторами (технологическими процессами), образующими издержки, либо путем реконфигурации цепочки ценностей.

Со стратегической точки зрения концепция цепочки ценностей, как правило, предполагает четыре направления увеличения эффективности производства:

- отношения с поставщиками вспомогательных материалов и услуг для обеспечения своевременной подготовки готовых к выемке запасов;

- отношения с потребителями;

- технологические связи внутри цепочки ценностей одного процесса (подразделения) предприятия;

- связи между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия.

Модель оптимизации затрат угледобывающего предприятия (компании) с использованием цепочки ценностей представлена на рис. 1.

В рассматриваемой цепочке ценностей угледобывающее предприятие (компания) осуществляет контроль звеньев от третьего до двенадцатого включительно.

Аналогичные цепочки можно разработать для отдельных технологических процессов или структурных подразделений предприятия.

Как отмечалось выше, в рамках Strategic Cost Management акцент делается на стратегическое позиционирование с использованием двух способов развития устойчивого конкурентного преимущества: низкая себестоимость (лидерство по затратам) и дифференциация продукции. Поскольку предприятия угольной отрасли для участия в рынке предлагают, как правило, монопродукцию, для

них вторым условием конкурентного преимущества можно принять предложение потребителям превосходящую конкурентов продукцию (по качеству угля, глубине переработки, ассортименту и т.д.). Основной акцент стратегии лидерства по затратам делается на достижение более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами.

Лидерство по затратам может быть достигнуто с помощью следующих направлений:

- экономия за счет оптимизации объемов производства;

- использование опыта управления себестоимостью в виде построения эмпирических зависимостей издержек от различных факторов;

- организация строгого учета и контроля затрат;

- использование аутсорсинговых услуг в некоторых цепочках ценностей для минимизации затрат по общешахтным расходам.

Для предприятия, стремящегося к оптимизации затрат, основное внимание должно быть уделено калькуляции себестоимости, изысканию инструмента для ее минимизации.

В то же время, в условиях, когда угольная компания следует стратегии расширения участия в сегментах управляемого рынка угольной продукции и дифференциации ее продукции за счет глубокой переработки добываемых углей, оптимизированные издержки могут оказаться гораздо менее важными.

На основании имеющегося опыта в рамках SCM предлагается рассматривать три основных стратегических направления позиционирования продукции угольной компании на рынке (рис. 2).

Расширение рынка сбыта - ставит целью расширение сегмента рынка сбыта, при этом может быть в определенном

7.Прочие подземные

работы

Т ранспортировка

горной массы, доставка

материалов,

оборудования и т.д.,

выдача горной массы на

поверхность

8Работы

на поверхности шахты

9.Общешахтные

1 расходы

Складирование, отгрузка #

горной массы. #

перемещение грузов. #

складское хозяйство и т.д. Ю.Обогащение и

рассортировка

горной массы

• ■ - - •

• •

• •

• •

• 1 (.Выпуск продуктов

• обогащения и

• сортового угля

12.Поставка угольной • •

продукции

• _

• • 13. Потребитель

Рис. 1. Общий алгоритм использования концепции цепочки ценностей в стратегическом управлении издержками угледобывающего предприятия

отрезке времени некоторое снижение прибыли и денежных потоков. Это стратегическое направление предусматривает осуществление масштабных инвестиционных программ и вложение значи-

тельных собственных и привлеченных средств.

Удержание доли рынка по отношению к конкурентам - представляет собой деятельность, связанную с сохране-

Рис. 2. Стратегические направления позиционирования угольной компании на рынке сбыта

нием доли рынка и позиций компании по отношению к конкурентам. При осуществлении данной направленности отток денежных средств будет близким к величине денежного притока.

Получение краткосрочных максимальных прибылей, в том числе за счет снижения доли рынка - предусматривает получение дополнительной краткосрочной прибыли и денежных доходов за счет совершенствования структуры реализованной угольной продукции, даже за счет снижения доли на рынке. Эта стратегия вполне соответствует деятельности угледобывающих предприятий. Например, за счет увеличения объемов переработки и выпуска концентрата возможно снижение поставки рядовых углей и общего объема поставки. В то же время поставка концентрата не только компенсирует потери от снижения поставки рядового угля, но и принесет дополнительные объемы денежных доходов и прибыли. Кроме того, это направление может быть принято при реа-

лизации продуктов глубокой переработки угля.

Методология использования позиционирования сопряжена с влиянием определенного риска. Угольные компании, избравшие направление, связанное с предложением потребителям продукции, превосходящей конкурентов (по качеству угля, ассортименту и т. д.), подвержены большему риску, чем компании, ориентированные на лидерство по издержкам. В случае избрания второго направления (лидерство по издержкам) повышается роль и значение планирования в части разработки норм и нормативов расходования материальных и финансовых средств и использования трудовых ресурсов для минимизации рисков. Исходя из изложенного, идеология БСМ создает предпосылки и условия к выбору и разработке системы управления издержками и бюджетирования.

В действующем в настоящее время управленческом учете главными факторами, определяющими уровень издержек, является объем добычи угля и па-

раметры центров затрат по технологическим процессам. Они разделяются на постоянные и переменные для определения маржинального дохода, порога рентабельности, силы воздействия производственного рычага и т.д.

При использовании БСМ затратообразующие факторы определяются не в период эксплуатации месторождения, а в более раннем периоде. Это позволяет выявить потенциальные возможности снижения негативного воздействия некоторых факторов, определяющих уровень конкретных носителей затрат.

В процессе стратегического анализа результатов мониторинга необходимо определить направления совершенствования технологии за счет изменения параметров выемочных столбов, технического перевооружения основных технологических процессов. Так увеличение длины выемочного столба или лавы (очистного забоя) сокращает протяженность проведения выработок на 1000 т добычи, увеличивает запасы выемочного столба, сокращает трудоемкость работ, обеспечивает рост объемов добычи. Это стратегическое направление в технологии вызвало необходимость технического перевооружения очистных и подготовительных забоев и изыскания связей с поставщиками. Можно сделать вывод, что угольной компании определено стратегическое направление в сторону снижения затрат на добычу угля.

Для обеспечения необходимого уровня производственно-экономичес-

ких показателей угольной компании, следует определить источники поступления продукции потребителям и уровень цен. Это осуществляется на основе анализа и управления факторами, определяющими затраты по добыче и реализации угольной продукции.

Формирование бюджета продаж должно происходить за счет:

- увеличения в реализации доли продуктов обогащения, рассортировки и другой продукции более глубокой переработки рядового угля;

- снижения затрат на добычу и переработку;

- улучшения качества и оптимизации марочного состава;

- реализации попутно добываемого метана из угольных пластов и выработанного пространства;

- поддержания цен на реализуемую продукцию на уровне, обеспечивающем эффективность деятельности предприятия.

Необходимым условием оценки необходимости процессов обогащения перед реализацией угольной продукции является неравенство:

Вш > В,ш , (1)

где Вб - выручка от реализации продуктов обогащения, руб.; Вряд1 -выручка от реализации рядового угля, руб.

Выполнение этого неравенства возможно, если:

Цб< > Црд . (2)

где Цб - цена реализации продуктов обогащения, руб/т; Цряд1 - цена реализации 1 т рядового угля, руб/т.

В условиях, когда обогатительные предприятия находятся в структуре угольной компании, на рыночную стоимость концентрата и продуктов обогащения не влияют ни цена давальческого угля, ни затраты на процесс обогащения, поскольку последние отнесены как услуги на себестоимость добычи рядового угля.

Для расчета средней цены по маркам, классам, продуктам обогащения угля по компании, формирующей необходимый бизнесу бюджет продаж, можно использовать выражение:

ц 2 Дряді ^ Сряді + ДПряді у

Цук = 2 Дл; +2 Д,;+ 2 Д. +

ряді

о]

Добj ^Co6j +АПо6]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cj

+2 Дряд.п 1 Сряді +ДПряді

2 Дряді +2 До6] +2 Дс] Дс] ( +ДПс] )

2 Дряді + 2 До6] + 2 Дс]

(3)

где Сряд( - себестоимость реализуемого рядового угля, руб/т; - себестои-

мость процесса обогащения для получения концентрата, руб/т; АПряд1 - удельная прибыль на 1 т реализуемого рядового угля, руб/т; Доб - реализация продуктов обогащения, т; АПб] - удельная прибыль на 1 т реализуемого концентрата, руб/т; Дс] - реализация сортового

угля, т; Сс] - себестоимость 1 т сортово-

го угля, руб./т; ДПс] - удельная прибыль на 1т сортового угля, руб./т.

Слагаемое 2 • (Сряд,- + АПряд,- )

применяется, когда обогатительное

предприятие работает на давальческом сырье угледобывающего предприятия.

Таким образом можно сделать выводы, что между SCM и классическими подходами в управлении затратами нет противоречий, так как рассмотренный подход создает стратегические направления для системы управления издержками, а классические методы опускают их до уровня носителей затрат, мест возникновения затрат, технологических процессов, в том числе с использованием приемов гибкого бюджетирования.

Strategic Cost Management - это система принятия технологических и экономических решений верхнего уровня (угольная компания), а существующие подходы обеспечивают детализацию методов и способов управления затратами филиалов-шахт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галиев Ж.К. Экономический механизм безубыточного функционирования угледобывающих предприятии / Ж.К. Галиев, А.Ю. Войтковская // Уголь. - 2004. - №7. - С. 37-40.

2. Джай К. Шим Основы коммерческого бюджетирования / Джай К.Шим, Джой Сигел.

- ССпб. Азбука, 2001. - 496 с.

3. Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления / С.А. Жданов. - М.: Издательство «Дело и сервис», 1999.

- 272 с.

4. Кушнеров Ю.П. Совершенствование управления затратами на угольных шахтах территориального угледобывающего комплекса /Ю.П. Кушнеров // ЭКО, 2002. - С.21.

— Коротко об авторе ----------------------------------------------------------

Метсанурк Э.Г. - аспирантка ГОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет», главный бухгалтер ОАО «ОУК «Южкузбассуголь».

Файл:

Каталог:

Шаблон:

Заголовок:

Содержание:

Автор:

Ключевые слова:

Заметки:

Дата создания:

Число сохранений:

Дата сохранения:

Сохранил:

Полное время правки: 2 мин.

Дата печати: 24.03.2009 0:16:00

При последней печати страниц: 6

слов: 1 904 (прибл.)

знаков: 10 859 (прибл.)

13_Метсанрук

Н:\Новое по работе в универе\ГИАБ-2009\ГИАБ-5\Рубрика C:\Users\Таня\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\Normal.do Метсанурк Эмма Георгиевна comp

12.03.2009 18:16:00 4

15.03.2009 13:34:00 123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.