Научная статья на тему 'Методический подход к оценке инфраструктурного комплекса региона'

Методический подход к оценке инфраструктурного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Малиновская Нина Анатольевна

Рассмотрены актуальность исследования инфраструктуры региона и предложена методика оценки инфраструктурного комплекса в социально-экономической системе регионаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered an urgency of research of an infrastructure of region and the technique of an estimation of an infrastructural complex in social and economic system of region is offered

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке инфраструктурного комплекса региона»

4

Региональная экономика

W

УДК 338.49

Н.А. Малиновская

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО

КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

В современных условиях происходит возрастание роли инфраструктурных отраслей, развитие которых создает материальные предпосылки для устойчивого экономического роста. Вместе с тем в ходе рыночных реформ произошло возрастание роли регионов и региональной экономической политики, которая также призвана обеспечить устойчивое развитие отечественной экономики.

В связи с этим возникает необходимость в изменении акцентов макроэкономической региональной политики: она должна быть ориентирована не столько в направлении прямой поддержки депрессивных регионов и устранения межрегиональных различий, тормозящих экономический рост, сколько на создание инфраструктурных предпосылок этого роста.

Для эффективного развития региональной инфраструктуры необходимо построение соответствующего механизма взаимодействия составляющих его инфраструктурного комплекса, так как подсистемы данного комплекса опосредованно определяют деятельность основных субъектов рынка и развитие социально-экономической системы региона. При этом для выявления приоритетных направлений развития основных процессов в данной сфере необходима адекватная оценка инфраструктурных составляющих.

Для исследования взаимодействия подсистем инфраструктурного комплекса, а также разработки направлений его дальнейшего функционирования используем методический подход к оценке влияния составных его элементов на развитие социально-экономической системы региона. При этом взаимодействие и взаимосвязь основаны, в свою очередь, на системном и комплексном подходе к пониманию содержания данного инфраструктурного комплекса. Представленная оценка определяет

влияние уровня развития основных показателей производственной, социальной, экологической, товарно-рыночной и институциональной инфраструктур на уровень развития социально-экономической системы региона, т. е. учет основного индикатора социально-экономического развития региона - валового регионального продукта (ВРП). Данный подход можно считать целесообразным, так как основная функция инфраструктурного комплекса определяется как обеспечение бесперебойного и эффективного развития региона, будь то сфера производства, сфера потребления или обращения или социальная сфера. При этом эффективное развитие соответствующих показателей определяет и эффективное социально-экономическое развитие региона, что можно проследить через изменение ВРП.

Интегральная оценка инфраструктурного комплекса региона: /(х).

У

¥ = —

< К'

А = {К, О, Ь, М, Ж},

где ¥ - темп роста валового регионального продукта, %; А - агрегированный индекс развития инфраструктурного комплекса региона, %; У - абсолютное выражение валового регионального продукта, млрд руб.; п - число рассматриваемых периодов времени, год; К, О, Ь, М, Ж - уровни развития соответственно производственной, социальной, товарно-рыночной, экологической, институциональной инфраструктур, %.

Данный методический подход к оценке инфраструктурного комплекса региона позволит определить влияние каждого элемента. Для этого необходимо рассчитать соответствующий агрегированный индекс производственной

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2011. Экономические науки

Таблица 1

Случаи интерпретирования интегрированной оценки инфраструктурного комплекса региона

Схема логической операции Оценка значимости

Если Б > А на 1-10 % ^ Развитие инфраструктурного комплекса обеспечивает нормальное функционирование социально-экономической системы региона Нейтральное влияние

Если Б > А на 10-20 % ^ Развитие инфраструктурного комплекса региона запаздывает относительно развития социально-экономической системы региона Отрицательное влияние

Если Б < А на 1-10 % ^ Развитие инфраструктурного комплекса региона создает предпосылки дальнейшего развития социально-экономической системы региона Положительное влияние

Если Б < А на 10-20 % ^ Развитие инфраструктурного комплекса региона опережает развития социально-экономической системы региона Отрицательное влияние

Если Б = А ^ Состояние стабильное. Развитие инфраструктурного комплекса определяет соответствующее развитие социально-экономической системы региона Положительное влияние

Примечание. Оценка значимости определяется положительным, отрицательным или нейтральным влиянием развития инфраструктурных составляющих на социально-экономическое развитие региона.

инфраструктуры региона. Так, индекс К вычислен по следующей формуле:

к = ,

I=1

где Т - изменение показателя, характеризующего уровень развития производственной инфраструктуры, %; I - соответствующий показатель развития производственной инфраструктуры; ж - поправочный коэффициент, с которым индекс изменения производственной инфраструктуры входит в агрегированный индекс.

Агрегированный индекс характеризует изменение рассматриваемой подсистемы, представляя собой измеритель, объединяющий

частные показатели подсистем инфраструктуры и позволяющий выявить динамику изменений в состоянии инфраструктурного комплекса региона. Таким же образом можно рассчитать агрегированные индексы социальной инфраструктуры, товарно-рыночной инфраструктуры и др.

Представленную модель в рамках данного исследования можно рассмотреть на примере влияния уровня развития товарно-рыночной инфраструктуры на социально-экономическую систему Республики Бурятия (табл. 2).

Рассчитанная интегральная оценка инфраструктурного комплекса Республики Бурятия показала, что за рассматриваемый период (2008-2010 гг.) прирост валового регионального

Таблица 2

Интегральная оценка развития товарно-рыночной инфраструктуры региона социально-экономического развития - Республики Бурятия

Период Б и ь = I=1 Отклонение, % Оценка значимости

Среднегодовой темп роста ВРП Агрегатный индекс товарно-рыночной инфраструктуры Ст. 2 - Ст. 3

2008-2010 1,07 3,28 11,11 Отрицательное влияние

4

Региональная экономика

Р

продукта больше прироста товарно-рыночной инфраструктуры на 11 %, т. е. развитие последней отрицательно влияет на социально-экономическое развитие региона. Данная отрицательная тенденция связана с тем, что развитие товарно-рыночной инфраструктуры запаздывает относительно развития социально-экономической системы региона, т. е. функционирование основных показателей социально-экономической системы региона не может в полном объеме удовлетворить возникающие

потребности в сфере обращения товаров и услуг.

Таким образом, предложенный методический подход, базирующийся на использовании интегральной оценки инфраструктурного комплекса данного региона, адекватно применим при оценке инфраструктурных комплексов других регионов с учетом специфики их территориально-административного размещения, а также направлений развития конкретной социально-экономической системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Региональная экономика [Текст] / под ред. М.В. Степанова. - М.: Инфра-М: Изд-во РЭА, 2001. - 463 с.

2. Федько, В.П. Инфраструктура товарного рынка [Текст] / В.П. Федько, Н.Г. Федько. - Ростов-н/Д:

Феникс, 2000 - 512 с.

3. Шнипер, Г.И. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект [Текст] / Г.И. Шнипер, А.С. Новоселов. - Новосибирск, 1997. - 209 с.

УДК 332

К.А. Немец

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

Идея «электронного правительства» как концепции тесно связана с проблемами эффективности, которые актуальны и важны как в частном, так и в государственном секторах. Для частного сектора является естественным применение информационных технологий в хозяйственной деятельности. Это обусловлено тем, что результаты внедрений, выражающиеся в экономии на издержках, увеличении производства и, соответственно, освоении большего рыночного пространства, достаются в большей степени частному сектору. Определить результат внедрения информационных технологий в государственном секторе только на основе уровня экономической эффективности затруднительно, поскольку преобладает социальный компонент, а системная эффективность может быть оценена в основном непря-

мыми методами. Данные методы предполагают сопоставление учитываемых параметров временных, трудовых и иных затрат с качественными конечными показателями эффективности. Недостатки таких методов выражаются в относительности шкалы качественных показателей и невозможности соотнести данные показатели между собой в связи с их разнородностью и значительным влиянием субъективных факторов [2, с. 263].

Один из примеров, при котором оценка эффективности затруднена, - внедрение электронного документооборота в органах власти. При оценке возникают следующие проблемы: 1) отсроченное получение положительных финансовых результатов (в данном случае - экономии); 2) значительные издержки при переходе (стоимость внедрения велика, так как применяются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.