Научная статья на тему 'Инфраструктурный комплекс продовольственного рынка: роль, значение и механизм развития составных элементов инфраструктурного комплекса'

Инфраструктурный комплекс продовольственного рынка: роль, значение и механизм развития составных элементов инфраструктурного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / FOOD MARKET / INFRASTRUCTURE SYSTEM / INFRASTRUCTURE OF A REGION / MANUFACTURERS / CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малиновская Нина Анатольевна

В статье рассмотрены представлены основные моменты, связанные с определением инфраструктуры региона, и в частности продовольственного рынка. Выявлена необходимость совершенствования инфраструктуры продовольственного рынка, как связующего звена между производителями и потребителями рынка продовольственных товаров и услуг, а также предложены принципы разработки механизм функционирования составляющих инфраструктурного комплекса продовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFRASTUCTURE SYSTEM OF THE FOOD MARKET: THE ROLE, THE IMPORTANCE AND THE MECHANISM OF ELEMENTS OF THE INFRASTUCTURAL SISTEM

The milestones schedules related with definition of a region infrastructure including the food market are represented in the article. The liability to improve the food market as a link between manufacturers and consumers of the food market are detected. The principles of development of mechanism of strand functioning of food market infrastructure system.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурный комплекс продовольственного рынка: роль, значение и механизм развития составных элементов инфраструктурного комплекса»

ИНФРАСТРУКТУРНЫМ КОМПЛЕКС ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА: РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СОСТАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА

УДК 339.1

Нина Анатольевна Малиновская

аспирант ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный технологический университет» Тел: 8(902)1615361, Эл. почта: malinka nk@bk.ru

В статье рассмотрены представлены основные моменты, связанные с определением инфраструктуры региона, и в частности продовольственного рынка. Выявлена необходимость совершенствования инфраструктуры продовольственного рынка, как связующего звена между производителями и потребителями рынка продовольственных товаров и услуг, а также предложены принципы разработки механизм функционирования составляющих инфраструктурного комплекса продовольственного рынка.

Ключевые слова: продовольственный рынок, инфраструктурный комплекс, инфраструктура региона, производители, потребители.

Nina Malinovskaya

Post-graduate student

The East-Siberian state technological university, SEI HPE Tel: 8(902)1615361), E-mail: malinka nk@bk.ru

THE INFRASTUCTURE SYSTEM OF THE FOOD MARKET: THE ROLE, THE IMPORTANCE AND THE MECHANISM OF ELEMENTS OF THE INFRASTUCTURAL SISTEM

The milestones schedules related with definition of a region infrastructure including the food market are represented in the article. The liability to improve the food market as a link between manufacturers and consumers of the food market are detected. The principles of development of mechanism of strand functioning of food market infrastructure system.

Keywords: food market, infrastructure system, infrastructure of a region, manufacturers, consumers.

1. Введение

Эффективность деятельности рынка продовольственных товаров региона находится в прямой зависимости от степени развития обслуживающей его инфраструктуры. Актуальность рассматриваемой темы определяется необходимостью совершенствования основных процессов связанных с удовлетворением потребностей продовольственного рынка.

2. Теоретические аспекты понятия «инфраструктура продовольственного рынка»

В экономической литературе отечественными экономистами и зарубежными исследователями понятие «инфраструктура» трактуется по-разному. Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе в начале XX века для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. Данный термин произошел от латинских слов «infra» - под, ниже и «structure» - строение, расположение, т.е. иными словами понятие инфраструктуры можно интерпретировать как «фундамент» или «нижнее строение» [4].

Согласно, теории рынка «инфраструктура» - это комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. При этом существует трактовка данного понятия в широком смысле, как систему институтов всех локальных рынков. В узком смысле в понятие инфраструктуры включают материальные объекты. Для того чтобы в целом определить сущность понятия инфраструктуры необходимо обратиться к взглядам исследователей данного термина, которые на ряду со своей субъективной точкой зрения, могут определить и объективные аспекты познания данного понятия.

Основоположником теории инфраструктуры стал Р. Иохимсен, который определял инфраструктуру как совокупность материальных, институциональных и индивидуальных видов оборудования, имеющихся в распоряжении хозяйствующих единиц, позволяющих при целесообразном распределении ресурсов обеспечить полную интеграцию и высокий уровень хозяйствующей деятельности. Таким образом, инфраструктура представляла собой материально-техническую сторону производственных отношений.

Подобной точки зрения придерживались следующие исследователи Дж. Стейн, П. Розенштейн-Родан, А. Пизенти, И.К. Беляевский, А.Ю. Шарипов, ГГ. Муфтиев и др. Единым во взглядах исследователей при определении сущности инфраструктуры стало то, что понятие инфраструктуры неотделимо связано с производственно-экономическими отношениями, где инфраструктура выступает как совокупность материально-вещественных средств труда (материально-технические сооружения, оборудования или средства коммуникации). Такой подход определяет, по нашему мнению, значение, место и функции данного понятия со стороны материально-вещественной формы ее происхождения. Однако необходимо учитывать и сущность инфраструктуры в системе категорий, предопределяющих производственно-экономических отношений. Так рассмотрение сущности инфраструктуры зависит от специфических особенностей разнообразных сфер общественного производства, которые исторически неотделимы от развития общественного разделения труда [1].

В.П. Федько, Н.Г. Федько отмечают, что инфраструктура современного рынка является его неотъемлемой и составной частью, определяющей результативность функционирования всех элементов рынка. Благодаря наличию разнообразных составляющих инфраструктуры рынок является цивилизованной формой отношений между людьми. Особенно важно то, что элементы инфраструктуры не навязываются бизнес-структурам извне, а являются порождением самих экономических отношений. При этом авторами указанного исследования под рыночной инфраструктурой понимается совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве.

Обобщение приведенных выше определений инфраструктуры, как экономической категории, позволяет сделать вывод, что исследователи характеризуют содержательную часть понятия или очерчивают сферу деятельности исследуемой категории [2].

Проблема формирования инфраструктуры сосредоточила в себе множество комплексных региональных проблем, от решения которых в определенной степени зависит дальнейшее совершенствование экономической системы.

Эффективная реализация комплексных программ развития регионов в большой мере зависит от рационального, опережающего создания и совершенствования на их территории сети объектов инфраструктуры, которая оказывает прямое воздействие на современный уровень хозяйственной деятельности и перспективы развития производительных сил каждого региона. Тем более важной становится разработка предложений по ее развитию в различных регионах, отличающихся как по специфике природных условий, так и по своей социально-экономической структуре.

Инфраструктура региона представляет собой сложноорганизованную, целостную, многофункциональную систему экономических субъектов и факторов, призванных обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов региона. Инфраструктура призвана оказывать необходимые внешние непроизводственные услуги для эффективного функционирования хозяйственных субъектов региона и экономики в целом. При этом основным объектом, определяющим функциональное назначение и сущностные свойства инфраструктуры, выступает сфера движения товаров и услуг. Обеспечение условий для обращения товаров и услуг до потребителя должно определяться соответствующей инфраструктурой различных видов рынка. Следует отметить, что объекты инфраструктуры непосредственно работают на нужды конкретной территории, удовлетворяя, прежде всего потребности бизнеса и населения, а также увязаны с товарной специализацией конкретного рынка и основными факторами, определяющими состояние конъюнктуры (формирование спроса и предложения, соотношение цен, состав участников рынка и т.д.) [3].

Тем самым целесообразно в рам-

ках данного исследования проблематику функционирования и развития инфраструктуры региона рассматривать с учетом хозяйственной специализации, национальных и исторических традиций производства и потребления продукции на территории субъекта Российской Федерации. Детализировать определение регионального рынка и использовать термин «локальный рынок». Таким образом, проблематику понимания роли и значения инфраструктуры в региональном развитии рассматривать в рамках инфраструктуры локального рынка, в частности инфраструктуры продовольственного рынка.

Таким образом, специфика сферы обращения товаров и услуг определяют характерные особенности инфраструктуры, закономерности ее формирования и ее развития. Согласно анализу теоретических концепций - сущность инфраструктуры продовольственного рынка определяется ее основными функциями в процессе обращения товаров и услуг регионального рынка, которые определяются в следующем:

- создание благоприятного экономического климата для функционирования товарного обращения и развития коммерческой деятельности;

- формирование механизма взаимодействия экономических агентов сферы обращения;

- обеспечение процессов реализации товаров на рынке исходя из приоритетных интересов потребителя и формирования нового спроса;

- создание системы каналов товародвижения - от производителя до потребителей. С точки зрения экономической и финансовой их эффективности;

- обслуживание процессов физического перемещения товаров, которое достигается путем рационализации материально-технического оснащения.

При этом реализация представленных функций инфраструктуры определяет условия формирования и возникновения основных составляющих инфраструктуры продовольственного рынка. При этом можно выявить две формы проявления инфраструктуры рынка. Во-первых, обращение товаров и услуг между производителями и потребителями порождает возникновение объектов и факторов инфраструктуры конкретного рынка. Во-вторых, становление инфраструктуры рынка предшествует процессу обращения товаров и

услуг на рынке. Тем самым представленные функции, которые выполняет инфраструктура продовольственного рынка можно связать с особенностью формирования основных ее составляющих и на основе этого разработать модель эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка.

3. Инфраструктурный комплекс продовольственного рынка, как основа формирования инфраструктуры региона

Согласно, структурному содержанию инфраструктура продовольственного рынка определяет набор взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, система которых формирует инфраструктурный комплекс продовольственного рынка.

Функционирование инфраструктурного комплекса рынка базируется на следующих аспектах:

- рассмотрение инфраструктурного комплекса продовольственного рынка как единой целостной системы, предполагающее ее формирование на базе всех структурообразующих элементов;

- совершенствование всех составляющих системы в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

- непрерывное совершенствование самих объектов, которые включаются в инфраструктурный комплекс потребительского рынка.

При этом основные элементы инфраструктурного комплекса определяют и включаются в следующие подсистемы:

- торгово-посредническая инфраструктура;

- информационно-коммуникационная инфраструктура;

- производственная инфраструктура;

- финансово-кредитная инфраструктура;

- экономико-правовая инфраструктура.

Представленные таким образом элементы инфраструктурного комплекса продовольственного рынка позволят конкретизировать его роль и значение в системе рынка продовольственных товаров и услуг.

В настоящее время выделяется проблема отсутствия методической базы развития инфраструктуры.

В экономике реализация хозяйственных связей между контрагентами рынка объективно требует какого-либо инструментария, механизма, приводяще-

Экономика, Статистика и Информатика

№3, 2011

85

го в действие весь комплекс мер. В сфере товарного обращения таким механизмом является посредничество в различных его организационно-экономических формах на основе хозяйственных связей. Эти связи отождествляют реальное движение продукции на рынке, оказание различных услуг. Поэтому необходимо разработать механизм функционирования инфраструктурного комплекса региона, согласно особенностям и специфики рынка. Механизм развития инфраструктуры рынка основан на разработке модели эффективного функционирования составных элементов инфраструктурного комплекса продовольственного рынка. Разработка и внедрение модели инфраструктурных составляющих комплекса является одним из инструментов проведения экономической диагностики рыночной инфраструктуры региона, основными функциями которой в настоящее время становятся создание экономической среды для формирования и развития системы локальных рынков, необходимых экономических условий развития хозяйствующих субъектов, обеспечение материальных, финансовых, трудовых и информационных связей между субъектами экономики на всех уровнях, способствующих повышению качества жизни населения.

4. Принципы разработки механизма функционирования составляющих инфраструктурного комплекса продовольственного рынка

Моделирование взаимодействия и взаимосвязи основных составляющих инфраструктурного комплекса предлагается осуществить за счет применения принципов реинжиниринга бизнес-процессов. В разрезе рассмотрения допущений о том, что в роли предприятия выступает экономическая система рынка или региона, в данном случае продовольственный рынок, а бизнес-процессы рассматриваются со стороны выполняемых функций объектами инфраструктурного комплекса. В настоящее время общепризнанно, что реин-

жиниринг невозможен без моделирования исследуемого объекта. Моделирование бизнес-процессов позволит временно абстрагироваться от состава инфраструктурного комплекса и сосредоточиться на выполнении его основных функций.

Таким образом, использование принципов реинжиниринга в построении модели составляющих инфраструктурного комплекса продовольственного рынка позволит в первую очередь фундаментально переосмыслить и перепроектировать выполняемые функции инфраструктурного комплекса продовольственного рынка для достижения конкретных улучшений в основных показателях развития рынка, связанных с эффективной реализацией основных приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

При этом целью применения реинжиниринга является системная реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей продовольственного рынка, повышение качества обслуживания потребителей.

Таким образом, исходя из вышесказанного для эффективного функционирования продовольственного рынка требуется формирование механизма взаимодействия составляющих системных элементов инфраструктуры, который позволит отслеживать возникающие диспропорции рынка, а также определяла в себе взаимосвязь факторов и субъектов успешного развития рынка.

5. Заключение

Моделирование взаимодействия элементов инфраструктуры рынка продовольственных товаров и услуг позволит в первую очередь очертить круг субъектов и факторов участвующих в процессе товарообмена, во-вторых, определить основные критерии регули-

рования развитие объектов потребительского рынка, в частности продовольственных и непродовольственных магазины, супермаркетов, гипермарке-тов и сельскохозяйственных рынков, предприятий общественного питания, учреждений бытового обслуживания, например, пешеходная доступность объекта потребительского рынка для населения, объем торговой площади на одного жителя и др., в-третьих, разработанная модель функционирования инфраструктуры рынка исходя из системности всех ее элементов, определит взаимосвязь элементов со стороны причинно-следственных зависимостей их происхождения и развития.

Литература

1. Региональная экономика / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА - М, Издательство Российской экономической академии, 2001. - 463 с.

2. Федько В.П. Инфраструктура товарного рынка / В.П. Федько, Н.Г. Федько. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 -512 с.

3. Шнипер Г.И. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект / Г.И. Шнипер, А.С. Новоселов. - Новосибирск: 1997. - 209 с.

4. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Фонд «Правовая культура», 2004. - 528 с.

References

1. Regional economics / Pod red. M.V. Stepanova. - M.: INFRA - M, Publishing House Of the russian economic academy, 2001. - 463.

2. Fed 'ko V.P. The infrastructure of the commodity market / V.P. Fedko, N.G. Fedko. - Rostov-on-don: Phoenix, 2000 -512 with.

3. Шнипер G.I. Regional problems рынковедения. The economic aspect / G.I. Шнипер, A.S. Novoselov. - Novosibirsk: 1997. - 209 with.

4. The big economic dictionary / Pod red. A.N. Азрилияна. - M.: Fund "Legal culture", 2004. - 528 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.