Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке качества жизни'

Методические подходы к оценке качества жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / QUALITY OF LIFE / SOCIAL INDICATORS / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богер Татьяна Николаевна

актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной методологической проработанностью вопросов количественной оценки качества жизни. Дается сравнительный анализ российской и лучшей зарубежной практики в этом вопросе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке качества жизни»

Методические подходы к оценке качества жизни Богер Т.Н.

Богер Татьяна Николаевна /Boger Tatyana Nikolaevna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра сервиса и

организации коммерческой деятельности, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г.Новосибирск

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной методологической проработанностью вопросов количественной оценки качества жизни. Дается сравнительный анализ российской и лучшей зарубежной практики в этом вопросе.

Abstract: the relevance of the topic chosen is due to the lack of elaboration of the methodological issues quantify the quality of life. A comparative analysis of the Russian and the best international practices in this regard.

Ключевые слова: качество жизни, социальные индикаторы, зарубежный опыт. Keywords: quality of life, social indicators, foreign experience.

Понятие «качество жизни» носит междисциплинарный характер и не имеет устойчивого общепринятого определения; существуют различия в подходах к его анализу в разных науках. Основные представления о качестве жизни формируют экономика, социология, философия, психология, культурология и ряд других наук.

Изначально проблематика качества жизни отразилась в экономической науке через понятие благосостояние и его материальные составляющие - среднедушевой денежный доход, структуру и уровень потребления материальных благ [4, 7]. Чуть позднее, в середине прошлого века, к важнейшему фактору качества жизни стали относить показатель равенства в распределении доходов (такие методические подходы, как кривая Лоренца, коэффициент Джини, индекс Гувера).

Современные теоретические подходы к оценке качества жизни учитывают возросшую роль нематериальных благ и факторов развития. Появились теория (концепция) человеческого капитала, понятия «качество населения», «социальный капитал», «качество жизни».

При этом сохранялась приоритетность индивидуалистического представления об общественном благосостоянии: функция благосостояния общества прямо зависит от благосостояния индивидов, его составляющих.

Осознание ценности человеческого капитала способствовало изменению отношения к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы, в том числе с позиций их ресурсного обеспечения.

В настоящее время увеличение расходов на образование воспринимается властями многих государств как фактор экономического роста. Образование стало рассматриваться как экономически рациональная деятельность человека на протяжении всей его жизни (проведенные нами расчеты отдачи вложений в образование для России - на уровне 25-30%, что намного выше средней ставки дохода на вложенный капитал, инвестиции в здоровье - на уровне 100%, то есть период окупаемости - 1 год) [10, 11].

Среди международных организаций первой использовала новые концептуальные подходы современной неоклассической экономической школы Программа развития ООН, начавшая с 1990 г. публиковать Доклады о человеческом развитии (Human Development Report).

Здесь следует отметить, что с начала 2000-х годов экономическая наука получила новый мощнейший вектор развития с появлением поведенческой экономической школы, зародившейся в стенах Массачусетского технологического университета, во главе которой стоят сразу несколько Нобелевских лауреатов по экономике последних лет (Даниэль Канеманн, Амон Тверски, Вернон Смит). Понятие индивидуального благосостояния расширилось за счет включения неэкономических, субъективно-психологических компонент. Произошел отказ от концепции полной рациональности поведения (выбора) индивидуума, растет стремление к учету воздействия субъективных факторов (психологических, физиологических, социологических и др.). Главный принцип поведенческой школы - социальные нормы не всегда, но очень часто идут вразрез с рыночными нормами.

В любом случае, несмотря на обилие Нобелевских лауреатов, поведенческая экономическая школа находится в состоянии развития, поэтому существующая методика количественной оценки качества жизни ООН превалирует. При этом она тоже постоянно совершенствуется (две школы уже не антогонируют, а взаимодополняют друг друга).

Важным методологическим положением последних лет при исследовании качества жизни является то, что отбор наиболее значимых компонентов, его характеризующих, различается для стран разного типа, зависит от уровня развития экономики страны:

• для развивающихся стран ведущую роль продолжает играть личное потребление (доход) и доступ к базовым материальным благам и услугам (чистой воде и санитарии, первичной медицинской помощи, образованию начального уровня) [1, 2, 3, 8, 12];

• в развитых странах с учетом убывающей функции полезности дохода на первый план выходят характеристики жизненной среды (условий жизни), качество населения (человеческий капитал), социальные (нематериальные) блага [5, 6, 9].

Более того, в последнее десятилетие в нескольких странах сформировались относительно новые направления в методологии исследования качества жизни, которые, несмотря на это идут в русле с методикой ООН.

Мы имеем в виду т.н. концепцию «государства всеобщего благосостояния», исповедуемую рядом западноевропейских стран, особенно скандинавских. Давно известно, что в основе развития этих стран лежит социально ориентированная государственная политика. В этих странах разработаны системы социальных индикаторов (в пределах 30-40 показателей). Их основные критерии:

- исчерпывающая проработка методики расчета отдельных показателей;

- достоверность показателей;

- открытость показателей;

- регулярная собираемость (общенациональные социальные исследования ведутся в режиме регулярного мониторинга - Швеция, Нидерланды, Норвегия).

Таким образом, самым интересным в методологическом плане является то, что российская ситуация с оценкой качества жизни оказывается как раз в «промежутке», поскольку она отличается от развитых и развивающихся стран и по специфике проблем, и по наличию необходимой информации.

В целом же российские исследования в области оценки качества жизни и, особенно, их практическое использование пока отстают от мирового уровня.

Литература

1. Сафронов С.В., Богер И.Б. Формирование товарного предложения на региональном продовольственном рынке. - М.: Логос, 2010.- 324 с.

2. Богер И.Б. Формирование ресурсов продовольственного рынка российского Севера. - Новосибирск: Наука,

2003. - 316 с.

3. Богер И. Скурыдин Л. Сетевая торговля на Севере - утопия или достижимое будущее? // Сибирская кооперация. - 2007. - № 25 (36). - С. 4-5.

4. Богер И.Б., Шаланов Н.В. Методический подход к статистической оценке информативности системы показателей // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2.

5. Богер И.Б. Структурная политика в развитии региональной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия «Экономика. Экология». - 2001. - Выпуск 6. - С. 87-91.

6. Богер И.Б. Инновации как фактор развития Российской экономики // Экономика и производство. - 2003. -

№ 4. - С. 14-16.

7. Богер И.Б., Моисеев Р.С. Экономические проблемы жизнеобеспечения и развития коренных народов Севера

России. Петропавловск-Камчатский: КПЭиП ДВО РАН, 2003.- 216 с.

8. Богер И.Б. Северный завоз грузов в районы Северо-Востока России: совершенствование организационно-

экономического механизма // Регион: экономика и социология. - 2003. - № 3. - С. 105-121.

9. Богер И.Б., Лексакова О.В. Сравнительная оценка эффективности торговой отрасли России // Вестник

СибУПК. - 2013. - № 1 (4).

10. Богер И.Б., Наумова А.В., Шаланов Н.В. Метод оценки объекта нематериальных активов с позиции рыночного подхода // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2.

11. Богер И.Б., Богер Т.Н. Налоговый механизм и его влияние на потенциал социально-экономической системы // Вестник университета Российской академии образования. - 2006. -№ 4. - С. 130-133.

12. Богер И.Б. На продовольственном рынке Северо-Востока мало перемен // ЭКО. - 2003. -№ 8. - С. 86 -106.

13. Богер И.Б., Богер Т.Н. Сравнительный технико-экономический анализ как основа программно-целевого прогнозирования развития региональной торговли // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1(49).

- С. 189-193.

14. Богер И.Б., Богер Т.Н. Механизм госрегулирования регионального продовольственного рынка // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7. - С. 145-150.

15. Богер И.Б., Богер Т.Н. Региональные неравенства как основа формирования экономической и социальной политики государства // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2013. - № 2(5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.