Научная статья на тему 'Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений'

Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / BUDGET / FINANCE / BUDGETARY EFFICIENCY / GOVERNMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богер Игорь Борисович

актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью устранения серьезных противоречий в финансовой политике публично-правовых образований, а также в нормативно-правовых документах, регламентирующих их деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений»

Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений Богер И.Б.

Богер Игорь Борисович /Boger Igor Borisovich - доктор экономических наук, профессор,

кафедра финансов,

Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью устранения серьезных противоречий в финансовой политике публично-правовых образований, а также в нормативно-правовых документах, регламентирующих их деятельность. Abstract: the relevance of the topic chosen to the need to eliminate serious discrepancies in the financial policy ofpublic legal entities, as well as in legal documents regulating their activities.

Ключевые слова: бюджет, финансы, государственные учреждения, бюджетная эффективность. Keywords: budget, finance, government agencies, budgetary efficiency.

Модернизация государственного сектора России в рамках проводимой бюджетной реформы предполагает осуществление соответствующих системных мер в финансовой политике государства и направлена на совершенствование управления общественными финансами. В этом случае особое значение приобретает модернизация механизма финансового обеспечения государственных учреждений как институтов, непосредственно реализующих принятые расходные обязательства публично-правового образования в части оказания ими государственных услуг [1, 2, 3, 9].

Однако в финансовой политике публично--правовых образований, нормативно-правовых документах, регламентирующих их деятельность, и в реализуемых ими целевых программах содержатся серьезные противоречия, порождающие проблемы и институциональные барьеры в развитии самостоятельности новых типов государственных учреждений (казенных, бюджетных и автономных) как субъектов финансово-экономической деятельности [13, 16, 20]. Все это дает возможность говорить о необходимости и важности научного анализа, количественных и качественных изменений источников, форм и методов финансового обеспечения государственных учреждений в условиях проводимой бюджетной реформы, который позволит, во-первых, с системных позиций выявить существующие противоречия в механизме финансового обеспечения государственных учреждений, во-вторых, предложить новые способы финансового взаимодействия публично-правового образования и государственных учреждений [24, 27].

Данные обстоятельства определяют необходимость модернизации механизма финансового обеспечения государственных учреждений, синхронизации денежных потоков их бюджетного и внебюджетного финансирования, что и определяет актуальность темы данного диссертационного исследования [8, 21].

Необходимость модернизации механизма финансового обеспечения государственных учреждений вызвана развитием и становлением государственных учреждений как организаций нового типа, функционирование которых обусловлено формированием государственных услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной сфере, являющихся не только общественными, но и частными благами и инвестиционными ресурсами, а также фактором трансформации общественного сектора экономики России. В финансовом обеспечении государственных учреждений все большее значение приобретают внебюджетные источники финансирования, развитие конкуренции между учреждениями различных типов и социально ориентированными некоммерческими организациями [18].

Основополагающим условием эффективности финансовой деятельности госучреждений является управление качеством предоставляемых учреждениями государственных услуг посредством оптимизации стандартов качества услуг на основе формирования единых требований к содержанию и основным параметрам предоставляемых услуг, обеспечению равных условий для потребителей услуги и создания единиц измерения бюджетных услуг [11].

Финансовый механизм бюджетных и автономных учреждений представляет собой систему целевого регулирования процессов формирования, распределения и использования как финансовых ресурсов публично-правового образования, так и средств, находящихся в самостоятельном распоряжении этих учреждений. Модернизация механизма финансового обеспечения данных учреждений в условиях проводимой бюджетной реформы заключается в его адаптации к современным условиям посредством модификации финансовых методов и инструментов, используемых в корпоративном секторе экономики, применительно к финансовой деятельности госучреждений, а также посредством совершенствования норм финансового обеспечения деятельности этих учреждений в целях эффективного использования финансовых ресурсов при оказании государственных услуг, повышения конкурентоспособности и инновационной активности государственных учреждений на рынке социальных услуг.

Наиболее целесообразны изменения следующих финансовых методов и инструментов:

1) совершенствование программно-целевого метода финансирования государственных учреждений на основе государственного задания как комплекса мероприятий, увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих выполнение бюджетной услуги [4, 5];

2) синхронизация финансовых потоков при финансовом обеспечении деятельности бюджетных и автономных учреждений посредством финансирования заявленного объема их потребности [6, 10];

3) отказ от прямого финансирования из бюджета и внедрение конкурсов на государственный заказ через рынок социальных услуг [7, 14];

4) расширение самостоятельности бюджетных и автономных учреждений в финансово-экономической сфере, предполагающее применение финансовых методов, новых для бюджетных и автономных учреждений, таких как самофинансирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, лизинг, факторинг, страхование, финансовый маркетинг, аудиторский независимый контроль, внедрение современных методик финансовой отчетности и финансового менеджмента [15, 17].

Основными факторами, определяющими содержание модернизации механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений, являются:

- экономические факторы, выражающиеся в недостаточности бюджетных средств для осуществления финансирования подтвержденных бюджетополучателями бюджетных обязательств или для выделения субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг;

- институциональные факторы, проявляющиеся в принятии денежных обязательств государственными учреждениями с нарушением сроков их подтверждения в конце финансового года или с превышением установленных лимитов бюджетных обязательств

бюджетополучателями; в нарушении контрагентом сроков поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг), установленных в договоре;

- организационные факторы, заключающиеся в превышении максимального календарного срока внесения изменений в закон о бюджете на текущий финансовый год представительными органами власти; в методах управления подведомственными казенными учреждениями, направленных на «полное освоение» лимитов бюджетных обязательств, со стороны главных распорядителей бюджетных средств;

- информационный фактор, характеризующийся ограниченным доступом государственных учреждений к эксплуатации существующего программного обеспечения, осуществляемым в рамках своих бюджетных полномочий (получение и обработка информации по исполнению только своей бюджетной сметы по расходам).

Санкционирование оплаты кредиторской задолженности казенных учреждений целесообразно осуществлять посредствам применения алгоритма, который включает: 1) сравнительный анализ подтвержденных и неподтвержденных к оплате неисполненных денежных обязательств; 2) анализ соблюдения условий, при которых осуществляется санкционирование оплаты кредиторской задолженности; 3) анализ соблюдения сроков поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг, определенных в договоре; 4) анализ соблюдения условий заключения договора.

Для оптимального финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений целесообразно проведение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию невостребованных остатков денежных средств на их счетах, открытых в кредитных организациях [22, 26].

Составной частью такого комплекса должно стать внедрение схемы текущего финансирования бюджетных и автономных учреждений, при которой финансирование осуществляется только в объеме заявленной в установленном порядке потребности в финансовых ресурсах, что отличается от существующего механизма, при котором на счета учреждений перечисляется сразу вся сумма денежных средств, определенная Соглашением, заключенным между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением [12, 19, 23, 25].

Модернизация механизма погашения взаимных обязательств и возмещения коммунальных услуг казенных учреждений на современном этапе требует применения новых финансовых методов и рычагов. Необходимо осуществлять возмещение коммунальных услуг арендаторами балансодержателю - казенному учреждению путем перечисления средств на единый счет бюджета, минуя счет балансодержателя; в процессе исполнения бюджета предусматривать погашение взаимных обязательств между казенными учреждениями одного уровня бюджетной системы путем перемещения плановых назначений объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств, независимо от их ведомственной принадлежности, что позволит модернизировать существующие финансовые механизмы взаимных расчетов между казенными учреждениями, минуя расходную часть бюджета.

Литература

1. Сафронов С.В., БогерИ.Б. Формирование товарного предложения на региональном продовольственном рынке. - М.: Логос, 2010. - 324

с.

2. Богер И.Б. Формирование ресурсов продовольственного рынка российского Севера. - Новосибирск: Наука, 2003. - 316 с.

3. Богер И. Скурыдин Л. Сетевая торговля на Севере - утопия или достижимое будущее? // Сибирская кооперация. - 2007. - № 25 (36). - С.

4-5.

4. Богер И.Б., Шаланов Н.В. Методический подход к статистической оценке информативности системы показателей // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2.

5. Богер И.Б. Структурная политика в развитии региональной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия

«Экономика. Экология». - 2001. - Выпуск 6. - С. 87-91.

6. Богер И.Б. Инновации как фактор развития Российской экономики // Экономика и производство. - 2003. -№ 4. - С. 14-16.

7. Богер И.Б., Моисеев Р.С. Экономические проблемы жизнеобеспечения и развития коренных народов Севера России. Петропавловск-

Камчатский: КПЭиП ДВО РАН, 2003.- 216 с.

8. Богер И.Б. Северный завоз грузов в районы Северо-Востока России: совершенствование организационно-экономического механизма //

Регион: экономика и социология. - 2003. - №3. - С. 105-121.

9. Богер И.Б., Лексакова О.В. Сравнительная оценка эффективности торговой отрасли России // Вестник СибУПК. - 2013. - № 1 (4).

10. Богер И.Б., Наумова А.В., Шаланов Н.В. Метод оценки объекта нематериальных активов с позиции рыночного подхода // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2.

11. Богер И.Б., Богер Т.Н. Налоговый механизм и его влияние на потенциал социально-экономической системы // Вестник университета Российской академии образования. - 2006. -№ 4. - С. 130-133.

12. Богер И.Б. На продовольственном рынке Северо-Востока мало перемен // ЭКО. - 2003. -№ 8. - С. 86 -106.

13. Богер И.Б., Богер Т.Н. Сравнительный технико-экономический анализ как основа программно-целевого прогнозирования развития региональной торговли // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1(49). - С. 189-193.

14. Богер И.Б., Богер Т.Н. Механизм госрегулирования регионального продовольственного рынка // Российское предпринимательство. -2012. - № 7. - С. 145-150.

15. Богер И.Б., Богер Т.Н. Региональные неравенства как основа формирования экономической и социальной политики государства // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2013. - № 2(5).

16. Бородина Ю.Б., Федосова Т.С. Теоретические аспекты экономического роста Российской Федерации: понятие, факторы, модели // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 6 (35). - С. 19-25.

17. Николаева Н.Ю., Васильева Н. С. Распределение капитала в системе бизнеса: методические аспекты // Интеграл. - 2008. - №4(42).

18. Дементьева Н.М., Дементьев Д.В. Бюджетная стратегия на субфедеральном уровне // Финансы и кредит. - 2014. - № 36.

19. Третьякова О.В., Киселева А.В. К вопросу об эффективности системы здравоохранения / Вызовы современного мира: сборник докладов Международной научно-практической конференции (24-25 сентября 2013г.). - Новосибирск: НГУЭУ, 2013. - С.566-570.

20. КояваЛ.В., ПриказчикА.И., Некрасова Э.С. Факторы выбора инструментов финансирования сделок слияний и поглощений / Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции, 19 февраля 2014 г. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С.228-233.

21. Некрасова Э.С., Коява Л.В. Основные этапы становления и развития системы квалификационных требований для специалистов в области налогового консультирования в России / Перспективы развития теории и практики бухгалтерского учета в инновационной экономике: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2013. - с. 386-389.

22. УлановаН.К., НекрасоваЭ.С., КояваЛ.В. Сравнительный анализ систем налогообложения использования природных ресурсов в России и зарубежных странах / ИНТЕРЭКСПО ГЕО-Сибирь-2012: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (том 2). - Новосибирск: СГГА, 2012. - С. 101-106.

23. Куликов С.В., Бронникова Ю.В. Инвестиционная политика страховщика на рынке капиталов / Страховой рынок РФ в условиях вступления в ВТО: состояние и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2012.

24. Лукьянова З.А., Гоманова Т.К. Особенности оценки потенциала кредитного рынка: региональный аспект // Финансы и кредит. - 2013. -№35.

25. Немцева Ю.В. Теоретико-методологические проблемы страхового андеррайтинга / Экономика и управление: инновационные пути развития: материалы международной научно-практической конференции (часть 2). - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. - С.162-171.

26. Рерих Л.М. Слияния и поглощения как инструмент создания и роста стоимости бизнеса // Вестник НГУЭУ. - №1. -2012. - С.207-219.

27. Савельева М.Ю., Савельева Ю.В. Проблемы и направления совершенствования системы межбюджетных отношений в РФ / Вызовы современного мира: сборник докладов Международной научно-практической конференции (24-25 сентября 2013г.). - Новосибирск: НГУЭУ, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.