Научная статья на тему 'Менталитет в системе общественных отношений'

Менталитет в системе общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3613
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ОБЩЕСТВО / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / MENTALITY / SOCIETY / WORLD OUTLOOK / SOCIAL EXPERIENCE / SPIRITUAL CULTURE / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Макеева Е. А.

Статья посвящена роли менталитета в развитии общественной жизни, социального поведения человека. Особое внимание в статье уделено анализу влияния менталитета на систему ценностных представлений, образ жизни, характер мышления личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the role of the world outlook in the development of the social life, personal social behavior. Special attention is paid to the analysis of world outlook influence on the value ideas system, lifestyle, the way of thinking of a person and a society.

Текст научной работы на тему «Менталитет в системе общественных отношений»

Е. А. Макеева

МЕНТАЛИТЕТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: менталитет, общество, мировоззрение, социальный опыт, духовная культура, традиции.

Статья посвящена роли менталитета в развитии общественной жизни, социального поведения человека. Особое внимание в статье уделено анализу влияния менталитета на систему ценностных представлений, образ жизни, характер мышления личности и общества.

Key words: mentality, society, world outlook, social experience, spiritual culture, traditions.

The article is devoted to the role of the world outlook in the development of the social life, personal social behavior. Special attention is paid to the analysis of world outlook influence on the value ideas system, lifestyle, the way of thinking of a person and a society.

Каждое общество для успешного развития должно стремиться формировать подрастающие поколения сообразно культуре народа и его менталитету. Пренебрежительное отношение к социальному наследию будет приводить к нарушениям в развитии общества.

Менталитет - это сформировавшийся на базе социального и духовного опыта предыдущих поколений устойчивый комплекс

основополагающих представлений и проявлений субъектов социума, ориентирующий и во многом детерминирующий общественное и индивидуальное сознание и поведение. Менталитет представляет собой систему элементов духовной жизни индивида или социальной группы, включает способ мышления, мировоззренческие установки, предрасположенность к восприятию,

умонастроениям. Этот комплекс предопределяет стереотипы поведения, деятельности, образ жизни общности, индивидов. Природа менталитета -двуединая, включающая и духовно-

психологический, и социальный компоненты. Такая трактовка понятия «менталитет» позволяет выделить наиболее существенные аспекты структуры менталитета: духовное бытие,

общественное и индивидуальное сознание, традиции, материальную и духовную культуру, идентичность, архетип.

Социальная роль менталитета

распространяется на макро и микросреду и создает конкретную направленность жизнедеятельности. Это процесс создания условий для творческого приспособления личности к социальной среде и в то же время - средство формирования сущностных сил социума. Таким образом, можно отметить, что менталитет является критериальной основой личностного самосознания, выступает как явление, в основе которого лежит сознание, отражает потенциальную предрасположенность к тому или иному мировосприятию или мировоззрению, характеризует поступки, поведение людей в обществе. Человек, прежде всего, существо сознательное. Наличие сознательного в менталитете позволяет определить его как действующее, активное начало: это некий стимулятор,

определяющий поведение человека, его отношение к окружающему миру, но и подразумевающий

деятельное восприятие человеком собственного места и роли в окружающем мире, обществе. Анализ подтверждает, что в рамках каждой культуры складывается и закрепляется национальная система социального опыта, напрямую связанная с доминирующими в обществе материальными и духовными ценностями, которые во многом влияют на выбор перспектив развития личности и социума. Исходя из этого, мы можем вести речь о разных образах жизни, типах и характерах мышления представителей разных народов. Это показывают современные исследования, отмечающие, что даже близкие по языку народы иногда отличаются друг от друга типом мышления. На их основе делается вывод о том, что характер мышления зависит от культурных традиций, а значит, и менталитета.

Российское общество в современный период переживает сложный, но весьма ответственный для будущего развития процесс идеологического оформления мировоззренческих концепций, долженствующих определить в самое ближайшее время направление и стратегию реформирования, обозначить конкретные цели и задачи социального обустройства. Менталитет охватывает все сферы существования народа и государства. Он своим регулирующим воздействием обеспечивает стабильность в обществе, его устойчивость. В силу объективных причин менталитет взаимодействует с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит социуму, который детерминирует содержание менталитета, оказывает воздействие на его развитие. Поэтому менталитет соответствует определенному уровню духовного, экономического, культурного, политического развития данного общества и изменяется вместе с ним. В то же время менталитет вбирает в себя все социально ценное, связанное с обычаями, господствующими в обществе, моралью, религией, и одновременно впитывает достижения мировой культуры и цивилизации. В результате менталитет приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него. С помощью менталитета в обществе обеспечивается идентификация. Словом, менталитет служит своеобразной скрепой, удерживающей общество от саморазрушения. Он

несет в социальную сферу информацию, необходимую для развития сознания, мышления человека. Вместе с тем, играя главенствующую роль в процессах модернизации, менталитет вытесняет из общества чуждые ему отношения и привычки. Тем самым он выполняет важную функцию объединения людей.

Копирование социальных моделей экономически развитых стран не привело к ожидаемым результатам, поскольку не нашло соответствующего отклика в народном менталитете, причем во всех слоях общества. Совершенно очевидно, что относительно недавно вошедшее в научный обиход понятие ментальности характеризует глубинные черты этносов, вырабатываемые в них столетиями исторического развития и лежащие больше в области психологодуховной, определяющей материальные формы существования различных обществ. И наряду с общечеловеческими ценностями, свойственными всем народам, существуют ценности

этнонациональные, во многом определяющие образ жизни их обладателей. В процессе социализации каждый индивидуум этноса впитывает идеи своих предков, и не учитывать их при формировании стратегии развития общества, значит допускать преступную небрежность, которая может иметь самые печальные и непредсказуемые последствия. Поэтому, прежде чем приступить к дальнейшим преобразованиям, российским реформаторам

следует выяснить, что гармонирует с

экономическими, политическими, духовнонравственными, бытийно-материальными идеалами нашего народа? Российская научная мысль имеет богатейший опыт в области социального конструирования, опирающийся на сущностные этнонациональные традиции, и в связи с этим скрупулезный анализ отечественных социальных теорий и дальнейшее синтезирование основанной на них современной идеологии приобретает основополагающее значение в экономической,

политической, культурной жизни страны.

Коллизии духовного и культурного

развития современного общества, сложности в процессах гармонизации национальных отношений и построения гражданского общества высветили масштабы одной из насущнейших задач современного социума - формирования общей ценностной парадигмы XXI века. Современный этап развития нашего общества настоятельно требует новых подходов к анализу путей общественного прогресса, обретению новых знаний, изучению причин изменения самой картины социальной жизни, её интерпретации и проектирования. Речь идет о насущной необходимости создания и упрочения социально-духовных основ нашего общества. Остроту этой проблемы признают и ощущают все слои нашего общества. Она обусловлена наличием типичных для современной действительности противоречий, которые на методологическом уровне проявляются в разрыве между необходимостью для новых поколений социализировать себя в жизнедеятельности и

историческом движении адекватным эпохе менталитетом и неспособностью системы социализации создать условия для достижения этого. А на уровне содержательном - между социальной традицией, формирующей менталитет, способствующей развитию и формированию личности в рамках собственного специфического социокультурного типа, и содержанием

современных реалий, новых форм общения и коммуникации.

Менталитет является способом закрепления и передачи наиболее значимых элементов социального опыта. Этот опыт, включая системные связи между признаками внутри него, образует код культуры, который фиксируется в знаках, символах соответствующей культуры, выражается в языке и характеризуется определенной стабильностью, образуя коммуникативные стереотипы. Внутри опыта выделяются «культурные аксиомы» или ценностные установки, признающиеся

естественными и единственно правильными. Менталитет обусловливает предрасположенность личности и общества и выступает основой их образа жизни. В зависимости от менталитета находится образ чувствования и восприятия мира, система мышления, всевозможные предпочтения, ценности. Пренебрежительное отношение к социальному опыту, наследию, приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере ценных достижений человечества. Таким образом, менталитет выражает общезначимое содержание социокультурного опыта и обеспечивает механизм его воспроизведения и изменения в эволюции общества.

Ценности выступают в обществе в роли своеобразной психологической защиты,

обеспечивающей определенный уровень

предсказуемости и контроля над ситуацией. Неслучайно сегодня философы говорят о том, что кризис культуры в обществе становится фактором угрозы национальной безопасности страны. В современной культуре меняются образ мира и место человека в нем, идет отказ от многих привычных стереотипов. Старые конфликты поколений ушли в прошлое. Нарушился привычный механизм трансляции культурных ценностей. Проблема сегодняшнего дня заключается в том, что старшее поколение в современной России, призванное транслировать культурно значимые ценности молодым, само оказалось в сложной ситуации переосмысления ценностей. Это вызвало определенную растерянность. Они не спешат

предавать новому поколению те ценности, которые получили из прошлого. Современная молодежь оказалась в довольно сложной ситуации. Обществу не может быть безразлично, какая система ценностей формируется в сознании современных молодых людей.

Системы убеждений на массовом уровне изменяются таким образом, что характер этих изменений имеет значительные экономические и социальные последствия. Связь между ценностями, экономикой и политикой является взаимной.

Нравственность, общественное сознание, которое отражает сложившуюся в обществе шкалу ценностей, определяют бытие в не меньшей степени, чем экономика и политика.

Судьба нашей страны, роль России в формировании нового порядка в нынешнем глобальном мире для нашего народа - одна из животрепещущих проблем. О ней ведутся острые дискуссии и во властных структурах, и в среде политологов, публицистов, в СМИ. В плане геополитики россияне - народ, смысл и цель которого - освоение огромного пространства и его охрана от постоянных посягательств извне, со стороны ближних и дальних соседей. Поэтому стратегия российского государства в обозримой перспективе будет состоять в стремлении сохранить сильное государство, которое берет на себя функции защиты материальных, территориальных интересов, основанных на традициях соборности и общинности. Соборность и общинность в данном случае выступают как тип ментальности, противопоставленный рациональному

индивидуализму, индивидуальной

конкурентоспособности, свойственных

большинству европейских стран. Вхождение России в общецивилизационый поток развития важно для России, но не меньшей ценностью при этом будет оставаться сохранение идентичности, своего менталитета и независимости.

Основой души и характера нашего народа, ценностным ядром российского менталитета является духовность. Следовательно, и перспективы последующего развития должны соответствовать ему, то есть, обеспечивая всесторонний прогресс, вместе с тем - основываться на воссоздании традиционных духовно-нравственных ценностей.

Духовность, духовная жизнь определяются не просто в качестве особой сферы мира явлений, область субъективного, а как некий особый мир, своеобразная реальность, глубинным образом связанная с космическим бытием. Спектр духовности в российской ментальности варьируется от самых простых чувственных переживаний до обоснования необходимости сущности и понимания русской идеи. Духовность коррелируется с основной

характеристикой человеческого бытия в российской ментальности.

Доминирующей в таком аспекте предстает религиозно-идеалистическая трактовка духа и духовной жизни человека, когда одним из источников духовности выступает феномен народной святости, подчеркивающий непреходящее значение исконных духовно-нравственных идеалов, что особенно злободневно для современности. Духовность в российском менталитете и в ментальности российского человека связана с целостностью, полнотой бытия, она не может быть сведена к какому-либо частному его компоненту. Духовность характеризует человеческое бытие как экзистенциальное, «конструирует» его в этом

качестве. Таким образом, духовность - это автономная, нередуцируемая область

индивидуальной и социальной жизни человека, некий центр личности.

В наши дни в сознании людей, в том числе подрастающего поколения, доминирующими оказываются прозападные ценности,

противопоставляющиеся отечественной традиции. Исходя из этого, в формировании менталитета личности необходимо сконцентрировать внимание на духовности, сделать её основой развития личности. Одним из факторов, порождающих снижение уровня духовности, является диспропорция в развитии потребностей и интересов. Рост духовного неблагополучия способствует ухудшению взаимопонимания между людьми. Таким образом, духовность - это одно из понятий, позволяющих обрести и сформировать новый социальный идеал. Поэтому современное российское образование и воспитание должны быть ориентированы на духовность как интегрирующую основу качеств человека.

Литература

1. А.Н. Ершов, А.П. Кулапин, Вестник Казанского технологического университета, №2, 118-121 (2012).

2. Л.Ш. Юзмухаметова, Вестник Казанского технологического университета, №1, 266-279, (2011).

© Е. А. Макеева - канд. ист. наук, доц. каф. истории и философии Пензенского госуд. университета архитектуры и строительства, elenamea82@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.