Научная статья на тему 'Менеджмент знаний в системе формирования человеческого капитала'

Менеджмент знаний в системе формирования человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / MANAGEMENT / INNOVATION / EDUCATION / INTELLECTUAL CAPITAL / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухов Александр Львович

В статье рассматриваются вопросы теории менеджмента знаний как основы формирования человеческого капитала. В ней изложены концептуальные аспекты управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KNOWLEDGE MANAGEMENT IN SYSTEM OF FORMATION OF THE HUMAN CAPITAL

The possibility of improving the theory of the knowledge management as bases of formation of the human capital. The article are presented conceptual aspects of the knowledge management.

Текст научной работы на тему «Менеджмент знаний в системе формирования человеческого капитала»

УДК 378.4:303.722,

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

А.Л. Пастухов1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

В статье рассматриваются вопросы теории менеджмента знаний как основы формирования человеческого капитала. В ней изложены концептуальные аспекты управления знаниями.

Ключевые слова: менеджмент, инновации, образование, интеллектуальный капитал, управление знаниями.

THE KNOWLEDGE MANAGEMENT IN SYSTEM OF FORMATION OF THE HUMAN CAPITAL

A. L. Pastukhov

Sankt Petersburg State University of Economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, Sadovaya, 21 The possibility of improving the theory of the knowledge management as bases of formation of the human capital. The article are presented conceptual aspects of the knowledge management.

Keywords: management, innovation, education, intellectual capital, knowledge management.

В настоящее время в результате смены технологического уклада и процессов глобализации основой национального богатства и основным фактором развития экономики становятся знания. Именно они во многом определяют конкурентоспособность организаций, регионов и стран, выступают ключевым ресурсом социального и экономического развития. Способность управления знаниями с достижением их максимального приумножения и эффективного использования становится доминантой обеспечения устойчивого социального будущего. Информационные технологии, обеспечивающие структуризацию, сохранение и передачу знаний, а также создание баз знаний, начинают играть ведущую роль в современном обществе, уровень развития которого в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации, плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий [1].

Согласно концепции менеджмента знаний, для эффективной работы любой организации нужны три компонента: сотрудники, технологии, производственные процессы. В настоящее время в организациях управление знаниями реализуется в двух направлениях:

- повышение эффективности работы персонала за счет более полного и качественного

использования их интеллекта и опыта (знаний), то есть человеческого капитала;

- приумножение знаний, через процесс создания нового знания и обучения персонала, то есть процесса увеличения интеллектуального капитала [2].

При этом, менеджмент знаний должен базироваться на четырех принципах:

1. фундамент управления знанием состоит из того, как создается знание, как оно используется при решении проблем и принятии решений, как оно проявляется познавательно в технологиях и процедурах;

2) необходимость постоянного исследования знания;

3) необходимость оценки знания для каждого бизнеса до начала, в процессе и после окончания;

4) активное управление знанием на всем жизненном цикле организации, на всех стадиях жизненного цикла товара и инноваций [1].

Эти принципы обеспечивают приращение и синергию человеческого капитала на основе менеджмента знаний.

В настоящее время основоположник концепции менеджмента знаний Карл Вииг выделяет три основных направления, по которым развивается теория и практика управления знаниями на Западе, позволяющая увеличивать человеческий капитал:

1Пастухов Александр Львович - кандидат философских наук, доцент, кафедры Менеджмент таможенного и страхового сервиса СПбГЭУ, тел.: +7(911) 188 49 42, e-mail: alpast@yandex.ru.

Статья подготовлена в рамках реализации проекта 2.2.5 «Проведение научных исследований в сфере потребительских, таможенных и криминалистических услуг населению в рамках научно-образовательного центра «Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы» Программы стратегического развития ФГБОУВПО «СПбГЭУ» на 2014+2016 годы

Менеджмент знаний в системе формирования человеческого капитала

- IT - доминирующий подход, рассматривающий управление знаниями, прежде всего как управление информационными потоками, создание информационных систем, обеспечивающих повышение скорости, качества и эффективности сбора, хранения, обработки, распределения информационных потоков и передачи информации;

- организационные подходы к обучению и обмену информацией, в том числе обмен опытом и знаниями на предприятиях и в рамках сообществ практики, а также информатизация образования и создание открытых университетов, смарт-кампусов, использование вебинаров в корпоративном обучении;

- создание и развитие интеллектуального капитала, включающее в себя разработку и патентование новых знаний, формирование нематериальных активов организаций [2].

Мы предполагаем, что в контексте развития человеческого капитала следует обращать внимание, прежде всего, не на внешние элементы системы управления знаниями и формами управления знаниями, а на качество мышления при проектировании системы управления знаниями, способность к рассмотрению организационных, интеллектуальных задач с точки зрения целей и перспектив развития общества.

Следует отметить, что в конце XX - начале XXI века в научной среде и сообществе менеджеров сформировалась определенная система представлений об управлении знаниями и роли знаний в формировании человеческого капитала, а также роли культуры, включая корпоративный климат как институциональной среде развития знаний и увеличения человеческого капитала.

Так в европейском руководстве по практике управления знаниями (англ. European Guide to good Practice in Knowledge Management), одна из частей посвящена формированию корпоративной культуры на основе управления знаниями, а знание определяется как комбинация данных и информации, которой добавленное мнение эксперта, навыки и опыт, для роста человеческого потенциала, который может использоваться, чтобы помочь принятию решения.

Соответственно, менеджмент знаний рассматривается как управление действиями и процессами для того, чтобы усилить знание к увеличению конкурентоспособности организации, посредством лучшего использования и создания отдельных и коллективных ресурсов знаний [3].

Марк В. МакЕлрой в своей работе, посвященной пониманию нового управления знаниями рассматривает управление знаниями как управление процессами, связанными со знанием или управление процессами, связанными с рабо-

той со знанием. При этом он выделяет два подхода к рассмотрению управления знаниями как социокультурного явления:

1. Подход первого поколения управления знаниями исходит из априорного положения, что знания, являющиеся ценными с точки зрения развития организации, уже имеются и они должны быть зафиксированы для последующего распространения внутри организации. В соответствии с этой системой взглядов деятельность по управлению знаниями может быть осуществима после получения и фиксации определенного знания как человеческого капитала. Таким образом, целью управления знаниями, в рамках этого подхода, является только его обработка и использование в практической деятельности организации.

2. Подход второго поколения управления знаниями) рассматривают знания как результат непрерывного процесса по их производству, в том числе в процессе обработки информации (knowledge processing) [4; 5].

Опрос, проведенный среди 200 крупных фирм показал, что 80 % из них уделяют повышенное внимание инициативам персонала и распространению знаний. В секторе высоких технологий и консалтинговой деятельности знания рассматриваются как важнейший экономический ресурс организаций.

Систематический обмен знаниями становится все более развитым во всем мире, в том числе в форме сообществ практики, конференций, выставок, коллективного принятия решений. Исследования показывают, что от системы управления знаниями менеджмент организаций ожидает повышения производительности труда, эффективности принятия управленческих решений, улучшения обслуживания клиентов и инноваций. Однако, несмотря на выявленное, в результате исследования, наличие элементов и системы управления знаниями в организациях, показатели ожидаемого результата от управления знаниями, с точки зрения менеджмента этих организаций, сходны с показателями измерения результатов управления информацией, что можно в итоге соотнести с понятием человеческого ресурса [6].

Следует отметить, что управление информацией во многом связано с планированием мероприятий, необходимых для управления информацией (определение потребности в информации, сбор информации, ее фиксация, структурирование, хранение, распределение, передача или распространение) с этапами планирования, организации, координации и контроля этих подпроцессов, а также управлением информационными технологиями. Важной подсистемой управления знаниями является управление людьми (персоналом организации), их личными качествами, способностями, компетенциями. Важными этапами управления знаниями являются выявление, приобретение (обновление) или создание

А.Л. Пастухов

новых знаний (в том числе на основе анализа имеющихся знаний), обмен знаниями.

Также следует отметить, что в национальной системе формирования человеческого капитала именно образование является важным системообразующим компонентом и менеджмент знаний в этом контексте может быть отражен через инновации в образовании, включающих в себя несколько элементов.

Во-первых, это систематизация учебного процесса, внедрение системы менеджмента качества, формирование единого информационного учебно-методического пространства и единой системы автоматизированного управления информационными процессами в учебных заведениях. [7, с.59]

Во-вторых, это дистанционное обучение, краткосрочные курсы, смешанные формы обучения, такие как очно-заочное обучение, система «колледж-вуз-предприятие-вуз».

В-третьих, это использование современных электронных и дистанционных технологий в обучении: создание электронных библиотек и баз данных со свободным дистанционным доступом студентов и преподавателей, активный дистанционный обмен учебной информацией между преподавателями и студентами, систематическое ежегодное обновление лабораторной и учебно-методической базы, внедрение современного оборудования программного обеспечения [8].

В-четвертых это повышение уровня коммуникации между факультетами и кафедрами, а также предприятими реального сектора экономики, создание постоянно действующих информационных площадок для обмена опытом, методологическими знаниями между преподавателями разных вузов и специалистами предприятий в масштабах страны или региона, таких как постоянно действующий российско-белорусский круглый стол «Механизмы повышения компетенций персонала».

В-пятых это приоритетность в образовании студентов развития конструктивного мышления, обучение технологиям сбора, анализа, обработки, структуризации и использования знаний, технологиям генерирования знаний, технологиям выбора методов и средств решения учебных профессиональных задач. [9, с.78]

Вызвана эта необходимость многими факторами и прежде всего - развитием информационных технологий и информатизацией системы образования. Появление компьютерных и других технологий привело к резкому увеличению потока информации, к изменению методов ее преобразования, осознания и использования, усложнению промышленных технологий, усилению динамической изменчивости экономических реалий. Это заставляет внедрять новые образовательные программы, бо-

лее ориентированные на личность обучающегося, его будущие личностные и профессиональные компетенции.

В настоящее время необходимо передавать студентам не только теоретические знания, но и формировать практические профессиональные навыки, концептуальное мышление, необходимые компетенции, в том числе с привлечением студентов к работе на предприятиях региона и реализации региональных проектов в процессе обучения для максимально быстрой профессиональной адаптации выпускников учебных заведений.

Это возможно, в первую очередь при интеграции образовательных учреждений, науки и предприятий. Формами интеграции науки, образования и организаций реального сектора экономики являются:

- совместная разработка учебных планов и учебных программ образовательных учреждений высшего профессионального образования, соответствующие государственным стандартам;

- участие специалистов-практиков в проведении занятий в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в составе профессорско-преподавательского состава по дисциплинам профессионального цикла и специализациям;

- формирование базы практик на основе постоянных договоров с организациями реального сектора экономики, научными учреждениями;

- создание баз прикладных заданий для практической работы студентам учреждений высшего профессионального образования с последующим внедрением их результатов в деятельности организаций;

- коммерциализация научных разработок, создаваемых в образовательных учреждениях;

- создание научно-образовательных центров учреждений высшего профессионального образования и малых инновационных предприятий для развития предпринимательских способностей студентов и реализации интеллектуального потенциала научно-педагогических работников;

- участие сотрудников научных и коммерческих организаций в работе государственных аттестационных комиссий образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Таким образом, в контексте человеческого капитала система высшего образования является важнейшим социальным институтом менеджмента знаний, аккумулирующая человеческий капитал, позволяя его использовать в трудовой деятельности.

Литература

1. Пастухов, А.Л. Проблемы и перспективы развития системы управления знаниями в университетском комплексе / А.Л. Пастухов // Журнал правовых и экономических исследований. № 3, Гатчина: АОУ ВПО ГИЭФПиТ - 2010.- С.78-81

2. The knowledge: Karl Wiig [эл.ресурс] /Inside knowledgeZ/Режим доступа: http://www.ikmagazine.eom/xq/asp/sid.0/ articleid.FD0C4391-F53F-4F27-8B45-4CE89C7EEC7D/eTitle. The_ knowledge_Karl_Wiig/qx/display.htm (Дата обращения 12.06.2010).

3. European Guide to good Practice in Knowledge Management [эл.ресурс] / CEN WORKSHOP AGREEMENT 2004 //Режим доступа: ftp://ftp.cenorm.be/PUBLIC/CWAs/e-Europe/KM/CWA 14924-01 -2004-Mar.pdf (Дата обращения 12.06.2010).

4. Пастухов, А.Л. Управление знаниями: монография / А.Л.Пастухов - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 163 с.

5. Understanding 'The New Knowledge Management By Mark W. McElroy [эл.ресурс] /Режим доступа: http://www.macroinnovation. com/images/

Understanding_ New_KM.pdf (Дата обращения 12.06.2010).

6. Пастухов, А.Л. Формирование синергии человеческого капитала в условиях современной экономики/ А.Л. Пастухов, В.В., Угольников, О.Д. Угольникова.- СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 130 с.

7. Пастухов, А.Л. Интеграция экологических знаний в учебном процессе (обществознание, культурология, история) / А.Л. Пастухов // Основной ресурс, потенциал и перспективы развития экологического образования на Южном Урале: материалы областных слушаний, посвященных вопросам экологического образования Челябинской области. Челябинск, Цицеро, 2007.- С. 59-60

8. Береснева О.А. Концепция развития инновационного образования Новосибирской области [электронный ресурс]// Сайт управления департамента образования Новосибирской области. URL://

http://www.websib.ru/develop/page.php?article=87. - 1с. (Дата обращения 12.06.2015).

9. Lachman, R. Cognitive psychology and human information processing. // Lachman, R., Lachman, J. L., & Butterfield, E. С Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum., 1979.- P78.

УДК 368.1

СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

И.В. Стоноженко1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ), 191023,

Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Статья посвящена проблемам становления страховых отношений в сфере малого предпринимательства. Подчеркивается необходимость разработки государственных программ поддержки малого предпринимательства, включающих софинансирование платежей в страховые компании.

Ключевые слова: малый бизнес, риски, страхование, неформальная занятость, тарифы, патентной системы налогообложения

INSURANCE PROTECTION OF SMALL BUSINESSES

I.V. Stonozhenko

Sankt Petersburg State University of Economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, Sadovaya, 21

The article is devoted to the problems of formation of insurance relations in the sphere of small business. It emphasizes the need for government programs to support small businesses, including co-financing payments to insurance companies.

Keywords: small business, risks, insurance, informal employment rates, the patent system of taxation

Малое предпринимательство является и гибко реагируя на изменения рыночной

неотъемлемой частью любой хозяйствующей конъюнктуры.

системы. Социально-экономическая значи- Однако в России вклад малого бизнеса в

мость малых предприятий определяется воз- общие экономические показатели страны зна-

можностью вовлечения большой группы насе- чительно ниже чем в большинстве развитых и

ления в предпринимательскую деятельность развивающихся стран. По данным Министерст-

при сравнительно малом стартовом капитале. ва экономического развития РФ в целом по

Предприятия малого бизнеса, специализируясь стране на малые и средние компании приходит-

на определенном сегменте товаров и услуг, ся только 5-6% от общего объема основных

взаимодействуют непосредственно с их потре- средств и 6-7% от объема инвестиций в основ-

бителями, учитывая существующие новшества ной капитал.

1Стоноженко Инна Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры страхования и управления рисками СПБГЭУ, тел. 8(812) 310 40 55, e-mail: princesstower@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.