Научная статья на тему 'Механизм, метод и способы правового регулирования в сфере энергетики'

Механизм, метод и способы правового регулирования в сфере энергетики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1704
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭНЕРГЕТИКА / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кольченко Александр Иванович

Цель: Рассмотреть механизм, метод и способы правового регулирования электроэнергетики как одной из отраслей экономики на современном этапе. Выводы: Рассмотрены аспекты управления энергетикой со стороны государства и механизмов рыночного саморегулирования, что позволило автору сделать вывод о том, что регулирование деятельности субъектов энергетического рынка является специальным видом государственного регулирования экономики. Оригинальность: Автором отмечена особенность системы правового регулирования, подтверждающая комплексный характер норм, регламентирующих сферу энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM, THE METHOD AND MEANS OF LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF POWER INDUSTRY

Purpose: To examine the mechanism, a method and ways of legal regulation of power industry as one of economy branches at the present stage are considered. Findings: Aspects of management are considered by power from the state and mechanisms of market self-regulation that allowed the author to draw a conclusion that regulation of activity of subjects of the energy market is a special type of state regulation of economy. Originality: The author noted feature of system of the legal regulation, confirming complex nature of the norms regulating the sphere energy drinks.

Текст научной работы на тему «Механизм, метод и способы правового регулирования в сфере энергетики»

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

10.7. МЕХАНИЗМ, МЕТОД И СПОСОБЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Кольченко Александр Иванович. Должность: преподаватель кафедры правовых дисциплин. Место работы: ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», филиал в г. Озерске. E-mail: kai40@mail.ru

Аннотация:

Цель: Рассмотреть механизм, метод и способы правового регулирования электроэнергетики как одной из отраслей экономики на современном этапе.

Выводы: Рассмотрены аспекты управления энергетикой со стороны государства и механизмов рыночного саморегулирования, что позволило автору сделать вывод о том, что регулирование деятельности субъектов энергетического рынка является специальным видом государственного регулирования экономики.

Оригинальность: Автором отмечена особенность системы правового регулирования, подтверждающая комплексный характер норм, регламентирующих сферу энергетики.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, энергетика, электроэнергетика, государственный контроль.

MECHANISM, THE METHOD AND MEANS OF LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF POWER INDUSTRY

Kolchenko Alexander Ivanovich. Position: lecturer at legal disciplines chair. Place of employment: Federal state educational institution «the South-Urals state University», branch in Ozersk. E-mail: kai40@mail.ru

Annotation:

Purpose: To examine the mechanism, a method and ways of legal regulation of power industry as one of economy branches at the present stage are considered.

Findings: Aspects of management are considered by power from the state and mechanisms of market selfregulation that allowed the author to draw a conclusion that regulation of activity of subjects of the energy market is a special type of state regulation of economy.

Originality: The author noted feature of system of the legal regulation, confirming complex nature of the norms regulating the sphere energy drinks.

Keywords: administrative - legal regulation, power industry, power industry electricity, state control.

Переходное состояние экономики России выявило множество противоречий и проблем, среди которых можно отметить и поиск оптимальных форм административно-правового регулирования энергетического рынка. Формирующиеся рыночные отношения потребовали от институтов власти изменения структуры хозяйственных связей в данной сфере, относящейся к естественно - монопольным отраслям. Данное обстоятельство вызвало необходимость более детальной оценки методов административно-правового регулирования энергетического рынка, а также разработки и внедрения ранее не применявшихся административно-правовых методов в экономической практике России.

Стремление перевести всю структуру экономики на чисто рыночные механизмы без учета специфики национальной экономики и особой роли ряда отраслей,

обеспечивающих национальную энергетическую безопасность, национальные экономические и внешнеполитические интересы страны, чревато дестабилизацией экономики, разрывом единого экономического пространства страны, ослаблением позиций в мировой экономике и политике. В связи с этим большое значение приобретают не только ценовые методы регулирования энергетического рынка, широко известные в экономической теории и практике, но и альтернативные им неценовые методы, способные в ряде случаев привести к более эффективным результатам, а также методы административно-правового регулирования.

Характер и вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования тех или иных отраслей права, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, то есть степень обязательности правовых предписаний [1, с.214-215].

Отрасли права характеризуются конкретными методами правового регулирования, в значительной мере производными от предмета регулирования [9, с.239].

К методам правового регулирования относятся императивный, диспозитивный; дозволение, обязывание, запрет; метод властного предписания и субординации; метод автономии и равенства сторон; поощрения; рекомендации, убеждение и принуждение; индивидуальный метод [7, с.354].

В зависимости от вида регулируемых отношений выделяют следующие общеметодологические характеристики правового регулирования: децентрализованное регулирование, применяемое в отношении субъектов гражданского общества в сфере отраслей частноправового характера; централизованное регулирование, характерное для отношений управления, например, между органом государства и подчиненным ему должностным лицом. При этом приоритетным является общесоциальный интерес, поэтому императивное регулирование используется в публично-правовых отраслях, таких как: конституционное, административное, уголовное право.

В свою очередь способы правового воздействия предполагают использование основных и дополнительных средств. К основным относят: дозволение, обязывание, запрет. К дополнительным же одни ученые (Бабаев В.К., Баранов В.М. [5, C.143]) причисляют поощрения и рекомендации, другие (Марченко М.Н., Русинов Р.К.[8, C.114]) называют меры принуждения, возложение юридической ответственности, предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения принуждения.

К характеристикам метода правового регулирования относятся такие элементы как характер общего юридического положения субъектов, характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений, характер юридических последствий [4, с.214], а также формы защиты субъективных прав.

Сочетания различных юридических средств и способов, с помощью которых осуществляется специфическое правовое регулирование определенной сферы общественных отношений в теории права обозначается термином «правовой режим». Само слово «режим» происходит от латинского «regimen» - управление (по фр.- Regime) и обозначает совокупность средств, мероприятий, норм для достижения какой-нибудь цели; условия деятельности и существования чего-либо. Правовые режимы включают правовые ограничения, запреты, дозволения и дополнительные обязывания в различных комбинациях, при доминирующей роли од-

262

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Кольченко А.И.

них и при вспомогательной роли других. Правовой режим - это, как правило, специфический вид правового регулирования, выраженный в своеобразном комплексе правовых обязываний и правовых ограничений. «Каждый правовой режим, - пишет С.С.Алексеев, -выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и обязываний, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности» [3, с.186].

В российском административном праве и управление, и режим обладают государственно-властной природой, являются способами влияния государства на процессы, протекающие в обществе, в частности, публично-правовые процессы. Но при этом управление является понятием более широким, поскольку государство использует правовые режимы как один из инструментов управления. Режимы же, как элементы управления, жестко устанавливаются либо санкционируются государством в исключительных случаях (режим чрезвычайного положения, режим военного положения, режим экологического бедствия и т.д.), в отношении отдельных территорий (режим заповедных территорий и объектов), в отношении объектов (режим оборота наркотических средств, режим обращения экологической информации, транзитный режим), в отношении субъектов (режим наибольшего благоприятствования, национальный режим).

Понятия «режим» и «управление» взаимозависимы. Применение правовых режимов напрямую зависит от задач, которые ставятся перед государством, законодателями, гражданами в данной конкретной сфере жизни общества в условиях тех или иных исторических обстоятельств. Характер задачи и ее сущностное содержание являются основополагающими при формировании правовых средств, при помощи которых она должна быть решена.

Современная административно-правовая наука накопила богатый опыт использования разнообразных методов, посредством которых осуществляется управление различными областями общественной жизни.

Рассмотрим методы административно-правового регулирования электроэнергетики как одной из отраслей экономики.

Современная правовая мысль дает самые разнообразные трактовки понятия «государственное регулирование экономики». Вместе с тем в научной литературе отсутствует общепринятое определение данного термина.

В экономической литературе принято подразделять государственное регулирование на три формы:

1) структурное регулирование, при котором компаниям предоставляется право либо накладывается обязательство участвовать в определенных видах деятельности;

2) регулирование поведения (ценовое регулирование), которое осуществляется посредством установления цен (прямое регулирование) либо через налоговую политику, субсидирование (косвенное регулирование);

3) регулирование через систему стандартов, которое применяется при решении вопросов социальной политики, безопасности, охраны окружающей среды [2, с.29].

Исследование процессов становления и развития законодательного регулирования энергетического рынка показало, что в зависимости от исторических, политических, технологических и других факторов,

степень государственного вмешательства неодинакова. Пределы регулирующего воздействия отраслей, имеющих социально-экономическое значение, зависят также от формы собственности субъектов рынка. По этому критерию выделяют три основные формы государственного регулирования: прямое регулирование цен; ограничение доходности; регулирование отношений собственности предприятий, действующих на энергетическом рынке [10, С.42]. Существуют и другие критерии, положенные в основу различных классификаций форм государственного регулирования.

Вместе с тем в связи с актуальностью государственного регулирования электроэнергетики, наиболее важным является административно-правовой аспект данной проблематики.

Административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая -управляемого (объект управления). Подобное регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения, а механизм административно-правового регулирования не является результатом взаимного (т.е. договорного) волеизъявления управляющих и управляемых [5, С.45].

По мнению Ю.А. Тихомирова административноправовое регулирование выступает как разновидность государственного регулирования и представляет собой механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования [8, с.359].

Таким образом, административно-правовое регулирование предполагает воздействие со стороны государства в лице специально уполномоченных органов исполнительной власти на определенные сферы экономики способами, методами, закрепленными в нормативных правовых актах. При этом административноправовое регулирование, являясь одной из форм государственного регулирования, обладает особенностями, которые характеризуют его формы и методы.

К формам административно-правового регулирования электроэнергетики относятся:

- формы государственной поддержки;

- административные режимы, связанные с обеспечением государственных состояний;

- императивные количественные и качественные нормативы;

- административно-функциональные режимы;

- введение государственной монополии;

- и др. [9, с.361].

Таким образом, установление специального административно-правового режима в отношении субъектов энергетического рынка может рассматриваться в качестве одной из форм административно-правового регулирования и разновидности государственного регулирования экономики в целом.

Существующие методы административно-правового воздействия, осуществляемые в форме лицензирования, сертификации, стандартизации, носят регулятивный характер и представляют собой ограничения на ведение определенных видов деятельности, а также систему требований, предъявляемых к качеству товаров (услуг) и безопасности функционирования производственных комплексов субъектов естественных монополий.

В отечественной науке административного права исследовано управление энергетическим сектором. Ана-

263

1 '2014

Пробелы в российском законодательстве

лиз показал, что проблеме административно-правовых режимов в отечественной науке административного права уделяется достаточно большое внимание. При этом в теории административного права наблюдается стремительная эволюция взглядов на само понятие «административный режим», наблюдается отказ от существовавшего длительное время узкого понимания административно-правового режима.

Таким образом, методы регулирования деятельности субъектов энергетического рынка представляют собой предусмотренные нормативно-правовыми актами способы установления и применения обязательных требований к хозяйственной деятельности и продукции субъектов энергетического рынка.

Можно выделить несколько признаков, присущих методам регулирования в рассматриваемой сфере отношений:

- их применение является обязательным условием функционирования субъектов естественных монополий;

- полномочиями по выбору методов и их реализации наделены специальные регулирующие органы;

- устанавливают особые условия для хозяйственной деятельности субъектов энергетического рынка и особые характеристики их продукции.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 2005.

2. Айзенберг Н.И. Теоретические основы регулирования естественных монополий. Препринт. Иркутск: Ин-т систем энергетики им. Л.А. Мелентьева, 2006. 29 с.

3. Алексеев С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве. М., 1989.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1996.

5. Козлов Ю.М. Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.

6. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

7. Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М., 2009.

8. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М.: 2005.

9. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2009. С.239.

10. Шуплецов А.Ф., Янков Ю.П. Естественные монополии в переходной экономике: особенности регулирования. Иркутск: Фед. агентство по образованию; Байкальский государственный ун-т экономики и права, 2006.

Literature list:

1. Alekseev S.S. Teorija prava. M., 2005.

2. Ajzenberg N.I. Teoreticheskie osnovy regulirovanija estestvennyh monopoly. Preprint. Irkutsk: In-t sistem jenergetiki im. L.A. Melent'eva, 2006. 29 s.

3. Alekseev S.S. Obshhie dozvolenija i zaprety v sovetskom prave. M., 1989.

4. Komarov S.A. Obshhaja teorija gosudarstva i prava. M., 1996.

5. Kozlov Ju.M. Ovsjanko D.M., Popov L.L. Administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. L.L. Popova. M.: Jurist#, 2005.

6. Syryh V.M. Teorija gosudarstva i prava. M., 1998.

7. Teorija gosudarstva i prava / Pod red. N.I.Matuzova i A.V.Mal'ko. M., 2009.

8. Tihomirov Ju.A. Administrativnoe pravo i process: Polnyj kurs. M.: 2005.

9. Cherdancev A.F. Teorija gosudarstva i prava. M., 2009. S.239.

10. Shuplecov A.F., Jankov Ju.P. Estestvennye

monopolii v perehodnoj jekonomike: osobennosti

regulirovanija. Irkutsk: Fed. agentstvo po obrazovaniju; Bajkal'skij gosudarstvennyj un-t jekonomiki i prava, 2006.

Рецензия

на статью преподавателя кафедры правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г. Озерске Коль-ченко А.И. на тему «Механизм, метод и способы правового регулирования в сфере энергетики»

Современные тенденции развития в сфере энергетики обнаруживают необходимость упреждающего развития законодательной и нормативной правовой основы. В свою очередь комплексная реализация нормативно-правовой базы в электроэнергетической отрасли России позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере энергетики, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для равного доступа продавцов и покупателей на рынок электроэнергии, осуществлять эффективное регулирование тарифов на передачу электроэнергии.

Совершенствование правового регулирования в сфере энергетики на современном этапе, а также способов антимонопольного контроля энергетических рынков (общероссийского и региональных), недопущение монополизации отдельных сегментов рынка позволят улучшить показатели эффективности энергетического сектора Российской Федерации. Актуальность поднятых в статье проблем с учетом их существенного практического значения очевидна.

Базовая посылка автора заключается в определении возможности исследования данной сферы правового регулирования. Анализ формирования правового регулирования в сфере энергетики на современном этапе, выделение механизмов, методов и способов правового регулирования в сфере электроэнергетики в условиях необходимости инфраструктурного развития в таком важном секторе экономики, как электроэнергетика, требуют всецелой поддержки и дальнейшего изучения.

Название статьи в полном объеме отражает ее содержание. Автор не стремится предложить решение всех существующих вопросов, а пытается сформулировать новую и интересную научную задачу для исследования.

Рецензируемая статья А.И. Кольченко отражает современные запросы науки энергетического права, имеет существенное значение для дальнейшего развития данной отрасли законодательства.

На основании изложенного, полагаю возможным рекомендовать статью к опубликованию.

Заведующий кафедрой конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор

О.В. Гречкина

264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.