Научная статья на тему 'Теоретические основы административно-правового регулирования и организации природоохранной деятельности в сфере энергетики'

Теоретические основы административно-правового регулирования и организации природоохранной деятельности в сфере энергетики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭНЕРГЕТИКА / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ГОСУ- ДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ADMINISTRATIVE-AND-LEGAL REGULATION / ENERGY / POWER / GOVERNMENT CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кольченко А. И.

В статье рассмотрены основы административно-правового регулирования в сфере энергетики на современном этапе, рассмотрены принципы административно-правового регулирования и организации природоохранной деятельности в сфере энергетики как одной из отраслей экономики. Рассмотрен вопрос управления энергетикой со стороны государства и механизмов рыночного саморегулирования. Регулирование деятельности субъектов энергетического рынка является специальным видом государственного регулирования экономики. Автором отмечена особенность системы правового регулирования, подтверждающая комплексный характер норм, регламентирующих сферу энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the bases of administrative-and-legal regulation in the energy sector at the present stage; principles of administrative-and-legal regulation and organization of environment protection activity in the energy sector as one of the economy sectors are considered. The problem of energy management by the state and mechanisms of market self-regulation are considered as well. Energy market regulation is seen as a special kind of state regulation of the economy. The author also notes the specific features of the legal regulation system confirming the complex nature of the rules governing the energy sector.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы административно-правового регулирования и организации природоохранной деятельности в сфере энергетики»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК 342.951+349.6

№ 3 (6) / 2015, с. 13-16

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

А. И. Кольченко

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация

В статье рассмотрены основы административно-правового регулирования в сфере энергетики на современном этапе, рассмотрены принципы административно-правового регулирования и организации природоохранной деятельности в сфере энергетики как одной из отраслей экономики. Рассмотрен вопрос управления энергетикой со стороны государства и механизмов рыночного саморегулирования. Регулирование деятельности субъектов энергетического рынка является специальным видом государственного регулирования экономики.

Автором отмечена особенность системы правового регулирования, подтверждающая комплексный характер норм, регламентирующих сферу энергетики.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, энергетика, электроэнергетика, государственный контроль.

THEORETICAL BASES OF ADMINISTRATIVE-AND-LEGAL REGULATION AND ORGANIZATION OF ENVIRONMENT PROTECTION ACTIVITY IN THE ENERGY SECTOR

A. Kolchenko

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

The article covers the bases of administrative-and-legal regulation in the energy sector at the present stage; principles of administrative-and-legal regulation and organization of environment protection activity in the

energy sector as one of the economy sectors are considered. The problem of energy management by the state and mechanisms of market self-regulation are considered as well. Energy market regulation is seen as a special kind of state regulation of the economy. The author also notes the specific features of the legal regulation system confirming the complex nature of the rules governing

the energy sector.

Keywords: administrative-and-legal regulation, energy, power, government control.

В настоящее время одной из основных государственных задач является обеспечение охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Целью энергетической политики России [6] является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Одним из главных приоритетов является развитие рыночной инфраструктуры энергетики (рыночные механизмы, институты открытой торговли энергоресурсами, инфраструктура их транспорта). Поддержка и стимулирование стратегических инициатив в энергетике являются основой для реализации крупных энергетических проектов в будущем.

Решение энергетических проблем в условиях рыночной экономики при ее модернизации и в процессе инновационного развития

А. И. КОЛЬЧЕНКО

13

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

невозможно без эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни (экологический аспект) и деятельности (экономический аспект) народов, проживающих на соответствующей территории. Обеспечить такую охрану может только Российское государство, используя методы и средства административного характера в сочетании с экономическими и другими мерами. Все это требует принципиально нового подхода к осуществлению государственной политики в области энергетического и экологического развития.

Очень важно при осуществлении государственной политики в области экологического и энергетического развития совершенствовать административно-правовое регулирование и организацию природоохранной деятельности предприятий, входящих в состав топливно-энергетического комплекса страны, как основных пользователей природных ресурсов и загрязнителей окружающей среды, от которых во многом зависит экологическое и социально-экономическое состояние в стране. Направленность и содержание административно-правового регулирования и природоохранной деятельности в сфере энергетики определяются его целями, задачами и основными принципами. Они вытекают из Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [1], Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [2], Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» [4], Экологической доктрины Российской Федерации [5], Основ государственной политики в области экологического развития РФ [3]. Цель административно-правового регулирования природоохранной деятельности в сфере энергетики - обеспечение конституционных и иных экологических прав граждан, закрепленных в Конституции РФ, законах и иных нормативных актах, конституционного права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

Более того, согласно Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации стратегической целью государственной политики

в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию одним из основных условий названо обеспечение прав и свобод граждан в области охраны окружающей среды и природопользования, что во многом зависит от деятельности предприятий. Следовательно, развитие энергетики не должно причинять ущерб правам и законным интересам будущих поколений. Рост загрязнения окружающей среды и истощение природных ресурсов ведут к дестабилизации биосферы, утрате ею целостности и биоразнообразия, разрушению экологических систем и снижению качества природной среды. Большое значение для совершенствования административно-правового регулирования и организации природоохранной деятельности в сфере энергетики имеет определение его задач, которые должны быть обусловлены основными задачами государственной политики в области экологического развития и их конкретизация.

В зависимости от содержания эти задачи можно разделить на несколько групп:

1) формирование эффективной системы управления, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, развитие экономического регулирования и рыночных инструментов, а также совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

2) обеспечение экологически ориентированного роста экономики, внедрения экологически эффективных инновационных технологий и экологически безопасного обращения с отходами, предотвращение и снижение негативного воздействия деятельности в сфере энергетики на окружающую среду;

3) сохранение природной среды, объектов животного и растительного мира, естественных экологических систем, их восстановление, совершенствование системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных

14

А. И. КОЛЬЧЕНКО

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

ситуаций природного и техногенного характера, изменений климата, научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды;

4) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания, а также обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении экологических вопросов.

Первой задачей совершенствования административно-правового и организационного обеспечения в сфере энергетики является осуществление структурной (отраслевой и пространственной) перестройки промышленного производства с точки зрения охраны окружающей среды.

Второй задачей совершенствования административно-правового регулирования и организации природоохранной деятельности в сфере энергетики выступает внедрение малоотходных и безотходных технологий, ресурсосберегающей техники. Не случайно Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию в числе основных задач называет введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Важная задача совершенствования административно-правового регулирования -обеспечение рационального использования природных ресурсов, поскольку окружающая среда становится частью процесса развития, а экологические факторы должны определять процесс природопользования для реализации не только экономических, но и экологических интересов. Так, в Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды в числе направлений деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития называется использование возобновимых природных ресурсов, не сопровождающееся их истощением. К сожалению, эколого-правовые требования и организационно-правовые меры до сих пор не охватывают полностью сферу природопользования, что приводит к истощению природных ресурсов и росту загрязнения окружающей среды в регионах.

Достижению поставленной цели и решению обусловленных задач предопределены основные принципы административно-правового регулирования и организации природоохранной деятельности в сфере энергетики, конкретизирующие с учетом своей

специфики основные принципы государственной политики в области экологического развития:

а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

б) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

в) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды, полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

г) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности, обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений о ведении экономической и иной деятельности; запрещение ее осуществления, если последствия воздействия непредсказуемы для окружающей среды, реализации проектов, которые могут привести к деградации экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов, иным негативным изменениям окружающей среды;

д) обеспечение соответствия экономической деятельности нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов;

е) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в реше-

А. И. КОЛЬЧЕНКО

15

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

нии задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. К сожалению, эти принципы лишь в общем виде сформулированы в Федераль-

ном законе «Об охране окружающей среды». В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в закон, и во исполнение закона - в акты природоохранного законодательства, что позволит повысить эффективность деятельности предприятий в сфере энергетики в области охраны окружающей среды.

Примечания

1. Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития : утв. Указом Президента РФ от 04 февраля 1994 г. № 236 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - № 6. - Ст. 436.

2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию : утв. Указом Президента РФ от 01 апреля 1996 г. № 440 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1572.

3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г. // Документ опубликован не был.

4. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

5. Экологическая доктрина Российской Федерации : утв. распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 36. - Ст. 3510.

6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 48. - С. 5836.

КОЛЬЧЕНКО Александр Иванович,

преподаватель кафедры правовых дисциплин, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), филиал в г. Озерске.

E-mail: kai40@mail.ru

KOLCHENKO Aleksander,

Lecturer, Chair of Legal Subjects, South Ural State University (NRU), Ozersk branch.

E-mail: kai40@mail.ru

16

А. И. КОЛЬЧЕНКО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.