Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование процесса позиционирования выпускников ТГУ имени Г. Р. Державина на региональном рынке труда'

Маркетинговое исследование процесса позиционирования выпускников ТГУ имени Г. Р. Державина на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ADAPTIVE POSITIONING / LABOR MARKET / COMPETITIVENESS / YOUNG EXPERT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапшина Ирина Михайловна, Лапшин Вячеслав Юрьевич, Гущин Геннадий Константинович

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с пониманием различных аспектов адаптивного позиционирования выпускников вуза в современных условиях. Определены факторы, влияющие на конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда региона. Проведена оценка приобретенного потенциала с точки зрения его востребованности, стоимости и соответствия собственным запросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH OF PROCESS OF POSITIONING OF GRADUATES OF

In this article the questions connected with understanding of various aspects of adaptive positioning of graduates of high school in modern conditions are considered. The factors influencing competitiveness of young experts at labor market of region are defined. The estimation of the got potential from the point of view of its demand, costs and conformity to own inquiries is spent.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование процесса позиционирования выпускников ТГУ имени Г. Р. Державина на региональном рынке труда»

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ТГУ ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

И. М. ЛАПШИНА, В. Ю. ЛАПШИН, Г. К. ГУЩИН

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с пониманием различных аспектов адаптивного позиционирования выпускников вуза в современных условиях. Определены факторы, влияющие на конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда региона. Проведена оценка приобретенного потенциала с точки зрения его востребованности, стоимости и соответствия собственным запросам.

Ключевые слова: адаптивное позиционирование, рынок труда, конкурентоспособность, молодой специалист.

В современных условиях после окончания вуза специалисты вынуждены преодолевать процесс вхождения в рыночную среду. На начальном этапе этого процесса происходит так называемое адаптивное позиционирование выпускников, включающее:

Во-первых, установление соответствия выбранной специальности запросам рынка труда. Происходит оценка приобретенного потенциала с точки зрения его востребованности, стоимости и соответствия собственным запросам. Как следствие, может произойти определенная корректировка, например, переподготовка или получение дополнительной специальности.

В ходе мониторинга было выявлено, что высокий процент выпускников собираются работать по специальности по таким направлениям как: дизайн (100 %); бухгалтерский учет, анализ и аудит (77 %); маркетинг (75 %); юриспруденция (68 %); искусство хореографа (67 %); экономическая теория (67 %); химия (65 %); прикладная математика и информатика (63 %); мировая экономика (60 %); финансы и кредит (59 %); журналистика (58 %); менеджмент организации (57 %) (рис. 1).

Менее 50 % выпускников желают работать по специальности по таким направлениям как: доку-ментоведение (41 %); психология (37 %); актерское искусство (36 %); музыкальное искусство эстрады (33 %) и т. д. (рис. 2).

Не собираются работать по специальности (ответили категорически нет на вопрос «Собираетесь ли вы работать по специальности?») наибольшее количество выпускников таких направлений как библиотечно-информационная деятельность, социология, музейное дело и ох-

рана памятников, филология (русский язык и литература).

В ситуации, когда молодой специалист обнаруживает необходимость повышения своей конкурентоспособности или несоответствие своего профессионально-квалификационного уровня запросам рынка и применяется так называемое адаптивное позиционирование, проявляющееся в дополнительной подготовке или переподготовке.

Мониторинг показывает, что наиболее востребованными в процессе позиционирования у выпускников являются курсы: «Пользователь ПК», «Гарант», «3D-MAX», «Иностранный язык», «Менеджер по туризму», «Делопроизводство». Что касается второго высшего образования, то в основном это экономические или юридические специальности, причем самое большое количество студентов, имеющих второе высшее образование среди юристов и экономистов (рис. 3).

Не имеют второго высшего образования выпускники следующих специальностей: специальная дошкольная педагогика и психология, теория и методика преподавания иностранных языков, управление персоналом, актерское искусство, международные отношения, музейное дело и охрана памятников, политология, библиотечно-информационная деятельность, химия, культурология, до-кументоведение, журналистика, реклама, дизайн, прикладная информатика в гуманитарной области, организация и технология защиты информации, национальная экономика и маркетинг.

Во-вторых, происходит оценка соответствия приобретенного трудового потенциала собственным социально-экономическим запросам.

3 Менеджмент организации; 57

□ Бух.учет; 77

3 Химия; 65

I Юриспруденция; 68

□ Журналистика; 58

Дизайн- 1

^ Пр.мат-ка и инф-ка; 63 Мировая экономика;

60

З Маркетинг; 75

Искусство хореографа; 67

00

3 Финансы и кредит; 59

3 Эконом.теория; 67

—I--------------------------------------------------------------------------------1-1-1-1-1-1-1-1—

10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 1. Высокий % выпускников, желающих работать по специальности (в %)

100

Псих

Актер

искуссті

ология, 37

ское во, 36

Муз.искусствс эстрады ,33

Докум

ентоведен 41

10

15

20

25

30

35

40

45

140

Рис. 2. Низкий % выпускников, желающих работать по специальности

1.1

I

□ второе высшее (кол-во чел.) □ всего выпускников (кол-во чел.)

Рис. 3. Наличие второго высшего образования.

0

0

5

Например, одним из первичных показателей адаптации выпускников на рынке труда являются зарплатные ожидания. Как было выявлено в ходе исследования, здесь возникают определенные проблемы психологического характера, связанные с трудоустройством. Это, прежде всего, высокая мотивация студентов к материальным благам, завышенные зарплатные ожидания и низкий стимул к накоплению любого трудового опыта (а не только по специальности) и стажа работы. Анкетирование, проведенное среди выпускников вуза, показало, что у многих молодых специалистов завышены зарплатные ожидания. Если в среднем заработная плата по Тамбовской области в 2010 г. составляет 8-9 тыс. руб., то зарплатные ожидания около 30 % опрошенных выпускников составили 15-20 тыс. руб., причем не учитывая тот факт, что у многих из них нет должного опыта работы, около 70 % выпускников определили свои ожидания в 8-10 тыс. руб. В действительности, на что они могут рассчитывать как молодые специалисты без опыта работы - это 4-5 тыс. руб.

Большинство выпускников рассчитывают на заработную плату до 10 тыс. включительно по специальностям: прикладная математика и информатика, математика, организация и технология защиты информации, педагогика и методика начального образования, биология, география, налоги и налогообложение, экономическая теория, национальная экономика, дизайн, специальная дошкольная педагогика и психология, психология, теория и методика преподавания иностранных языков, управление персоналом, актерское искусство, русская филология, социология, международные отношения, музейное дело, история, бух. учет, социальная педагогика, социальнокультурная деятельность, библиотечно-информационная деятельность, химия, культурология, до-кументоведение, социальная работа.

Больше 10 тыс. руб. хотят получать выпускники таких специальностей как: прикладная информатика в гуманитарной области, физика, мировая экономика, финансы и кредит, менеджмент организации, государственное и муниципальное управление, зарубежная филология, журналистика, социальнокультурный сервис и туризм, реклама, физическая культура и спорт, маркетинг, юриспруденция.

Таким образом, количественные и качественные параметры адаптивного позиционирования выпускников наглядно отражают плюсы и минусы существующей системы образования. На наш взгляд, главная парадигма здесь - это актуальность адаптивного периода еще на стадии обучения, т. е. одно из приоритетных направлений

функционирования сферы образования в современных условиях - минимизировать период адаптации выпускников высших учебных заведений. Для этого, на старших курсах, необходимо прежде всего акцентировать внимание на профориентационной работе и практической деятельности.

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональному и производственному опыту молодых специалистов, поэтому получение опыта работы еще в студенческие годы создает условия для успешного трудоустройства выпускника вуза.

Больше всего опыт работы имеют выпускники таких направлений как: искусство хореографа (5 чел. из 6), реклама (все), психология (24 из 73), физическая культура и спорт (27 из 50), журналистика (11 из 12), юриспруденция (26 из 135), менеджмент организации (12 из 30). Не имеют опыта работы выпускники по специальностям: библиотечно-информационная деятельность, культурология, государственное и муниципальное управление, мировая экономика. Эти данные иллюстрируют прямую зависимость - чем больше практическая часть реализуется в процессе обучения, тем меньше продолжительность адаптивного периода.

Кроме того, сфера образования должна обеспечивать конкурентные преимущества выпускников за счет овладения студентами смежных специальностей (что было широко распространено ранее в плановой системе). На данном этапе актуальным также является создание комплексной инфраструктуры трудоустройства выпускников, обеспечивающей правовые гарантии для молодого специалиста в уровне и качестве жизни, специфике его положения на первичном рынке труда и на предприятии.

* * *

MARKETING RESEARCH OF PROCESS OF POSITIONING OF GRADUATES OF ТSU NAMED AFTER G. R. DERZHAVIN AT THE REGIONAL LABOUR MARKET

I. M. Lapshina, V. Yu. Lapshin, G. K. Gushchin

In this article the questions connected with understanding of various aspects of adaptive positioning of graduates of high school in modern conditions are considered. The factors influencing competitiveness of young experts at labor market of region are defined. The estimation of the got potential from the point of view of its demand, costs and conformity to own inquiries is spent.

Key words: adaptive positioning, labor market, competitiveness, young expert.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.