Научная статья на тему 'Рынок образовательных услуг: природа дисбаланса и необходимость трансформации государственного механизма управления'

Рынок образовательных услуг: природа дисбаланса и необходимость трансформации государственного механизма управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МОНИТОРИНГ / КОНЪЮНКТУРА / ДИСБАЛАНС / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / MONITORING / CONJUNCTURE / DISBALANCE / DEMAND OF GRADUATES / POSITIONING / STATE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшин Вячеслав Юрьевич, Лапшина Ирина Михайловна

Рассмотрены вопросы, связанные с пониманием различных аспектов рынка образовательных услуг и механизма трудоустройства выпускников вуза в современных условиях. Определены факторы, влияющие на позиционирование молодых специалистов на рынке труда региона. Проведен мониторинг востребованности выпускников и определены механизмы государственного механизма регулирования рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшин Вячеслав Юрьевич, Лапшина Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES: NATURE OF DISBALANCE AND NECESSITY OF TRANSFORMATION OF STATE MECHANISM OF MANAGEMENT

The questions of understanding of different aspects of market of educational services and employment mechanism of graduates of university in modern conditions are considered. The factors influencing on positioning of young specialists on labor market of region are determined. The monitoring of demand of graduates is made and the mechanisms of state mechanism of market regulation of educational services are determined.

Текст научной работы на тему «Рынок образовательных услуг: природа дисбаланса и необходимость трансформации государственного механизма управления»

УДК 338.97

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ:

ПРИРОДА ДИСБАЛАНСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

© Вячеслав Юрьевич ЛАПШИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры сервиса и туризма, e-mail: lapshin@tsu.tmb.ru © Ирина Михайловна ЛАПШИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и маркетинга, e-mail: trud@tsu.tmb.ru

Рассмотрены вопросы, связанные с пониманием различных аспектов рынка образовательных услуг и механизма трудоустройства выпускников вуза в современных условиях. Определены факторы, влияющие на позиционирование молодых специалистов на рынке труда региона. Проведен мониторинг востребованности выпускников и определены механизмы государственного механизма регулирования рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг; мониторинг; конъюнктура; дисбаланс; востребованность выпускников; позиционирование; государственное управление.

В условиях динамично изменяющейся рыночной среды устойчивое развитие сферы образования в России невозможно обеспечить без достижения оптимального баланса между структурой спроса и предложения. Именно поэтому на первый план начинают выходить вопросы оптимизации в таких видах образовательной деятельности, как формирование востребованности выпускников и создания благоприятной среды для их трудоустройства.

Эффективность бюджетных расходов на систему профессионального образования максимизируется одновременно с ростом востребованности выпускников на рынке труда и определяется не только количественными показателями трудоустройства в целом, но и его соответствием полученной специальности.

В настоящее время особое внимание вопросам трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования уделяется на уровне Президента и Правительства Российской Федерации. Создается индикативная система мониторинга. Так, в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг. показатель трудоустройства выпускников в течение первого года после выпуска должен составлять не менее 74 %. Кроме того, в апреле

2011 г. Министерством образования и науки

РФ вводится показатель, характеризующий трудоустройство и работу по специальности выпускников учреждений профобразования, который должен отслеживаться по выпускникам образовательных учреждений в течение не менее трех лет после окончания обучения, который должен позволить получать объективные и разносторонние оценки эффективности процесса трудоустройства в разрезе параметров результативности, оперативности и ресурсоемкости [1].

В целом можно констатировать, что переход на рыночно-ориентированную модель образования в России актуален. Особенно когда на первый план выходит т. н. «опережающая постиндустриальная трансформация» хозяйственной системы [2]. Но такой переход требует одновременного нормативного и инфраструктурного обеспечения. На данном же этапе роль, полномочия, права и обязанности вузов, работодателей и органов исполнительной власти в процессе трудоустройства выпускников законодательно и структурно пока не определены. Отсутствуют нормативные определения таких понятий, как «содействие трудоустройству» и «молодой специалист», а в новом федеральном законе «Об образовании» не определены полномочия вуза по обеспечению выпускника работой, хотя мы видим, что задача по разра-

ботке такого механизма в министерстве уже поставлена.

Министерство образования и науки в

2012 г. осуществило работы по мониторингу, анализу и прогнозированию трудоустройства выпускников образовательных учреждений.

В рамках апробации методики по мониторингу в марте - апреле 2012 г. на территории 10 пилотных регионов (куда вошла и Тамбовская область) были проведены опросы среди учреждений профессионального образования, молодых специалистов из числа выпускников этих образовательных учреждений и работодателей исследуемых регионов. По результатам пилотного обследования были доработаны как сама методика, так и инструментарий мониторинга трудоустройства выпускников. В мае-июле 2012 г. аналогичный мониторинг был осуществлен в оставшихся 73-х субъектах Российской Федерации.

Опрос учреждений профессионального образования проводился по четырем формам мониторинга, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации среди образовательных учреждений всех

уровней профессионального образования, находящихся на территории регионов. Результаты мониторинга позволили рассчитать и проанализировать показатели трудоустройства выпускников и их трудовой деятельности в различных разрезах, в т. ч. и по полученной специальности.

Данные мониторинга хотя и неоднозначны, но наглядно иллюстрируют целый ряд наметившихся тенденций.

Так, в исследуемом регионе конъюнктура спроса по укрупненным группам специальностям (УГС) выглядит следующим образом (рис. 1).

Как видно из рис. 1, с точки зрения работодателей, основной спрос ориентирован на такие УГС как: «Химическая техника и биотехнология», «Технология продовольственных товаров», «Экономика и управление», «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Социальные науки», «Естественные науки».

Маловостребованными остаются: «Строительство и архитектура», «Сфера обслуживания», «Транспортные средства», «Информатика и вычислительная техника».

Химическая техник а и ров уки ние

Технология продовол|гова

Социальные на

ЭконоМика и управле

Естественные науки

| Гуманитарные науки

| Культура и искусство

[ Образование и педагогика

1 Сфера обслуживания

1

Строительство и архитектура

| Транспортные средства

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 1. Конъюнктура спроса работодателей по УГС в Тамбовской области (по доле трудоустройства выпускников, 2011 г., в %)

Мониторинг позволил выявить не только наиболее востребованные специальности, но и основные требуемые компетенции.

В свою очередь, структура спроса абитуриентов игнорирует основные специальности промышленного сектора, а ориентирует его на такие УГС, как «Экономика и управление», «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика», «Здравоохранение», «Сфера обслуживания» (рис. 2).

Таким образом, структура спроса абитуриентов в ТГУ им. Г.Р. Державина, учитывая его специфику и специализацию, в целом соответствует потребностям региональной экономики, но по ряду специальностей существует региональный дисбаланс. С одной стороны, данный процесс носит естественный характер, т. к. довольно существенная доля абитуриентов в последующем ориентирована на другие регионы и на перспективные профессии. С другой стороны, полученные результаты наглядно сигнализируют о наличии определенного несоответствия между спросом и предложением на рынке образовательных услуг, приводящего уже в на-

стоящее время к деформации (пока не значительной) процесса трудоустройства.

Показатели трудоустройства выпускников в целом по России отражены на рис. 3. Из всей численности выпускников высшего профессионального образования около 60 % выпускников находят работу.

По субъектам РФ наиболее высокими значениями доли нетрудоустроенных выпускников образовательных учреждений профессионального образования по сравнению с другими субъектами Российской Федерации характеризуются регионы Северо-Кавказского федерального округа, где доля нетрудоустроенных выпускников составляет по всем УГС около 20 %. В ряде регионов ситуация с трудоустройством лучше и невостребованными оказались менее 5 % выпускников. Это такие субъекты, как Орловская область, Рязанская область, Приморский край, Еврейская автономная область, г. Санкт-Петербург, Тамбовская область, Курская область, Липецкая область, Московская область и Республика Хакасия. А в Республике Саха (Якутия), согласно данным опроса, нетрудоустроенных выпускников ОУ ВПО нет.

Здравоохранение

Химическая техника и биотехнология Технология продовол. товаров

Социальные науки

Экономика и управление

Естественные науки

Гуманитарные науки

Физикоматематические науки

Культура и искусство

Образование и педагогика

Сфера обслуживания

Информационная

безопасность

Строительство и архитектура Информатика и вычислит. техника

Транспортные

средства

10

15

20

25

Рис. 2. Конъюнктура спроса абитуриентов по УГС в Тамбовской области (по данным приема в ОУ, за 2011 г., в %)

0

5

На тот же период показатель трудоустройства выпускников ТГУ им. Г.Р. Державина составлял 99,3 %, что выше среднероссийского показателя, достигавшего 92 %. Из них по статусу занятости имелась следующая дифференциация (рис. 4).

Показатели трудоустройства выпускников ТГУ им. Г. Р. Державина одни из лучших в ЦФО. Причем положительная динамика сохраняется несколько лет и приобрела устойчивую тенденцию, а число безработных выпускников, зарегистрированных в службе занятости находится на минимально приемлемом уровне 0,7 % (табл. 1). Главными причинами постановки на учет в качестве безработных являются отсутствие вакантных мест, отсутствие опыта работы, наличие маленьких детей.

Особенность складывающейся ситуации заключается в том, что нельзя выделить специальности, постоянно не пользующиеся спросом [3]. Более того, есть специальности,

где в течение 5 лет не было зарегистрировано ни одного выпускника в качестве безработного (Прикладная информатика, Экология, Специальная дошкольная педагогика и психология, Музейное дело и охрана памятников, Политология, Физическая культура и спорт, Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья, Народное художественное творчество, Музыкальное образование, Музыкальное искусство эстрады, Актерское искусство, Искусство хореографа, Педагогика балета, Библиотечно-информационная деятельность, Мировая экономика, Перевод и переводоведение).

По виду экономической деятельности большинство (70 %) выпускников ТГУ им. Г.Р. Державина трудоустраивается в следующих отраслях: «Образование», «Финансовая деятельность», «Оптовая и розничная торговля», «Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение».

сии, в %)

Рис. 4. Структура распределения выпускников ТГУ им. Г.Р. Державина в 2011 г. (по каналам занятости, в %)

Таблица 1

Востребованные на рынке труда профессии и универсальные компетенции (Тамбовская область, 2011 г.)

Укрупненные группы специальностей Универсальные компетенции Востребованные профессии

010000 Организованность Инженер-конструктор

Физико -математические Ориентация на результат Инженер-разработчик

науки Исполнительность Математическое обеспечение

Командная работа и администрирование

Принятие решений информационных систем

Преданность компании Научный сотрудник

Установка на обучение Прикладная математика и информатика Математика

020000 Исполнительность Инженер-технолог

Естественные науки Ориентация на результат Геофизик

Инициатива Г еолог

Стрессоустойчивость Инженер-исследователь (биолог) Младший научный сотрудник Геологическая съемка Гидрогеолог Микробиолог Эколог

030000 Командная работа Специалист группы продвижения услуг Центра об-

Гуманитарные науки Гибкость работки обращений Архивист Юрисконсульт Юрист Реклама Библиотекарь-библиограф

040000 Организованность Специалист

Социальные науки Уважение / понимание по социальной работе Старший специалист Специалист по работе с молодежью

050000 Образование и пе- Организованность Консультант

дагогика Стрессоустойчивость Учитель

Творческое мышление / креа- Преподаватель

тивность Логопед

Установка на обучение Педагог-дефектолог

Гибкость Исполнительность Социальный педагог

060000 Здравоохранение Стрессоустойчивость Фармацевт

Установка на обучение Провизор

Организованность Врач-специалист

Принятие решений Исполнительность Аналитическое мышление Акушер

070000 Творческое мышление / креа- Артист

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культура и искусство тивность Концертмейстер

Установка на обучение Библиотекарь-библиограф

Командная работа Преподаватель Артисты оркестра Научные сотрудники

080000 Стрессоустойчивость Оператор склада материалов

Экономика и управление Организованность Бухгалтер

Аналитическое мышление Экономика и управление на предприятии

Гибкость Маркетолог

Ориентация на результат Менеджер

Командная работа Инициатива Установление контактов Кредитный консультант

Окончание таблицы 1

Укрупненные группы специальностей Универсальные компетенции Востребованные профессии

090000 Информационная безопасность Организованность Ориентация на результат Исполнительность Командная работа Принятие решений Компьютерная безопасность Администратор информационной безопасности вычислительной сети

100000 Сфера обслуживания Стрессоустойчивость Ориентация на клиента Исполнительность Гибкость Организованность Кладовщик Торговый представитель Продавец Менеджер по продажам Товаровед Агент Мерчендайзер Официант, бармен

Таблица 2

Численность зарегистрированных в службе занятости Тамбовской области выпускников

ТГУ им. Г.Р. Державина

^^''^^^Показатели Год Количество выпускников, состоящих на учете в службах занятости % выпускников, состоящих на учете в службах занятости

2008 82 1,9

2009 61 1,8

2010 14 0,7

2011 15 0,7

2012 13 0,7

2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 5. Динамика выпускников ТГУ им. Г.Р. Державина, зарегистрированных в службах занятости Тамбовской области (в период с 2008 по 2012 г., в %)

По уровню бизнеса большая часть выпускников (41 %) ТГУ им. Г.Р. Державина трудоустраивается на малые предприятия. На крупных предприятиях работает четвертая часть всех выпускников (25 %), а на средних - 34 %.

Трудоустройство выпускников ТГУ им. Г.Р. Державина по полученной специальности в среднем составляет 65-70 % (что существенно выше общероссийского показателя, который, например, в 2011 г. составлял 46,6 %).

В ходе мониторинга было выявлено, что высокий процент выпускников собираются работать по специальности по таким направлениям, как дизайн (100 %), бухгалтерский учет, анализ и аудит (77 %), маркетинг (75 %), юриспруденция (68 %), искусство хореографа (67 %), экономическая теория (67 %), химия (65 %), прикладная математика и информатика (63 %), мировая экономика (60 %), финансы и кредит (59 %), журналистика (58 %), менеджмент организации (57 %).

Не собираются работать по специальности (т. е. ответили категорически нет на вопрос «Собираетесь ли вы работать по специальности?») наибольшее количество выпускников таких направлений, как библиотечноинформационная деятельность, социология, музейное дело и охрана памятников, филология (русский язык и литература) [4].

В ситуации, когда молодой специалист обнаруживает необходимость повышения своей конкурентоспособности или несоответствие своего профессионально-квалификационного уровня запросам рынка, и применяется т. н. адаптивное позиционирование, проявляющееся в дополнительной подготовке или переподготовке, повышении квалификации или получении опыта работы еще в студенческие годы.

Мониторинг показал, что наиболее востребованными в процессе позиционирования у выпускников являются курсы «Пользователь ПК», «Гарант», «3Б-МЛХ», «Иностранный язык», «Менеджер по туризму», «Делопроизводство», «1 С-Бухгалтерия». Что касается переподготовки (второго высшего образования), то в основном это экономические или юридические специальности, причем самое большое количество студентов, имеющих второе высшее образование, среди юристов и экономистов.

Количественные и качественные параметры адаптивного позиционирования выпускников наглядно отражают природу дисбаланса рыночного механизма, плюсы и минусы существующей системы образования. На наш взгляд, главная парадигма в государственном управлении - это создание условий для адаптивного периода еще на стадии обучения, т. е. одно из приоритетных направлений функционирования сферы образования в современных условиях - минимизировать период адаптации выпускников высших

учебных заведений. Для этого на старших курсах необходимо, прежде всего, акцентировать внимание на практикоориентированном подходе. Получение опыта работы еще в студенческие годы создает условия для успешного трудоустройства выпускника вуза.

Кроме того, необходимость создания условий для оптимального позиционирования выпускников делает актуальным разработку комплексной инфраструктуры содействия трудоустройству выпускников, обеспечивающей правовые гарантии для молодого специалиста в уровне и качестве жизни, специфике его положения на первичном рынке труда и на предприятии [5].

В настоящее время в университете формируется система содействия трудоустройству студентов и выпускников:

- с 2005 г. в составе Управления кадров создан и функционирует отдел по маркетингу и трудоустройству выпускников;

- разработана собственная страничка в Интернете и электронный адрес отдела по маркетингу и трудоустройству выпускников ^г^(@зи1тЬ/т), где предоставляется необходимая информация, касающаяся вопросов трудоустройства выпускников;

- ведется сбор информации о наличии вакантных мест в учреждениях и организациях различной формы собственности. Так, ежегодно отдел по маркетингу и трудоустройству выпускников аккумулирует около 300 вакансий (30 % от выпуска);

- предоставляется информация потенциальным работодателям о выпускниках университета на страницах Интернета (адрес: http://tsu.tmb.ru) в программе «АИСТ»;

- проводятся мероприятия по содействию занятости выпускников, такие как «День фирмы» и «День карьеры».

Кроме того, на сегодняшний день актуальным является не только содействие трудоустройству, но и создание условий для выработки конкретных практических навыков для успешного продвижения выпускника на рынке труда. В этих целях необходимо обеспечить:

- взаимодействие с органами исполни-

тельной власти, территориальными органами занятости, работодателями, кадровыми

службами и агентствами;

- обучение выпускников эффективным методам поиска работы;

- организацию регулярного информирования студентов о вакансиях, возможностях стажировки и текущей ситуации на рынке труда, проведения различных карьерных мероприятий совместно с компаниями-работодателями;

- сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для выпускников (заключение договоров о сотрудничестве в деле подготовки, прохождения практики и дальнейшего трудоустройства);

- расширение целевого обучения;

- привлечение работодателей к участию в учебном процессе.

1. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специалистах, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях на основе результатов, проведенного мониторинга в 83 субъектах

РФ: аналитический доклад. URL: www.otmt. РФ/Апа1уйсзКсрой/83. Загл. с экрана.

2. Карпунина Е.К. Опережающая постиндустриальная трансформация хозяйственной системы России: условия реализации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104). С. 468-474.

3. Труфанова Т.А. Критерии оценки работы управленческого персонала // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12. С. 32-36.

4. Картушина Е.Н. Семейные ценности и тенденции их изменений у студентов в первом десятилетии XXI века // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 103-107.

5. Лапшина И.М., Лапшин В.Ю. Маркетинговое исследование процесса позиционирования выпускников ТГУ имени Г.Р. Державина на региональном рынке труда // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 7. С. 100-103.

Поступила в редакцию 19.01.2013 г.

UDC 338.97

MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES: NATURE OF DISBALANCE AND NECESSITY OF TRANSFORMATION OF STATE MECHANISM OF MANAGEMENT

Vyacheslav Yuryevich LAPSHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Service and Tourism Department, e-mail: lapshin@tsu.tmb.ru

Irina Mikhailovna LAPSHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Personnel Management and Marketing Department, e-mail: trud@tsu.tmb.ru The questions of understanding of different aspects of market of educational services and employment mechanism of graduates of university in modern conditions are considered. The factors influencing on positioning of young specialists on labor market of region are determined. The monitoring of demand of graduates is made and the mechanisms of state mechanism of market regulation of educational services are determined.

Key words: market of educational services; monitoring; conjuncture; disbalance; demand of graduates; positioning; state management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.