CULTURE - LEISURE ACTIVITIES - PART OF SOCIOCULTURAL PROCESSES. G. MIDD, - 3D ED. -ENGLAND: WORDSWORTH CLASSICS, 2013. - 276 P.
КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА. Г. МИДД, - 3 ИЗД. - АНГЛИЯ: ВОРДСВОРС КЛАССИКС, 2013. - 276 С.
В представленной книге отражается проблема досуга, которая рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем. Что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем. Как организован досуг населения.
Культурно - досуговая деятельность на Западе является одной из ключевых доминант культурной политики. Как пишет автор книги, проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада ещё в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос в том, на что будет потрачено свободное время, стало носить ярко выраженный социальный и социально -педагогический аспект. В 1883 г. вышла в свет статья Пола Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г.-книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». За несколько ироничным названием этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой, которая и легла в основу данного произведения.
Ещё больше внимания проблемам досуга стало уделяться в XX в., особенно во второй его половине. Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж. Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.)
В 80-х гг. XX столетия Д. Кларк и Ч. Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг- явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быт позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга, как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.
Каким же образом ( здесь и далее мы имеем в виду и передовые страны Европы и Америки) удается обеспечивать высокий уровень рекреационно- досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.
Автором подчеркивается то, что культурно - досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции и т.п.) и муниципальном (местном, будь то город или село, община и т.п.). Это выражается и в характере управления этой сферой, и в характере её финансирования.
В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места.
Определенное представление о тенденциях развития европейской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999 - 2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, германии. Исходя из результатов исследования, можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран:
- изменение роли государства, которое отказывается от прямого управления культурой и создает условия для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы культурой;
- утверждения некоммерческого сектора как истинного партнера в проведении государственной культурной политики;
- особая форма приватизации в секторе культуры;
- возрастание экономического фактора культуры;
- возрастание роли регионального и локального факторов в культурной политике;
- отход от элитарности. Проявляющейся в поддержке различных форм деятельности и различных групп и социальных слоев населения.
При этом в исследовании подчеркивается, что названные тенденции базируются на непосредственном участии культурной политике граждан общества. Особ отмечается также важность
установления партнерски отношений между государством и так называемом третьем сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации).
Приведенные данные свидетельствуют, прежде всего, о социальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремление охватить культурным влиянием се без исключения слои общества.
Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций. Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации её культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. Другое дело, что осуществить эту цель не просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются как единственные участники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета творческой деятельности отдельных личностей и всего населения.
Поскольку отрасль культурной и культурно - досуговой деятельности достаточно четко разделяется на три основные сектора (государственно- бюджетный, общественно - добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли, которые представлены и описаны в исследовании.
Реферат подготовлен Д.Ф.Каюмовой, П.Е. Ульяновой