Научная статья на тему 'Рекреационный досуг как предмет научного анализа'

Рекреационный досуг как предмет научного анализа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3947
870
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / РЕКРЕАЦИЯ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ДОСУГ / РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ДОСУГА / LEISURE / RECREATION / RECREATIONAL LEISURE / RECREATION FUNCTION OF LEISURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кравцова Оксана Александровна

Рассматривается рекреационный досуг как предмет научного анализа, а также анализируются его особенности как самодостаточного вида досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recreational leisure as the subject of scientific analysis

This article considers a recreational leisure as a subject of scientific analysis and also analyzes its characteristics as a self-contained form of leisure activity.

Текст научной работы на тему «Рекреационный досуг как предмет научного анализа»

УДК 379.8

О. А. Кравцова

РЕКРЕАЦИОННЫЙ ДОСУГ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Рассматривается рекреационный досуг как предмет научного анализа, а также анализируются его особенности как самодостаточного вида досуговой деятельности.

Ключевые слова: досуг, рекреация, рекреационный досуг, рекреативная функция досуга

This article considers a recreational leisure as a subject of scientific analysis and also analyzes its characteristics as a self-contained form of leisure activity.

Keywords: leisure, recreation, recreational leisure, recreation function of leisure

Интенсивность процессов глобализации, обусловленная экспансией информационнокоммуникативных технологий во все сферы общественной жизни, приводит к возрастанию значения сферы досуга и рекреации, где человек имеет возможность не только возобновлять утраченные жизненные силы, но и реализовать свой творческий потенциал на пути к самореализации и самосовершенствованию.

Досугово-рекреационная сфера является одной из доминирующих в нашей жизни и оказывает решающее влияние на сущностные силы человека. Мода на здоровый образ жизни в экономически развитых странах, стремление людей если не быть, то иметь успешный и привлекательный внешний вид обуславливают возрастание потребности в этом виде времяпрепровождения, что в свою очередь способствует популяризации практик рекреационного досуга.

Рассматриваемая проблема вызвала научный интерес во второй половине XX в. представителей различных направлений знания -социологов, филисофов, культурологов, медиков, специалистов по физической культуре и т. д. Важно отметить, что в контексте перехода западной цивилизации от зрелого модерна к информационному обществу произошло становление таких самостоятельных направлений гуманитарного знания, как теория досуга (до-суговедение), теория туризма (туризмоведе-ние), рекреационная география, рекреалогия, что свидетельствует о начале формирования теории рекреации, предметом осмысления

которой становится рекреация как важная составляющая общей культуры общества. Рекреационный досуг изучается с разных позиций и представлений о нем как о предмете исследования, что и объясняет отсутствие общепринятого определения. Это обусловлено и полисемантичностью понятия рекреация; широтой диапазона рекреационной проблематики [см.: 5].

Принимая во внимание функционирование и перспективы развития рекреационного досуга, который также выражается в заботе о собственном теле в контексте сохранения и укрепления здоровья во время досуговой активности, можно отметить и потребность в научном обосновании этого феномена, разработке понятийно-категориального аппарата, учете возможностей и методов влияния на индивидуальное и общественное сознание, что и обуславливает актуальность исследования.

Цель статьи - рассмотреть особенности рекреационного досуга как самодостаточного вида досуговой деятельности.

Анализ досугово-рекреационной проблематики показал, что существует ряд основательных исследований в этой сфере. Классификацию различных типов досуга, среди которых выделяется рекреативный, осуществляет Б. А. Трегубов, рекреацию как функцию досуга исследует Ю. А. Стрельцов, а ее специфику как разновидность социальной практики -

А. Я. Флиер. Теоретические и прикладные проблемы социологии рекреации определил

А. С. Орлов; роль семейной рекреации в со-

158

временном обществе - Г. В. Соколова; С. Г. Струмилин, Т. А. Юдина проанализировали рекреационно-туристическую сферу современной России. Изучение воспитательного потенциала рекреативно-оздоровительных технологий как средства формирования здорового образа жизни представлено в диссертационном исследовании Г. В. Ганьшиной, выполненном в контексте теории социального воспитания и содержащем материал о проблемах рекреационного досуга.

Теоретические и методические основы физической рекреации в контексте взаимосвязи спорта и рекреации расскрывает Ю. Е. Рыжкин, Г. П. Виноградов. Парковая рекреация и социально-культурные технологии рекреации городского населения представлены в исследованиях

О. А. Демченка. Общий подход к исследованию феномена рекреации в США осуществила Е. Г. Доронкина; Л. А. Акимова, В. З. Дуликов анализируют труды зарубежных ученых, используя принцип взаимодополнения зарубежных концепций досуга и рекреации.

Важными также являются фундаментальные исследования методологических, теоретических и методических основ социальнокультурной деятельности, которая включает и досугово-рекреационную, проводимые учеными Московской и Санкт-Петербургской школы культурологии (А. Д. Жарков, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов, Н. Н. Ярошенко, М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, А. А. Коно-вич, А. П. Марков, А. А. Соколов, Б. А. Титов,

В. Е. Триодин, Т. В. Красильникова, С. Н. Иконникова и др.).

Среди украинских ученых проблему рекреации с позиции междисциплинарного подхода изучал В. В. Кирсанов, рекреационные ресурсы Украины - А. А. Бейдык, В. И. Ста-фийчук, О. О. Любицева. При этом сущность рекреационного досуга как социокультурного феномена практически не рассматривается.

Важно отметить, что изучение физического, психического здоровья человека в широком контексте условий жизнедеятельности и рекреативной социализации личности в Украине проводится недостаточно, что обуслав-

ливает обращение к работам зарубежных ученых, среди которых Т. Веблен, Ж. Фурастье, Ж. Фридман, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс, С. Де-Гразия, Н. Миллер, М. и Э. Неймейеровы, Д. Робинсон и др., чьи идеи стали теоретической базой современных концепций досуга и рекреации.

Необходимо подчеркнуть, что проблема досуга и рекреации актуализируется в контексте становления европейской цивилизации, истоки которой находятся в культуре Античности. Упоминания о досуге как самом ценном достоянии греков на пути к свободе и демократии имеет место в работах Платона и Ксенофонта (учеников Сократа), а также в «Политике» Аристотеля. Речь идет о древнегреческих schole и paideia, концептуальные принципы которых позволяют рассматривать досуг как свободное от любых материально-необходимых занятий время, причем не как «зряшное», пустое беспредметное его проведение, а как созерцательную деятельность, связанную с высшим началом в человеке - разумом и развитием его мыслительных способностей, направленных на постижение истины и поэтому доступных только избранным.

Одна из первых попыток исследования организации свободного времени была предпринята Т. Вебленом в труде «Теория праздного класса» («Leissure Class»), вышедшем в свет в 1899 г. Автор описывает досуговое поведение представителей высшего, «праздного класса», которые демонстрируют свое состояние ради достижения власти - как реальной, так и символичной. Свободное время для этих слоев населения выражалось в стремлении получить максимальное и мгновенное удовольствие, а поведение определялось как демонстративное [1]. У Веблена понятие досуга отождествляется с праздной жизнью, наличие которой само по себе является убедительным доказательством финансовых возможностей. Рекреации как форме проведения досуга в контексте исследования Т. Веблена, на наш взгляд, также принадлежит существенная роль, поскольку приоритет отдан именно

159

пассивному потреблению досуговых ценностей, жажде получить удовольствие здесь и сейчас, релаксационному характеру свободного времени.

Взаимосвязь досуга, рекреации и социума представлена в концепциях Ж. Фридмана, Ж. Фурастье и Ж. Дюмазедье. Ж. Фурастье утверждает, что современная цивилизация (60-70-е гг. ХХ в.) - это цивилизация сферы услуг, в которой сфере досуга принадлежит исключительная роль [12]. Последнюю в свою очередь Ж. Дюмазедье рассматривает как самую важную социальную подсистему. В частности, значительное внимание уделено компенсаторной функции досуга как средству снятия напряжения, обусловленного профессионально-трудовой деятельностью, возобновлению сил от физической, психологической, моральной и интеллектуальной усталости, что дает право говорить о возрастании ее роли в период становления «цивилизации досуга» [10].

Последователем и сторонником взглядов Ж. Дюмазедье относительно компенсаторного потенциала досуга, который сегодня приобретает рекреационный характер, был Ж. Фридман, изучающий психологический аспект нерабочего времени человека [11].

Особенности возникновения и развития разветвленной сети рекреационного, спортивно-оздоровительного досуга в США рассматриваются в трудах Дж. Шиверса, Дж. Пипера, М. Каплана, Дж. Келли, С. Паркера и др.

В частности, Дж. Шиверс ввел в научный оборот еще в XIX в. термин рекреация, полагая, что его единого универсального определения не может быть, и предложил рассматривать рекреацию как «добровольное проведение досуга с целью удовольствия или удовлетворения как средства достижения релаксации или восстановления организма» [19].

Согласно Дж. Келли, одна из особенностей рекреации - ее связь с восстановлением духовных и физических сил, т. е. этой деятельности должна предшествовать иная, после которой и необходима рекреация. Еще одним ее важным элементом исследователь считает

социальную организацию, утверждая, что различия между сферой досуга и рекреации заложены в сфере социального. Этим он отрицает ее биологическое начало, аргументируя тем, что досуговая деятельность может быть осуществлена во имя собственного блага, а рекреация всегда имеет социальные цели [15; 16]. С утверждениями Дж. Келли по поводу отсутствия биологического начала в рекреации есть все основания не согласиться. Именно биологическое восстановление утраченных сил человека является одной из базовых ценностей рекреации, следует учитывать и то, что она направлена на общее поддержание здоровья («тонуса») конкретной личности. Рекреация бесспорно имеет социальные цели, но прежде всего она ориентирована на удовлетворение потребностей, связанных с восстановлением физических, душевных, интеллектуальных сил каждого человека.

Дж. Пипер рассматривал рекреацию как одну из форм проведения досуга, который в свою очередь определял как необходимое условие личностного бытия. Ученый считал, что ведущая роль в проведении досуга принадлежит имено пассивному досугу, «не-деятельности», внутреннему покою, размышлениям, отсутствию практических инициатив. Досуг для него - время интенсивной интеллектуальной деятельности, поиски смыслов бытия [18].

Во взглядах Дж. Пипера заложен важный признак рекреационного досуга: его связь с интеллектуальной деятельностью как основным ресурсом развития современной информационной цивилизации как цивилизации знаний; в то же время в силу своего креативного характера он способствует всестороннему развитию личности как творца этой цивилизации.

Американский ученый М. Каплан расширяет предметное поле рекреационного досуга посредством введеного им понятия «взрыв возобновления сил», которым обозначил свободное время, увеличенное в связи с сокращением времени, затраченного на работу, а соответственно и сокращением трудовой недели

160

при достаточно высоком материальном обеспечении, обусловленном высокой производительностью труда. Улучшение качества жизни, как считает ученый, позволило американцам проводить релаксационный, созерцательный отдых для наслаждения [13, с. 22; 14].

Важно отметить, что в США довольно часто досуг называют рекреацией и наоборот, т. е. существует взаимозаменяемость понятий. Это можно объяснить особенностями становления и развития постиндустриального, информационного общества, трансформацией индустриальной экономики в экономику услуг, в том числе и в разветвленную индустрию досуга как сферу, удовлетворяющую потребность в этих услугах. Подчеркнем, что если в индустриальном обществе досуг исследовался в контексте сферы труда, то начиная с «цивилизации досуга» (Дюмазедье [см.: 4]) труд рассматривается преимущественно в контексте сферы досуга. Это свидетельствует о том, что досуг созидательный, творческий стал занимать все более важное место в жизни человека и общества в целом. Труд же, приобретая интеллектуальный, креативный характер, начинает выполнять функции рекреационного досуга.

Английский ученый С. Паркер особое значение придает рекреационному досугу, акцентируя внимание не только на его восстановительной, но и на социальной, аксиологической функции, которые способствуют личностному развитию [17].

Обобщая опыт западных ученых,

В. З. Дуликов отмечает, что они используют два основных понятия досуг и рекреация для обозначения досугово-рекреационной сферы. При этом в первое вкладывается более коммерческий и развлекательный смысл; а во второе - социальный, т. е. делается акцент на некоммерческом характере и направленности на социально значимые цели [3]. С утверждением В. З. Дуликова мы частично не согласны, поскольку в последние годы рекреационная практика превращается также и в коммерческую деятельность, о чем свидетельствует популярность и активное функционирование центров йоги, SPA, пилатеса, фитнеса и т. д.

А. С. Орлов считает, что рекреация имеет активный характер, направлена на оздоровление как физического, так и душевного состояния человека. Кроме того, она может иметь познавательный характер и быть средством самоутверждения [6, с. 102-106; 7].

А. Я. Флиер изучает рекреацию как разновидность социальной практики, акцентируя внимание на ее самостоятельности, самодостаточности, и рассматривает как возобновление энергозатрат людей, снятие психического напряжения, оздоровление, что осуществляется в различных формах отдыха, активного или пассивного досуга, лечения и т. д. [9]. Также важную роль в рекреативных процессах, согласно ученому, занимает игровая досуговая практика - физическая и интеллектуальная.

Российский исследователь С. Ю. Гацук подчеркивает рекреативную функцию досуга, которая способствует снятию физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановлению сил посредством активного отдыха [2]. Без реализации этой функции, что важно отметить, у многих людей неизбежно наступит состояние стресса, психической неуравновешенности, переходящее в устойчивые болезни. Это безусловно верно, и досуг может выполнять рекреативную функцию, но в таком случае рекреация остается второстепенной по отношению к досугу, что сужает рамки ее воздействия на индивидов.

Ю. Е. Рыжкин изучает проблему физической рекреации в качестве фактора самореализации личности, подчеркивая важность физической рекреационной активности для самореализации человека, поддержания его общего здоровья [8].

Таким образом, рекреационный досуг -это досуг активный, добровольный, осуществляемый человеком в сободное время, который характеризируется полифункциональным многообразием, предполагает возможность достижения значительного восстановительного и оздоровительного эффекта при ориентации на возрастные особенности, индивидуальные интересы, физические возможности. Кроме того, во время рекреационного досуга индивид

161

имеет возможность развивать свои творческие способности. Биологическая природа рекреационного досуга обеспечивает восстановление функций организма человека после профессионального труда, оптимизирует состояние здоровья, освобождает от напряжения и стресса; социальная - способствует познанию

окружающего мира и позволяет найти свое место в нем, и тем самым выполняет функцию социализации - интеграции людей в социальную общность через усвоение социального опыта, культурных ценностей, адаптации к социуму в рамках проведения различных форм рекреационного досуга.

1. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен; [пер. с англ. С. Д. Сорокиной]. - М.: Прогресс, 1984. -183 с. - (Экономическая мысль Запада).

2. Гацук, С. Ю. Технологические аспекты основы подготовки аннимационных программ / С. Ю. Гацук // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы 5-й всерос. электр. науч.-практ. конф. - Самара: СГАКИ, 2008. - С. 393-398.

3. Дуликов, В. З. Социально-культурная работа за рубежем: учеб. пособие / В. З. Дуликов. - М.: МГУКИ. - 2003. - 68 с.

4. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж. Дюмазедье // Вестн. МГУ. - 1993. - № 1. - С. 83-88.

5. Кірсанов, В. В. Основні напрями дослідження рекреації / В. В. Кірсанов // Вісн. Кн. палати. - 2004. -№ 10. - С. 19-23.

6. Орлов, А. С. Концепция социологии рекреации / А. С. Орлов // Социол. исслед. - 1990. - № 9. -

С. 102-106.

7. Орлов, А. С. Социология рекреации / А. С. Орлов. - М.: Наука, 1995. - 247 с.

8. Рыжкин, Ю. Е. Социально-психологические проблемы физической рекреации: моногр. / Ю. Е. Рыж-кин. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена: Нестор. - 2005. - 165 с.

9. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А. Я. Флиер. - М., 2000. - 505 с.

10. Dumazedier, J. Toward а Society Leisure / J. Dumazedier. - N. В.: Free Press, 1967.

11. Friedmann, G. Anatomy work / G. Friedmann. - London, 1961. - P. 318.

12. Fourastier, J. Le grand espoir du Xxe siecle / J. Fourastier. - Paris: Presses Universitaires de France, 1949. -224 p.

13. Kaplan, M. Leisure: theory and policy / M. Kaplan. - New York, 1958. - P. 22.

14. Kaplan, M. Leisure in America: А Social inquiry / M. Kaplan. - New York: Wiley, 1960. - 350 p.

15. Kelly, J. R. Leisure Identities and Interachtions / J. R. Kelly. - L., 1982.

16. Kelly, J. R. Leisure / J. R. Kelly. - N. Jersey: Tnglewood Cliffs, 1982. - 307 p.

17. Parker, St. Sociology of leisure / Stenley Parker. - New York: International Publication Service, 1976. - P. 12-56.

18. Pieper, J. Leisure: the basic of culture / Joseph Pieper. - New York: Pantheon Press, 1964. - 130 p.

19. Shivers J. S. Leisure and recreation concepts: critical analysis / J. Shivers. - Boston, 1981. - P. 102-107.

Сдано 17.07.2013

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.