© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?.
Михайлов Алексей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. ректора ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет »,
г. Шуя Ивановской обл.
155908, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24.
Тел.: (49351) 3-11-22. E-mail: [email protected]
Михайлов А.А.
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИУМЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
Угрозы социального характера в современном обществе актуализировали идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической, политической и культурной жизни страны. Особое значение в этой связи приобретает готовность специалистов образования реализовать требования, заложенные в федеральных законах, касающихся вопросов безопасности и предусматривающих подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в социуме, прежде всего, к адекватным действиям в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях социального происхождения. В связи с этим, повышаются требования к современному педагогу, который должен быть готов к сохранению жизни и здоровья учащихся. Все это говорит о необходимости формирования у будущих педагогов культуры безопасности жизнедеятельности.
Проведенный теоретический анализ научной литературы показал, что культура безопасности жизнедеятельности отсутствует сегодня как строгое, научное, обоснованное понятие. К тому же не имеет единой терминологии. Так, на уровне общества культура безопасности жизнедеятельности рассматривается как состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности [6].
Теоретики и практики образовательной области «безопасность жизнедеятельности» видят цель школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в «формировании культуры личной безопасности» (А.В. Генералов, В.Н. Мошкин), «культуры безопасности» (С. Данченко,
Ю. Иванов, В.В. Сапронов, Ж-М. Шлере), «культуры безопасности жизнедеятельности» (В.Я. Сюньков, Н.С. Тарасиков, М.И. Хабнер).
Культуру безопасности жизнедеятельности студентов, как будущих специалистов, можно определить как интегральное качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребности в безопасности на основе совокупности профессиональных и специфических знаний, постоянного совершенствования умений и навыков безопасной реализации профессиональной и социальной деятельности (И.Н. Немкова) [4].
Учитывая специфику поведения человека в экстремальных ситуациях природного, техногенного и социального характера, можно говорить о культуре безопасности жизнедеятельности человека в природной среде, техносфере, социуме. Применительно к теме статьи следует конкретизировать понятие «культура безопасности в социуме».
Культура безопасности в социуме - состояние развития личности, которое характеризуется осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, практической деятельностью по снижению социальных рисков, развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, владением нормами безопасного и продуктивного поведения в социуме, ведением здорового образа жизни, развитостью умений пользоваться информацией.
Культура безопасности будущего педагога в социуме, по мнению автора, понятие многоаспектное, включающее мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный и креативный компоненты (табл. 1).
Компоненты Критерии оценки
Мотивационный - приоритет ценности безопасности в системе взглядов будущего педагога, желание заниматься работой по обеспечению безопасности в социуме, потребность в соблюдении требований и правил безопасности, служить наглядным примером безопасного поведения для окружающих 1 потребность в безопасной реализации профессиональной и социальной деятельности; 1 направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитания; 1 осознание важности личной и общественной безопасности; 1 убежденность в необходимости постоянного профессионального самосовершенствования в вопросах обеспечения безопасности; 1 осознание здоровья как главной ценности; 1 обеспечение безопасности окружающих как условие межличностного взаимодействия;
I установка на комфортные условия жизнедеятельности; I потребность в личной независимости и свободе (политической, религиозной, экономической, физической).
Когнитивный - базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам социальной безопасности в целом I знание закономерностей развития опасных ситуаций социального характера, возникающих дома, на улице, в образовательном учреждении, их возможных последствий; I знание правил безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций, возможных в социуме; I знание основных положений нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Деятельностный -способность студентов к деятельности по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих в чрезвычайных и кризисных ситуациях социального происхождения, умения перевести знания по вопросам социальной безопасности в область практического применения, преподнести данную информацию в качестве учебного материала I готовность действовать в опасных (трудных, экстремальных, кризисных) ситуациях социального происхождения; I готовность к безопасному поведению при выполнении различных социальных функций: студента, семьянина, педагога, гражданина, военнослужащего и т.д.; I умение прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций социальной безопасности; I умение пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты; I обеспечивать безопасность образовательного учреждения от опасностей социально-криминального характера; I умение поддерживать в школьном коллективе благоприятный психологический климат; I умение организовывать учебный процесс с использованием сберегающих здоровье технологий; I владеть технологиями обучения школьников основам социальной безопасности.
Рефлексивный - способность будущих педагогов к адекватной оценке себя как личности, субъекта образовательного процесса в области социальной безопасности, осознание своей ответственности за обеспечение безопасности жизнедеятельности, адекватную самооценку образа жизни I осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к возникновению опасных ситуаций, угрожает человеку потерями в форме травм, болезней, нанесением морального и иного вреда непосредственным участникам деятельности; I осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых может причинить психическую или физическую травму; I способность анализировать опасные ситуации, свои действия в них; I стремление к формированию привычек, способностей, убеждений, необходимых для профилактики и преодоления опасных ситуаций; I совершенствование личностных качеств и способностей, необходимых для профилактики и преодоления опасных
ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях;
I способность к адекватному пошаговому и прогностическому самоконтролю при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, а также по выходу из опасной ситуации.
Креативный - совокупность творческих способностей, проявляющихся в
проектировании поведения в условиях чрезвычайных и кризисных ситуациях, а также будущей профессиональной деятельности по
формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников
I способность предлагать варианты решения проблемы выхода из опасной ситуации в социуме, в том числе и воображаемой;
I способность к видению проблем;
I нестандартность мышления;
I способность к восприятию инноваций;
I способность предлагать нестандартные варианты действий в опасной ситуации, связанной с деятельностью социума;
I применение творческого подхода при обучении школьников навыкам безопасного поведения в социуме.
Табл. 1. Компоненты культуры безопасности в социуме будущего педагога.
Степень и соразмерность названных компонентов в итоге определяют уровень сформированности культуры безопасности в социуме. На основании подходов В.Н. Мошкина [5] можно выделить недопустимый, критический (низкий), допустимый (средний) и оптимальный (высокий) уровни культуры безопасности в социуме (табл. 2).
В заключение следует отметить, что формирование компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме у студентов педагогических специальностей осуществляется в образовательном процессе (курсы «Безопасность жизнедеятельности», «Основы здорового образа жизни»). На коррекцию их знаний и поведения или повышение уровня культуры безопасности в социуме также направлены мероприятия воспитательной работы в данном направлении. В частности, в Шуйском государственном педагогическом университете данная деятельность осуществляется в контексте «Программы воспитания культуры безопасности жизнедеятельности студентов», а также участия студентов в мероприятиях движения «Школа безопасности» [подробнее см.: 1; 2; 3;]. Реализация данной программы способствует повышению культуры
безопасности жизнедеятельности у будущих педагогов, содействует развитию у них личностных качеств, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность в образовательной системе.
Табл. 2. Уровни сформированности культуры безопасности жизнедеятельности в социуме
Компонент ы Уровни
недопустимый критический допустимый оптимальный
Мотивац ионный Стремление к саморазрушению. Отсутствие интереса к текущей информации по проблеме социальной безопасности. Внутренняя потребность к деятельности по вопросам обеспечения безопасности образовательного учреждения отсутствует. Стремление к преодолению вредных и опасных социальных факторов жизнедеятельности. Интерес к текущей информации по проблеме социальной безопасности как второстепенной, не обязательной для педагога. Внутренняя потребность к деятельности по вопросам обеспечения безопасности образовательного учреждения не выражена, преобладают внешние стимулы обучения. Стремление к профилактике и минимизации вредных и опасных социальных факторов жизнедеятельности. Периодический интерес к проблемам социальной безопасности. Ситуационное проявление внутренней потребности к будущей профессиональной деятельности по вопросам обеспечения безопасности образовательного учреждения в зависимости от условий. Мотив к самосовершенствованию культуры безопасности в социуме. Стремление к профилактике и минимизации вредных и опасных социальных факторов жизнедеятельности. Постоянный интерес к новой научно-практической информации по вопросам социальной безопасности. Устойчивая внутренняя потребность к будущей профессиональной деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения, с целью личностно-профессионального развития.
Когнитив ный Ошибочные и ложные знания о безопасности в социуме. Знания по вопросам обеспечения безопасности образовательного учреждения отсутствуют. Разрозненные знания о безопасности в социуме. Знания по вопросам обеспечения безопасности образовательного учреждения неполные, несистематизированные^ узкоприкладные, нормативного характера. Знания об основных вредных и опасных социальных факторах жизнедеятельности и способах их преодоления. Знания по основным разделам обеспечения безопасности образовательного учреждения в рамках требований образовательного стандарта. Система знаний о вредных и опасных социальных факторах жизнедеятельности и способах их профилактики и преодоления. Система теоретико-прикладных знаний по обеспечению безопасности образовательного учреждения, в сочетании с психолого-педагогическими, социологическими и гуманитарными знаниями.
Деятельн остный Отсутствие умений безопасного поведения. Отсутствие умений в области обеспечения безопасности образовательного учреждения. Владение умениями безопасного поведения в социуме в привычной обстановке. Эмпирически сформированные первоначальные умения в области обеспечения безопасности образовательного учреждения, частые ошибки. Владение умениями безопасного поведения в социуме в непривычных, трудных условиях. Наличие эмпирически сформированного среднепродуктивного стереотипа обеспечения безопасности образовательного учреждения. Владение умениями безопасного поведения в социуме в непривычных, опасных, экстремальных ситуациях. Целенаправленные сформированные умения и навыки, позволяющие с минимальными затратами достигать успехов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Рефлекси вный Отсутствие стремления к самоконтролю за соблюдением правил безопасности в социуме. Отсутствие рефлексивной позиции в области обеспечения безопасности образовательного учреждения. Самоконтроль за соблюдением норм безопасности в социуме по результату деятельности. Рефлексивная позиция в области обеспечения безопасности образовательного учреждения отсутствует или носит слабовыраженный объективный характер. Пошаговый самоконтроль за соблюдением норм безопасности в социуме. Рефлексивная позиция в основном связана с оценкой себя как объекта процесса по обеспечению безопасности образовательного учреждения. Прогностический самоконтроль за соблюдением мер безопасности в социуме. Рефлексивная позиция связана с восприятием себя как полноправного участника (субъекта) процесса по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
Креативн ый Опыт использования способов деятельности в деструктивных целях, в том числе в условиях образовательного учреждения. Опыт репродуктивного использования способов безопасного поведения в социуме в знакомых условиях. Отсутствие творческих способностей в реализации технологий обеспечения безопасности образовательного учреждения. Опыт реконструкции известных способов безопасности в социуме с учетом конкретных условий. Ситуационное проявление творческих способностей по основным направлениям обеспечения безопасности образовательного учреждения в рамках стандартных программ. Опыт творческой разработки новых способов обеспечения безопасности в социуме. Система реализации творческих способностей по созданию технологий обеспечения безопасности образовательного учреждения.
* * *
1. Михайлов А.А. Дидактическая система подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе // Экономика образования. 2011. № 3. С. 217-221.
2. Михайлов А.А. Проблемы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности в современных условиях: монография. Тула, 2010.
3. Михайлов А.А. Формирование компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета: [сайт]. 2011. № 68. URL: http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
4. Михайлов Л.А. Концепция образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (в классических, педагогических, гуманитарных вузах) // Основы безопасности жизни: науч.-метод. информ. журн. 2007. № 8 (авг.). С. 36-45.
5. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: монография. Барнаул, изд-во Барнаульского государственного педагогического университета, 2002.
6. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения // Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М., 2006.