Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии в формировании у студентов культуры личности безопасного типа'

Современные педагогические технологии в формировании у студентов культуры личности безопасного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / SAFETY / CULTURE OF PERSONALITY SAFE TYPE / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / STUDENTS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Ирина Александровна

В современных условиях будущее цивилизации во многом будет зависеть от образования, в связи с чем актуализируется необходимость поиска таких путей и средств в педагогике, которые позволят привить, воспитать у человека культуру безопасности. Инновационный подход в реализации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе определяется постоянным совершенствованием уровня знаний и профессиональных компетенций преподавателей, изучением современной литературы и периодических изданий, в том числе зарубежных, мониторингом динамики ситуации по всем затрагивающим вопросы безопасности жизнедеятельности аспектам. С помощью современных образовательных технологий реализуется важнейшая задача мотивации обучающихся на получение, расширение и закрепление знаний, навыков и умений, на формирование у обучающихся культуры личности безопасного типа. Это в итоге позволяет мотивировать будущего специалиста на познание себя и своей роли в природной, культурной, социальной, техногенной и информационной среде вне зависимости от избранного направления подготовки, который способен брать на себя ответственность за принятие решений в нестандартных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN FORMING STUDENTS’ CULTURE OF THE PERSONALITY OF SAFE TYPE

In modern conditions the future of civilization will largely depend on education, therefore the need to search for such ways and means in teaching that will instill, foster a culture of safety is relevant. Innovative approach in the implementation of the discipline «Life Safety» in high school is determined by the constant improvement of the level of knowledge and professional competencies of teachers, the study of modern literature and periodicals, including foreign ones, monitoring the dynamics of the situation for all involving issues of life safety aspects. With the help of modern educational technologies There are being implemented the most important task of motivating students to acquire, expand and consolidate knowledge, skills and abilities for the formation of students ' culture of personality safe type with the help of modern educational technologies. It helps to motivate the future specialist on the knowledge itself and their role in the natural, cultural, social, technological and information environment, regardless of the chosen direction of training, which is able to take responsibility for making decisions in unusual situations.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии в формировании у студентов культуры личности безопасного типа»

УДК: 376.1:378.147+159.955

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

БЕЗОПАСНОГО ТИПА

И. А. Пономарева1

В современных условиях будущее цивилизации во многом будет зависеть от образования, в связи с чем актуализируется необходимость поиска таких путей и средств в педагогике, которые позволят привить, воспитать у человека культуру безопасности. Инновационный подход в реализации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе определяется постоянным совершенствованием уровня знаний и профессиональных компетенций преподавателей, изучением современной литературы и периодических изданий, в том числе зарубежных, мониторингом динамики ситуации по всем затрагивающим вопросы безопасности жизнедеятельности аспектам. С помощью современных образовательных технологий реализуется важнейшая задача мотивации обучающихся на получение, расширение и закрепление знаний, навыков и умений, на формирование у обучающихся культуры личности безопасного типа. Это в итоге позволяет мотивировать будущего специалиста на познание себя и своей роли в природной, культурной, социальной, техногенной и информационной среде вне зависимости от избранного направления подготовки, который способен брать на себя ответственность за принятие решений в нестандартных ситуациях.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, культура личности безопасного типа, педагогические технологии, студенты, вуз.

Для воспитания личности нового типа, способной компетентно обеспечить адекватный ответ вызовам времени, необходимо признание приоритетности в содержании образования фундаментальных мировоззренческих аспектов, «раскрывающих ценностно-смысловые оценки действительности, целостное понимание явлений и процессов, и направленных на повышение качества образования» [24]. Данное положение юридически закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. В нормативных документах определена необходимость формирования у будущих выпускников вузов соответствующих профессиональных компетенций,

1 Пономарева Ирина Александровна — Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

генерализованных и унифицированных для каждого направления подготовки и специальности, предусматривающих их готовность к обеспечению личной и общественной безопасности [8].

Филатова О. М. (2015) указывала, что культура безопасности как необходимость выживания вида сопровождала человека на протяжении всей его истории. Человечество с момента своего зарождения существовало в окружении различных опасностей. На заре цивилизации главными источниками проблем были природные явления. Со временем произошло накопление знаний о них, и человек на основе полученной информации придумал разнообразные средства и способы защиты от негативного воздействия среды. С прошествием веков человек, уменьшая воздействие природных опасностей, сгенерировал опасности социальные, техногенные, информационные и т. д. [24]. Состояние безопасности является априори базовой потребностью и задачей любого человека. Для решения обозначенной проблемы необходимы люди новой формации — личности безопасного типа поведения с инновационным типом мышления, понимающие ценность жизни, здоровья, необходимость сохранения надлежащего состояния окружающей среды, готовые «обновлять оперативную часть социального опыта» [8]. По мнению многих исследователей, воспитание у обучающихся культуры безопасности является одной из важнейших задач и компетенций педагога нового формата [4, 5, 19, 21], а безопасность жизнедеятельности в вузе показала свою эффективность как базовая, интегрирующая дисциплина естественнонаучного модуля [2, 6, 10, 18]. На сегодняшний день тема взаимодействия человека и среды характеризуется выходом за пределы какого-либо одного направления и необходимостью создания условий для формирования интегративной области знаний о безопасности на стыке наук о человеке, обществе, природе, инженерных наук, информатики. Как указывалось в работах [5, 24], такая интегративная наука и учебная дисциплина ставит своей целью формирование личности безопасного типа, т. е. личности природо-, социо- и культуросообразной, которая стремится к самосохранению, саморазвитию, самосовершенствованию, характеризуется усвоением определенного набора знаний, представлений, умений и навыков, соответствующих потребностям безопасности современной природы и общества.

Этимология термина «безопасность» убедительно свидетельствует в пользу того, что первоначально феномен действительно трактовался как свойство среды; в этом случае стратегия обеспечения безопасности заключалась в попытке найти или создать благоприятную среду — «среду без опасностей» [9]. В русском языке слово «безопасность» образовано по принципу антиномии (противоречия между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым), т. е. за счет добавления приставки «без» к слову «опасность». Такой негативистской ограничительной лексической конструкции ранее было достаточно, однако сейчас данное слово зачастую воспринимается ограничителем других смыслов, а такая словесная форма затрудняет полное и правильное раскрытие смыслов, так как для

этого требуется не простое противоположение чему-либо другому, а прямое указание на подразумеваемую сущность [1]. В настоящее время в теории безопасности жизнедеятельности исследуются категории «безопасная личность» (С. В. Кульневич, Н. А. Лызь, В. Н. Мошкин, В. П. Соломин и др.) и «личность безопасного типа» (Е. В. Бондаревская, А. В. Кравцова, Л. А. Михайлов, В. О. Сапронов, А. П. Савин, П. В. Станкевич, С. П. Черный, Л. И. Шершнев, В. А. Шестаков и др.) [8]. По мнению ученых, деятельность личности безопасного типа характеризуется способностью предвидеть опасности (проводить системный анализ, мониторинг и идентификацию), умением их избежать и не создавать, навыками преодоления опасностей, оказания помощи себе и другим. Большинство исследователей [2, 4, 6, 8, 10, 11, и др.] сходятся во мнении в том, что личность безопасного типа нравственна, активна, уверенна, успешна, целенаправленна, имеет развитые способности к прогнозированию и выбору наиболее оптимальных средств для достижения результата. Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, по их мнению, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. При этом различными учёными и методологами [7, 8, 14, 24 и др.] личность рассматривается в двух аспектах: психофизиологическом и социальном.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа некоторые исследователи [16-19, 21] называют безопасное (гармоничное) взаимодействие с компонентами природной, техногенной, информационной, социальной, профессиональной и т.д. сред.

Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека. Такими компонентами являются: «предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности» [3, 11, 22].

Общая цель формирования личности безопасного типа — выработка навыков и умений, позволяющих правильно строить свою жизнедеятельность и, соответственно, поведение и снижать таким образом уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику вероятных опасностей. По исследованиям [8], категория личности безопасного типа поведения обладает сложной поликомпонентной структурой, включающей мотивационные, ценностно -смысловые, когнитивные, поведенческие аспекты, эмоционально-волевую регуляцию и личностные качества.

Выявление когнитивно-психологического (социально-психологического) компонента феномена безопасности открывает широкую перспективу для управления системами безопасности за счёт развития личностных (социальных)

качеств субъекта безопасности, в том числе позволяет более осмысленно и целенаправленно разрабатывать методологию и образовательные технологии по формированию культуры безопасности (индивидов и общества в целом), безопасного образа жизни, воспитанию личности безопасного типа поведения. [9]. Проблема добра и зла является традиционной для философии и этики. Исследования природы и сущности зла представлены в самых различных школах и направлениях, однако носят разрозненный характер. С точки зрения психологии, [25] в своем исследовании исходит из следующего понимания зла в русском языке: «зло — это сознательное и целенаправленное причинение вреда, ущерба». Зло — это интегративное психическое образование, включающее в себя внешний и внутренний компоненты. Внутренний компонент характеризуется нравственным психическим образованием, включающим в себя отношения «человек — человек», мотивационным рефлексивным и аффективным компонентом. Внешний компонент — поведение, поступки и действия, которые совершает человек (вербальные и невербальные формы), в которых проявляется и реализуется злой умысел [25]. Поэтому при воспитании личности «безопасного типа» мотивационный аспект объединяет систему мотивов поведения, побуждающих личность к безопасной самореализации в существующих, постоянно меняющихся социокультурных условиях, а ценностно-смысловой аспект и связанная с ним эмоционально-волевая регуляция подразумевает осознание социальной и личной значимости [8].

Воспитание культуры личности безопасного типа начинается с семьи в дошкольном возрасте, при этом грамотность родителей, понимание важности этого вопроса оказывают существенное влияние на дальнейшую эффективность всех приемов и методов формирования у ребёнка культуры безопасной жизнедеятельности. Второй ступенью образования, на которой человек получает более полные сведения о способах обеспечения собственной безопасности, являются дошкольные учреждения, где проводятся ознакомительные занятия о правилах пожарной безопасности и безопасности на дорогах, даются начальные экологические знания. Третьей ступенью образования, формирующей культуру безопасности жизнедеятельности, является школа, где на уроках ОБЖ, экологии, биологии, географии, информатики, химии, физики, а также во внеурочной деятельности детям прививаются основы нравственно-этического и патриотического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создании благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания, безопасном взаимодействии с техносферой. К завершению этой ступени человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. В высших учебных заведениях также продолжается формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов, но уже с позиции будущей профессиональной деятельности. В условиях компетентностной ориентации, по

мнению [8], система высшего образования обращает внимание на личностно и социально интегрированный результат, приобретает особый статус, трансформируясь из процесса трансляции знаний в превентивный механизм решения различных проблем, реализуя идеи устойчивого развития и обеспечивая повышение безопасности окружающей среды и жизнедеятельности человека в ней. Однако современная реальность диктует новые требования, поэтому устаревшие методики и программы уже неэффективны, так как связь между подразделениями вуза, принимающими участие в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, теряется или становится формальной, а разрозненность действий приводит к потере времени, финансов и не дает желаемого результата [7]. В современных условиях будущее всей цивилизации во многом будет зависеть именно от образования. Поэтому актуализируется необходимость поиска таких путей и средств в педагогике, которые позволят привить, воспитать культуру безопасности, что соотносится и с взглядами [14].

Преподаватель только в непосредственном общении со студентами должен и может и обучать, и формировать мировоззренческие принципы настоящего специалиста: ответственность, целеустремленность, умение сделать правильный выбор, патриотизм и т. п. [20]. Инновационный подход в реализации дисциплины определяется постоянным совершенствованием уровня знаний и профессиональных компетенций преподавателей, изучением современной литературы и периодических изданий, в том числе зарубежных, мониторингом динамики ситуации по всем затрагивающим вопросы безопасности жизнедеятельности аспектам. С помощью современных образовательных технологий (включающая внеурочную деятельность, кино, олимпиады, проектирование и т. д.) реализуется важнейшая задача мотивации обучающихся на получение, расширение и закрепление знаний, навыков и умений, на формирование у обучающихся культуры личности безопасного типа, успешно и безопасно существующей в системе «человек-человек-машина-среда обитания» и способности организовать и эффективно взаимодействовать в комфортном и безопасном профессиональном пространстве, о чём писали, в частности, и [6, 12, 13, 15, 17, 23, 26, 27]. Ещё одним условием организации среды, способствующей формированию личности безопасного типа и повышения эффективности практической подготовки этой личности к деятельности по поддержанию жизни в различных условиях, является практикоориентированность. Необходимо тесное взаимодействие с организациями, имеющими возможность трансляции опыта действия в нестандартных ситуациях, например, проведение учебно-тренировочных занятий на базе структур МЧС России, ВДПО, Центра медицины катастроф и т. д. Для закрепления полученных умений и навыков в ситуациях, приближенных к реальным, целесообразно привлечение студентов в роли волонтёров для помощи в организации различных этапов олимпиады школьников по ОБЖ, организация для самих студентов состязаний учащихся по безопасности

дорожного движения, пожарной безопасности, туризму, и т.д. Специфика процесса обучения культуре безопасности, по мнению [24], должна заключаться в рассмотрении различных аспектов безопасности личности в диалектической взаимосвязи с безопасностью общества и государства.

Формирование личности безопасного типа — непрерывный процесс освоения и присвоения элементов культуры безопасности человечества, который происходит в течение всего периода земного существования. Первыми помощниками в этом являются семья и система образования, в центре деятельности которой — развивающаяся личность, создание среды, необходимой для ее самоопределения и самореализации, становления индивидуальности, раскрытия творческих возможностей и формирования навыков адаптации к современным условиям существования [24]. Как указывалось и в предыдущих исследованиях [17], знания, практические и интеллектуальные навыки и универсальные умения, сформированные у обучающихся в результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе, способствуют более квалифицированному освоению учебного курса, формированию культуры личности «безопасного типа» в системе «человек-человек-машина-среда обитания», что в итоге позволяет мотивировать будущего специалиста на познание себя и своей роли в природной, культурной, социальной, техногенной и информационной среде и воспитание специалиста высокой квалификации вне зависимости от избранного направления подготовки, который способен работать в коллективе и в качестве руководителя, и в качестве исполнителя и брать на себя ответственность за принятие решений в нестандартных ситуациях.

Литература

1. Абрамов В. В. Понятие «безопасность» в гражданском праве и законодательстве // Будущее науки-2014: сборник научных статей 2-й Международной молодежной научной конференции. — Курск: Университетская книга, 2014. — С. 156-159.

2. Басилаиа М. А., Пономарев А. Е. Формирование культуры личности безопасного типа на основе экологического воспитания // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сборник материалов пятой всероссийской научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. — С. 29-35.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е. А. Калюжный, С. В. Михайлова, С. Г. Напреев, Д. Г. Сидоров. — Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2011. — 300 с.

4. Бондин В. И. Нравственное здоровье школьников в современных условиях // Известия ЮФУ. Технические науки. — 1998. — № 3 (9). — С. 181.

5. Денисов О. В., Пономарев А. Е. К вопросу о необходимости изучения педагогом безопасности жизнедеятельности с системных позиций // Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по

укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика»: сборник материалов всероссийской конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 154-159.

6. Денисов О. В., Пономарев А. Е. О назначении дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в современных условиях техногенной, экологической и социальной среды // Перспективы развития науки: международная научно-практическая конференция. — Уфа, 2015. — С. 219-221.

7. Долинина И. Г., Кушнарёва О. В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 9. — С. 83-85.

8. Картавых М. А., Бичева И. Б., Попова Л. В., Варивода В. С., Филатова О. М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 4 (12). — С. 18.

9. Кропотова Н. В. Методологические аспекты феномена безопасности // Человек-Природа-Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. — 2016. — № 2 (9). — С. 14-18.

10. Лысенко А. В. Инновационные подходы к сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия в условиях перехода к информационному обществу // Транспорт-2015: труды международной научно-практической конференции. — Ростов н/Д: РГУПС, 2015. — С. 189-191.

11. Лысенко А. В., Лушпаева О. А. Психо-физиологические механизмы выживания в экстремальных природных условиях: учебное пособие / Ростов н/Д, 2014.

12. Лысенко А. В., Петров А. В. Российское и зарубежное кино как фактор, формирующий у молодежи потребности к занятиям физической культурой и спортом // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 11-3 (16). — С. 50-52.

13. Обыденникова С. В., Пономарева И. А. Роль педагога в профилактике вредных привычек, правонарушений и организации комфортного и безопасного образовательного пространства // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 429-432.

14. Поляков Н. И. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе // Интернет-журнал Науковедение. — 2015. — Т. 7. — № 5 (30). — С. 219.

15. Поляничко С. В., Пономарева И. А. Классный час как форма воспитания культуры личности безопасного типа // Образование, спорт, здоровье в современных условиях окружающей среды: сборник материалов четвертой международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 294-297.

16. Пономарев А. Е., Лебедева В. В. Здоровый стиль жизни как необходимость выбора нового поколения для выживания в современной системе «человек — машина — среда обитания» // Перспективы развития науки: международная научно-практическая конференция. — Уфа, 2015. — С. 252-254.

17. Пономарева И. А. Безопасность жизнедеятельности как базовая дисциплина педагогического образования // Физическая культура в общекультурной

и профессиональной подготовке студента: сборник материалов второй Всероссийской с международным участием научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. — С. 22-26.

18. Пономарева И. А. Безопасность жизнедеятельности как интегрирующая дисциплина модуля в условиях модернизации педагогического образования // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. — 2016. — № 1. — С. 7377.

19. Пономарева И. А. К вопросу о воспитании у школьников культуры здорового и безопасного стиля жизни // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов третьей международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. — С. 26-32.

20. Пономарева И. А. Современная высшая школа: инновации и продвижение или воспитание, учение и обучение? // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. — 2017. Т. 3. № 1 (2). — С. 76-79.

21. Пономарева И. А., Гуцу В. Ф. Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды — компетенция педагога нового формата // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 132137.

22. Семехин Ю. Г., Бондин В. И. Безопасность жизнедеятельности. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 412 с.

23. Степанова Т. А., Лысенко А. В., Лушпаева О. А., Таютина Т. В., Недоруба Е. А. Исследование ценностных ориентаций у студентов академии физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С. 210.

24. Филатова О. М. Дидактические аспекты формирования личности безопасного типа на примере освоения биологической составляющей образовательной области «безопасность жизнедеятельности» // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 1. — С. 36-39.

25. Чумичева Р. М., Барсукова О. В., Королькова В. С. Исследование представлений и переживаний российских студентов о зле // Образование личности. — 2013. — № 2. — С. 56-60.

26. Чумичева Р. М., Королькова В. С. Объекты культуры в воспитательном пространстве вуза как средство воспитания личности // Образование личности. — 2014. — № 3. — С. 13-17.

27. Чумичева Р. М., Кротова Е. И., Лобова О. В. Воспитательная ценность детского кино: опыт и проблемы // Киноискусство и ребёнок: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. — С. 125-133.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN FORMING STUDENTS' CULTURE OF THE PERSONALITY OF SAFE TYPE

Ponomareva I.A.

Ponomareva Irina Aleksandrovna — Southern Federal University, Rostov-on-Don

Abstract. In modern conditions the future of civilization will largely depend on education, therefore the need to search for such ways and means in teaching that will instill, foster a culture of safety is relevant. Innovative approach in the implementation of the discipline «Life Safety» in high school is determined by the constant improvement of the level of knowledge and professional competencies of teachers, the study of modern literature and periodicals, including foreign ones, monitoring the dynamics of the situation for all involving issues of life safety aspects. With the help of modern educational technologies There are being implemented the most important task of motivating students to acquire, expand and consolidate knowledge, skills and abilities for the formation of students ' culture of personality safe type with the help of modern educational technologies. It helps to motivate the future specialist on the knowledge itself and their role in the natural, cultural, social, technological and information environment, regardless of the chosen direction of training, which is able to take responsibility for making decisions in unusual situations.

Keywords: safety, culture of personality safe type, educational technology, students, university.

References

1. Abramov V.V. Ponjatie «bezopasnost'» v grazhdanskom prave i zakonodatel'stve // Budushhee nauki-2014: sbornik nauchnyh statej 2-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii. - Kursk: Universitetskaja kniga, 2014. - S. 156-159. (in Russian)

2. Basilaia M.A., Ponomarev A.E. Formirovanie kul'tury lichnosti bezopasnogo tipa na osnove jekologicheskogo vospitanija // Fizicheskaja kul'tura, sport, zdorov'e i dolgoletie: sbornik materialov pjatoj vserossijskoj nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 29-35. (in Russian)

3. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: uchebnoe posobie / E.A. Kaljuzhnyj, S.V. Mihajlova, S.G. Napreev, D.G. Sidorov. - Arzamas: AGPI im. A.P. Gajdara, 2011. - 300 s. (in Russian)

4. Bondin V.I. Nravstvennoe zdorov'e shkol'nikov v sovremennyh uslovijah // Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki. - 1998. - № 3 (9). - S. 181. (in Russian)

5. Denisov O.V., Ponomarev A.E. K voprosu o neobhodimosti izuchenija pedagogom bezopasnosti zhiznedejatel'nosti s sistemnyh pozicij // Razrabotka i aprobacija novyh modulej osnovnoj obrazovatel'noj programmy bakalavriata po

ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika»: sbornik materialov vserossijskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S. 154-159. (in Russian)

6. Denisov O.V., Ponomarev A.E. O naznachenii discipliny «bezopasnost' zhiznedejatel'nosti» v sovremennyh uslovijah tehnogennoj, jekologicheskoj i social'noj sredy // Perspektivy razvitija nauki: mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. - Ufa, 2015. - S. 219-221. (in Russian)

7. Dolinina I.G., Kushnarjova O.V. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: sostojanie obrazovatel'noj sredy, formirujushhej professional'nuju kul'turu obuchajushhihsja // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2015. - № 9. - S. 83-85. (in Russian)

8. Kartavyh M.A., Bicheva I.B., Popova L.V., Varivoda V.S., Filatova O.M. Pedagogicheskie uslovija formirovanija lichnosti bezopasnogo tipa povedenija v obrazovatel'nom processe vuza // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2015. - № 4 (12). -S. 18. (in Russian)

9. Kropotova N.V. Metodologicheskie aspekty fenomena bezopasnosti // Chelovek-Priroda-Obshhestvo: Teorija i praktika bezopasnosti zhiznedejatel'nosti, jekologii i valeologii. - 2016. - № 2 (9). - S. 14-18. (in Russian)

10. Lysenko A.V. Innovacionnye podhody k sohraneniju zdorov'ja i prodleniju professional'nogo dolgoletija v uslovijah perehoda k informacionnomu obshhestvu // Transport-2015: trudy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: RGUPS, 2015. - S. 189-191. (in Russian)

11. Lysenko A.V., Lushpaeva O.A. Psiho-fiziologicheskie mehanizmy vyzhivanija v jekstremal'nyh prirodnyh uslovijah: uchebnoe posobie / Rostov n/D, 2014. (in Russian)

12. Lysenko A.V., Petrov A.V. Rossijskoe i zarubezhnoe kino kak faktor, formirujushhij u molodezhi potrebnosti k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj i sportom // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. - 2016. - № 11-3 (16). - S. 50-52. (in Russian)

13. Obydennikova S.V., Ponomareva I.A. Rol' pedagoga v profilaktike vrednyh privychek, pravonarushenij i organizacii komfortnogo i bezopasnogo obrazovatel'nogo prostranstva // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov vtoroj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2015. -S. 429-432. (in Russian)

14. Poljakov N.I. Osobennosti formirovanija kul'tury bezopasnosti v sovremennoj shkole // Internet-zhurnal Naukovedenie. - 2015. - T. 7. - № 5 (30). - S. 219. (in Russian)

15. Poljanichko S.V., Ponomareva I.A. Klassnyj chas kak forma vospitanija kul'tury lichnosti bezopasnogo tipa // Obrazovanie, sport, zdorov'e v sovremennyh uslovijah okruzhajushhej sredy: sbornik materialov chetvertoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S. 294-297. (in Russian)

16. Ponomarev A.E., Lebedeva V.V. Zdorovyj stil' zhizni kak neobhodimost' vybora novogo pokolenija dlja vyzhivanija v sovremennoj sisteme «chelovek - mashina - sreda obitanija» // Perspektivy razvitija nauki: mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. - Ufa, 2015. - S. 252-254. (in Russian)

17. Ponomareva I.A. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti kak bazovaja disciplina pedagogicheskogo obrazovanija // Fizicheskaja kul'tura v obshhekul'turnoj i professional'noj podgotovke studenta: sbornik materialov vtoroj Vserossijskoj s

mezhdunarodnym uchastiem nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 22-26. (in Russian)

18. Ponomareva I.A. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti kak integrirujushhaja disciplina modulja v uslovijah modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija // Sovremennye tendencii razvitija i perspektivy vnedrenija innovacionnyh tehnologij v mashinostroenii, obrazovanii i jekonomike. - 2016. - № 1. - S. 73-77. (in Russian)

19. Ponomareva I.A. K voprosu o vospitanii u shkol'nikov kul'tury zdorovogo i bezopasnogo stilja zhizni // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov tret'ej mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU,

2016. - S. 26-32. (in Russian)

20. Ponomareva I.A. Sovremennaja vysshaja shkola: innovacii i prodvizhenie ili vospitanie, uchenie i obuchenie? // Sovremennye tendencii razvitija i perspektivy vnedrenija innovacionnyh tehnologij v mashinostroenii, obrazovanii i jekonomike. -

2017. T. 3. № 1 (2). - S. 76-79. (in Russian)

21. Ponomareva I.A., Gucu V.F. Proektirovanie komfortnoj i bezopasnoj obrazovatel'noj sredy - kompetencija pedagoga novogo formata // Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie aspekty postroenija fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm i obespechenie ih bezopasnosti: sbornik materialov vtoroj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2015. - S. 132-137. (in Russian)

22. Semehin Ju.G., Bondin V.I. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. - M.|Berlin: Direkt-Media, 2015. - 412 s. (in Russian)

23. Stepanova T.A., Lysenko A.V., Lushpaeva O.A., Tajutina T.V., Nedoruba E.A. Issledovanie cennostnyh orientacij u studentov akademii fizicheskoj kul'tury i sporta // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2015. - № 3. - S. 210. (in Russian)

24. Filatova O.M. Didakticheskie aspekty formirovanija lichnosti bezopasnogo tipa na primere osvoenija biologicheskoj sostavljajushhej obrazovatel'noj oblasti «bezopasnost' zhiznedejatel'nosti» // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2015. - № 1. - S. 36-39. (in Russian)

25. Chumicheva R.M., Barsukova O.V., Korol'kova V.S. Issledovanie predstavlenij i perezhivanij rossijskih studentov o zle // Obrazovanie lichnosti. - 2013. - № 2. - S. 56-60. (in Russian)

26. Chumicheva R.M., Korol'kova V.S. Ob#ekty kul'tury v vospitatel'nom prostranstve vuza kak sredstvo vospitanija lichnosti // Obrazovanie lichnosti. - 2014. - № 3. - S. 13-17. (in Russian)

27. Chumicheva R.M., Krotova E.I., Lobova O.V. Vospitatel'naja cennost' detskogo kino: opyt i problemy // Kinoiskusstvo i rebjonok: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov n/D: JuFU, 2016. - S. 125-133. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.