Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
1
УДК 061
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИУМЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Михайлов Алексей Александрович к.п.н., доцент
Шуйский государственный педагогический университет, Россия
В статье рассматриваются подходы к определению культуры безопасности жизнедеятельности. Представлено авторское определение культуры безопасности жизнедеятельности в социуме. Дается содержательная характеристика основных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме, которые формируются у студентов педагогического университета
Ключевые слова: КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИУМ, КОМПОНЕНТЫ, СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА, ФОРМИРОВАНИЕ
UDC 061
FORMATION OF THE COMPONENTS OF THE SAFETY CULTURE OF LIFE IN SOCIETY IN PEDAGOGY STUDENTS
Mikhailov Aleksei Aleksandrovich Cand.Ped.Sci., associate professor Shuisk State Pedagogical University, Russia
The article examines the approaches to the definition of cultural safety. Author's definition of safety culture of life in society is presented. We give a meaningful description of the main components of the safety culture of life in society, which are formed from students of pedagogical university
Keywords: CULTURE OF LIFE SAFETY, SOCIETY, COMPONENTS, PEDAGOGY STUDENTS, FORMATION
В виду возрастания масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, обострения социально-экономических проблем, увеличения частоты проявления стихийных бедствий актуальными и требующими быстрого решения становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экологического потенциала окружающей среды в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Несмотря на то, что научно-технический прогресс не стоит на месте, потери российского общества, да и всего человечества в целом, от природных и техногенных катастроф, а также ЧС социального характера с каждым годом значительно возрастают. В российских школах осуществляется подготовка учащихся в области безопасности жизнедеятельности, школьники изучают курс ОБЖ. Практически во всех образовательных стандартах высшей школы присутствует курс БЖД. Изучая данный курс, студенты рассматривают основные опасные
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
2
ситуации, изучают способы действия в них. При этом, как показывает статистика, риск попадания молодых людей в опасные ситуации, прежде всего связанные с жизнедеятельностью современного социума, достаточно велик. Молодежь зачастую оказывается втянутой в различные криминальные группировки, не уделяет внимания вопросам сохранения своего здоровья, легко поддается на уловки мошенников. Нередки случаи, когда молодой человек оказывается в состоянии растерянности в случае попадания в экстремальную ситуацию, как угрожающую его жизни и здоровью, так и жизни другим. Студенты сегодня, а завтра - специалисты и бакалавры не в должной мере владеют компетенциями в области безопасности жизнедеятельности. Актуальна данная проблема и для студентов ГОУ ВПО «ШГПУ».
В связи с этим, одной из главных задач университета является организация обучения студентов знаниям и умениям безопасной жизнедеятельности, как в учебное, так и в неучебное время. У каждого студента университета должны быть сформированы у компоненты культуры безопасности.
В настоящий момент в отечественной науке существует множество определений культуры безопасности жизнедеятельности. Так, Ф. Кармазинов рассматривает культуру безопасности как набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведение отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. По мнению Ф. Кармазинова, компоненты культуры безопасности следующие: предотвращение самоуспокоенности в процессе эксплуатации, понимание потенциального знания с точки зрения безопасности всех отклонений от штатного регламента, признание приоритета безопасности в принятии решений, чувство ответственности,
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
3
системный подход на всех этапах, непренебрежение мелочами, неформальное отношение к опыту [8].
Еперин А.П. понимает под культурой безопасности обеспечение условий и воспитания в человеке внутренних потребности работать безопасно (достигается реализацией мероприятий, включающих разделы по организационно-техническому обеспечению, подготовке и повышению квалификации персонала, обеспечению престижа и социальных гарантий)
[4].
Серьезный анализ данного понятия проведен Мошкиным В.Н. Так он анализирует понятие «культура безопасности» В.В. Чебана в контексте понимания им сущности культуры национальной безопасности России как относительно самостоятельного компонента культуры страны,
представляющего собой совокупность созданных народом материальных и духовных ценностей, характеризующей содержание и своеобразие способа познания и воспроизведения отношений безопасного бытия,
функционирования и развития личности, общества и государства российского генотипа. Им же используется понятие В.Н. Кузнецова, который определяет культуру безопасности как процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов. Так, по его мнению, культура безопасности является социологической категорией,
отображающей социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию (либо создание и эмиссию) социальных рисков, опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества, государства в различных социальных условиях [7].
К специфическим целям культуры безопасности М. Купер относит: разработку норм поведения, снижение частоты несчастных случаев,
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
4
создание условий для увеличения внимания к вопросам безопасности, формирование взглядов и убеждений по проблемам риска аварий и угрозы здоровью, усиление приверженности людей укреплению безопасности, выработку стиля и практических навыков по совершенствованию безопасности и укреплению здоровья.
Воспитание культуры безопасности у студентов закономерно входит в состав педагогического процесса вуза, реализуется в педагогической практике как компонент и функция педагогического процесса. Закономерный характер воспитания культуры безопасности школьников осознается педагогическими работниками как педагогический принцип, ориентирующий на подготовку студентов к безопасной жизнедеятельности.
Культура безопасности человека включает содержательнопроцессуальный (качества личности, направления базовой культуры личности - мировоззрение, нравственность и т.д., компоненты деятельности, способствующие безопасности человека и общества) и функциональный (самосовершенствование безопасной жизнедеятельности; присвоение и совершенствование культуры безопасности общества; прогнозирование, профилактика и минимизация ущерба от вредных и опасных факторов жизнедеятельности; использование социальных факторов защиты; создание безопасных условий жизнедеятельности; противодействие негативному влиянию социальных и природных факторов, контркультуры деструктивности на направленность и содержание безопасной жизнедеятельности) аспекты.
Воспитание культуры безопасности включает следующие аспекты: формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности,
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
5
опасности и т.д.), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества). Важным направлением является формирование культуры безопасности жизнедеятельности в социуме.
Под культурой безопасности жизнедеятельности в социуме мы понимаем такое состояние развития личности, которое характеризуется осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, практической деятельностью по снижению социальных рисков, развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, владение нормами безопасного и продуктивного поведения в социуме, ведение здорового образа жизни, развитостью умений пользоваться информацией.
В качестве компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме мы выделяем следующие:
1. Ценностно-мотивационный:
• Осознание жизни как главной ценности
• Осуществление жизнедеятельности, сохраняющей биосферу как фундамент жизни
• Осуществление созидательной жизнедеятельности в благоприятной среде обитания, в гармонии с окружающим миром, в рациональном потреблении его ресурсов
• Обеспечение личной безопасности как условие сохранения собственной жизни
• Обеспечение безопасности окружающих как условие межличностного взаимодействия
• Установка на комфортные условия проживания
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
6
• Отсутствие склонностей к риску
• Стремление к жизненному успеху и совершенству
• Потребность в личной независимости и свободе (политической, религиозной, экономической, физической)
• Стремление к минимизации рисков и возможных опасных и чрезвычайных ситуаций
• Готовность к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при столкновении с вредными и опасными факторами жизнедеятельности
• Развитие готовности действовать в опасных (сложных, трудных,
экстремальных) ситуациях с элементами информационной
неопределенности, помех, неожиданных препятствий
• Развитие готовности к безопасному поведению при выполнении различных социальных функций: студента, семьянина, производственника, гражданина, военнослужащего и т.д.
• Г ордость за свою страну и свой народ
• Стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов
• Стремление к овладению системой знаний о безопасности,
совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному
применению правил и норм безопасности
2. Когнитивный (знания):
• Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, на улице, в образовательном учреждении, их возможные последствия
• Опасные ситуации, которые могут возникнуть на природе
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
7
• Опасные ситуации, возникающие на технических объектах и производствах, их возможные последствия
• Опасные ситуации, связанные с жизнью социума, их возможные последствия
• Опасные ситуации, связанные с использованием транспорта
• Правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций возможных в социуме
• Правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях и туризме
• Основные последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
• Организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ
• Основные положения нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности в РФ
• Имеющийся опыт по обеспечению безопасности и действиям в случае оказания в опасных или чрезвычайных ситуациях
• Основы самообороны и возможности использования
мировоззренческих, нравственных, психологических, правовых,
физических, коммуникативных, интеллектуальных, информационных, экономических, политехнических, медицинских, эстетических и иных средств обеспечения безопасной жизнедеятельности в социуме
3. Деятельностный (умения и навыки):
• Предвидеть возможные опасные ситуации в социуме
• Принимать решения по действиям в случае возникновения опасных ситуаций
• Проектировать свое поведение в случае возникновения опасных ситуаций в социуме
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
8
• Ориентироваться на местности по местным признакам
• Пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты
• Использовать различные средства обеспечения безопасной жизнедеятельности
• Пополнять знания об опасности и безопасности
• Предвидеть и предупреждать воздействие вредных и опасных факторов
• Уменьшать отрицательные последствия вредных и опасных факторов
• Помогать другим людям в опасных ситуациях
• Проектировать возможные опасные и чрезвычайные ситуации
• Продуктивно общаться
• Учиться на опыте других в обеспечении безопасности и передавать опыт безопасного поведения
4. Рефлексивный:
•Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к низкой эффективности (или даже полному провалу) деятельности без возникновения опасных ситуаций, вредных для человека и общества последствий
•Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к ущербу в виде упущенной выгоды, экономическим потерям
•Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к
возникновению опасных ситуаций, угрожает человеку потерями в форме травм, болезней, нанесением морального и иного вреда непосредственным участникам деятельности
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
9
•Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых угрожает человеку физической гибелью, возникновением опасных и экстремальных ситуаций, угрожающих человеку и обществу
•Способность анализировать опасные ситуации, свои действия в них •Стремление к формированию привычек, способностей, убеждений, необходимых для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций, таких как: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.
•Совершенствование личностных качеств и способностей,
необходимых для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность,
способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.
•Способность к адекватному пошаговому и прогностическому самоконтролю при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, а также по выходу из опасной ситуации 5. Креативный:
•Способность предлагать варианты решения проблемы выхода из опасной ситуации в социуме, в том числе и воображаемой
•Способность представлять в воображении возможные опасные ситуации дома, на улице, в природной среде
•Способность проектировать возможные опасные ситуации и минимизировать риски попадания
• Способность предлагать нестандартные варианты действий в опасной ситуации, связанной с деятельностью социума
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
10
Сформированность компонентов культуры безопасности жизнедеятельности у студента, будущего специалиста (бакалавра), по нашему мнению, снижает риски, которые возникают на первых порах профессиональной деятельности, позволяют более безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
В заключение отметим, что степень и соразмерность названных компонентов в итоге определяют уровень сформированности культуры безопасности в социуме. Это, в свою очередь, является необходимым условием для осуществления будущими педагогами профессиональной деятельности. В основе данной деятельности должна быть заложена идеология создания безопасных и комфортных условий для обучающихся, формирование у них компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в процессе передачи им имеющегося собственного опыта по обеспечению безопасности в современном социуме.
Литература:
1. Вольхин, С.Н., Михайлов А.А., Степанов К.В. Подготовка будущих учителей начальных классов к обеспечению безопасной жизнедеятельности младших школьников: Монография. - Шуя, 2008.
2. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В. А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. МЧС России. - М., 2006.
3. Гафнер, В.В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности: Автореферат дис. ... к.п.н. - Екатеринбург, 2005.
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
11
4. Горина, Л.Н. Культура безопасности жизнедеятельности: (Методол. и технол. аспекты): Монография / [Л.Н. Горина]; Под науч. ред. Ю.К. Черновой. - Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2002.
5. Михайлов А.А. Проблемы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности в современных условиях: Монография. -Тула, 2010.
6. Михайлов, Л.А. Концепция образовательной области «Безопасность
жизнедеятельности» (в классических, педагогических, гуманитарных вузах) / [Электронный ресурс] Л.А.Михайлов //
http://russmag.ru/product.php?id=81
7. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография / В.Н. Мошкин: Изд-во БГПУ, 2002.
8. Цветкова Л.И., Алексеев М.И., Карамзинов Ф.В. Экология: Учебник для технических вузов. - СПб.,2001.
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf