Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя'

Критерии оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6999
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL INSTITUTION / CLASS MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Ольга Николаевна

На основе исследования организации ресурсного обеспечения повышения профессиональной компетентности классного руководителя в ГОУ СОШ № 1332 г. Москвы были выработаны и апробированы критерии оценки деятельности классного руководителя. При проведении исследования классным руководителям был предложен ряд критериев, оценивающих эффективность их работы, и ими были отобраны наиболее значимые. Автором статьи были подготовлены рейтинговые, квалиметрические, математические методики, измерительный инструмент оценки деятельности классного руководителя по отобранным критериям. В результате была создана модель внутришкольного контроля деятельности классного руководителя, которая позволяет, в отличие от предложенных ранее, контролировать и оценивать не только количественные, но и качественные характеристики деятельности. Предлагаемая технология оценки деятельности классного руководителя может быть использована в практической деятельности других образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT CRITERIA OF EDUCATIONAL WORK EFFECTIVENESS OF CLASS MASTER

Based on a study of resource support organization improve of the professional competence of the class teacher in Moscow school № 1332 are developed and tested criteria for the evaluation of the class teacher. The study by the class teacher proposed a series of criteria for evaluating the work effectiveness, and the most significant were selected. The author of the article prepared rating, qualitative, mathematical methods, measuring tool to assess the activity of the class teacher on the selected criteria. The result is a model of intra control of the class teacher, which allows, in contrast to the previously proposed, monitor and evaluate not only the quantitative and qualitative characteristics of the activity. The proposed technology evaluation of the class teacher can be used in the practice of other educational institutions.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя»

УДК 371.125.93

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

© Ольга Николаевна АНТОНОВА

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация, соискатель, кафедра управления образовательными системами, e-mail: beltatar@mail.ru

На основе исследования организации ресурсного обеспечения повышения профессиональной компетентности классного руководителя в ГОУ СОШ № 1332 г. Москвы были выработаны и апробированы критерии оценки деятельности классного руководителя. При проведении исследования классным руководителям был предложен ряд критериев, оценивающих эффективность их работы, и ими были отобраны наиболее значимые. Автором статьи были подготовлены рейтинговые, квалиметриче-ские, математические методики, измерительный инструмент оценки деятельности классного руководителя по отобранным критериям. В результате была создана модель внутришкольного контроля деятельности классного руководителя, которая позволяет, в отличие от предложенных ранее, контролировать и оценивать не только количественные, но и качественные характеристики деятельности. Предлагаемая технология оценки деятельности классного руководителя может быть использована в практической деятельности других образовательных учреждений.

Ключевые слова: эффективность воспитательного процесса; образовательное учреждение; классный руководитель.

Экономическое и политическое реформирование современного российского общества, интеграция его в европейское и мировое сообщество оказали значительное влияние на идеологию, содержание и средства образования и, конечно, воспитания. Особенностью современной эпохи является то, что вновь актуальными стали проблемы воспитания духовности, патриотизма и приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе» [1]. От успешности работы классного руководителя во многом зависит эффективность решения задач, поставленных перед образованием современным обществом. Поэтому столь актуальным для образовательного учреждения является повышение профессиональной компетентности классного руководителя. Постоянно наращивать, обогащать свой воспитательный потенциал - важная задача педагога, взявшегося работать с уче-

ническим коллективом. Ее выполнение немыслимо без профессиональной диагностики, высвечивающей уровень и характер воспитательных возможностей педагога.

Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее важных и сложных педагогических проблем. Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие и пр.), существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных: 1) затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса; 2) результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Правильный выбор критериев эффективности - важнейшее требование, т. к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью. Таким образом, оценить работу классного руководителя - это значит определить проблемы воспитательного процесса и планировать пути решения этих проблем.

Критерии оценки деятельности классного руководителя нужны и для того, чтобы сформулировать требования к работе вузов, выпускающих будущих педагогов. Подготовка классного руководителя - важная задача для педвуза, но следует отметить, что курса подготовки студентов к классному руководству в настоящее время нет. Подготовка студентов к воспитательной работе представляет собой одну из подсистем целостного педагогического процесса педвуза. Знания, необходимые будущим классным руководителям, студенты получают при изучении социогуманитарных и психолого-педагоги-ческих дисциплин. Подготовка к воспитательной работе в незначительном объеме включена в содержание деятельности студентов на педагогической практике каждого курса. Но когда выпускник педвуза преступает к выполнению обязанностей классного руководителя, у него возникает много проблем.

С 1 января 2007 г. федеральными органами было назначено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Данное обстоятельство порождает достаточно противоречивую ситуацию: с одной стороны, повышение вызывает необходимость определить эффективность расходования бюджетных денег, с другой стороны, размер вознаграждения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Возникает необходимость содействовать урегулированию возникающих противоречий: обеспечить эффективность государственных вложений в образование и мотивировать классных руководителей на повышение качества профессиональной деятельности.

В концепции административной реформы в Российской Федерации важнейшим направлением является «управление по результатам». Таким образом, в оплате труда классного руководителя наступил переход от уравнительного к дифференцированному подходу.

Возникает вопрос - как измерить эффективность работы классного руководителя. Конечно, есть формализованные показатели: уровень воспитанности учащихся, отношения в классном коллективе, развитие самоуправления, активность участия в школьной жизни, анализ решения поставленных задач, общий

психологический климат в классе и т. д. [2]. Но критерии эффективности неоднозначны. Например, воспитанность учащихся или их развитие в целом определяются многими факторами, и реальный вклад педагога в этот процесс зафиксировать очень сложно.

В методических рекомендациях предлагается оценивать деятельность классного руководителя по двум уровням критериев: 1) результативности; 2) процесса деятельности. Они несколько размыты, причем сделано это преднамеренно. Если прописать критерии детально, пишет В.А. Березина, то вокруг классного руководителя может появиться слишком много контролеров, которые будут постоянно отслеживать - соответствует ли работа классного руководителя той сумме вознаграждения, что они получают: излишний контроль, как и его полное отсутствие, вредит работе [3].

По каким же критериям оценивать деятельность классного руководителя? В настоящее время существует множество подходов к решению обозначенной проблемы (работы Б.В. Куприянова, Э.В. Литвиненко, М.П. Нечаева), что не позволяет получить однозначного ответа, но помогает в выработке критериев оценки деятельности классного руководителя для конкретного образовательного учреждения [4-7]. Практикам приходится искать ответ на вопрос об объеме и качестве работы классного руководителя, исходя из воспитательных целей каждого конкретного образовательного учреждения (сохраняя при этом приоритетные направления воспитательной деятельности - создание оптимальных условий для формирования каждой личности).

В рамках работы экспериментальной площадки Московского педагогического государственного университета «Оценка деятельности образовательного учреждения» на базе центра образования № 1071:

- проведен отбор критериев оценки в соответствии с направлениями работы классных руководителей;

- подобраны методики измерения эффективности деятельности классных руководителей;

- проведена апробация измерительного инструмента деятельности классных руководителей;

Критерии оценки деятельности классного руководителя ГОУ ЦО № 1071

№ п/п Критерии Основные показатели Инструментарий Дифференцируемая шкала оценки

1 2 3 4 5

1 Сформированность классного коллектива 1. Организация деятельности органа ученического самоуправления в классе Анкета «Организация деятельности органа ученического самоуправления» (по Л.В. Уманскому [8]) Вычисляется эффективность в процентах: до 50 % - 1; 50-75 % - 2; 75-100 % - 3

2. Участие обучающихся данного класса в органах ученического самоуправления школы

3. Активность участия классного коллектива в деятельности школы и социума. 4. Качество проведения массовых воспитательных дел класса. 5. Вовлечение каждого учащегося в значимую для него и социума деятельность Анкета «Качество проведения массовых воспитательных дел класса» (по М.П. Нечаеву [6]) Вычисляется эффективность в процентах: до 50 % - 1; 50-75 % - 2; 75-100 % - 3

6. Результативность участия воспитанников в массовых мероприятиях Рейтинг классов (документация завуча) За одну победу или призовое место: школьное - 0,5; районное - 1; городское - 2; Всероссийское - 3

7. Уровень воспитанности (УВ) учащегося: - отношение к миру; - к человеку как таковому; - к человеку как другому; - к человеку как иному; - к своему телесному Я; - к своему душевному Я По методике П.В. Степанова Высокий УВ - 3; Средний УВ - 2; Низкий УВ - 1; Недопустимый - 0

2 Создание благоприятного психологического климата в классе 1. Комфортное самочувствие и социальная защищенность учащихся Анкета «Создание благоприятного психологического климата в классе» (по И.Ю. Левченко [9]) Вычисляется эффективность в процентах: до 50 % - 1; 50-75 % - 2; 75-100 % - 3

2. Разрешение конфликтных ситуаций Анкета «Разрешение конфликтных ситуаций» (по Е.В. Меттус [10]) Вычисляется эффективность в процентах: до 50 % - 1; 50-75 % - 2; 75-100 % - 3

3. Сохранность контингента детей* Документация завуча Количество учащихся: уменьшилось - 0; не изменилось - 1; увеличилось - 2

1 2 3 4 5

3 Взаимодействие классного руководителя с родителями 1. Систематичность проведения родительских собраний и их посещаемость Протоколы, содержание папки классного руководителя Количество собраний: соответствует плану школы - 1; нет - 0

2. Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса Анкета № 5 «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью класса» (по М.П. Нечаеву [6]) Вычисляется эффективность в процентах: до 50 % - 1; 50-75 % - 2; 75-100 % - 3

3. Организационная помощь образовательному учреждению со стороны родителей Анализ ВР Помощь: организуется - 1; нет - 0

4 Отсутствие правонарушений и других негативных проявлений среди учащихся (положительная динамика по этому показателю) Документация социальной службы Правонарушения: имеются - 0; отсутствуют - 1; положительная динамика - 2

5 Профессиональная компетентность классного руководителя 1. Отражают ли цели и задачи воспитательной деятельности миссию образовательного учреждения и его специфику Документация руководителя МО классных руководителей Не соответствует - 0; Соответствует: частично - 1; полностью - 2

2. Обмен опытом своей работы на методических объединениях, семинарах. Проведение открытых воспитательных мероприятий Документация руководителя МО классных руководителей, завуча За каждое открытое мероприятие и выступление по одному баллу

3. Повышение квалификации Наличие документов, подтверждающих повышение квалификации за последние 5 лет (только в области воспитания и организации работы с детьми и молодежью) 2

4. Наличие авторских методических разработок Содержание папки классного руководителя 2 за каждую разработку

6 Качество ведения установленной для классного руко- 1. Ведение классного журнала Документация завуча Заполняется: вовремя - 1; нет - 0

водителя документации 2. Личные дела учащихся Документация секретаря Заполняется: вовремя - 1; нет - 0

3. Работа с дневниками учащихся: - печатными; - электронными Документация завуча Заполняется: вовремя - 1; нет - 0

Примечания: * кроме случаев смены места жительства и смены профиля обучения.

При суммарной оценке деятельности классного руководителя в баллах, составляющей менее 25 баллов - эффективность работы низкая, 25-39 баллов - средняя, более 40 баллов - высокая.

- разработана на собранной базе технология аудита и самоаудита деятельности классного руководителя;

- отработана модель внутришкольного контроля в соответствии с новой критериальной измерительной базой.

Предлагаемая в данной работе технология оценки деятельности классного руководителя (табл. 1) может быть использована в практической деятельности руководителей школы, педагогов и классных руководителей в других образовательных учреждениях.

Среди субъектов воспитания ключевое место занимает классный руководитель. Классный руководитель - самая важная категория организаторов воспитания в образовательном учреждении. Он является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников. Классный руководитель создает условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Именно он и его профессиональная компетентность являются системообразующим элементом воспитательной системы образовательного учреждения, развитие которой должно привести к ожидаемым изменениям всего воспитательного пространства школы. А положительная динамика мастерства воспитателей безошибочно свидетельствует об эффективности воспитательного процесса в учебном заведении, являясь важным показателем его качества.

В этой связи в ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1071 были выработаны и апробированы критерии эффективности деятельности классного руководителя, которые позволили определить проблемы воспитательного процесса и планировать пути решения этих про-

блем, а также изменить представление коллектива классных руководителей о значимости своего труда и, как следствие повысить удовлетворенность своей деятельностью.

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. М., 2013.

2. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений: приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 г. № 21 // Вестник образования. 2006. № 11.

3. Березина В.А. Настольная книга классного руководителя. М., 2009.

4. Куприянов Б.К., Седов С.П., Чистова М., Ше-велова Н. Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области // Воспитательная работа в школе. 2007. № 2. С. 25-31.

5. Литвиненко Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением // Педагогика. 2004. № 10. С. 53-59.

6. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. М., 2008.

7. Нечаев М.П. Экспертное оценивание воспитательной деятельности в аккредитации образовательного учреждения и аттестации управленческих кадров. М., 2008.

8. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Кострома, 2001.

9. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика. М., 2007.

10. Меттус Е.В. Программы психолого-педаго-гического сопровождения как способ реализации требований ФГОС второго поколения. М., 2012.

Поступила в редакцию 12.08.2013 г.

UDC 371.125.93

ASSESSMENT CRITERIA OF EDUCATIONAL WORK EFFECTIVENESS OF CLASS MASTER Olga Nikolayevna ANTONOVA, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, Competitor, Management of Educational Systems Department, e-mail: beltatar@mail.ru

Based on a study of resource support organization improve of the professional competence of the class teacher in Moscow school № 1332 are developed and tested criteria for the evaluation of the class teacher. The study by the class teacher proposed a series of criteria for evaluating the work effectiveness, and the most significant were selected. The author of the article prepared rating, qualitative, mathematical methods, measuring tool to assess the activity of the class teacher on the selected criteria. The result is a model of intra control of the class teacher, which allows, in contrast to the previously proposed, monitor and evaluate not only the quantitative and qualitative characteristics of the activity. The proposed technology evaluation of the class teacher can be used in the practice of other educational institutions.

Key words: effectiveness of educational process; educational institution; class master.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.