Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность классного руководителя в современной образовательной школе'

Социально-культурная деятельность классного руководителя в современной образовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНО-СМЫСЛОВОЙ / ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журба Наталья Нигматулловна

В статье представлены современные требования к осуществлению деятельности классного руководителя в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования, обоснована актуальность приоритетных задач, поставленных перед классным руководителем в соответствии с обновлением содержания и организации педагогического процесса, особый акцент сделан на деятельностный подход в образовательном процессе, аргументирована необходимость осуществления классным руководителем социально-культурной деятельности, определены цели, задачи, критерий эффективности осуществления социально-культурной деятельности с обучающимися, которую автор статьи рассматривает как активно-деятельностное состояние личности, выражающее положительное отношение и направленность на сотрудничество и взаимодействие с учащимися, психолого-педагогическую вооруженность и наличие профессионально важных умений и навыков организации социально-культурной деятельности, предложена структура готовности классного руководителя к социально-культурной деятельности с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журба Наталья Нигматулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural activities of class teacher in modern educational school

The article presents the current requirements for the implementation of class teacher activities in the conditions of realization of Federal state standards of General education. Relevance of priority tasks of class teacher in accordance with the content updating and organization of the teaching process are discussed. Special focus is placed on active approach in the educational process. The necessity of implementation of class teacher’s socio-cultural activities is argued. The goals, objectives, criteria of effectiveness implementation of socio-cultural activities with the students are defined, which the author regards as an active-activity state of the individual, expressing the positive attitude and focus on collaboration and cooperation with students, psycho-pedagogical capability and the availability of professionally important skills of the organization socio-cultural activities. The structure of the class teacher’ willingness to socio-cultural activities with the students is suggested.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность классного руководителя в современной образовательной школе»

Н Н Журба

Социально-культурная деятельность классного руководителя.

ЧИППКРО

Современная школа

УДК 371.213.1

Социально-культурная деятельность классного руководителя в современной образовательной школе

Н. Н. Журба

Socio-cultural activities of class teacher in modern educational school

N. N. Zhurba

Аннотация. В статье представлены современные требования к осуществлению деятельности классного руководителя в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования, обоснована актуальность приоритетных задач, поставленных перед классным руководителем в соответствии с обновлением содержания и организации педагогического процесса, особый акцент сделан на деятельностный подход в образовательном процессе, аргументирована необходимость осуществления классным руководителем социально-культурной деятельности, определены цели, задачи, критерий эффективности осуществления социально-культурной деятельности с обучающимися, которую автор статьи рассматривает как активно-деятельностное состояние личности, выражающее положительное отношение и направленность на сотрудничество и взаимодействие с учащимися, психолого-педагогическую вооруженность и наличие профессионально важных умений и навыков организации социально-культурной деятельности, предложена структура готовности классного руководителя к социально-культурной деятельности с обучающимися.

Abstract. The article presents the current requirements for the implementation of class teacher activities in the conditions of realization of Federal

state standards of General education. Relevance of priority tasks of class teacher in accordance with the content updating and organization of the teaching process are discussed. Special focus is placed on active approach in the educational process. The necessity of implementation of class teacher's socio-cultural activities is argued.

The goals, objectives, criteria of effectiveness implementation of socio-cultural activities with the students are defined, which the author regards as an active-activity state of the individual, expressing the positive attitude and focus on collaboration and cooperation with students, psycho-pedagogical capability and the availability of professionally important skills of the organization socio-cultural activities. The structure of the class teacher' willingness to socio-cultural activities with the students is suggested.

Ключевые слова: классный руководитель, социально-культурная деятельность, готовность классного руководителя к осуществлению социально-культурной деятельности с обучающимися, деятельностный подход, по-требностно-мотивационный, когнитивно-смысловой, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты.

Keywords: class teacher; socio-cultural activity; willingness of the class teacher to implement socio-cultural activities with pupils; activity ap-

Современная школа

proach, requirement of motivational, cognitive-semantic, operational activity, emotional-volitional and reflexive-evaluative components.

В истории развития человечества до недавнего времени смена материальных и духовных ценностей происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей.

Передача опыта в процессе воспитания происходила от более старших - к младшим, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители.

Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене условий труда, общественных взглядов и убеждений.

Пересматриваются многие личностные качества, приоритетные ценности. Поэтому и воспитательную работу должны оценивать не только по тому, насколько воспитателям удалось передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать, делать нравственный выбор и принимать решения.

Чтобы жить и успешно трудиться в чрезвычайно динамичном обществе ближайшего будущего, современный выпускник должен обладать рядом качеств: быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения, необходима высокая психологическая мобильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать новое, полезное для развития общества в целом.

Данные целевые установки являются приоритетными при реализации федерального государственного стандарта общего образования и становятся одним из приоритетных направлений деятельности педагогов школы, где особый акцент сделан на деятельностный подход в образовательном процессе, т. е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности [1].

Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период.

В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры, политического строя.

Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними личностных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.

Сегодня бытует мнение некоторых родителей, что, к сожалению, наша школа недостаточно хорошо готовит детей для реальной жизни. Они не включены в различные сферы деятельности общества, не вовлечены в обсуждение тех проблем, которыми живет страна.

Мы видим одним из вариантов изменения существующего в школе положения вещей и общественных представлений - это предоставление возможностей для воспитания самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, обеспечение самостоятельной творческой деятельности ребенка в школе, ориентирование его на эту деятельность и вне школы.

Для этого необходимо обратить внимание на осуществление социально-культурной деятельности в школе, выработать новые или дополнить и пересмотреть старые методы обеспечения условий для полноценного творческого и интеллектуального развития детей. Организации их качественного досуга в стенах школы во внеурочное время и ведущая роль отводится классному руководителю, в работе которого сосредоточены инструменты взаимодействия различных специалистов, так или иначе причастных к обучению, воспитанию и социализации одарённых детей, активизации деятельности различных координирующих систем, представленных не только учреждениями дополнительного образования, но и общественными организациями и движениями, а также социальными партнерами.

От результатов педагогических решений классного руководителя в значительной степени зависит эффективная адаптация обучающихся в социокультурном пространстве, успешное развитие их способностей и склонностей, возможности к самореализации.

Ценность такого подхода заключается в том, что соответствующая социально-культурная деятельность имеет адресный и дифференцированный характер и основывается на сложи-

Научно-теоретический журнал

90

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Н Н Журба

Социально-культурная деятельность классного руководителя.

ЧИППКРО

вшихся в детском коллективе традициях, системе ценностей и решает такие задачи, как:

- формирование нравственной устойчивости, общественной активности, расширение социального опыта учащихся;

- создание условий для успешной адаптации и социализации личности ребенка через эффективную реализацию форм социально-культурной деятельности;

- воспитание самосознания, самовыражения, самооценки своей творческой деятельности в школе и вне ее, культуры привнесения эстетического отношения в любые формы деятельности: игру, обучение, труд, общение с окружающими [2].

Это соответствует целям и задачам, указанным в Примерном положении о деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении в условиях реализации современной модели образования МОиН Челябинской области (от 25.09.2012 № 3/3), таким как:

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся;

- формирование и развитие коллектива класса, поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

- организация системы гуманистических отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

- организация системной работы с обучающимися класса по достижению ими личностных и метапредметных результатов, становления личностных характеристик выпускника, в том числе координация усилий всех социальных партнеров классного коллектива, педагогических работников, обеспечивающих психолого-педагогическое, социально-психологического и медико-социального сопровождение [3]. Учитывая тот факт, что социально-культурная деятельность относится к разновидности профессиональной деятельности классного руководителя, то имеет смысл в качестве критерия эффективности осуществления социально-культурной деятельности с обучающимися рассматривать готовность классного руководителя к осуществлению социально-

культурной деятельности с обучающимися, которую будем рассматривать как активно-деятельностное состояние личности, выражающее положительное отношение и направленность на сотрудничество и взаимодействие с учащимися, психолого-педагогическую вооруженность и наличие профессионально важных умений и навыков организации социально-культурной деятельности [4].

Практика показывает, что в реальных научных исследованиях готовности к различным видам деятельности авторы, как правило, опираются на выделенные М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович структурные компоненты [5]. Делаются лишь незначительные изменения в названии компонентов, вызванные необходимостью учесть характер деятельности, готовность к которой изучается. Мы также не будем делать исключения и в общих чертах опираться на предложенный подход. Появляется лишь проблема в уточнении формулировок таких компонентов и их содержательном наполнении.

Учитывая вышесказанное, в структуре готовности классного руководителя к социально-культурной деятельности с детьми выделим потребностно-мотивационный, когнитивно-смысловой, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты. Потребностно-мотивационный компонент отражает положительное отношение и внутренние побуждения классного руководителя к активному взаимодействию и сотрудничеству с детьми в социально-культурной деятельности во внеучебном пространстве общеобразовательной школы. Когнитивно-смысловой компонент раскрывает понимание и системные представления классного руководителя о своей роли и функциях в обеспечении помощи учащимся в индивидуальном самоопределении, преодолении проблем социализации, самореализации в социально-культурной деятельности. Операционно-деятельностный компонент означает владение эффективными способами выявления причин затруднений учащихся в коммуникациях, создание условий для удовлетворения их психологических потребностей, координации усилий различных специалистов и «поддерживающих систем», взаимодействия с родителями учащихся в проектируемой социально-культурной деятельности. Эмоционально-волевой компонент касается

Современная школа

эмоционального самосознания и волевой сферы личности классного руководителя и указывает не те эмоциональные и волевые проявления, которые целесообразны и допустимы во взаимодействии с учащимися. Рефлексивно-оценочный компонент базируется на осмыслении классным руководителем осуществляемой социально-культурной деятельности с детьми, анализе и оценке достигаемых результатов с позиции поставленных задач и профессиональных требований и регламентов. Немаловажную роль в этом играет умение классного руководителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, стимулировать их творческую активность, что, как показывает опыт, возможно сделать во внеурочное время средствами социокультурной деятельности. Задача взрослого наставника состоит в том, чтобы пробудить интерес детей, предоставить ребятам возможность выбора форм деятельности, создать условия для общественной активности, расширения социального опыта учащихся и успешной адаптации и социализации личности.

В заключение хотелось бы отметить, что работа классного руководителя в современных условиях - это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Библиографический список:

1. Документ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipk74.ru/images/stories/ my_media /Pol_KR_2013.doc (дата обращения: 01.04. 2016).

2. Беляева Л. А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная мо-

дель / Л. А. Беляева, М. А. Беляева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 1 (33). - С. 68-74.

3. Документ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://минобрнауки.рфМоситеП^/938 (дата обращения: 01.04.2016).

4. Ильясов Д. Ф. Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектировании / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12. - С. 5-11.

5. Дьяченко О. М. развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. - М., 2008. - 182 с.

References:

1. Document [Web resource]. Access mode: http: //ipk74.ru/images/stories/my_media/Pol_KR_ 2013.doc (accessed date: 01.04.2016).

2. Belyaeva L. A. Socio-cultural activities: structural-functional model / Newspaper of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts [So-cial'no-kul'turnaja dejatel'nost': strukturno-funkcional'naja model' / Vestnik Cheljabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv], 2013, N. 1 (33), pp. 68-74.

3. Document [Web resource]. Access mode: http://минобрнауки.рф/documents/938 (accessed date: 01.04.2016).

4. Ilyasov D. F. Pedagogical theory and role of subjective factor in its design / D. F. Ilyasov, O. A. Ilyasova // Newspaper of Tomsk State Pedagogical University [Pedagogicheskie teorii i rol' sub'ektivnogo faktora v ih proektirovanii // Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogichesko-go universiteta], 2010, N 12, pp. 5-11.

5. Dyachenko O. M. Development of a preschooler's imagination: a manual for educators and parents [Razvitie voobrazhenija doshkol'nika : metodicheskoe posobie dlja vospitatelej i rodite-lej]. M., 2008. 182 p.

Научно-теоретический журнал

92

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.