_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_
УДК 371+159.922.1
Вдовина Елена Григорьевна
Соискатель АлтГПА, директор МБОУДОД «Городской детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Потенциал» [email protected], Барнаул
Лазаренко Ирина Рудольфовна
Доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», [email protected], Барнаул
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СЛАГАЕМЫХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. В статье проведен анализ теоретических и эмпирических подходов к оценке эффективности качества воспитательной деятельности классного руководителя, выделены группы компетенций классного руководителя по воспитанию толерантного поведения старшеклассников (компетенции личностной сферы классного руководителя; компетенции, обеспечивающие его социальное взаимодействие; компетенции по организации толерантного воспитания в классном коллективе), проведен контент-анализ содержания этих компетенций в соответствии с базовыми компонентами межличностной толерантности.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, эффективность воспитательной деятельности классного руководителя.
Vdovina Elena Grigoryevna
Competitor of ALTUPA, director of MBOU DOD "City children s improving and educational (profile) center «Potentsia», [email protected], Barnaul
Lazarenko Irina Rudolfovna
Doctor of pedagogical sciences, professor,, rector of FGBOU of VPO "Altai State Pedagogical Academy, [email protected], Barnaul
THE CONTENT ANALYSIS COMPOSED COMPETENTCE-BASED APPROACH TO THE CONTENT OF EDUCATION OF CLASS TEACHERS ON EDUCATION OF TOLERANCE OF SENIORS
Abstract. In article the analysis of theoretical and empirical approaches to an assessment of efficiency of quality of educational activity of the class teacher is carried out, groups of competences of the class teacher on education of tolerant behavior of seniors (competence of the personal sphere of the class teacher are allocated; the competences providing its social interaction; competences on the organization of tolerant education in cool collective), the content analysis of the maintenance of these competences according to basic components of interpersonal tolerance is carried out.
Keywords: competence, competence, competence-based approach, efficiency of educational activity of the class teacher.
Повышение качества образования в школе является одной из актуальных проблем современности. Тенденция к интеграции, информатизации и глобализации мировой экономики актуализирует важность формирования у учащихся гуманной системы ценностей на основе воспитания толерантности. В связи с тем что ключевой фигурой, занимающейся организацией, координацией
и проведением внеурочной воспитательной работы в школе, является классный руководитель, возникает необходимость повышения уровня развития его профессионализма, ориентированного на результативность воспитательной деятельности. Обзор современной психолого-педагогической литературы показал, что возраст 14-17 лет является сензитивным периодом для воспитания то-
лерантного поведения. Формирование толерантности должно рассматриваться классным руководителем в качестве ведущего направления воспитательной работы с классом [5; 9].
Воспитательная деятельность представлена сочетанием двух видов деятельности (педагога и детей), которые взаимосвязаны между собой, но при этом относительно самостоятельны. А результаты воспитания представляют образовательные результаты, которые, по мнению М. М. Поташника «могут быть оценены для разных объектов по разным параметрам, в разных измерениях и на разных уровнях, и каждый раз речь может идти о разных результатах» [8, с.49].
Воспитательный результат, по мнению Д. В. Григорьева и П. В. Степанова, является итогом участия воспитанника в деятельности [2, с. 225]. Ряд ученых (Н. П. Капустин, Н. И. Монахов, Н. Е. Щуркова, М. И. Шилова и др.) под результатом воспитания понимают воспитанность, как интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека. Оценка качества воспитания осуществляется ими в рамках квалиметри-ческого подхода, при котором оценка соответствия нормам качества определяется по разработанным шкалам. Выбор категории «воспитанность» в качестве критерия эффективности воспитательной деятельности классного руководителя является достаточно дискуссионным в связи с тем, что на процесс формирования и становления личностных качеств воспитанников, наряду с целенаправленной деятельностью педагога, оказывает влияние целый комплекс внутренних и внешних факторов.
Упорядочение критериев и сведение многокритериальной задачи к одному критерию
лежит в основе системно-деятельност-ного подхода. В рамках данного подхода Н. Б. Авалуева считает, что главным критерием оценки эффективности воспитательной деятельности является включенность воспитанников в социально-значимую деятельность с учетом показателей и индикаторов [1, с. 67].
Исследование Н. В. Кузьминой феномена воспитательной деятельности с позиций ком-петентностного подхода включает процесс профессиональной деятельности, направленный на достижение запланированных результатов с учетом динамики внутреннего потенциала субъектов образования [6].
Комплексно разрабатывала проблему профессиональных компетенций А. К. Маркова, понимая их как индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии [7]. А. В.Хуторской, дифференцируя понятия «компетентность» и «компетенция», под компетенцией понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность понимается им как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность всегда окрашена личностными качествами конкретного специалиста (от смысловых и мировоззренческих до рефлексивно-оценочных) и предполагает минимальный опыт применения компетенции [11, с. 60].
В рамках данного подхода заслуживает внимания модель компетентностей Джона Равенна, основанная на соотношении трех аспектов поведения (достижения, сотрудничество, влияние) с четырьмя компонентами
Таблица 1 - Критерий оценки эффективности воспитательной деятельности
Параметры Критерий Показатели Индикаторы
Включенность в процессуальную структуру Включенность воспитанников в деятельность Участие во всех этапах процесса Инициативно сть
Включенность в социальную структуру - Отношение к деятельности; - выбор роли Адекватность поведения
Включенность в функциональную структуру Вклад учащихся в деятельность Мера личного вклада
Концептуальные Операционные
Профессиональные Личностные
Когнитивные
компетенции Метакомпетснции
Функциональные Социальные
компетенции компетенции
Рисунок - Модель многомерной структуры компетенций
компетентности, которые могут проявляться в деятельности (когнитивной, аффективной, волевой, в навыках и опыте). С помощью данной модели можно получить показатель вероятности проявления поведения определенного типа: направленного на достижение результата, сотрудничество и (или) эффективное руководство [10, с. 76-77].
Анализ компетентностных трактовок качества результатов образования, проведенный В. И. Звонниковым и М. Б. Челышковой, позволил им создать модель многомерной структуры компетенций при измерении уровня сформированности компетенций педагога [3]. Согласно данной модели, представленной на рисунок 1, профессиональные компетенции включают в себя группы когнитивных и функциональных компетенций. Личностные компетенции распадаются на социальные и метакомпетенции, которые служат базисом для приобретения других компетенций.
Многообразие исследовательских подходов к феноменам «компетенция» и «компетентность» дает нам основание, вслед за И. А. Зимней [4, с. 9], рассматривать компетентность классного руководителя по воспитанию толерантного поведения старшеклассников, с позиции трех групп компетенций:
1. компетенции личностной сферы классного руководителя, как субъекта деятельности;
2. компетенции, обеспечивающие социальное взаимодействие педагога;
3. компетенции по организации толерантного воспитания в классном коллективе.
Эти компетенции становятся компетент-ностями, проявляясь в поведении и профессиональной деятельности классного руководителя.
Данные группы компетенций были соотнесены нами с содержанием когнитивного,
эмоционально-волевого, деятельностно-практического (поведенческого) компонентов межличностной толерантности, и выделены в каждой из них по три ключевые компетенции: эмоционально-волевая, поведенческая, когнитивная.
В первую группу компетенций личностной сферы классного руководителя, как субъекта деятельности, нами включены следующие компетенции.
1.1. Эмоционально-волевая компетенция проявления толерантности, как профессионально важного качества. Данная компетенция представлена нами двумя взаимосвязанными показателями: сформированность аффективной толерантности у классного руководителя (сохранение нервно-психического равновесия в условиях воздействия психотравмирующих факторов) и умение им принимать субъектность развития любого человека, уважение его прав и свободы.
1.2. Саморегуляция поведения (поведенческая компетенция) проявляется в сочетании адаптивности классного руководителя (успешное приспособление в социуме) и его автономности (самопринятие своей индивидуальности, сохранение собственной жизненной стратегии).
1.3. Рефлексивная компетенция (когнитивная компетенция) позволяет классному руководителю, с одной стороны, осознавать себя субъектом педагогической деятельности и координировать ее в результате самоанализа личностных структур, состояний и поведения; с другой стороны, осознавать и анализировать эмоциональные переживания и поведенческие реакции старшеклассников, для осуществления управления их активной деятельностью по развитию толерантной личности.
Вторая группа компетенций, обеспечивающих социальное взаимодействие классно-
го руководителя, представлена:
2.1. перцептивной (эмоционально-волевой) компетенцией проектирования педагогом ситуаций межличностного взаимодействия в классе на основе учета и интерпретации личностного своеобразия его участников;
2.2. интерактивной (поведенческой) компетенцией посредством сформированно-сти навыка управления взаимодействием в классном коллективе через включенность в деятельность всех участников воспитательного процесса;
2.3. коммуникативной (когнитивной) компетенцией, представляющей собой активное воздействие на поведение партнера в диалоге для обретения смысла в совместной деятельности.
В третью группу компетенций по воспитанию толерантного нами включены следующие компетенции.
3.1. Эмоционально-волевая компетенция управления эмоциональным состоянием коллектива - сформированность умения у классного руководителя вызывать нужные коллективные эмоциональные состояния и управлять ими.
3.2. Коадаптационная (когнитивная) компетенция, показателем которой выступает согласованность целей воспитательной работы классного руководителя с задачами, методами и воспитательными технологиями.
3.3. Поведенческая компетенция управления динамикой групповых процессов в классном коллективе проявляющаяся в умении оказывать эффективное влияние на
характер взаимоотношений между старшеклассниками в процессе воспитательной деятельности. Индикатором сформирован-ности данной компетенции выступает демонстрация старшеклассниками толерантного поведения.
Для аккумуляции информации о содержании каждой ключевой компетенции представляется целесообразным определение показателей и индикаторов каждой компетенции с позиции составляющих профессиональных действий классного руководителя. Результаты контент-анализа содержания и направленности воспитательной деятельности классного руководителя по воспитанию толерантного поведения старшеклассников представлены нами в таблице 2.
Проведенный нами контент-анализ, открывает реальную возможность к созданию инструментария для повышения компетентности классных руководителей и оценки эффективности их деятельности по воспитанию толерантного поведения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.
Эффективность качества воспитательной деятельности классных руководителей определяется сформированностью у них выделенных нами ключевых компетенций, обеспечивающих соответствие реально достигаемых воспитательных результатов современным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям старшеклассников в процессе межличностного толерантного взаимодействия в сочетании с социальной ответственностью
Таблица 2 - Ключевые компетенции классного руководителя по воспитанию толерантного поведения старшеклассников
Группы компетенций Базовые компоненты межличностной толерантности
Эмоционально-волевой Когнитивный Поведенческий
Компетенции личностной сферы классного руководителя, как субъекта деятельности компетенция проявления толерантности, как профессионально важного качества рефлексивная компетенция саморегуляция поведения
Компетенции, обеспечивающие социальное взаимодействие классного руководителя перцептивная компетенция коммуникативная компетенция интерактивная компетенция
Компетенции по организации толерантного воспитания в классном коллективе компетенция управления эмоциональным состоянием коллектива коадаптационная компетенция компетенция управления динамикой групповых процессов в классном коллективе
педагога за результаты профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Авалуева Н. Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога: дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2003 - 169 с.
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Результаты и эффекты воспитания // Народное образование. - 2009. - №4. - С.222-226.
3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации: ком-петентностный подход [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/365206/read. (Дата обращения: 23.11.2012)
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход, как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем
качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
5. КлеМ. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). - М.: Педагогика,1991. - 176 с.
6. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб, Политехника. 1993. - 216 с.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
8. Поташник М. М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 458 с.
9. Психология развивающейся личности. -М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
10. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. - М., «Когито-центр», 1999. - 144 с.
11. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. -№2. - С. 58-64.