Научная статья на тему 'Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников'

Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4372
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕБЕНОК / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова Оксана Егоровна

В статье рассматриваются функции классного руководителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников»

Классное руководство как искусство

Кучерова Оксана Егоровна

к.п.н., доцент,

член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Белгородский государственный университет

г. Белгород

J V.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Л____________________________________________г

Аннотация. В статье рассматриваются функции классного руководителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ребенок, классный руководитель

В процессе воспитания содержание субъектного опыта оценивается, преобразуется, приводится в соответствие с общественным опытом, наполняется новыми компонентами. Из этого следует, что содержание личностно-ориентированного воспитания не может быть регламентировано. По мере развития детей оно насыщается новыми проблемами детской жизни, жизненными и воспитательными ситуациями, востребующими все более сложные компоненты общественного и личного опыта. При этом важно, чтобы элементы опыта, составляющие содержание воспитания, имели опережающий характер, обеспечивали вхождение ребёнка в зону ближайшего социокультурного развития.

Бесспорно, что наиболее перспективной моделью воспитания представляется та, которая выделяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Например, компонентами духовно-нравственного воспитания будут:

1) духовно-нравственные знания;

2) духовно-нравственные отношения, оценки;

3) духовно-нравственные переживания;

4) духовно-нравственно-волевые устремления;

5) духовно- нравственный выбор целей и средств;

6) совершение духовно- нравственных поступков;

7) проектирование у самого себя духовно-нравственных черт личности.

Выделенные компоненты обязательно должны соотноситься с основными сферами индивидуальности человека.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности

за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с подобными себе. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности. Но при этом необходимо формировать не так называемые знаемые мотивы, а реально действующие. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться,- не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он сопровождается эмоциями. Поэтому развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к нему эмоциональной сферы.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Объяснение этому положению дали психологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив.

38

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

Классное руководство как искусство

Если общение со взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Она овладевает и своими потребностями, и своими чувствами, а не влечется за ними. И здесь важное для индивида место занимает воля. Личность (по Д. Н. Узнадзе) начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией ее удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет волю для управления своими потребностями и чувствами.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений - это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе - особые качества личности, возникающие на волевой основе. Поэтому психологи отмечают, что именно в той деятельности, за осуществление которой индивид целиком берет на себя ответственность, происходит развитие личности. В то же время личность может проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам субъект (К. А. Абульханова-Славская) и его субъективные параметры оценки.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер. Саморегуляция, по мнению К. А. Абульхановой-Слав-ской, есть следствие не обособленности и замкнутости субъекта деятельности, а необходимости субъекта целостным образом соотносить свои действия с действиями других, с поставленными задачами и событиями. В этом случае начинается увязка условий деятельности (общения) и возможностей самого

субъекта, устанавливается единство познавательных, чувственных, смысловых, мотивационных и волевых моментов. Но все это должно подкрепляться индивидуальными способностями личности.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявление честного и добросовестного отношения к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникшие способности приводят к развитию личности в целом (К. А. Абульханова-Славская). Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способ этот, в свою очередь, зависит от сформированности экзистенциальной сферы.

В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, гуманное отношение к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентаций. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие способности чуткого уважения к людям; формирование навыков социального взаимодействия; формирование признаков плодотворной ориентации.

Таким образом, уровень интеллектуального развития и развитие других сфер определяют границы воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности. Здесь весьма важным признается интеграция индивидуального и социального. Если во всех сферах индивидуальности развивать вычлененные компоненты социального облика человека, то процесс воспитания личности будет и эффективным, и результативным.

Воспитание, безусловно, предполагает включение индивида в различные виды социальных отношений в деловом и межличностном общении, игре, учебной и профессиональной деятельности и выступает как этическое регулирование основных отношений индивида и общества; оно должно способствовать самореализации человека, способствовать достижению идеала, который культивируется обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества присваиваются индивидом в процессе воспитания.

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

39

Классное руководство как искусство

Сущность деятельности классного руководителя состоит в управлении внешних влияний, оказываемых на личность школьника, коллектив класса. Управлять, это значит направлять ход влияний, руководить действиями тех, кто их оказывает.

Внешние влияния осуществляются в процессе воспитательных дел, КТД, индивидуальной работы с детьми. Обеспечивается система внешних влияний глубокими межпредметными связями, взаимосвязью обучения и воспитания, осуществляемы в школе и вне ее. Воспитание в основе своей это искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно ценного поведения, т.е. культивирование в ребенке желания «быть хорошим»,- замечает В. П. Созонов. [1]

Воспитание - очень тонкий, невидимый посторен-нему глазу процесс духовного взаимодействия воспитателя и воспитанника. Эта душевная связь недоступна человеку неразвитому, грубому, черствому. Воспитывать не может человек безнравственный, безответственный, недобрый. Воспитатель должен иметь четкие социально приемлемые ценности, быть внутренне свободным, с развитым чувством собственного достоинства. Ведь по большому счету воспитание - передача воспитаннику воспитателем самого себя, собственных ценностей и отношений, своего образа жизни, где «работают» механизмы подражания, внушения, заражения [2].

Определяя приоритетные формы воспитательной работы в духовно-нравственном плане, классный руководитель может использовать индивидуальные формы, пронизывающие всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Это «беседа, задушевный разговор, консультация, выполнение совместного поручения, совместный поиск решения проблемы и т.д. Важнейшая задача, стоящая перед классным руководителем, использующим индивидуальные формы - разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям» и.т. п. [3]

К групповым формам работы можно отнести творческие группы (как временные, так и постоянные), органы самоуправления, Советы дел и т.д. Педагог здесь выступает как равноправный член группы или как консультант. Главная задача «задать направление», помочь учащимся проявить себя. К коллективным формам относятся различного рода спектакли, конкурсы, культпоходы (туристические походы), выступления агитбригад, акции милосердия, ярмарки солидарности и др.

Нам наиболее импонирует классификация форм воспитательной работы, предложенная авторами пособия «Воспитательная деятельность педагога», которые отмечают, что в практической деятельности пе-дагогу-воспитателю важно почувствовать смысловую разницу между формами с бытийной точки зрения относящимися к жанру «мероприятий», «дел», «событий», «ритуалов», праздников» [4].

Так, под мероприятием подразумеваются все те массовые организованные воспитателями «сверху»

формы работы, которые призваны оказывать прямое воспитательное воздействие на участников.

Событие - это некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Совместное событие происходит как встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении на определенном пространстве и вовлекает в переживание включенности в целостность со-бытия.

Ритуалы - как социально-нормативная форма организации общественного поведения призваны демонстрировать должное (социально необходимое) отношение к лицу, атрибуту, событию или явлению. В силу этого они осваиваются и воспроизводятся по определенным эталонным образцам. Правильно выполненные ритуалы оказывают на человека большое эстетическое влияние.

Праздник - как культурно-эстетическая форма организации совместных действий вытекает из динамики и ритма социального бытия. Он всегда носит коллективный характер, возникает там, где существуют духовные связи между людьми, общие идеальные устремления. Это особая жизненная ситуация ребенка, когда он проходит уникальную практику социального общения. Праздник дает возможность активного самовыражения, творческого самоутверждения.

Воспитательные дела - требуют положительно мотивированной включенности в этот процесс каждого участника. Четкое распределение функций и меры ответственности сочетается с высокой степенью творческой свободы педагогов и воспитанников. Эти дела основаны на общих интересах и потребностях их участников. Обычно направлены на решение значимой для жизни коллектива проблемы и требует для своей организации и проведения специальной подготовки, приложения совместных усилий, а также общего подведения итогов.

Ключевые дела - (термин В. А. Караковского) -главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции усилий и целостное влияние на коллектив и личность школьника.

Говоря о работе с классом, заметим, что очень важно, чтобы здесь сложилась традиция определения той или иной формы работы в совместном обсуждении учителей, детей и родителей. Поиски и создание новых форм работы может идти от уже хорошо известных форм, которые наполняются новым содержанием, или в основу кладется какая-либо содержательная идея, к которой подбирается нужная форма.

Рассмотрим некоторые из форм работы подробнее.

Беседа - скорее это задушевный разговор в нетрадиционной обстановке. Планируя беседу по тем или иным проблемам, классному руководителю необходимо продумать вопросы, по которым будет строиться беседа, указать учащимся необходимые источники, ряд основных проблем, над которым им

40

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

Классное руководство как искусство

предстоит подумать, возможно групповые задания, а также интерьер помещения, где будет проходить беседа. Важно, чтобы беседа не была оторвана от действительности, весь материал, преподносимый ученикам, должен опираться на реальные факты жизни известных людей или материал окружающей действительности. Кроме того, классному руководителю необходимо проанализировать существующее положение дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой, использовать специальные методики и диагностики для выявления тех или иных качеств учащихся или ситуации в классе.

Чтобы пробудить интерес учащихся к восприятию и усвоению этического материала, Т. А. Стефановская предлагает использовать следующие приемы [5]:

а) задать ученикам вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое является темой беседы (что такое милосердие? Что такое вежливость? и т.д.)

б) прежде, чем объявить тему беседы, необходимо рассказать о каком-то знаменательном факте или событии, имеющем отношение к немеченой теме;

в) прежде чем объявить тему, следует вспомнить о каком-то случае из жизни класса, который позволит обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, необходимо попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризма.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение отрывков из книг, газетных и журнальных статей, использование произведений искусства и т.п. Но главная роль по-прежнему за педагогом, он направляет ход беседы в нужное русло, помогает сформулировать основные выводы и сделать правильные умозаключения.

Работа с книгой - достаточно сложный метод, учитывая, что современный школьник наедине с книгой проводит минимум своего времени. Значит, классному руководителю необходимо подбирать такие произведения, или отрывки из него, чтобы дети были заинтригованы, и «рвались» прочесть всю книгу от начала до конца. Эта работа направлена на формирование суждений, убеждений.

Упражнение - для этого метода могут использоваться различные ролевые игры, когда ребенок ставится перед выбором: хорошо-плохо; можно-нельзя и т.п. При многократном выполнении подобного рода упражнений (с изменением действующих лиц, некоторой смены ситуации) вырабатывается четкая позиция по отношению к какому-либо явлению или человеку и т.д.

Здесь же можно предложить ученикам так называемые воспитывающие ситуации, которые представляют собой некую совокупность обстоятельств, дающую возможность увидеть уровень развития личности, «сложившиеся между людьми отношения, а значит,

осмысленно, целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки» [6].

Воспитывающая ситуация позволяет классному руководителю неоднократно провести воспитанника через однозначные по характеру обстоятельства, и тем самым способствует глубокому изучению определения тенденций развития ученика, закреплению его социального опыта. В педагогической литературе встречаются следующие ситуации:

• Авансирования доверием (А. С. Макаренко);

• Свободного выбора (О. С. Богданова, Л. И. Катаева и др.);

• Непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова);

• Эмоционального заражения (А. Н. Лутошкин);

• Соотнесения (Х. Й. Лийметс);

• Успеха (В. А. Караковский, О. С. Газман);

• Творчества (В. А. Караковский) и др.

Погружение детей в подобные ситуации позволяет

им накопить опыт пребывания в составе различных сообществ, что даст возможность ученикам продуктивно действовать и общаться в составе совершенно разнородных групп и коллективов и т.п. Главное - рефлексия, способность представлять себя на месте другого человека, мысленно видеть и прогнозировать ситуацию. Умение ставить себя на место другого, принимать за него наиболее вероятные решения - главная задача этой формы работы. Как указывал И. С. Кон «хотя человек может рассуждать абстрактно, все поступки совершаются в конкретной ситуации и зависят от того, как он сам определит эту ситуацию. Нормативные требования морального сознания всегда предполагают какой-то «допуск», неодинаковый у разных людей и применительно к разным условиям. Слишком широкий «допуск» фактически означает беспринципность и вседозволенность, слишком узкий - жесткий ригоризм, догматическое следование норме, без учета конкретных условий» [7].

Ситуации создают предпосылки для пробуждения и раскрепощения нравственного потенциала личности. Они пробуждают те нравственные силы, которые впоследствии смогут вести человека в непредсказуемых жизненных обстоятельствах.

Поручение - метод проверки «закаленности» учащегося. Поручение может быть дано в различных ситуациях, зависеть от обстоятельств. Именно с помощью поручения можно проверить каков уровень ответственности ученика, является ли он действительным членом коллектива и т.п.

Пример - известно, что личный пример педагога является сильным фактором воздействия на сознание учеников. Глупо было бы рассуждать о вреде курения во время классного часа, а на перемене вместе с подростками курить за углом школы. Вот почему учитель должен всегда отдавать себе отчет в своих действиях, помнить, что он «публичный» человек.

Соревнование - на наш взгляд, этот метод работы был долгое время незаслуженно забыт. А ведь соревнование рождает здоровую конкуренция (если правильно поставлена цель), придает силы и уверен-

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

41

Классное руководство как искусство

ность в победе. Весьма актуален в современных условиях рыночной экономики.

Диспут - использование этой формы способствует воспитанию активности и творческого отношения подростков к важнейшим событиям и явлениям нашей жизни. Важно, что в ходе диспута учащиеся учатся свободно обмениваться мнениями, отстаивать правильную позицию, открыто бороться с ошибочными взглядами, что формирует принципиальность, стойкость убеждений, - замечает Стефановская Т. А.

Диспуты могут носить нравственно-этическую, идейно-политическую, эстетическую направленность. Тему диспута необходимо заранее обсудить с учениками, продумать «горячие» вопросы, которые звучат проблематично.

Например, проблема материального благополучия сегодня является приоритетной для каждого человека. Джек Лондон как-то в шутку заметил «Больше денег -больше жизни». Стоит обсудить с учащимися: нужны ли в наше время альтруисты, растеряли ли люди способность делать добро бескорыстно и т.п. Что служит мерой истинной ценности человека?

Необходимо избрать временную творческую группу из учащихся, которая занималась бы подготовкой к диспуту, оформлением помещения. Будет ли диспут удачным во многом зависит от умения ведущего «приглушить» или наоборот, «разжечь» огонь спора, поэтому, логичнее, если ведущим станет сам классный руководитель, который и подведет итоги.

Классному руководителю важно создать атмосферу живой заинтересованности учащихся в обсуждении поднятой проблемы. Это очень важное условие подготовки любой дискуссии - так организовать работу с учащимися, чтобы им было что сказать и что отстаивать в процессе открытого обсуждения высказывания своих товарищей. Даже факт присутствия на диспуте дает возможность учащимся пополнять и систематизировать свои нравственные знания, укреплять или опровергать сложившиеся взгляды, защищать позиции. «... Бояться обсуждений не следует,- писал М. И. Калинин,- а нужно приучить к ним людей. Только таким способом будет отшлифовываться ваша мысль и ваш язык. Когда вы будете знать, что по каждому неверному выводу и по каждой неправильной формулировке с вами будут спорить, тогда вы станете внимательнее искать правильные решения» [8, 9].

Затем можно коллективно проанализировать удачные и неудачные моменты диспута, сделать выводы, продумать перспективу использования такой формы духовно-нравственного воспитания.

Наиболее часто используемой формой работы с детьми является классный час. Классный час - час духовного общения (его прямая форма). Это не урок!!! «Это разговор по душам, уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это полезная информация, необходимая воспитанникам для будущей взрослой жизни, это сбор коллектива для выработки плана и т.д.»,- отмечает В. П. Созонов [10].

Классный час выполняет следующие функции: просветительскую ориентирующую направляющую формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе формацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом.

Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения у учеников к объектом окружающего мира и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Эта функция помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а так же целей и задач, которые определил классный руководитель.

Правила эффективного классного часа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Никого никогда не ругать на классном часе.

2. Не обсуждать долго и нудно организационные вопросы.

3. Позитив и мажор - основной стиль общения.

4. Максимум комфорта для всех!

Чтобы классный час оказался интересным и взрослым и детям, классный руководитель может использовать следующие методы работы:

1. Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:

• Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?

• На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

• Какая тема классного часа будет интересной для большинства одноклассников?

• Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». И детям и их родителям

42

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

Классное руководство как искусство

предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

• Самая главная проблема в нашем классе - это ...

• Больше всего меня волнует проблема ...

• Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить такую проблему, как.

3. Составление цветограммы «Почва». На классной доске мелками зеленого, желтого и красного цвета условно изображаются три слоя почвы. Школьникам рекомендуется «окультурить» изображенную почву своими суждениями. В верхний (зеленый) слой с целью «подкормки» вносится то, что надо обсудить в классе в первую очередь; в средний (желтый) - то, что следует обсудить во вторую очередь; в нижний (красный) - то, что можно обсудить еще позже.

4. Методика «Строим новый классный дом». Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

5. Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы учащихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов.

6. Журнал-эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел». Учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказам о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель анализирует полученную таким образом информации и использует ее при составлении тематики классных часов.

7. Методика «Памятник проблеме века». Творческим группам школьников предлагается определить самую острую проблему жизни классного сообщества и «соорудить» посвященную ей живую скульптурную композицию.

Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

Выбор формы проведения зависит от инициативы классного руководителя и желания учащихся. Это может быть урок-практикум, игра-путешествие в страну своего «Я», музыкальная (литературная) гостиная, различного рода диагностические игры и т.п. Целями подобных классных часов могут выступать следующие: формирование у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий; побуждение к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства; выявление склонности детей к различным видам человеческой деятельности; способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Говоря о типологии классных часов, М. И. Рожков замечает, что многое зависит от характера деятельности детей, степени их самостоятельности, активности. К первому типу относятся такие классные часы, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Учащиеся лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению каких-либо вопросов, изложению фактов. Некоторые классные часы данного типа целесообразно проводить, пригласив юриста, психолога, врача и т.п. («О самовоспитании», «Воспитание души», «Художественный вкус и мода», «Молодежная мода. Какая она?» и т.п.)

Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение главной идем принадлежит классному руководителю, а разработка путей, методов осуществляется вместе с детьми. Школьники могут готовить фрагменты классного часа (инсценировки, музыкальные отрывки, стихотворные фрагменты) («О культуре внешнего вида», «Дружба и любовь», «Что есть такое красота?», «Твори добро на Всей Земле» и т.д.) [11].

Третий тип классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Временная творческая группа отвечает за подготовку и проведение классного часа. Классный руководитель продумывает лишь идею, предлагает ее обсудить учащимся, создает вместе с ними общую композицию Ведут классный час также сами ученики, педагог же только направляет их.

Выбор типа классного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.

Таким образом, содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок - к развернутым суждениям. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы. Обязательно следует учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использован интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.

Ни для кого не секрет, что сегодня встречаются классные часы, на которые дети иногда боятся идти или идут с большой неохотой, если классные руководители готовят классный час как монолог одного актера, без учета интересов учащихся, их возможностей, и мнения.

Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час или

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

43

Классное руководство как искусство

лучше его называть час общения играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Его можно считать успешным, если он вызвал интерес учащихся, если дети активны, готовы участвовать, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других людей; если после систематической работы по организации и проведению классных часов улучшаются взаимоотношения учителей и детей; меняется психологический климат в классе; если улучшаются отношения с родителями и т.п.

Сегодня постепенно возрождается некогда очень активная форма работы по нравственному воспитанию - агитбригада. Просветительско-сатирические программы, конкурсы, «живые газеты», конкурсы патриотической песни - это лишь некоторые из форм нравственного просвещения. Вместе с классным руководителем учащиеся после выступлений анализируют нравственное содержание выступлений, отмечают плюсы и минусы. Как правило, в агитбригаде все построено на самостоятельности - учащиеся сами пишут тексты, составляют сценарии, поют, танцуют, изготавливают декорации и т.п. Самым ценным здесь является действенность: происходит становление социального опыта, вырабатывается внутренняя готовность приходить на помощь, преодолевать жизненные трудности.

Большая система воспитательных дел, организуемых и проводимых в классном коллективе, строится на основе Программы воспитания школьников. Классному руководителю важно четко обозначить круг воспитательных задач на учебный год (полугодие); выявить интересы и потребности учащихся в рамках поставленных задач; определить основное содержание и роль воспитательных дел в решении поставленных задач; определить формы проведения воспитательных дел соответственно конкретному содержанию и запросам учащихся; распределить воспитательные дела с учетом разнообразия вариантов последовательности формирования компонентов личности учащихся (сознание - чувство - поведение; поведение -сознание - чувство; чувство - сознание - поведение и т.д.); затем необходимо составить план с указанием важных воспитательных дел школы, календарных дел, КТД класса, предметных олимпиад и т.д. Каждое дело, проводимое в классе, должно носить «эффект актуальности», и тогда оно будет способствовать повышению результативности духовно-нравственного воспитания, потому что главное условие усвоения моральных истин - интерес учащихся к проблеме, увлеченность перспективой ее разрешения.

Обобщая все сказанное выше, можно сделать вывод, что вся воспитательная работа по духовно-нравственному воспитанию должна строиться на основе личностно-ориентированного подхода, который является основополагающим в работе по данному направлению.

Охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая - основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие [12]:

- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность ~ качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).

Вторая составляющая - исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения.

К основным принципам личностно-ориентированного подхода относят:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих ин-

44

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

Классное руководство как искусство

теллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога это главная задача образовательного учреждения.

Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концегщии личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

И наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностноориентированного подхода, по мнению профессора

Е. В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Таким образом, осознав все насущные задачи, стоящие перед сегодняшним образованием, приоритетной целью воспитательной работы классный руководитель должен определить - воспитание нравственной, духовной личности, одухотворенной идеалами добра, способной противостоять разрушительным идеям различного толка. Для этого необходима систематическая работа по формированию национального самосознания; духовному, художественно-эстетическому воспитанию на национальной основе; физическому воспитанию, формированию духовно-нравственного здоровья, здорового образа жизни в целом; подготовке учащихся к полноценной жизнедеятельности в современном мире.

Критериями, определяющими нравственную и духовную воспитанность можно считать этические знания (понимание того, что значит быть нравственным) - когнитивный уровень; отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок) - эмоциональный уровень; и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализовываются личностью в конкретных поступках и действиях) - поведенческий уровень.

В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (добро, совестливость, самокритичность и т.д.) Наличие у учащихся этих нравственных качеств можно считать критерием нравственной воспитанности. Каждый поступок, каждое действие человека должно оцениваться по трем важнейшим показателям: что сделали - практический результат; чему научились - интеллектуальный результат и как проявили себя - нравственный результат. У поистине талантливого классного руководителя проявляется удивительное умение снимать напряжение и расковывать нравственные силы учащихся путем установки «Ты можешь!» Мы уже отмечали, что уважение педагога к личности воспитанника представляет собой необходимое условие добровольной психологической восприимчивости воспитательных воздействий. Полная самоотдача педагога - своеобразная основа подлинного сотрудничества. К тому же опытный классный руководитель знает, что хорошее настроение, бодрый эмоциональный тон - часть нравственной культуры личности, и дух мажора просто необходим классному коллективу. Ведь взаимоуважение, терпимость друг к другу, забота о хорошем самочувствии каждого чле-

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

45

Классное руководство как искусство

на коллектива также важны в нравственном воспитании коллектива [13].

Важной в очерченном круге проблем воспитательной деятельности представляется работа классного руководителя по организации досуговой деятельности учащихся. Досуговая деятельность прежде всего свободна по своему характеру и принимается детьми как естественный процесс игры. Это деятельность абсолютно добровольная и заставить детей заниматься досугом невозможно. А вот приохотить разумному досугу - вполне реально.

В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой активного самовоспитания. Досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверки сил, самоутверждении среди сверстников, признания собственной личности. (А. Белкин).

В досуговой деятельности наиболее полно проявляется «рефлекс свободы», который присущ детям раннего возраста. Между взрослыми и детьми возникает педагогически целесообразное взаимодействие: вместо принуждения - воодушевление; отсутствие гнета со стороны родителей, учителей; отсутствие неоправданных стеснений и ограничений в жизни и деятельности детей; наличие широкой сферы и условий социальной деятельности и творчества детей и подростков; реальное осуществление прав ребенка.

В досуговой деятельности роль педагога - это прежде всего роль организатора, старшего друга.

«У досуговой педагогики свои, специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми: игры, игрового тренинга, театрализации, состязательности, равноправного духовного контакта, воспитывающих ситуаций импровизации» (А. Белкин). Хотелось бы более подробно остановиться на таком методе как игра. Игра - это один из тех методов в педагогике, который способствует не только самоутверждению и саморазвитию детей, но и дает им возможность почувствовать себя непринужденно, радостно. При помощи игры проще всего создать ситуацию успеха, которая позволяет ребенку раскрыться. Роль ребенка в игре - это роль активного участника, роль педагога, роль направляющая и корректирующая. Однако при этом не следует забывать, что, по словам

С. Т Шацкого, игра «это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой это пора её была бы бесполезна для человечества». Для педагога очень важно осознавать, что, являясь организатором и участником детской игры, он не должен ограничивать детскую инициативу и творческое осмысление ребенком игровых ситуаций. Игре, как форме досуговой педагогики, присущи следующие функции:

- коммуникативная;

- социальная;

- психотерапевтическая.

В игре очень важен компонент состязательности. «Состязание - это внутренняя пружина. раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску» (С. А. Шмаков).

Поиск новых форм, методов и средств воспитания в деятельности классного руководителя, его воспитанников должен быть непрерывным, так как высокая степень активности свидетельствует об успешности воспитательной работы классного коллектива. И все же главными в работе каждого классного руководителя (воспитателя) по духовно-нравственному воспитанию учащихся должны стать слова Е. Н. Ильина: «Если любить затрагивает сферу чувств, без которой изначально немыслима духовность, а понимать несет в себе смысловое, интеллектуальное начало, попросту знание, как основу духовности, то помогать - чувство и мысль приводить в действие, поступок. Душа формулы - глагол сострадать... Центральный, связующий глагол принимать несет в себе идею коммуникативности, общения, вне которого ничто не имеет смысла». Пять основных понятий - любить, понимать, принимать, сострадать, помогать - волшебная формула духовно-нравственного воспитания в современной школе.

Литература

1. Богданова О. С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников - М., Просвещение, 1988. С.83

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие /И.А.Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. Ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой.- М., «Академия»,2005. С.166

3. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие /И.А.Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. Ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой.- М.: Академия.- 2005. С.134

4. Калинин М. И. Речь на совещании учителей-отлични-ков городских и сельских школ, созванном редакцией «Учительской газеты» 28 декабря 1938 г. //Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. - М.: Молодая гвардия, 1958.- С.175

5. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.- М., 2002-127 с.

6. Классному руководителю Учеб-метод.пособие /Под ред. М. И. Рожкова.- М., ВЛАДОС,2001

7. Классному руководителю. Учеб-метод.пособие /Под ред. М. И. Рожкова.- М., ВЛАДОС, 2001

8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1984.- С.313

9. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя - М.,2002. С.17

10. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя. М.,2002. С.92

11. Стефановская Т. А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности.- М., Академия, 2006. С.82)

12. Стефановская Т. А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности.- М. 2006. С.97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович Н. Е. Изучение личности учащихся и ученических коллективов.- М., «Просвещение»,1988-206 с.

46

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.