Научная статья на тему 'Коррекция функционального состояния студентов медицинских вузов средствами физической культуры'

Коррекция функционального состояния студентов медицинских вузов средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH / CORRECTION / FUNCTIONAL STATUS / STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL / ЗДОРОВЬЕ / КОРРЕКЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евстигнеева М.И., Деньгова Л.Е., Ерёмин И.В.

В данной статье рассматривается проблема оценки состояния здоровья студентов путём определения функционального возраста индивида, его коррекции средствами физической культуры. На наш взгляд, формирование знаний о коррекции функционального состояния будет способствовать решению задачи формирования устойчивой мотивации студента к поддержанию активного образа жизни и физической формы, а также своевременному влиянию на состояние своего здоровья. В рамках преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в медицинском вузе целесообразна реализация курса по выбору основанного на овладении основ коррекции функционального состояния человека. В процессе преподавания физической культуры в медицинском вузе целесообразно включение лекционных, учебно-методических и практических занятий с направленностью подготовки будущих врачей на коррекцию функционального состояния человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Евстигнеева М.И., Деньгова Л.Е., Ерёмин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF THE FUNCTIONAL STATE OF MEDICAL STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

This article considers the problem of evaluating the health status of students by identifying the functional age of the individual, of its correction by means of physical culture. In our opinion, the formation of knowledge about the functional state correction will contribute to the solution of a problem of formation of stable motivation of the student to maintain an active lifestyle and physical fitness, as well as timely impact on their health. In the framework of teaching the discipline of “Physical Education” in a medical school the appropriate implementation of the optional course is based on mastery of the basics of correction of the functional state of a human. In the process of teaching physical education at a medical university it is appropriate for lectures, teaching and practical classes with orientation on the correction of the functional state of a human during the training future physicians.

Текст научной работы на тему «Коррекция функционального состояния студентов медицинских вузов средствами физической культуры»

индивидуального стиля жизни по всем выделенным критериям в среднем на 35-42% выше, чем в контрольной группе.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана программа формирования индивидуального стиля жизни студентов средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах; теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций и внедрены в практику работы кафедры физического воспитания АГАКИ, основные результаты могут найти применение в спортивных клубах различных учреждениях социально-культурной деятельности.

По результатам работы сделаны выводы. Реализация индивидуального стиля жизни призвана сделать жизнь уникальной. Формирование индивидуального стиля жизни представляет собой методику, которую следует усвоить и реализовать в досу-говой деятельности. Стиль жизни - это всегда поиск активных способов привнести в жизнь радость, воодушевление, духов-

Библиографический список

ные потребности и гуманистические ценностные ориентации. Разработана и внедрена программа формирования индивидуального стиля жизни студенческой молодёжи средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах, в которой реализовано развитие следующих компонентов: мотивационно-го, деятельностного, творческого, рефлексивного. Предложены следующие типы индивидуальных стилей жизни студенческой молодёжи: индивидуальные стили: тренировочно-кондиционный, оздоровительно-реабилитационный, спортивно-показательный, ритмически-танцевальный, рекреационно-восстановительный, на основании которых в клубах созданы соответствующие секции и группы. Значение формирования индивидуального стиля жизни студенческой молодежи видится, в том, что её средства позволяют развивать не только физические качества, двигательные навыки и укреплять здоровье, но и совершенствовать личную инициативу, творческую и социальную активность и самодеятельность.

1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз». Новосибирск: Издательство НГПУ, 2001.

2. Галкин В.В. Реклама и связь с общественностью в спортивных клубах и организациях. Спорт для всех. 2000; 1.

3. Хрусталев Г.А. Деятельность физкультурно-спортивных клубов по спортивно-гуманистическому воспитанию детей и молодежи и пути ее совершенствования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

4. Кокшаров А.А. Модель формирования индивидуального стиля здорового образа жизни студентов средствами социально-культурной деятельности. Единое образовательное пространство России и необходимость его формирования в обществе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2003.

5. Классов Б. Психологические механизмы формирования образа жизни личности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Новосибирск, 1996.

6. Blumenthal E. Kooperative Bewegungspiele. Schorndorf: Verlag Hofmann, 1987.

7. Hernia K. The Sports clubs as a social organization in Finland. International Review for the Sociology of Sport. 1986; N 24; Vol. 3.

References

1. Abaskalova N.P. Sistemnyjpodhod v formirovanii zdorovogo obraza zhiznisub'ektovobrazovatel'nogo processa «shkola-vuz». Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2001.

2. Galkin V.V. Reklama i svyaz' s obschestvennost'yu v sportivnyh klubah i organizaciyah. Sport dlya vseh. 2000; 1.

3. Hrustalev G.A. Deyatel'nost' fizkul'turno-sportivnyh klubov po sportivno-gumanisticheskomu vospitaniyu detej i molodezhi i puti ee sovershenstvovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

4. Koksharov A.A. Model' formirovaniya individual'nogo stilya zdorovogo obraza zhizni studentov sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Edinoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii i neobhodimost' ego formirovaniya v obschestve: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Privolzhskij Dom znanij, 2003.

5. Klassov B. Psihologicheskie mehanizmy formirovaniya obraza zhizni lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 1996.

6. Blumenthal E. Kooperative Bewegungspiele. Schorndorf: Verlag Hofmann, 1987.

7. Hernia K. The Sports clubs as a social organization in Finland. International Review for the Sociology of Sport. 1986; N 24; Vol. 3.

Статья поступила в редакцию 11.05.15

УДК 378

Evstigneyeva M.I., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of adaptive physical culture, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

Dengova L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of adaptive physical culture, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

Eryomin I.V., senior lecturer, Head of Department of adaptive physical culture, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

CORRECTION OF THE FUNCTIONAL STATE OF MEDICAL STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE. This article considers the problem of evaluating the health status of students by identifying the functional age of the individual, of its correction by means of physical culture. In our opinion, the formation of knowledge about the functional state correction will contribute to the solution of a problem of formation of stable motivation of the student to maintain an active lifestyle and physical fitness, as well as timely impact on their health. In the framework of teaching the discipline of "Physical Education" in a medical school the appropriate implementation of the optional course is based on mastery of the basics of correction of the functional state of a human. In the process of teaching physical education at a medical university it is appropriate for lectures, teaching and practical classes with orientation on the correction of the functional state of a human during the training future physicians. Key words: health, correction, functional status, students of medical school.

М.И. Евстигнеева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. адаптивной физической культуры, г. Ставрополь, Ставропольский государственный медицинский университет, E-mail: lusiyona@bk.ru

Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. адаптивной физической культуры, г. Ставрополь, Ставропольский государственный медицинский университет, E-mail: lusiyona@bk.ru

И.В. Ерёмин, доц., зав. каф. адаптивной физической культуры, г. Ставрополь, Ставропольский государственный медицинский университет, E-mail: lusiyona@bk.ru

КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье рассматривается проблема оценки состояния здоровья студентов путём определения функционального возраста индивида, его коррекции средствами физической культуры. На наш взгляд, формирование знаний о коррекции функционального состояния будет способствовать решению задачи формирования устойчивой мотивации студента к поддержанию активного образа жизни и физической формы, а также своевременному влиянию на состояние своего здоровья. В рамках преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в медицинском вузе целесообразна реализация курса по выбору основанного на овладении основ коррекции функционального состояния человека. В процессе преподавания физической культуры в медицинском вузе целесообразно включение лекционных, учебно-методических и практических занятий с направленностью подготовки будущих врачей на коррекцию функционального состояния человека.

Ключевые слова: здоровье, коррекция, функциональное состояние, студенты медицинского вуза.

Важнейшей потребностью современного общества является разработка новых профилактических, пролонгирующих и ювено-логических технологий, направленных на существенное повышение потенциала здоровья, улучшения функционального состояния, увеличение продолжительности активной, созидательной жизни человека [1]. Современная научно-методическая литература содержит много сведений о здоровье человека, способах оценки его состояния [2; 3]. В то же время студенты высших учебных заведений, и в частности, медицинских вузов, имеют явно недостаточные представления о многоаспектной сущности здоровья человека, об оценке состояния собственного здоровья и его соответствия функциональному (биологическому возрасту).

Студенты медицинского вуза как социальная группа учащейся молодежи, активно профессионально познающая и знающая в своём большинстве организм человека в системно-стуктурном аспекте, что можно считать значимым преимуществом перед студентами других специальностей, может быть благоприятной моделью исследования возможностей применения ценностей физической культуры для коррекции функционального состояния с целью нормализации здоровья человека.

В рамках преподавания предмета «Физическая культура» весьма целесообразно формирование у студентов научно-практического представления о соотношении психофизического состояния здоровья. Однако, процесс преподавания физической культуры в медицинском вузе, основанный на реализации государственной программы, не имеет программно-методического обеспечения для решения задач целенаправленного телесно-двигательного самосовершенствования на основе коррекции состояния здоровья средствами и методами физической культуры.

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование программно-методического обеспечения процесса коррекции функционального состояния студентов медицинских вузов.

Представляется целесообразным охарактеризовать основные разделы экспериментальной авторской программы. Разра-

ботанная авторская программа включает в себя теоретический раздел, осуществляемый в форме лекций, в которых раскрываются основные понятия и сущность изучаемых разделов и тем, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

Второй раздел программы, практический, который включает в себя содержание практико-методических и самостоятельных занятий. В процессе практико-методических занятий предполагалось практическое знакомство студентов с комплексом средств целенаправленного воздействия, связанного с коррекцией функционального состояния человека и применением полученных знаний на практике. В результате реализации раздела практи-ко-методических занятий студенты должны были овладеть методикой применения упражнений лечебной физической культуры, вестибулярной тренировки, упражнений мелкой моторики, дыхательными методиками В.В. Гневушева, А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, приёмами психокоррекции, а также овладеть способами определения своего функционального состояния.

Практические занятия осуществлялись в процессе обязательных академических часов по дисциплине «Физическая культура». На наш взгляд, групповые практические занятия целесообразно проводить на основе общих патологий студентов, применяя при этом индивидуальный подход к занимающимся, направленный на возможность самовоздействия упражнениями профилактического и корректирующего характера, что мы и осуществляли в педагогическом экспериментировании. К числу возможных средств коррекции функционального состояния целесообразно относить: лечебные физические упражнения; упражнения дыхательной гимнастики; упражнения психокоррек-ционной релаксации [4].

Сущностью эксперимента являлась разработка средств воздействия на коррекцию функционального состояния, внедрение авторской программы и методики в учебно-воспитательный процесс студентов медицинского вуза и определение их эффективности. В организации исследования принимали участие 40 студентов первого курса СтГМУ возрасте 17-18 лет (таблица 1).

Таблица 1

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Критерий Стьюдента t Уровень достоверности

Пульс в покое (уд./мин) 75,9±0,7 78,2±0,8 2,0 р>0,05

Артериальное давление (ммрт.ст.) 129,2±1,6 89,1±1,1 134,2±2,2 92,3±1,1 1,8 2,0 р>0,05 р>0,05

Жизненная ёмкость лёгких (л) 3,02±0.03 2,95±0,03 1,6 р>0,05

МПК (мл/мин) на 1кг 33,1±0,5 34,4±0,4 1,9 р>0,05

PWC 170 (кгм/мин) 620,5±13,2 596,5±7,8 1,6 р>0,05

Равновесие: стат. балансировка (с) 11,3±0,5 10,2±0,4 1,7 р>0,05

Уровень знаний (баллы) 3,3±0,28 2,6±0,27 1,8 р>0,05

Фрустрация (баллы) 14,4±1 12,2±1 1,5 р>0,05

Тревожность (баллы) 7,6±0,8 9,85±0,8 1,9 р>0,05

Агрессивность (баллы) 11,05±0,5 12,4±0,5 1,8 р>0,05

Ригидность (баллы) 11,8±0,6 13,8±0,8 2,0 р>0,05

Мотивация к занятиям физическими упражнениями (%) 63,7±1,4 59,7±1,4 2,0 р>0,05

Комплексные характеристики экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента (девушки) (п=40)

Педагогический эксперимент заключался в проведении исходного тестирования студентов экспериментальной и контрольной групп, после чего в течение учебного года экспериментальная группа занималась по авторской программе и методике коррекции функционального состояния, а контрольная группа по стандартной учебной программе дисциплины «Физическая культура». По окончании экспериментального года были получены результаты итогового тестирования опытных групп (таблица 2).

к построению и осуществлению здорового образа жизни и формированию телесно-двигательных кондиций, к самокоррекции состояния систем и функций организма.

2. В рамках преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в медицинском вузе целесообразна реализация курса по выбору основанного на овладении основ коррекции функционального состояния человека.

3. В процессе преподавания физической культуры в меди-

Таблица 2

Комплексные характеристики экспериментальной и контрольной групп по окончанию эксперимента (девушки) (п=40)

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Критерий Стьюдента t Уровень достоверности

Пульс в покое (уд./мин) 73,4±0,65 75,8±0,8 2,3 p<0,05

Артериальное давление (ммрт.ст.) 119,7±1,7 83,8±0,8 128,5±1,6 88,8±1,1 3,6 3,6 p<0,001 p<0,001

Жизненная ёмкость лёгких (л) 3,27±0,06 3,1±0,05 2,2 p<0,05

МПК (мл/мин) на 1кг 36,2±0,7 33,1±0,4 3,6 p<0,001

PWC 170 (кгм/мин) 659,5±9,1 623,5±10,3 2,6 p<0,05

Равновесие: стат. балансировка (с) 15,1±0,8 11,6±0,5 3,7 p<0,001

Уровень знаний (баллы) 4,5±0,18 3,4±1,26 3,6 p<0,001

Фрустрация (баллы) 11,1±0,6 8,5 ±0,8 2,4 p<0,05

Тревожность (баллы) 3,9±0,4 7,37±0,7 3,9 p<0,001

Агрессивность (баллы) 8,45±0,5 10,8±0,5 3,3 p<0,05

Ригидность (баллы) 7,65±0,9 11,8±0,6 3,8 p<0,001

Мотивация к занятиям физическими упражнениями (%) 72±1,4 64±1,5 3,8 p<0,001

Биологический возраст (годы) 2,7±0,3 4±0,3 3,8 p<0,001

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Знания о сущности функционального состояния и методах его коррекции с помощью физической культуры могут способствовать решению задач самосовершенствования студентов

Библиографический список

цинском вузе целесообразно включение лекционных, учебно-методических и практических занятий с направленностью подготовки будущих врачей на коррекцию функционального состояния человека.

1. Белозерова Л.М. Методы определения биологического возраста по умственной и физической работоспособности: монография. Пермь, 2000.

2. Войтенко В.П. Биологический возраст. Биология старения. Ленинград, 1982: 102-115.

3. Кишкун А.А. Биологический возраст и старение: возможности определения и пути коррекции: руководство для врачей. Москва, 2008.

4. Мандриков В.Б. О проблемах оценки функционального состояния студентов специального учебного отделения. Современные научно-методические разработки в физическом воспитании студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья: сборник научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2001: 36-38.

References

1. Belozerova L.M. Metody opredeleniya biologicheskogo vozrasta po umstvennoj i fizicheskojrabotosposobnosti: monografiya. Perm', 2000.

2. Vojtenko V.P. Biologicheskij vozrast. Biologiya stareniya. Leningrad, 1982: 102-115.

3. Kishkun A.A. Biologicheskij vozrast i starenie: vozmozhnosti opredeleniya i puti korrekcii: rukovodstvo dlya vrachej. Moskva, 2008.

4. Mandrikov V.B. O problemah ocenki funkcional'nogo sostoyaniya studentov special'nogo uchebnogo otdeleniya. Sovremennye nauchno-metodicheskie razrabotki v fizicheskom vospitanii studentov, imeyuschih otklonenie v sostoyanii zdorov'ya: sbornik nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2001: 36-38.

Статья поступила в редакцию 15.06.15

УДК379

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

Kokorin Ye.V., postgraduate, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia), E-mail: kokorin-jenya@mail.ru

FEATURES OF SOCIAL REINTEGRATION OF PEOPLE RELEASED FROM PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article summarizes the features of re-socialization of persons released from a prison by means of social and cultural activities. The work clarifies the definition of "re-socialization" in the modern conditions. It highlights the importance of this process for a social group as persons released from a prison and analyzes the social problems associated with the process of re-socialization. The researchers identify areas of re-socialization for the aforesaid groups of people; the pedagogical conditions for the implementation of these activities. A diagnosis of determining the degree of re-socialization of individual citizens, as well as describes the methodology of the process of re-socialization of persons released from punishment by means of social and cultural activities, conclusions on the results of its application. The paper describes the practical significance of the research.

Key words: socialization, process of re-socialization, tool for socio-cultural activities, persons released from places of imprisonment, pedagogical conditions of implementation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.