Научная статья на тему 'К вопросу планирования физической нагрузки студентам специальной медицинской группы на занятиях физической культуры в вузе'

К вопросу планирования физической нагрузки студентам специальной медицинской группы на занятиях физической культуры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБНОЕ И АНАЭРОБНОЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗМА / ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хомяков Геннадий Константинович, Наталевич Лариса Фёдоровна, Просвирина Людмила Николаевна

Физическое здоровье является основным качеством реализации успешности в профессиональной деятельности. Значительную роль в формировании здоровья отводится характеру, интенсивности физической нагрузки. Критерием переносимости и адекватности физической нагрузки принято считать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов данного учебного заведения. Нестабильная социально-экономическая обстановка 90 годов прошлого столетия и, как следствие снижение жизненного уровня населения, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение студентов, возможности их жизнеобеспечения, развития и социализации. Анализ состояния здоровья студентов ИРНИТУ свидетельствует о значительной распространенности заболеваний. Многие из них направлены в специальную медицинскую группу или вообще освобождены от практических занятий по физическому воспитанию. Таким образом, дозирование физической нагрузки требует тщательного анализа, так как граница перехода от аэробного к анаэробному энергообеспечению организма очень близка. Анаэробный процесс приводит к ишемии органов и систем, а также в последующем формированию инфарктов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хомяков Геннадий Константинович, Наталевич Лариса Фёдоровна, Просвирина Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To question of planning of physical load among students of special medical group in the activities of physical culture at the university

Physical health is the main quality of realization of success in the professional activity. A significant role in the formation of health is given to the nature, intensity of physical activity. The criterion of tolerability and adequacy of physical activity is considered to be the functional state of the cardiovascular system of students of this institution. The unstable social and economic situation of the 1990s and, as a result, a decrease in the standard of living of the population, a weakening of the health, education and culture infrastructure have markedly worsened the situation of students, their livelihood, development and socialization. The analysis of the health status of students of the IRNITU indicates a significant prevalence of diseases. Many of them are sent to a special medical group or generally exempted from the practical training in physical education. Thus, the dosing of physical activity requires careful analysis, since the border between the transitions from aerobic to anaerobic energy supply of the organism is very close. Anaerobic process leads to ischemia of organs and systems, and in the subsequent the formation of infarctions.

Текст научной работы на тему «К вопросу планирования физической нагрузки студентам специальной медицинской группы на занятиях физической культуры в вузе»

ЛИТЕРАТУРА

1. Онлайн-сервис в оценке кондиционного профиля развития физических качеств граждан по нормативам комплекса ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, Н.Н. Безноско, Р.И. Садыков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 280-284.

2. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 97-99.

3. Синявский, Н.И. Выполнение школьниками нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 8. - С. 94-95.

4. Состояние физической подготовленности студенческой молодежи республики Башкортостан / С.С. Матвеев, Р.М. Асадуллин, М.В. Тарасова, Э.Ш. Шаяхметова, Л.М. Матвеева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 17-20.

5. Фурсов, А.В. Автоматизированный онлайн-сервис для мониторинга и коррекция физической подготовленности населения на основе ВФСК ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Н. Зуева. - Тюмень : Изд-во «ВекторБук», 2017. - С. 78-81.

REFERENCES

1. Fursov, A.V. Sinyavskiy, N.I., Beznosko, N.N. and Sadykov, R.I. (2017), "Online service in assessing the conditioning profile of the development of physical qualities of citizens according to the standards of the GTO", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp. 280-284.

2. Rudenko, G.V. and Bolotin, A.E. (2015), "Organizational-pedagogical conditions necessary for the introduction of a new complex of GTO into the system of physical education of the population of Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 97-99.

3. Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2017), "Performance by schoolchildren of the standards of the complex "Ready for work and defense" (GTO)", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 94-95.

4. Matveev, S.S., Asadulin, R.M., Tarasova M.V., Shaykhmetova, E.Sh and Matveeva L.M. (2015), "The state of physical readiness of student youth in the Republic of Bashkortostan", Theory and Practice physical culture, No.9, pp. 17-20.

5. Fursov, A.V. and Sinyavskiy, N.I. (2017), "Automated online service for monitoring and correction of physical preparedness of the population on the basis of VFSK GTO", Strategy for the formation of a healthy lifestyle by means ofphysical culture and sports. "Sport for all and the introduction of the All-Russia physical culture and sports complex" GTO", Materials of the International Scientific and Practical Conference, dedicated to the memory of Professor VN. Zuev, Tyumen, Vectorbuk, pp. 78-81.

Контактная информация: FursovAV@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.12.2017

УДК 796.011.3

К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, доцент, Лариса Фёдоровна Наталевич, доцент, Людмила Николаевна Просвирина, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ),

Иркутск

Аннотация

Физическое здоровье является основным качеством реализации успешности в профессиональной деятельности. Значительную роль в формировании здоровья отводится характеру, интенсивности физической нагрузки. Критерием переносимости и адекватности физической нагрузки

принято считать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов данного учебного заведения. Нестабильная социально-экономическая обстановка 90 годов прошлого столетия и, как следствие - снижение жизненного уровня населения, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение студентов, возможности их жизнеобеспечения, развития и социализации. Анализ состояния здоровья студентов ИРНИТУ свидетельствует о значительной распространенности заболеваний. Многие из них направлены в специальную медицинскую группу или вообще освобождены от практических занятий по физическому воспитанию. Таким образом, дозирование физической нагрузки требует тщательного анализа, так как граница перехода от аэробного к анаэробному энергообеспечению организма очень близка. Анаэробный процесс приводит к ишемии органов и систем, а также в последующем - формированию инфарктов.

Ключевые слова: аэробное и анаэробное энергообеспечение организма, индекс эффективности кровообращения.

TO QUESTION OF PLANNING OF PHYSICAL LOAD AMONG STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP IN THE ACTIVITIES OF PHYSICAL CULTURE AT

THE UNIVERSITY

Gennady Konstantinovich Khomyakov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Larisa Fedorovna Natalevich, the senior lecturer, Lyudmila Nikolaevna Prosvirina, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

Annotation

Physical health is the main quality of realization of success in the professional activity. A significant role in the formation of health is given to the nature, intensity of physical activity. The criterion of tolerability and adequacy of physical activity is considered to be the functional state of the cardiovascular system of students of this institution. The unstable social and economic situation of the 1990s and, as a result, a decrease in the standard of living of the population, a weakening of the health, education and culture infrastructure have markedly worsened the situation of students, their livelihood, development and socialization. The analysis of the health status of students of the IRNITU indicates a significant prevalence of diseases. Many of them are sent to a special medical group or generally exempted from the practical training in physical education. Thus, the dosing of physical activity requires careful analysis, since the border between the transitions from aerobic to anaerobic energy supply of the organism is very close. Anaerobic process leads to ischemia of organs and systems, and in the subsequent - the formation of infarctions.

Keywords: aerobic and anaerobic energy supply of the organism, blood circulation efficiency index.

ВВЕДЕНИЕ

Медицинский осмотр первокурсников выявил высокую заболеваемость среди студентов. Это обусловило дифференцированное планирование учебно-педагогического процесса на занятиях по физической культуре в специальной медицинской группе [1].

Цель исследования - оптимизировать физическую нагрузку в соответствии с функциональным состоянием сердечно-сосудистой и лёгочной системой.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения указанной цели было проведено исследование структуры заболеваемости студентов 1 курса ИРНИТУ, отнесённых к специальной медицинской группе. Данные медицинского осмотра 2016 года говорят о том, что у студентов 1-го курса ИРНИТУ самыми распространенными видами заболеваний являются нарушения органов опорно-двигательного аппарата, зрения и сердечно-сосудистой и эндокринной систем, функций органов дыхания. К тому же у многих студентов обнаружено от двух до пяти заболеваний. Такое критическое положение состояния здоровья студентов создает большие трудности для организации и проведения учебно-тренировочного процесса по дисциплине "Физическая культура", так как разнородность патологии в учебных группах обусловливает разную нагрузку при построении плана занятий.

Таблица 1 - Структура заболеваемости студентов 1 курса ИРНИТУ, отнесённых к специальной медицинской группе_

Заболевание: Юноши % Девушки % Всего

эндокринной системы 54 8% 3 2% 57

опорно-двигательного аппарата 200 30% 43 36% 243

Глазные болезни 39 6% 13 11% 52

Неврологическая патология 31 5% 6 5% 37

мочеполовой сферы 15 2% 3 2% 18

дыхательной системы 146 22% 14 11% 160

сердечно-сосудистые и ВСД 191 27% 40 33% 231

Всего 676 100% 122 100%

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, состояние вопроса о физическом здоровье организма студентов предполагает решать следующие задачи в процессе учебно-тренировочных занятий посредством физических упражнений:

• проведение мониторинга физического здоровья;

• улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни;

• повышение физической работоспособности на основе выполнения адекватно дозированных физических упражнений.

Высокая заболеваемость органной и системной патологии уменьшает толерантность к утомлению. Поэтому необходим тщательный контроль за реакцией сердечно-сосудистой системы на предложенную преподавателем физическую нагрузку.

Таким практически приемлемым показателем является индекс эффективности кровообращения (ИЭК), позволяющий определить адекватность тренировочной физической нагрузки. Данный показатель сугубо индивидуален. Снижение его ниже 0.3 ведёт к дистрофическим изменениям в сердечной мышце, перетренированности.

Предложенный индекс эффективности кровообращения (ИЭК) определим частным от деления пульсового давления на частоту сердечных сокращений:

Пульсовое давление

ИЭК =-, Пульсовое давление = АД^ - АД^ , АДтах - максимальное

частота сердечнъх сокращений

артериальное давление, АДтт - минимальное артериальное давление.

Контроль над динамикой ИЭК является объективным фактором здоровьесберегаю-щей технологии тренировочного процесса. Не менее важна последовательность нагрузки в тренировке спортсменов.

Пример. Студент «А» имеет исходные данные: АД max. =120 мм.рт.ст.; АДтт =60 мм.рт.ст. Частота пульса = 60 сокращений в минуту. Пульсовое давление = 60. ИЭК= 60:60 = 1.0. Студент «Б» имеет исходные данные: АД max. =120 мм.рт.ст.; АДтт =80 мм.рт.ст. Частота пульса =80 сокращений в минуту. Пульсовое давление = 40. ИЭК= 40:80=0,5. По формальным признакам у обоих студентов нормальное давление 120/60 мм.рт.ст. и 120/80 мм.рт.ст. Частота пульса также соответствует норме - 60 сокращений в минуту у студента «А», 80 сокращений в минуту у спортсмена «Б». Но у студента «А» ИЭК= 1,0, а у студента «Б» ИЭК=0,5. Это означает, что на одно сокращение сердца в большой круг кровообращения сердце вытолкнет у студента «А» 1,0 условную единицу объёма крови, а у студента «Б» лишь 0,5 условной единицы объёма крови.

Следовательно, при равной нагрузке спортсмен «А» будет находиться в аэробном режиме энергообеспечения организма, а студент «Б» - в анаэробном. Поэтому, студенту «А» можно наращивать интенсивность нагрузки, а студенту «Б» уменьшать интенсивность, но увеличивать объёмную нагрузку. И это при формально «нормальных» показателях АД и частоты пульса. В результате многолетних наблюдений авторы пришли к выводу,

что ИЭК наглядно своевременно сигнализирует о перенапряжении сердечно-сосудистой

системы на преодоление заданной нагрузки.

схема кровообращения

студент «А» студент «Б»

Рисунок 1 - Схема кровообращения студента «А» и «Б»

Гипоксия, обусловленная низкой функциональной способностью сердечно-сосудистой и лёгочной системами, вызывает тотальное неадекватное перенапряжение всех составляющих: кардиальных и экстракардиальных факторов кровообращения. В соответствии с законом Пуазейля следует, что объемная скорость потока прямо пропорционально зависит от четвертой степени радиуса. Уменьшение радиуса сосуда или бронха наполовину - снижает скорость потока в 16 раз. Следовательно, для обеспечения кислородом организма потребуется в 16 раз больше затратить мускульной работы сердечно-сосудистой и мышц, обеспечивающих акт дыхания.

Таким образом, для обеспечения кислородом организма человека необходимо комплексом упражнений развивать системы органов дыхания и кровообращения, тем самым увеличивая просвет (диаметр) сосудистых и бронхиальных ветвей соответствующих органов. Развитие этих систем достигается объёмной тренировкой. Интенсивная мышечная работа сопровождается переходом ламинарного потока в турбулентный поток. При этом происходит разрушение форменных элементов крови (эритроцитов, тромбоцитов), уменьшающих просвет сосуда. Условием обеспечения оптимальной оксигенации организма является диафрагмальное дыхание. Закон Лапласа описывает отношение между давлением, напряжением и радиусом кривизны. При спонтанном дыхании активность инспираторных мышц необходима для преодоления импеданса дыхательной системы. Важнейшей мышцей вдоха является диафрагма, обеспечивающая 2/3 дыхания. Равномерно развитый мышечный корсет способствует физиологическому дыханию. Как всякая скелетная мускулатура, дыхательные мышцы характеризуются следующими отношениями: длина - напряжение, сила - частота и сила - скорость. Чем меньше радиус кривизны диафрагмы, тем эффективнее дыхание соответствии с законом Лапласа.

Следовательно, развитию мышц брюшного пресса отводится особая роль для акта дыхания: чем сильнее мышцы брюшного пресса, тем меньше окружность талии, тем эффективнее дыхание.

Для составления комплекса упражнений, гармонично развивающих дыхательную, сердечно-сосудистую мышечную системы, необходимо учитывать концепцию четырех функциональных легочных "зон". В связи с этим, построение комплекса оздоровительной гимнастики необходимо чередование упражнений стоя и лёжа.

1 семестр 09.2015 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 0 0 10 22 9 8 2 2 1 1

Процент от всех учащихся 0% 0% 18% 40% 16% 15% 4% 4% 2% 2%

2 семестр 05.2016 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 0 0 3 3 5 5 3 1 0 0

Процент от всех учащихся 0% 0% 15% 15% 25% 25% 15% 5% 0% 0%

3 семестр 09.2016 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 1 2 6 7 10 6 5 1 0 0

Процент от всех учащихся 3% 5% 16% 18% 26% 16% 13% 3% 0% 0%

Таблица 3 - ИЭК после нагрузки (юноши)

1 семестр 09.2015 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 3 20 21 10 0 1 0 0 0 0

Процент от всех учащихся 5% 36% 38% 18% 0% 3% 0% 0% 0% 0%

2 семестр 05.2016 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 0 3 9 6 2 0 0 0 0 0

Процент от всех учащихся 0% 15% 45% 30% 10% 0% 0% 0% 0% 0%

3 семестр 09.2016 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 1 9 17 9 2 0 0 0 0 0

Процент от всех учащихся 3% 24% 45% 24% 4% 0% 0% 0% 0% 0%

Анализ показателя индекса эффективности (ИЭК) кровообращения демонстрирует низкую толерантность к физической нагрузке: в интервале от 0,3 до 0, 0,4 находится 58% студентов 1 семестра, 30% - 2 семестра, 34% - 3 семестра. Это означает, что на каждое сокращение сердца в аорту поступает 0,3 - 0,4 условных единиц объёма крови. Норма этого показателя 0,5 - 1,0, которая составляет 42% от общего количества студентов специальной медицинской группы.

Это означает, что эти студенты даже без нагрузки испытывают гипоксию. После нагрузки ишемию испытывают 97% студентов - юношей и только 3% справляются с типовой нагрузкой в 1 семестре, во 2 семестре - 90% страдают от гипоксического состояния организма, а в 3 семестре недостаток снабжения организма испытывают 96% юношей. Поэтому, проведение занятий физической культурой требует строгой индивидуализации.

Таблица 4 - ИЭК до нагрузки девушки

ИЭК (1 семестр 09.2015) 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 0 0 10 22 9 8 2 2 1 1

Процент от всех учащихся 0% 0% 18% 40% 16% 15% 4% 4% 2% 2%

ИЭК (2 семестр 05.2016) 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 0 0 3 3 5 5 3 1 0 0

Процент от всех учащихся 0% 0% 15% 15% 25% 25% 15% 5% 0% 0%

ИЭК (3 семестр 09.2016) 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 1 2 6 7 10 6 5 1 0 0

Процент от всех учащихся 3% 5% 16% 18% 26% 16% 13% 3% 0% 0%

Необходимо отметить, что у девушек низкий показатель ИЭК, причём снижается к 3 семестру. Это говорит о том, что объёмная двигательная активность девушек снижается. Критические показатели ИЭК 0,1, 02 достигает 3-5% манифестируют постоянное гипокси-ческое состояние, которое приводит к патологии органов и систем организма. После нагрузки картина кровоснабжения организма кислородом ещё более усугубляется худшими показателями: рост гипоксического состояния организма, а это, прежде всего, центральной нервной системы, отвечающий за интеллектуальную деятельность, страдает более всего. Преподавателям необходимо строить планирование тренировочного процесса с уклоном на развитие кардио-респираторной системы в программе модуля 3 отделения специальной медицинской группы.

Таблица 5 - ИЭК после нагрузки девушки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЭК (1 семестр 09.2015) 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 3 20 21 10 0 1 0 0 0 0

Процент от всех учащихся 5% 36% 38% 18% 0% 2% 0% 0% 0% 0%

ИЭК (2 семестр 05.2016) 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 0 3 9 6 2 0 0 0 0 0

Процент от всех учащихся 0% 15% 45% 30% 10% 0% 0% 0% 0% 0%

ИЭК (3 семестр 09.2016) 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Количество людей 1 9 17 9 2 0 0 0 0 0

Процент от всех учащихся 3% 24% 45% 24% 5% 0% 0% 0% 0% 0%

ВЫВОДЫ

Показатели кардио-респираторной системы имеют практически мало выраженную положительную или даже отрицательную динамику. Этот факт требует решения в плане:

1. Возбуждения мотивации у студентов к занятиям физической культурой вне учебного времени,

2. Организации активного отдыха студентов,

3. Консультативная помощь преподавателей в составлении индивидуальной программы оздоровления студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина, О.И. Отклонения физического развития и состояния здоровья юношей специальной медицинской группы, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья, и пути их коррекции / О.И. Кузьмина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 84-91.

REFERECES

1. Kuzmina O.I. (2016), "Deviations of the physical development and health status of the young men of a special medical group studying at the technical university of the Baikal region, and the ways of their correction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 84-91.

Контактная информация: girya-irk60@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2017

УДК 316.422

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-

математических наук, профессор, Елена Анатольевна Котлярова, аспирант, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Людмила Николаевна Терновая, кандидат педагогических наук, Институт развития образования Краснодарского края, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка модели распространения инноваций в образовании. Известно, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений - наиболее передовая форма их социального партнёрства. Также известно, что благодаря сетевому взаимодействию возможно объединение ресурсов (консолидация усилий) его участников для решения всевозможных задач, как "традиционных", так и современных. Одной из наиболее актуальных задач, детерминированных современным (информационным) обществом, является распространение инноваций в образовании, в том числе новых образовательных инструментов. Авторами настоящей статьи предложены информационно-вероятностные модели и критерии распространения инноваций в образовании посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Экспериментальная работа на базе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.