Научная статья на тему 'Формирование индивидуального стиля жизни студентов средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах'

Формирование индивидуального стиля жизни студентов средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDIVIDUAL LIFESTYLE / STUDENTS / TYPES OF INDIVIDUAL LIFESTYLES / PROGRAM TO DEVELOP AN INDIVIDUAL STYLE OF LIFE / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ / ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Т.В., Гузев Д.В., Федулов Б.А.

В статье выделены факторы формирования здорового стиля жизни студентов в условиях спортивного клуба. Обосновывается положение о том, что современный спортивный клуб обеспечивает удовлетворение не только физических потребностей в укреплении и сохранении здоровья, но и в психологическом и духовном развитии, а также создает условия для гармоничного общения людей друг с другом, обществом и природой. Обосновываются характерные для студентов типы индивидуальных стилей жизни. Структура индивидуального стиля жизни раскрывается как принципиальное единство всех сторон материальных, социальных и духовных основ сосуществования человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Приводится программа формирования здорового стиля жизни, которая раскрывается через направления и ее этапы, а также даны рекомендации, реализующие комплексную методику работы со студентами в спортивных клубах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PERSONAL LIFE STYLE OF STUDENTS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN SPORTS CLUBS

The article highlights the factors of formation of healthy lifestyle of students in sports centers. The authors state that a modern sports club satisfies physical needs in the strengthening and preservation of health, but also in psychological and spiritual development, and also creates conditions for the harmonious interaction of people with each other, society and nature. The researchers show that training and conditioning, rehabilitation, sports demonstration, rhythmic dance, recreation and restoration are typical for the types of individual life styles among students. The structure of the individual style of life is revealed as the basic unity of all parties to all material, social and spiritual foundations of coexistence of man that is sold by the structural, energy and information channels. The paper tells about a program of healthy lifestyle, which is revealed through movements and its stages, as well as recommendations implement an integrated method of working with students in sports clubs. It takes into account the individual characteristics of students, their system and the hierarchy of needs, motives, interests in self-development and active technologies in training and education.

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуального стиля жизни студентов средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах»

УДК379

Gorbunova T.V., Сandidate of Sciences (Рedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia),

Е-mail: fitnes.gtv@mail.ru

Guzev D.V., teacher, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia), е-mail: guzeevv-dima@mail.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Рedagogy), Professor, Altai State Academy of Culture and Arts (Barnaul, Russia),

Е-mail: fedulovb@mail.ru

THE FORMATION OF THE PERSONAL LIFE STYLE OF STUDENTS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN SPORTS CLUBS. The article highlights the factors of formation of healthy lifestyle of students in sports centers. The authors state that a modern sports club satisfies physical needs in the strengthening and preservation of health, but also in psychological and spiritual development, and also creates conditions for the harmonious interaction of people with each other, society and nature. The researchers show that training and conditioning, rehabilitation, sports demonstration, rhythmic dance, recreation and restoration are typical for the types of individual life styles among students. The structure of the individual style of life is revealed as the basic unity of all parties to all material, social and spiritual foundations of coexistence of man that is sold by the structural, energy and information channels. The paper tells about a program of healthy lifestyle, which is revealed through movements and its stages, as well as recommendations implement an integrated method of working with students in sports clubs. It takes into account the individual characteristics of students, their system and the hierarchy of needs, motives, interests in self-development and active technologies in training and education.

Key words: individual lifestyle, students, types of individual lifestyles, program to develop an individual style of life.

Т.В. Горбунова, канд. пед. наук, доц., Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,

E-mail: fitnes.gtv@mail.ru

Д.В. Гузев, преп., Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,

E-mail: guzeevv-dima@mail.ru

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул,

E-mail: fedulovb@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ

В статье выделены факторы формирования здорового стиля жизни студентов в условиях спортивного клуба. Обосновывается положение о том, что современный спортивный клуб обеспечивает удовлетворение не только физических потребностей в укреплении и сохранении здоровья, но и в психологическом и духовном развитии, а также создает условия для гармоничного общения людей друг с другом, обществом и природой. Обосновываются характерные для студентов типы индивидуальных стилей жизни. Структура индивидуального стиля жизни раскрывается как принципиальное единство всех сторон материальных, социальных и духовных основ сосуществования человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Приводится программа формирования здорового стиля жизни, которая раскрывается через направления и ее этапы, а также даны рекомендации, реализующие комплексную методику работы со студентами в спортивных клубах.

Ключевые слова: индивидуальный стиль жизни, студенческая молодежь, типы индивидуальных стилей жизни, программа по формированию индивидуального стиля жизни.

В последнее десятилетие актуализировались проблемы, связанные с формированием здорового образа жизни человека. Это связано, прежде всего, с необходимостью создания теоретической базы, которая устанавливала бы общие специфические черты здорового организма, отличающие его от нездорового и реальные пути его сохранения и развития. Сегодня можно констатировать, что из-за недостаточной физической и психической подготовленности современной молодёжи к взаимодействию с изменившейся внешней средой, в частности с возросшей интеллектуальной нагрузкой на студентов, отмечается ослабление состояния их здоровья и работоспособности. Данное положение ставит перед системой социально-культурной деятельности новые и сложные задачи, в том числе в области физического воспитания в спортивных клубах. Одним из направлений выхода из создавшейся ситуации является создание необходимых условий формирования у студенчества индивидуального стиля жизни средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах.

Современный спортивный клуб обеспечивает удовлетворение не только физических потребностей различных категорий населения в укреплении и сохранении здоровья, но и в психологическом и духовном развитии, а также создаёт условия для гармоничного общения людей друг с другом, обществом и природой. Спортивный клуб представляет собой общественную организацию, способствующую развитию спорта, физической культуры и туризма, а также организации спортивно-массовых мероприятий в неучебное время [1, с. 41 - 42].

К функциям спортивного клуба в образовательном учреждении относятся: проведение систематических физкультурно-оздоровительных занятий и спортивно-массовых мероприятий;

создание и работа секций и спортивных групп с учётом индивидуальных особенностей студентов; организация соревнований, спортивных и товарищеских встреч; обеспечение участия в соревнованиях, проводимых различными органами местного самоуправления; организация спортивных праздничных соревнований и выступлений известных спортсменов; проведение пропагандистских мероприятий по соблюдению здорового образа жизни [2].

В связи с этим, возможности спортивных клубов существенно возросли, спортивные клубы способны формировать здоровый образ жизни, в основе которого находится внутренняя мотивация на сохранение и укрепление здоровья в сознании и практической жизнедеятельности. Поэтому мы выделяем в самостоятельную задачу формирование индивидуального образа жизни студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах, как эффективное направление в укреплении психофизического здоровья, рационального, культурного проведения свободного времени, удовлетворения духовных потребностей студентов.

В статье выделяются характерные для студентов типы индивидуальных стилей жизни, приводится программа, реализующая комплексную методику работы по формированию индивидуального стиля жизни студенческой молодежи, которая отличается направленностью процесса физического воспитания на формирование у занимающихся системы потребностей, которая обеспечит подрастающем поколению выработать собственный здоровый индивидуальный стиль жизни, способствующий физическому и духовному самосовершенствованию. Данные положения определяют научную новизну работы.

Реализацию поставленной задачи возможно осуществить в том случае, если в содержание физического воспитания, наряду с аксиологическим, когнитивным и конативными компонентами, органически включаются личностный, который содействует активному самопознанию, саморегуляции, самосовершенствованию, моральному и духовному самоопределению, приобретению навыков в формировании индивидуального стиля жизни студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах.

Индивидуальный стиль жизни в статье определяется как определённый тип поведения личности, основанный на индивидуальных особенностях, склонностях, способностях, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях [3].

Обобщая различные научные источники [4; 5], на практике для творческих вузов выделим следующие типы индивидуальных стилей жизни для студенческой молодежи:

- тренировочно-кондиционный стиль жизни предназначен для повышения биолого-функциональных возможностей организма;

- оздоровительно-реабилитационный стиль жизни служит для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения;

- спортивно-показательный стиль жизни, для студентов с хорошей предварительной общей физической и спортивной подготовленностью;

- рекреационно-восстановительный стиль жизни - определяется динамикой работоспособности и утомляемости студентов в учебном процессе;

- ритмически-танцевальный стиль жизни применяется студентами, профессионально, спортивно или любительски использующими танцы - от балета до фольклора и современных танцев в качестве физкультурной активности.

В соответствии с выделенными типами предлагается создавать соответствующие секции и группы, так например: фитнеса, аэробные, хореографические, оздоровительные, гимнастические и т.д.

Выделим основные положения, определяющие индивидуальный стиль жизни студентов: 1. Конкретная личность выступает одновременно субъектом и объектом формирования индивидуального стиля жизни. 2. Индивидуальный стиль жизни человека реализуется на основе удовлетворения физических, социальных и духовных потребностей человека. З.Формиро-вание индивидуального стиля жизни студентов средствами социально-культурной деятельности возможно при реализации личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов. 4. Индивидуальный стиль жизни представляет собой эффективный способ сохранения здоровья, профилактики заболеваний и повышения работоспособности в профессиональной деятельности.

На основании рассмотренных теоретических подходов, предлагается программа формирования индивидуального стиля жизни студенческой молодежи, которая учитывает следующие факторы: наследственные, социальные, а также личностно-мо-тивированные, а также индивидуальные условия жизнедеятельности, определяющие мировоззрение и культуру конкретного человека.

Структура индивидуального стиля жизни представляет собой принципиально единство всех сторон материальных, социальных и духовных основ сосуществования человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы [6].

Целью разработанной программы является формирование индивидуального стиля жизни студенческой молодёжи средствами социально-культурной деятельности, через формирование у них научного понимания сущности индивидуального стиля жизни, создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, выбор конкретного индивидуального стиля жизни с учётом учебной деятельности и будущей профессии.

Программа предусматривает решение следующих воспитательных и оздоровительных задач: знание научно-практических основ индивидуального стиля жизни студентов; понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности; формирование потребностно-мо-тивационного отношения к физической культуре, установки на индивидуальный стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание.

Программа включает в себя следующие взаимосвязанные этапы: начальный, основной, завершающий, в каждом из которых отражены цели, задачи и реализуются следующие индивидуальные стили: тренировочно-кондиционный, оздоровительно-реабилитационный, спортивно-показательный, ритмически-танцевальный, рекреационно-восстановительный. Следовательно, она учитывает индивидуальные особенности студентов, систему и иерархию их потребностей, мотивов, интересов в своем саморазвитии, а также активные технологии в обучении и воспитании.

В программе формирование индивидуального стиля жизни студентов средствами социально-культурной деятельности обеспечивается через реализацию следующих системных компонентов [7]:

Эмотивный компонент. Сущность этого компонента состоит в том, чтобы сформировать у студентов иерархию соответствующих потребностей, мотивов, интересов и желаний к выбору индивидуального стиля жизни.

Когнитивный компонент формирования индивидуального стиля жизни обосновывался из анализа индивидуальных особенностей человека и требований к содержанию физической культуры студента.

Конативный компонент состоит в умении студентов ставить субъективно принятую цель деятельности, в соответствии с ней создать программу действий, упорядочить действия, средства, способы деятельности, оценить результаты как конечные, так и промежуточные, сопоставить их и осуществлять необходимые коррективы.

Творческий компонент предполагает наличие у студента более сложной совокупности способностей, позволяющие ему моделировать индивидуальный стиль жизни.

Рефлексивный компонент представляет собой механизм сознательной деятельности, включающий самопознание и самооценку, так как её реализация осуществляется на основе рефлексивного отношения к себе, своим качествам, действиям, поступкам, состояниям.

Содержание программы раскрывается через ряд этапов.

1. Начальный этап направлен на выявление уровня сфор-мированности потребностно-мотивационной сферы индивидуального стиля жизни студентов, выявление вовлеченности студентов в физическую культуру до поступления в ВУЗ, его теоретической осведомлённости и физической подготовленности.

2. Основной этап предусматривает приобретение теоретических и практических навыков формирования индивидуального стиля жизни. Отличительной особенностью этого этапа является развитие у студентов индивидуальных физкультурно-спортив-ных способностей, наличие которых придают деятельности лич-ностно значимый смысл.

3. Завершающий этап ориентирован на побуждение студентов к дальнейшему совершенствованию индивидуального стиля жизни. Качественное своеобразие данного этапа определяется тем, что у студентов происходит осознание значимости индивидуального стиля жизни, которое придает личностный смысл в его реализации в процессе жизнедеятельности.

Наш опыт разработки и внедрения программы показал, что правильно организованный процесс сбора, обработки и анализа индивидуальных показателей уровня физического развития, функционального состояния и т.д., способствует активному личностному включению в данный вид деятельности.

Основными организационными условиями формирования индивидуального стиля жизни являются:

1. Заведение на каждого студента индивидуального «Паспорта здоровья» с целью определения расчёта индивидуальных параметров физической нагрузки, при выборе индивидуального стиля жизни и ведения динамики изменения состояния организма.

2. Составление индивидуального плана формирования здорового стиля жизни реализуемого в индивидуальной оздоровительной деятельности и занятиях физическими упражнениями.

3. При регулярных самостоятельных тренировках оздоровительной направленности, студентам рекомендуется осуществлять самоконтроль основных показателей состояния организма до начала занятий и после окончания тренировки.

Подтверждение эффективности программы формирования индивидуального стиля жизни студентов проводилось нами путём сравнения результатов сформированности каждого компонента в созданных контрольной и экспериментальной группах.

Анализ данных показал, что в экспериментальной группе получено наибольшее приращение уровня сформированности

индивидуального стиля жизни по всем выделенным критериям в среднем на 35-42% выше, чем в контрольной группе.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана программа формирования индивидуального стиля жизни студентов средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах; теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций и внедрены в практику работы кафедры физического воспитания АГАКИ, основные результаты могут найти применение в спортивных клубах различных учреждениях социально-культурной деятельности.

По результатам работы сделаны выводы. Реализация индивидуального стиля жизни призвана сделать жизнь уникальной. Формирование индивидуального стиля жизни представляет собой методику, которую следует усвоить и реализовать в досу-говой деятельности. Стиль жизни - это всегда поиск активных способов привнести в жизнь радость, воодушевление, духов-

Библиографический список

ные потребности и гуманистические ценностные ориентации. Разработана и внедрена программа формирования индивидуального стиля жизни студенческой молодёжи средствами социально-культурной деятельности в спортивных клубах, в которой реализовано развитие следующих компонентов: мотивационно-го, деятельностного, творческого, рефлексивного. Предложены следующие типы индивидуальных стилей жизни студенческой молодёжи: индивидуальные стили: тренировочно-кондиционный, оздоровительно-реабилитационный, спортивно-показательный, ритмически-танцевальный, рекреационно-восстановительный, на основании которых в клубах созданы соответствующие секции и группы. Значение формирования индивидуального стиля жизни студенческой молодежи видится, в том, что её средства позволяют развивать не только физические качества, двигательные навыки и укреплять здоровье, но и совершенствовать личную инициативу, творческую и социальную активность и самодеятельность.

1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз». Новосибирск: Издательство НГПУ, 2001.

2. Галкин В.В. Реклама и связь с общественностью в спортивных клубах и организациях. Спорт для всех. 2000; 1.

3. Хрусталев Г.А. Деятельность физкультурно-спортивных клубов по спортивно-гуманистическому воспитанию детей и молодежи и пути ее совершенствования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

4. Кокшаров А.А. Модель формирования индивидуального стиля здорового образа жизни студентов средствами социально-культурной деятельности. Единое образовательное пространство России и необходимость его формирования в обществе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2003.

5. Классов Б. Психологические механизмы формирования образа жизни личности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Новосибирск, 1996.

6. Blumenthal E. Kooperative Bewegungspiele. Schorndorf: Verlag Hofmann, 1987.

7. Hernia K. The Sports clubs as a social organization in Finland. International Review for the Sociology of Sport. 1986; N 24; Vol. 3.

References

1. Abaskalova N.P. Sistemnyjpodhod v formirovanii zdorovogo obraza zhiznisub'ektovobrazovatel'nogo processa «shkola-vuz». Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2001.

2. Galkin V.V. Reklama i svyaz' s obschestvennost'yu v sportivnyh klubah i organizaciyah. Sport dlya vseh. 2000; 1.

3. Hrustalev G.A. Deyatel'nost' fizkul'turno-sportivnyh klubov po sportivno-gumanisticheskomu vospitaniyu detej i molodezhi i puti ee sovershenstvovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

4. Koksharov A.A. Model' formirovaniya individual'nogo stilya zdorovogo obraza zhizni studentov sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Edinoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii i neobhodimost' ego formirovaniya v obschestve: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Privolzhskij Dom znanij, 2003.

5. Klassov B. Psihologicheskie mehanizmy formirovaniya obraza zhizni lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 1996.

6. Blumenthal E. Kooperative Bewegungspiele. Schorndorf: Verlag Hofmann, 1987.

7. Hernia K. The Sports clubs as a social organization in Finland. International Review for the Sociology of Sport. 1986; N 24; Vol. 3.

Статья поступила в редакцию 11.05.15

УДК 378

Evstigneyeva M.I., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of adaptive physical culture, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

Dengova L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of adaptive physical culture, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

Eryomin I.V., senior lecturer, Head of Department of adaptive physical culture, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

CORRECTION OF THE FUNCTIONAL STATE OF MEDICAL STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE. This article considers the problem of evaluating the health status of students by identifying the functional age of the individual, of its correction by means of physical culture. In our opinion, the formation of knowledge about the functional state correction will contribute to the solution of a problem of formation of stable motivation of the student to maintain an active lifestyle and physical fitness, as well as timely impact on their health. In the framework of teaching the discipline of "Physical Education" in a medical school the appropriate implementation of the optional course is based on mastery of the basics of correction of the functional state of a human. In the process of teaching physical education at a medical university it is appropriate for lectures, teaching and practical classes with orientation on the correction of the functional state of a human during the training future physicians. Key words: health, correction, functional status, students of medical school.

М.И. Евстигнеева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. адаптивной физической культуры, г. Ставрополь, Ставропольский государственный медицинский университет, E-mail: lusiyona@bk.ru

Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. адаптивной физической культуры, г. Ставрополь, Ставропольский государственный медицинский университет, E-mail: lusiyona@bk.ru

И.В. Ерёмин, доц., зав. каф. адаптивной физической культуры, г. Ставрополь, Ставропольский государственный медицинский университет, E-mail: lusiyona@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.