Научная статья на тему 'Потребностно-мотивационная сфера как побудительная предпосылка формирования двигательной активности молодежи в спортивных клубах'

Потребностно-мотивационная сфера как побудительная предпосылка формирования двигательной активности молодежи в спортивных клубах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
565
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / "МЯГКИЙ СПОРТ" / "SOFT SPORT" / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SPORTS CLUB / MOTIVATION / HUMANISTIC PEDAGOGICS / PHYSICAL DEVELOPMENT / SELF-ORGANIZATION / REQUIREMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алави Хайдар М. Алави

Освещается проблема определения побудительных предпосылок формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями в среде молодежи. В качестве таковых выступает потребность, которая определяется как реакция индивида на информацию об испытываемой «нужде». Особую актуальность проблема мотивационной сферы приобретает в области физической культуры студенческой молодежи. Современная стратегия образования российского общества определяет физическую культуру как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности молодого человека. В современном образовательном процессе вуза большую популярность приобретают самостоятельные занятия, основанные на интересах молодого человека и проводимые в спортивных клубах. В деятельности университетских спортивных клубов заключены значительные возможности для позитивного воздействия на физические и духовные способности людей. Клубы физкультурно-спортивной направленности являются значимыми факторами привития начального опыта в области спорта. Спортивные клубы способны стать носителями спорта нового времени и в первую очередь должны ориентироваться на удовлетворение потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в развитии физических качеств и двигательных способностей, в развитии творческих способностей, в социальной адаптации и реабилитации. Клубы спортивной направленности призваны обеспечить целостное гуманистическое воздействие на личность, содействовать преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, формированию активной, гармоничной личности, которая стремится к всестороннему совершенствованию и проявлению своих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алави Хайдар М. Алави

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED-MOTIVATIONAL SPHERE AS INCENTIVE PREREQUISITE OF FORMATION OF PHYSICAL ACTIVITY OF YOUTH IN SPORTS CLUBS

The problem of definition of incentive prerequisites of formation of steady interest in occupations by physical exercises in the environment of youth is considered. The requirement which is defined as reaction of the individual to information on felt “need” acts as those. The problem of the motivational sphere gains special relevance in the field of physical culture of student’s youth. Modern strategy of formation of the Russian society defines physical culture as a basis of physical and social wellbeing, basis of all-round and full development of the identity of the young man. In modern educational process of higher education institution the great popularity is acquired by the independent occupations based on interests of the young man and which are carried out in sports clubs. In activity of university sports clubs considerable opportunities for positive impact on physical and spiritual abilities of people are concluded. Clubs of a sports and sports orientation are significant factors of instilling of initial experience in sport area. Sports clubs are capable to become a carrier of sport of modern times and first of all have to be guided by satisfaction of needs for preservation and promotion of health, in development the physical of qualities and motive abilities, in development the artistic abilities, in social adaptation and rehabilitation. Clubs of a sports orientation are urged to provide complete humanistic impact on the personality, to promote overcoming of a gap between physical and spiritual development of the person, to formation of the active, harmonious personality who seeks for all-round improvement and manifestation of the abilities.

Текст научной работы на тему «Потребностно-мотивационная сфера как побудительная предпосылка формирования двигательной активности молодежи в спортивных клубах»

УДК 159.922.7/.8

ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА КАК ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ

© Алави Хайдар М. Алави

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра адаптивной физической культуры, e-mail: mukinaeu@mail.ru

Освещается проблема определения побудительных предпосылок формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями в среде молодежи. В качестве таковых выступает потребность, которая определяется как реакция индивида на информацию об испытываемой «нужде». Особую актуальность проблема мотивационной сферы приобретает в области физической культуры студенческой молодежи. Современная стратегия образования российского общества определяет физическую культуру как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности молодого человека. В современном образовательном процессе вуза большую популярность приобретают самостоятельные занятия, основанные на интересах молодого человека и проводимые в спортивных клубах. В деятельности университетских спортивных клубов заключены значительные возможности для позитивного воздействия на физические и духовные способности людей. Клубы физкультурно-спортивной направленности являются значимыми факторами привития начального опыта в области спорта. Спортивные клубы способны стать носителями спорта нового времени и в первую очередь должны ориентироваться на удовлетворение потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в развитии физических качеств и двигательных способностей, в развитии творческих способностей, в социальной адаптации и реабилитации. Клубы спортивной направленности призваны обеспечить целостное гуманистическое воздействие на личность, содействовать преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, формированию активной, гармоничной личности, которая стремится к всестороннему совершенствованию и проявлению своих способностей.

Ключевые слова: спортивный клуб; мотивация; потребность; гуманистическая педагогика; «мягкий спорт»; физическое развитие; самоорганизация.

Современные представления педагогов в области физического воспитания базируются в своих исследованиях на выборе новых направлений по совершенствованию взглядов и изменению подходов к физической культуре.

Одно из таких направлений реализуется на базе принципов гуманистической педагогики и психологии, где личность человека рассматривается как высшая социальная ценность, а индивид превращается из объекта педагогического воздействия в субъект активной двигательной деятельности [1].

При этом если традиционная педагогика акцентирует свое внимание на возможности внешнего воздействия на человека, то гуманистическая педагогика рассматривает развитие личности как целостный процесс, в котором движущей силой является мотива-ционно-потребностная система. Потребность определяется как реакция индивида на информацию об испытываемой «нужде» и служит основным фактором поведения человека и его отношения к условиям жизни.

От возникновения потребности до постановки и достижения цели проходит довольно сложный период эмоциональной и психической деятельности человека, что и побуждает его к проявлению осознанной внешней активности для достижения реально существующей цели. Этот побудитель называется мотивом. Можно сказать, что мотив -это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. В психологической литературе до сих пор нет единого понимания мотива. Так, П.А. Рудик считает, что мотив - это осознанная потребность [2]. Признанный авторитет в области российской психологии А.Н. Леонтьев под мотивом понимает конкретный или же отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность [3, с. 162-168]. А.Ц. Пуни пытается соединить эти две точки зрения, рассуждая, что без потребности не нужен объект ее удовлетворения (цель), но и без цели потребность не приведет к сознательной и направленной активности человека. По мнению ав-

тора, в этом случае пропадает главный смысл мотива [4].

Как было заявлено ранее, особую актуальность проблема мотивационно-потреб-ностной сферы приобретает в области физической культуры студенческой молодежи. Связано это с тем, что современная стратегия образования российского общества определяет физическую культуру как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности молодого человека.

В настоящее время в образовательном процессе вуза рассматриваются два основных направления в организации занятий физической культурой: обязательные занятия, регламентируемые образовательными программами и самостоятельные занятия, основанные на интересах и потребностях молодого человека.

Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что довольно значительная часть населения, в т. ч. детей и молодежи, остается не приобщенной к активным занятиям физкультурой и спортом, в основном они занимаются физической культурой в процессе организованной физкультурной деятельностью. Острой эта проблема остается и для нашей страны. Так, по данным

A.В. Рубчевского, А.П. Соколова (2005), число молодых людей, активно занимающихся физкультурой и спортом, в вузах составляет не более 15 %. В исследованиях

B.А. Колычева (1999, 2003) показано, что в Москве, где потенциальные возможности для развития массового спорта значительно выше, чем в других регионах, среди подростков и юношей организованным спортом занимаются не более 12 %, а среди юниоров и молодых взрослых их еще меньше.

В Московской области, по данным П.А. Виноградова, оздоровительным бегом, велосипедными прогулками, катанием на коньках не занимается около 80% школьников [5, с. 34-39]. Зимой 59,3 % юношей и 55,4 % девушек выходят на лыжню лишь от 1 до 5 раз, а 69,9 % юношей и 93,5 % девушек вообще не катаются на коньках. У 24 % студентов, опрошенных в ходе исследования «Спортивно-гуманистическое воспитание студентов», и 26,5 % из числа опрошенных в ходе исследования «Здоровый образ жизни и физическая культура студенческой молоде-

жи» указали на то, что они более или менее систематически занимаются физкультурой и спортом в свое свободное время.

В работах П.А. Виноградова, В.И. Столярова, Л.И. Лубышевой рассматриваются причины столь низкой значимости и привлекательности для молодежи физкультурно-спортивной деятельности [5-7]. В их ряду следующее.

1. Распространенные в общественном сознании стереотипы, что вся ценность занятий физическими упражнениями и спортом сводится лишь к их воздействию на здоровье и физическое развитие человека. Кроме того, существующее мнение о негативном влиянии спорта на духовную культуру людей; укоренившийся в общественном сознании образ человека физически крепкого, но с весьма ограниченным интеллектом.

2. Переоценка состояния своего здоровья и физического развития. При этом субъективная оценка состояния своего здоровья и физического развития чаще всего не соответствует объективным показателям, поскольку при ответе на дополнительные вопросы выясняется, что респонденты часто болеют и имеют низкую физическую подготовленность. Данный контингент, как правило, имеет весьма низкие знания о своем организме, даже о простейших показателях своего физического состояния. Таким образом, это возвращает нас к вопросу о низком уровне физкультурного образования современного подрастающего поколения.

3. Уверенность многих молодых людей в наличии других средств воздействия на здоровье и физическое развитие человека, которые, по их мнению, не уступают занятиям физкультурой и спортом и даже превосходят их.

4. Для многих молодых людей, признающих недостаточность физической подготовленности, существенные изъяны в физическом состоянии и состоянии своего здоровья главным препятствием в регулярных занятиях физическими упражнениями является отсутствие потребности в двигательной активности. Последняя в этом ряду причина в молодежной среде становится доминирующей.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что сложившаяся система физкультур-но-спортивной работы не позволяет в полной

мере осуществить гуманистическое воздействие на личность и потому не соответствует современным принципам личностно-ориен-тированной педагогики и психологии [6; 8].

М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров, А.А. Горелов, А.В. Лотонен-ко и другие считают, что немаловажное значение имеет тот факт, что формы работы, сложившиеся в рамках современной социально-педагогической системы, предполагают активное включение человека либо в занятия физкультурой и спортом, либо в какие-то виды другой активной деятельности [6-9]. По их мнению, существенным тормозом на пути полного и эффективного использования гуманистического потенциала физкультурно-спортивной деятельности является низкий уровень знаний молодежи в области физической культуры и спорта, что, в свою очередь, значительно снижает уровень физкультурно-спортивных потребностей.

Не менее важно в связи с этим учитывать обострившиеся в последние годы противоречия между организацией и содержанием процесса физкультурно-спортивной деятельности.

1. Между односторонней ориентацией спортивных учреждений на повышение соревновательной деятельности и очевидным непониманием того, что физкультурное образование в спортивных учреждениях предполагает формирование у занимающихся готовности к использованию возможностей физической культуры и спорта, что способствует укреплению их самооценки и осознанию собственного физического состояния в конкретном социуме для достижения успешного социального статуса личности.

2. Между необходимостью оперативно реагировать на непрерывно меняющиеся требования к развитию личностного и индивидуально-творческого потенциала субъектов учебно-тренировочного процесса и локальным характером изменений сложившейся системы занятий.

3. Между общим концептуальным уровнем современной физической культуры и спорта с ярко выраженными тенденциями проникновения во все сферы жизнедеятельности общества и актуальным состоянием ориентированных типов образования (центры и клубы спортивной и оздоровительной направленности, спортивные и тренажерные

залы), находящихся в начальной стадии своего становления.

В настоящее время при организации массовой спортивной работы во всех развитых странах мира особое внимание уделяется деятельности спортклубов с различной направленностью. Спортивные клубы являются учреждениями дополнительного образования, основным предназначением которых, кроме акцента на физическую компоненту, является формирование потребности в регулярных и целенаправленных занятиях физическими упражнениями и спортом. Мотивационно-потребностная составляющая при этом выступает как точка отсчета в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Спортивные клубы являются относительно новой подсистемой сферы физической культуры и спорта, которая только начинает определять основные направления, формы, средства и методы своей деятельности. И в этом плане крайне важно полагаться на научно обоснованную концепцию образовательно-спортивных учреждений такого вида. Основа концепции может исходить из новых требований к личности, к ее физической подготовке, физической дееспособности и, что особенно важно, конкурентоспособности в современном мире. В ряду важнейших параметров, определяющих успешную адаптацию и социальную мобильность человека, по мнению Е.А. Уварова, стоит способность субъекта к самоуправлению психическим и физическим состоянием, в целом исходящая из способности к личности самоорганизации [1; 10].

В деятельности спортивных клубов заключены огромные возможности для позитивного воздействия на физические и духовные способности людей, их взаимоотношения между собой, для формирования и развития человеческой культуры, а значит, и для ее использования в системе воспитания молодежи. Данный вид деятельности позволяет целенаправленно и эффективно воздействовать на все компоненты психического, физического и социального состояния человека и вносить в них необходимые коррективы, а также формировать связанные с ней знания, интересы, потребности и ценностные ориентации. Клубная форма организации физкуль-турно-спортивной деятельности в студенческой среде позволяет дифференцированно

учитывать их интересы и потребности, осуществлять не только организационную, педагогическую, но и финансовую деятельность.

Любительские клубы физкультурно-спортивной направленности являются главнейшими факторами привития начального опыта в области спорта. Такие клубы обладают рядом преимуществ в распространении спорта, пользуясь большой популярностью среди молодежи как организационный очаг их активности. Одним из неоспоримых преимуществ клубов перед другими формами дополнительного образования является способность развивать физкультурно-спортив-ную активность в рамках свободного выбора и самоорганизации.

По мнению В.И. Столярова, спортивные клубы способны стать носителями спорта нового времени [6]. Для этого необходимо не только оказывать содействие созданию спортивных и физкультурных клубов, но и способствовать возникновению системы их непосредственной конкуренции, основной линией которой должна была стать территориальная конкуренция, т. е. соревнования между территориальными клубами. Важно, чтобы культурно-воспитательная структура спортивного клуба включала формальное (коллектив физической культуры) и неформальное самодеятельное, любительское формирование (формирование по культурным интересам, в т. ч. и по физкультурно-спортивным).

Второе требование к организации физ-культурно-спортивной клубной работы связано с новыми условиями социальной и экономической жизни страны, что приводит не только к активизации этой работы, расширению сети физкультурно-спортивных клубов, но и принципиальному изменению характера, содержания, направлений их деятельности.

Анализ показывает, что можно выделить две основные задачи, связанные с требованием принципиального изменения характера, содержания, направлений деятельности физ-культурно-спортивных клубов:

1) усиление гуманистической направленности и практической реализации в деятельности клубов принципов гуманистической человекоцентрированной педагогики и психологии;

2) необходимость учета в деятельности спортивных клубов четкого разграничения массового, «общедоступного» спорта («спор-

та для всех») и спорта высших достижений, которые имеют принципиально различные цели и задачи, что не может не отражаться и на их организационной структуре.

Физкультурно-спортивные клубы в рамках массового спорта в первую очередь должны ориентироваться на удовлетворение потребностей различных групп населения в сохранении и укреплении здоровья, в развитии определенных физических качеств и двигательных способностей, в развитии своих творческих способностей, в социальной адаптации и реабилитации.

Клубы спортивной и оздоровительной направленности призваны обеспечить целостное гуманистическое воздействие на личность, содействовать преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, формированию активной, гармоничной личности, которая стремится к всестороннему совершенствованию и проявлению своих способностей. Спортивные клубы в рамках спорта высших достижений, напротив, в первую очередь призваны обеспечить отбор перспективных спортсменов и совершенствование их спортивного мастерства.

Показывая положительное влияние спортивных клубов на жизнь современного общества, тем не менее, постоянно проходится дискутировать о переоценке ценностей и изменении идеологии спортивных клубов, поскольку структура и деятельность большинства спортивных клубов была направлена преимущественно на спортивные достижения. Вследствие сильной и однобокой ориентации молодежи на соревнование и результат, особенно в возрасте 14-18 лет, многие из них покидали спортивные клубы и даже бросали спорт. Поэтому в последующие годы предпринимаются попытки активизировать работу спортивных клубов в рамках массового спорта. Особенно активно этот процесс протекает в вузах, где создаются свободные спортивные целевые группы, ориентированные на «мягкий» спорт, с одной стороны, расширяющие возможности для индивидуальных занятий спортом, с другой -формирующие потребности в двигательной активности.

1. Уваров Е.А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности: монография. Тамбов, 2005.

2. Рудик П.А. Психология. М., 1976.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.

4. Пуни А.Ц. К психологической теории спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1973. № 12. С. 10-14.

5. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни (проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде). М., 1997.

6. Столяров В.И. «Неклассическая» (гуманистическая) теория, программа и модель детско-юношеского спорта // Спорт, духовные ценности, культура. Детский спорт (концепции, программы, технологии). М., 2004. Вып. 7. С. 34-38.

7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М., 2001.

8. Виленский М.Я., Карповский Г.К. Мотиваци-онно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования // Теория и практика физической культуры. 1984. № 10. С. 39-42.

9. Физкультурно-оздоровительные технологии / под общ. ред. А.А. Горелова, А.В. Лотоненко. М., 2011.

10. Уваров Е.А. Субъектная активность как ведущая детерминанта саморазвития студента в современном образовательном пространстве // Психология в вузе. 2010. № 1. С. 8-10.

1. Uvarov E.A. Psikhologiya samoorganizatsii lichnosti kak sub"ekta dvigatel'noy deyatel'nosti: monografiya. Tambov, 2005.

2. RudikP.A. Psikhologiya. M., 1976.

3. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy, emotsii: Psikhologiya emotsiy. Teksty / pod red. V.K. Vilyunas, Yu.B. Gippenreyter. M., 1984.

4. Puni A.Ts. K psikhologicheskoy teorii sportivnoy deyatel'nosti // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1973. № 12. S. 10-14.

5. Vinogradov P.A., Fizicheskaya kul'tura i zdorovyy obraz zhizni (problemy i perspektivy ispol'zovaniya sredstv massovoy informatsii v ikh propagande). M., 1997.

6. Stolyarov V.I. "Neklassicheskaya" (gumanisticheskaya) teoriya, programma i model' detsko-yunosheskogo sporta // Sport, dukhovnye tsennosti, kul'tura. Detskiy sport (kontseptsii, programmy, tekhnologii): sbornik / sost. i red. V.V. Kuzin, V.I. Stolyarov, N.N. Chesnokov. M., 2004. Vyp. 7. S. 34-38.

7. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta. M., 2001.

8. Vilenskiy M.Ya., Karpovskiy G.K. Motivatsionno-tsennostnoe otnoshenie studentov k fizicheskomu vospitaniyu i puti ego napravlennogo formirovaniya // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1984. № 10. S. 3942.

9. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye tekhnologii / pod obshch. red. A.A. Gorelova, A.V. Lotonenko. M., 2011.

10. Uvarov E.A. Sub"ektnaya aktivnost' kak vedushchaya determinanta samorazvitiya studenta v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Psikhologiya v vuze. 2010. № 1. S. 8-10.

Поступила в редакцию 8.11.2014 г.

UDC 159.922.7/.8

NEED-MOTIVATIONAL SPHERE AS INCENTIVE PREREQUISITE OF FORMATION OF PHYSICAL ACTIVITY OF YOUTH IN SPORTS CLUBS

Alavi Haidar M. Alavi, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Adaptive Physical Culture Department, e-mail: mukinaeu@mail.ru

The problem of definition of incentive prerequisites of formation of steady interest in occupations by physical exercises in the environment of youth is considered. The requirement which is defined as reaction of the individual to information on felt "need" acts as those. The problem of the motivational sphere gains special relevance in the field of physical culture of student's youth. Modern strategy of formation of the Russian society defines physical culture as a basis of physical and social wellbeing, basis of all-round and full development of the identity of the young man. In modern educational process of higher education institution the great popularity is acquired by the independent occupations based on interests of the young man and which are carried out in sports clubs. In activity of university sports clubs considerable opportunities for positive impact on physical and spiritual abilities of people are concluded. Clubs of a sports and sports orientation are significant factors of instilling of initial experience in sport area. Sports clubs are capable to become a carrier of sport of modern times and first of all have to be guided by satisfaction of needs for preservation and promotion of health, in development the physical of qualities and motive abilities, in development the artistic abilities, in social adaptation and rehabilitation. Clubs of a sports orientation are urged to provide complete humanistic impact on the personality, to promote overcoming of a gap between physical and spiritual development of the person, to formation of the active, harmonious personality who seeks for all-round improvement and manifestation of the abilities.

Key words: sports club, motivation, requirement, humanistic pedagogics, "soft sport", physical development, self-organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.