Научная статья на тему 'Корпоративная пресса – зеркало современной жизни? Дискурс «Корпоративных » печатных СМИ: формы агрессии, конфликтности и лояльности'

Корпоративная пресса – зеркало современной жизни? Дискурс «Корпоративных » печатных СМИ: формы агрессии, конфликтности и лояльности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сарасов Евгений Александрович

Автор рассматривает формы и функции политического дискурса в корпоративной прессе на основе анализа тематики, роли журналиста в процессе передачи информации и соотношения с качественной печатью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate press – mirror of modern life? Discourse of “corporate” printed mass media: forms of aggression, conflict and loyalty

The author investigates the forms and functions of political discourse in corporate press based on the analyses of themes, the role of journalist in the process of information communication and correlation with the quality press.

Текст научной работы на тему «Корпоративная пресса – зеркало современной жизни? Дискурс «Корпоративных » печатных СМИ: формы агрессии, конфликтности и лояльности»

Е.А. Сарасов

КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕССА - ЗЕРКАЛО СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ? ДИСКУРС «КОРПОРАТИВНЫХ» ПЕЧАТНЫХ СМИ: ФОРМЫ АГРЕССИИ, КОНФЛИКТНОСТИ И ЛОЯЛЬНОСТИ

Автор рассматривает формы и функции политического дискурса в корпоративной прессе на основе анализа тематики, роли журналиста в процессе передачи информации и соотношения с качественной печатью.

Подлинно политические отношения исчезают из публичного пространства России. Распределение власти происходит все чаще при помощи договора между чиновниками, крупными бизнесменами и политиками, преследующими какие-то общие цели. Объединенные в группы одинаковыми интересами они стараются опираться больше на административные ресурсы. На поддержку общества не рассчитывают, не ищут поддержки больших народных масс. Их поведение можно понять. В период «управляемой демократии» больше надеются на управленцев, чем на саму демократию, то есть власть народа. И в данном случае чрезвычайно актуальной становится проблема внедрения корпоративной культуры в жизнь и сознание населения, структурирующей общество на соподчиненные группы, способные адаптироваться к изменяющимся условиям. «Корпоративное» государство, в которое все больше превращается Россия, нуждается в разработанной и эффективной корпоративной политике. Его современные особенности можно проследить по семантической и дискурсной основе крупных экономических субъектов. В частности, по изданиям, принадлежащим крупным компаниям и корпорациям.

Можно ли понимать под корпорациями элиты (экономические, политические, научные)? Или же понятие корпорация относится только к области производственно-экономической? Каковы элементы этой структуры?

Корпорация - не однородное образование, она подразумевает наличие управляющих и управляемых. Если рассматривать корпорацию как систему, то интегрирующим элементом этой системы выступят экономические интересы (деньги). Если рассматривать корпорацию сквозь призму политических отношений, то надо сказать, что она имеет скорее не политическую сущность, поскольку ее деятельность обусловлена боль-

ше не идеальным предметом, а материальным, ориентирована больше не вовне, а вовнутрь. Именно поэтому чрезвычайно сложно в корпорациях создать подвижный и эффективный информационный ресурс (например, корпоративную газету). Принципы журналистского творчества мало соответствуют функциональной сущности этой организации.

Информационные ресурсы необходимы не только политическим субъектам для борьбы за власть, все больше испытывают в них потребность субъекты экономические. Не только из-за необходимости рекламировать свою продукцию, осуществлять бизнес-коммуникацию, но и налаживать связь, находить общий язык с обществом и властью, осуществлять информационное обеспечение своих социальных программ.

И в данном случае заслуживает внимания проблема создания определенных форм политического дискурса в корпоративной прессе. Дело в том, что рядом исследователей доказана эффективность реализации в печатных СМИ именно политических коммуникаций, когнитивной основой которых является семантическое начало, а, следовательно, дискурс. Рассмотрим, что представляет собой данный концепт.

Дискурс - явление, связанное не только с языком и речью. Он взаимосвязан с такими феноменами, как деятельность, поведение, сознание. Политический дискурс - это не только политические тексты, речь политиков и сообщения политических журналистов. Он связан с конкретной политической деятельностью отдельных людей или институтов. Данной проблеме посвящено множество исследований. Можно перечислить работы представителей формирующейся отечественной школы дискурс-анализа: Л. Е. Бляхера, К. Ф. Завершинского, М. В. Ильина, А. А. Казанцева, С. Г. Климовой, В. М. Сергеева, О. А. Толпыгиной1. Согласно одному из базовых положений указанного научного направления, никакой политический процесс или институт непознаваем без анализа дискурса, без инструментария семиотики2.

1 Бляхер Л.Е. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства// ПОЛИС. 2002; Завершинский К. Ф. Когнитивные основания политической культуры: опыт методологической рефлексии// ПОЛИС. 2002. № 3; Казанцев А.А. Политическая наука: проблема методологической рефлексии// ПОЛИС. 2001. № 6; Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлениях россиян// ПОЛИС. 2000. № 6; Сергеев В.М. Как возможны социальные изменения?// ПОЛИС. 2001. № 6.

2 Ильин М.В. Политический дискурс как предмет анализа// Политическая наука (Политический дискурс: История и современные исследования). М., 2002. - № 3. С. 19; Тол-пыгина О.А. Дискурс и дискурс-анализ в политической науке// Политическая наука. М., 2002. - № 3.

Это понятие можно определить как форму создания и передачи смысловых значений, целью которых является оказание определенного воздействия на политически активную или политически значимую группу людей. Данными формами могут стать (помимо вербальных политических текстов СМИ и политиков) митинги, демонстрации, лоббирование, письма в правительственные структуры, проявления идеологии и т. д. Отмечается, что политический дискурс агрессивен по определению. Это связано, в частности, с тем, что его важнейшей целевой установкой является «формирование в социуме определенного отношения к тем или иным политическим событиям и такой их оценки, которая необходима говорящему - субъекту речи, что направлено, в конечном счете, на формирование мировоззрения и воздействия на поведение людей»1. Также дискурс политиков и политических процессов агрессивен в силу того, что природа политики агрессивна, связана, как правило, с делением на «своих» и «чужих», противоборством и конфликтами. Агрессивность политического дискурса связывают с его непременной полемичностью2. Надо отметить, что источником возникновения политических отношений, интересов непременно является кризисная, экстремальная ситуация, которая связана с ущемлением в какой-либо сфере (экономической, информационной, бытовой, правовой) определенных социальных групп. Таким образом, агрессивные формы социального бытия тесно взаимосвязаны с политическими явлениями. Об этом свидетельствуют социологические опросы3.

Закономерно возникает вопрос: присуще ли корпоративным печатным СМИ такое явление, как политический дискурс? По нашему мнению, информационное содержание данных изданий обладает многими его характеристиками. Согласно точке зрения Е. И. Шейгал, одним из свойств политического дискурса является его специфическая «эзотерич-ность» (некая скрытость, ориентированность только на посвященных)4. В данном случае имеется в виду то, что обладание тайной (эксклю-

1 Опарина Е.О. Метафора в политическом дискурсе// Политическая наука (Политический дискурс: история и современные исследования). М., 2002. № 3.

2 См.: Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политической филологии// Политическая наука. М., 2002. № 3.

3 Кертман Г.Л. Интерес к политике по-российски: мотивы явные и скрытые// ПОЛИС. 2005. № 1.

4 Шейгал Е.И. Рефлексивы в политической коммуникации// Теоретическая и прикладная лингвистика: Межвузовский сборник науч. трудов. - Воронеж, 2002. Вып. 3. Аспекты метакоммуникативной деятельности. С. 1.

зивное право на информацию) является одной из сил, составляющих власть1. Другое свойство политического дискурса - это «гадательность» или прогностичность. При этом адресант стремится в своих интересах манипулировать языковым сознанием адресата и совершает «зашифровывающие» действия, а адресат вынужден проводить толковательную и проностическую деятельность вследствие манипулятивных действий адресанта2. Часто такая ситуация возникает в управленческих структурах корпорации, на которую оказывает влияние корпоративное СМИ. Следующая черта рассматриваемого явления - это «языковая рефлексия говорящего» и «прояснение взглядов и позиций». Журналисты корпоративных СМИ вынуждены «приводить к единому знаменателю» семантическую разноголосицу субъектов управления и производства, преодолевая смысловую неопределенность. (Например, такие сложности могут возникнуть при беседе с управленцами о реорганизации корпорации с целью совершенствования производства. Что понимать под этим термином (реорганизацией), каждый решит по-своему.) Политическому дискурсу часто присущи «агональные знаки» - это высказывания, предназначенные для вовлечения в политическую деятельность и руководства поведением субъектов политики (преимущественно жанры девиза, лозунга, программного заявления). Те же черты характеризуют и дискурс корпоративных СМИ, цель которых - привлечение персонала к производственной, общественной, спортивной, социальной деятельности корпорации. Можно сделать вывод, что корпоративный дискурс (закрытый), заимствует особенности политического (открытого).

Нужно отметить, что корпоративные издания не только порождают информационную политическую агрессию, но и существенно препятствуют проявлениям политической агрессии. Они препятствуют, как это не покажется неожиданным, зарождению экстремистских настроений. Это обусловлено тем, что данные СМИ осознанно стремятся к тому, чтобы человек (работник) ощущал себя членом сплоченной группы (корпорации) - «единой семьи». (Ярким доказательством сказанному служат публикации о «династиях» на том или ином предприятии, о коллективах, отмеченных за успехи на производстве.) Известно, что социальными

1 См.: Каннети Э. Элементы власти// Психология и психоанализ власти. Т. 1. Хрестоматия. Самара, 1999. С. 120-168.

2 См.: Шейгал Е.И. Рефлексивы в политической коммуникации// Теоретическая и прикладная лингвистика: Межвузовский сборник науч. трудов. - Воронеж, 2002. Вып. 3. Аспекты метакоммуникативной деятельности.

причинами зарождения экстремизма является атомизация, индивидуализация общества, порожденная рационализацией общественных отношений, созданием рациональной экономической системы денежных взаиморасчетов, системы формально-юридических контрактов и обязательств.

Ход вышеизложенных мыслей наталкивает на вывод о противоречивости феномена политического дискурса (а шире - понятия «политическое»). С одной стороны, он является в какой-то степени производным от таких процессов, как вражда, рознь, противоборство, но, с другой, характеризуется процессами установления мира, порядка, социального равновесия, психологического баланса людей. Надо сделать следующий вывод. Политика как деятельность, целью которой является общественное благо, не может себя полноценно проявить при полностью гармоничных и сбалансированных отношениях в обществе, а также нет политики в ситуации хаоса и беспорядка, при тотальном насилии над личностью человека или угнетении его прав. Политика - средство достижения баланса между возможностью скатиться «на дно» (злом) и необходимостью развиваться, поднимаясь по ступеням, ведущим к всеобщему общественному благу (добром).

Можно характеризовать политику также как средство стимуляции развития и совершенствования общественных, экономических и производственных взаимоотношений. Без нее нет тех «антагонистических противоречий», которые двигают общество вперед. Она стимулирует необходимые государству конкурентные, амбициозные настроения и «выпускает пар» негативных проявлений внутри социального организма.

Как отмечал В.И. Ленин, вслед за К. Марксом, политика - это концентрированное выражение экономики1. Надо сказать, что в данном случае корпоративная пресса в целом (как субъект коммуникации) может выступать в качестве одной из многочисленных форм формирования и выражения политического дискурса (семантической составляющей политики). Это связано, в частности, с тем, что с производственными отраслями она соприкасается непосредственно и включена в процессы управления экономическими субъектами. Хотя качество информационного продукта данного СМИ в большинстве случаев нельзя назвать политическим. Можно говорить о данных СМИ, как о формах проявления корпоративной политики.

1 См.: Сборник произведений В.И. Ленина. М., 1984. С. 31.

Корпоративные издания, ориентированные на персонал или на клиентов, как правило, проявляют существенную агрессивность по отношению к целевой аудитории. Это связано с тем, что руководству необходимо максимально включить (интегрировать) работника в производственный процесс, а клиента - в процесс потребления. Это предполагает значительные усилия в области информационного воздействия, которое использует не только внимание, потребности и цели своего адресата, но и более глубокие слои психики. Например, часто корпоративная пресса повышенное внимание уделяет спортивным соревнованиям, происходящим на предприятии. Это связано, в частности, со следующими условиями. Спорт в корпорации - это своеобразная отдушина, которая помогает осуществить в управленческой структуре корпорации своеобразное «карнавальное травести» и нейтрализовать негативные эмоции и невыгодные руководству настроения. В спорте допускается критика менеджеров (представителей руководящего состава) предприятия (фирмы), на спортивных мероприятиях начальники и подчиненные находятся на равных условиях, играют одинаковые социальные роли, условности социальной и производственной иерархии здесь не действуют. В сообщениях, касающихся спортивных состязаний, тоже наблюдается определенная «вольность». Рядовые работники предприятия или журналисты могут допустить критические высказывания в адрес менеджеров. Спорт уравнивает членов корпорации и в то же время позволяет руководству добиться необходимого психологического контакта с подчиненными. Неформальная обстановка позволяет максимально раскрыть человеческие качества. Можно сделать вывод, что спорт на предприятии (и, в частности, в корпоративных СМИ) выполняет политическую роль, служит средством реализации определенной дискуссии. Кроме того, актуализация спортивной темы в корпоративных СМИ - это и способ стимулирования социальной и экономической (производственной) активности членов корпораций.

Печатное СМИ, обслуживающее интересы корпорации, может соответствовать ее экономическим интересам (осознанно способствовать эффективности управления, ставя перед собой организационные задачи), а может действовать по принципу традиционных СМИ: осуществлять свои классические функции в отношении целевой аудитории (просвещение, развлечение, продажа). Развитие корпоративных изданий отражает редкий рост потребности в новой коммуникации, которая, с одной стороны, обладает всеми признаками массовой коммуникации, а с другой

- являются специфической формой бизнес-коммуникации в условиях, когда знание становится основой успешности производства. С другой стороны, рост объемов информации в мире вызывает потребность в ее сегментации и специализации, что также ведет к возникновению все более нацеленных на конкретные аудитории форм коммуникации. Также существует потребность бизнеса в мобилизации и консолидации как персонала, так и потребителей. Эту функцию берет на себя также корпоративная пресса. К тому же именно она становится важным инструментом в подготовке и выработке стратегических решений, трибуной для внутренних дискуссий по основным аспектам корпоративной политики, проводником и аккумулятором новых идей в сфере управления, новых технологий и мирового опыта. Тем самым данные СМИ активно влияют на экономическую деятельность корпорации.

Как показывает анализ ряда газет крупных предприятий - «Трасса» (ОАО «Уралтрансгаз»), «Челябинский трубник» (ЧТПЗ), «Всем!» (ЧТЗ)

- корпоративные СМИ, ориентированные на персонал и деловых партнеров, отличает особый, отличный от других масс-медиа режим работы. Во-первых, это ограниченный и узкий круг источников информации. Во-вторых, корреспондентам данного вида СМИ приходится постоянно принимать во внимание существующую на предприятии достаточно жесткую иерархию (соподчиненность) сотрудников, чтобы публикациями не нарушить принципы деловой этики и правила делового общения, ведь это может привести к нарушению рабочего «настроя» коллектива. В-третьих, информация, касающаяся производства и технической оснащенности предприятия, всегда должна быть положительной или конструктивно-оптимистичной (то есть, если отмечаются журналистом какие-либо сложности, то он всегда должен отметить, что для их преодоления приготовлены определенные варианты действий, целесообразно также описать их). В-четвертых, в целом формат данного СМИ и, в частности, жесткое соответствие информации интересам предприятия (фирмы) оставляют мало места для творческого самовыражения журналисту.

Перечисленные факторы обуславливают то, что журналистам в данных СМИ особое внимание приходится уделять развитию и глубокой проработке определенных тематических направлений, связанных с деятельностью корпорации (предприятия). В данном случае максимально используются приемы художественной публицистики: образы, метафоры, сравнения, эпитеты, литературные, исторические и политические реминисценции, аллюзии и параллели, также часто выявляются

и описываются при этом политические, социальные и экономические взаимосвязи события, произошедшего на предприятии (или в его коммерческой деятельности), с жизнью всего общества. Такими способами легче донести свои мысли до целевой аудитории, не навредив при этом репутации фирмы и имиджу ее руководства.

Не секрет, что журналист в корпоративной прессе, ориентированной на персонал и деловых партнеров, находится в двойственном положении. Ему приходится работать словно между молотом и наковальней: с одной стороны, он, безусловно, сталкивается с различными нарушениями на предприятии, которые достойны внимания, поскольку могут вызвать повышенный интерес как руководства, так и персонала (например, нарушения в области техники безопасности, социального обеспечения, использования ручного труда), но, с другой стороны, он не может говорить об этом открыто в газете. (Это утверждение основывается на анализе содержания указанных газет, а также личных наблюдений за работой корреспондентов в данных СМИ.) Его сковывают корпоративные рамки. Расхождение между реальной действительностью, требующей исправления (отражение которой должно быть выгодно корпорации), и корпоративной этикой часто заставляют журналиста идти на компромиссные решения. Видя страдания людей, он, как правило, не может помочь им словом (пером). Согласно опросу, проведенному мной среди корреспондентов ряда корпоративных газет, они предпочитают в данном случае ограничиться беседой с руководством по поводу поступающих в редакцию жалоб. Также критические, чрезвычайные ситуации, как правило, не освещаются в рассмотренных нами изданиях, поскольку это может набросить тень на репутацию менеджеров предприятия. Из подобной ситуации можно выйти, например, при помощи позитивной «переработки» проблемы. При этом журналист не говорит о реальных сложностях, а абстрактно (без обозначения адресата) размышляет о том, как их можно успешно решить в будущем.

Корпоративным изданиям бывает чрезвычайно сложно соблюдать принципы качественной журналистики. Дело в том, что особенности управления предприятием или специфика информационной культуры персонала и менеджеров могут не совпадать с представлениями журналиста о том, как эффективнее подать и представить подготавливаемое сообщение (текст), то есть с представлениями о качественности материала. С другой стороны, мнение журналиста не имеет столь весомого значения в данной прессе, поскольку для руководства на первом мес-

те всегда будет имидж предприятия и его специалистов и менеджеров, но не репутация и интересы корреспондентов (творческих работников). (Данное утверждение мы делаем на основе анализа содержания корпоративной периодики и результатов включенного наблюдения в период работы автора в корпоративном издании «Трасса», принадлежащее ОАО «Уралтрансгаз»).

Как правило, судя по содержанию ряда российских корпоративных СМИ, журналисты определяют форму, методы интерпретации, реже - управленческую направленность (ориентацию) материала. Им предлагается наиболее удобным способом (для руководства и персонала) рассказать позитивно о том, что они услышали в интервью от компетентных специалистов и руководителей предприятия. Фактически получается так, что содержание формируют компетентные осведомленные сотрудники корпорации, а журналист придает их словам соответствующую стилистическую, жанровую и лексическую форму. Конечно, корреспондент может акцентировать внимание на тех темах, которые интересны ему, на тех проблемных аспектах, которые соответствуют его представлениям о взаимоотношении управляемых и управляющих. Но система ценностей и информационных предпочтений творческого работника всегда будет занимать второстепенное место по сравнению с комплексом производственных интересов.

Нередко корреспонденту корпоративного издания приходится выполнять функции некоего модератора, который улаживает конфликты, находит компромиссы в производственных и административных противоречиях, возникающих между различными коллективами, между руководителями и подчиненными. В данном случае заслуживает внимания следующий факт, который отмечают корреспонденты. Накопленный в процессе творческой деятельности на предприятии опыт, завоеванный авторитет, а также приобретенная обширная база источников информации (которые способны сделать корреспондента чрезвычайно осведомленным в производственной, социальной и других сферах деятельности предприятия) могут придать некую самостоятельность изданию, «субъ-ектность». Журналист сможет сам давать определенные оценки тем или иным явлениям, самостоятельно выбирать героев своих зарисовок, очерков и репортажей.

Не вызывает сомнения тот факт, что корреспонденты корпоративных изданий вырабатывают и формируют дискурс (манеру и предмет общения, а также спектр взглядов, мнений и оценок на экономические,

политические, трудовые, производственные и социальные процессы и взаимоотношения) своих владельцев. Когнитивная профессиональная способность вычленять главное, синтезировать объективную реальность в образах, метафорах, сравнениях, структурировать имеющуюся у персонала информацию, моделировать и предсказывать события, генерировать идеи и предложения должна существенно помогать руководству и способствовать созданию эффективной системы управления. Именно корреспонденты создают формы и отчасти предмет общения руководства с коллективом. В этом проявляется политическая функция данного вида СМИ.

Политические функции корпоративного СМИ могут проявляться прежде всего в качественных методах сбора и обработки информации. Именно в тех ситуациях, когда издание будирует острые социальные проблемы (в частности, освещает проблему наставничества молодых специалистов и рабочих, качества медицинского обеспечения персонала, качества продукции). Позитивный характер этих сообщений совсем не означает, что руководство не обратит внимания на существующие сложности.

Чрезвычайно сложно в корпоративных СМИ создать обратную связь с персоналом предприятия, поскольку он знает, что, обращаясь с определенными заявлениями, он общается практически напрямую с администрацией и другими очень важными субъектами управления (например, отделом труда и заработной платы). Не всегда такое общение для коллектива целесообразно.

Обратную связь эффективно создавать не в плоскости производственных и трудовых отношений, а в плоскости более частных интересов, связанных, например, с досугом, с продажей, куплей, обменом, поиском жилья и т. п. А также через поздравления с трудовыми юбилеями и с днями рождения, поздравления с профессиональными и общественными праздниками.

Анализ информационного содержания ряда корпоративных изданий показывает, что данные СМИ пытаются преодолеть или сгладить проблему, которую обозначил еще К. Маркс. Это проблема отчуждения результатов труда рабочего класса и психологического отчуждения той трудовой деятельности, которую выполняет рабочий. Методы преодоления данного барьера различны. Создание особой производственной идеологии в масштабах предприятия или в масштабах человеческого мировоззрения. В данном случае задействуются журналистом патриотические ценности, используется образ врага в лице технологически раз-

витого западного мира1, сильного конкурента российских производителей, представляется труд, как источник развития и совершенствования человека, его возможностей.

Преодоление психологического отчуждения может быть осуществлено посредством поэтизации производственных процессов и трудовых отношений. Этого можно достичь, например, при помощи описания конкретных событий, явлений, процессов, когда происходило «сглаживание» межклассовых противоречий, объединение управляющих и управляемых (примеры трудовой солидарности, взаимовыручки, успешной коллективной производственной деятельности). Также журналистам в корпоративных СМИ целесообразно выявлять такое интегрирующее (объединяющее) свойство системы всех отношений (социальных, экономических, психологических, управленческих), которое бы не порождало депривацию (чувство ущемленности и неполноценности одной группы людей по отношению к другой). Большими возможностями для создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе обладает очерк (нравов, портретный, социальный). В данном жанре журналист способен сплотить людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, при помощи обращения к общечеловеческим ценностям и гуманным приоритетам2.

Например, такой предмет общения с аудиторией, как экономические интересы и деньги, можно заменить на более нейтральные и также понятные всем: история человеческой души, судьбы, истории характеров, культура производства (проблема экологической и нравственной чистоты).

Корпоративная пресса принципиально стремится избегать отражения каких-либо проявлений феномена смерти. Например, пресса крупных корпораций для привлечения внимания к себе могла бы красочно описывать чрезвычайные ситуации и человеческие жертвы, понесенные при этом, могла бы сочно рассказывать о профессиональных заболеваниях, которыми болеют сотрудники, рассказывать о производственных конфликтах, связанных с распределением трудовых обязанностей и ма-

1 См.: Неподсуден// «Челябинский металлург». 17 марта 2006. С. 2.

2 Одна судьба на двоих// «Челябинский металлург». 17 февраля 2006. С. 4. («... Трудолюбие, верность выбранной профессии передались и сыновьям Владимира Федоровича. Помню, как почти 30 лет назад в мартеновский цех пришли по распределению восемь выпускников ВУЗа и среди них его старший сын Юрий. Как-то раз, когда он еще работал в мартеновском цехе, я задал ему каверзный вопрос:

-Послушай, Юра, а почему ты не ушел из цеха вместе со своими однокурсниками? -Обижаешь, Нурисламович, и в мыслях такого не было. Что на это сказали бы мой отец, младший брат Славка? - ответил он.»)

териального вознаграждения за выполненную работу. Подобных фактов чрезвычайно мало в корпоративных печатных СМИ, что обусловлено необходимостью поддержания положительного психологического климата в коллективе и интересами менеджеров. Кстати, именно поэтому данные издания избегают также помещать в массовом порядке некрологи или тексты с благодарностями людей (сотрудников предприятия), которым помогли товарищи по работе при болезни родственника или при его кончине.

В отличие от качественных, массовых и качественно-массовых изданий, корпоративные СМИ активно разрабатывают тему труда. Она находит свое отражение не только в освещении производственных событий, описании технологий, в том числе использующих ручной труд, но и в рассказе о людях завода и анализе преимуществ и сложностей той или иной профессии. Надо сказать, что эта тема служит одним из источников, объединяющих людей и превращающих их в единый коллектив.

Рассказы о людях, совершающих трудовые подвиги, или о случаях беспримерной самоотдачи на производстве можно встретить преимущественно в ретроспективных очерках, повествующих о событиях и людях прошлой эпохи. Могут ли корпоративные СМИ, опираясь на современный материал, предложить что-либо альтернативное. На мой взгляд, могут. При помощи описания современных примеров психологической стимуляции, которую производят предприимчивые люди для достижения запланированных результатов. Ведь часто причиной производственных неудач выступает психологическая несостоятельность (несамостоятельность) или немобильность персонала. Можно говорить о способах повышения жизненного тонуса: об увлечениях заводчан, об их семейной жизни, о детях сотрудников предприятия.

К сожалению, как показывает анализ содержания ряда корпоративных изданий, такое понятие, как время, семантически в них выражено очень слабо. Журналисты либо не осознают его значительности на предприятии, в жизни коллектива, либо не видят необходимости ставить такую проблему под влиянием окружающей их среды. Но сегодня именно эта категория становится одним из важнейших инструментов борьбы с противниками (в политике, экономике), а также инструментом достижения власти, оказания влияния на кого-либо с целью достижения своих целей. В качественных и массовых изданиях корреспонденты умело обращаются с данным концептом, осознают его важность, говорят о нем. Используют различные проявления данного феномена в реальной жиз-

ни с целью нового отображения обыденных сторон действительности. В данном случае речь идет не только о присутствии в информационном пространстве исторических параллелей, обращений к опыту прошлых эпох, но и о футурологических перспективах описываемых событий, процессов, которые журналист способен видеть и предлагать к обсуждению.

Однако надо отметить следующий факт. Мы отметили, что категория времени (включающая в себя такие характеристики, как актуальность для социума, оперативность, динамичность, прогнозирование, исторические параллели) в печатных корпоративных СМИ не является доминирующим критерием в отличие от традиционных качественных и массовых. С другой стороны, явным преимуществом в настоящий момент изданий крупных промышленных предприятий перед другими печатными органами является развитие художественно-публицистического направления, образной манеры отражения действительности. Действительно, образно-эмоциональный стиль подачи материалов является эффективным методом авторского отражения производственных реалий. Рассказ о достижениях и существующих проблемах предприятия через личность или коллектив, донесение (через описание их судеб и психологических перипетий) необходимых мыслей и идей - эти приемы часто оживляют производственные будни, привносят смысл в монотонный технологический процесс, создают некое подобие идеологии, которая может быть использована корпорацией.

Российский социум, точнее состояние его сознания, отличает катастрофичность. Причины этого известны, они коренятся в слабой экономике, слабой технологической и технической оснащенности подавляющего количества предприятий, учреждений, отсутствии взаимопонимания между политической элитой и «народом», общей атмосферы вражды и недоверия друг к другу. Катастрофа как состояние политического сознания современного общества характеризуется следующими явлениями: пассивным отношением к политическим процессам, происходящим в стране, чрезвычайно негативным отношением к власти либо политической элите, неуверенностью в своем будущем, пессимизмом и апатией в повседневной жизни и трудовой деятельности. Дело в том, что жить в глобальную эпоху - значит иметь дело с множеством новых ситуаций, связанных с риском, и, следовательно, с потенциальными конфликтами. А риск, как и конфликт, необходимо всегда контролировать.

Известно, что сознание, находящееся в состоянии кризиса, в вербальной деятельности людей проявляет себя в образных, метафорических,

художественных формах. С другой стороны, именно художественно-публицистические жанровые формы могут эффективно использоваться журналистами в корпоративных СМИ с целью донесения до аудитории необходимых идей, мыслей, предложений. Аналитика в производственной тематике - это довольно сложное и сомнительное для корреспондента дело. Это не входит, как правило, в его прямые обязанности. Свои творческие цели и возможности он может реализовать посредством образов.

Особенности дискурса корпоративных изданий выявляются наиболее явно при сравнении с дискурсом так называемых качественных газет.

Журналистское творчество в самостоятельных (в экономическом плане) изданиях нередко имеет агрессивные формы. Практика показывает, что агрессию используют и корпоративные газеты с целью создания негативного образа ненадежных экономических партнеров или конкурентов по бизнесу, а также с целью обличения нерадивых работников.

Известно, что ирония, насмешка, смех и юмор имеют определенную агрессивную (побуждающую к психологическому нападению) направленность. В связи с этим особого внимания заслуживает так называемая «фельетонная» обработка фактов. В данном случае автор намеренно искажает проблемную ситуацию, преувеличивая или преуменьшая особенности характера или поведения участвующих в ней субъектов с целью придания комизма замеченному им негативному общественному явлению. Журналист может исказить отображаемую негативную ситуацию или отрицательные черты героя публикации до абсурда (например, по типу «дикого помещика» - персонажа одноименной сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина), прогнозируя тем самым возможные последствия для него и для общества в целом. Эффективность речевой агрессии здесь определяется использованием метода иносказания. Автор, не называя прямо обличаемые им пороки или характеры, реально существующие и мешающие каким-либо добрым начинаниям, высмеивает их в той вымышленной или творчески переосмысленной жизненной ситуации, которая «вывернула» отрицательных личностей «наизнанку», показав их реальные мотивы и побуждения.

Агрессивная подача вербального политического медиа-текста может быть обусловлена заключенной в нем так называемой «карнавальной травестией» (досконально исследовал данное явление М. Бахтин). Ее сущность заключается в следующем. Комизм ситуации порождается перевернутой (или «вывернутой наизнанку») системой господства и подчинения. Короли становятся шутами и «дураками», а шуты и прислужники

- королями. Это способ избавить подчиненных или подданных (народ) от накопившейся агрессии и способ сгладить недовольство происходящим. Смех, как форма речевой агрессии, в данном случае обусловлен политическим протестом ущемленной части населения, которая способом своего самоутверждения в этом мире избрала духовное противостояние «сильным мира сего», в частности, через оскорбление и высмеивание властей предержащих. Это позволяет им на какое-то время почувствовать себя равными этим правителям.

Агрессивные акты вербальной коммуникации заслуживают пристального изучения, особенно в сфере политики. Негативные общественные настроения, подогреваемые данными актами, могут принять форму открытой конфронтации, влекущей за собой смену политического режима. Необходимо следить за использованием их в СМИ, чтобы предотвращать появление неуправляемой агрессивной языковой среды.

Пока же агрессия в текстах журналистов находит все новые и все более изощренные формы для своего выражения. Большими возможностями в этом смысле обладают жанровые формы.

Примечательна в этом отношении практика «Литературной газеты». В этом издании политическая агрессивность во многих случаях проявляется на уровне художественных обобщений.

Например, в газете часто фигурирует образ задавленной нищетой и ненужной государству интеллигенции1. Образ российского народа, страдающего от демографических катаклизмов и социальных проблем, российской провинции, пребывающей в ощущении беспросветности своего существования часто из-за собственной беспомощности и лени. Образы российской милиции, погрязшей в коррупции, и творящей произвол. Образ современной власти России, лишенной идеологических ориентиров, цивилизационных и культурных идей2, образ ограниченного (интеллектуально) и неинтересного образованным людям российского телевидения. В данном случае используются метафоры и сравнения: лица телеведущих, пародистов, певцов - лицо телевидения. Через обобщение возникает образ не лица, а «рожи»3.

Часто издание в отдельных фактах действительности выявляет типичное, характерное для нашего времени.

1 Такие нежные цветы// ЛГ. 30 ноября - 6 декабря 2005 г. № 49-50. С. 3; Мыслю, значит, существую// Там же.

2 См.: Обстоятельства налета// ЛГ. 19-25 октября 2005 г. № 41. С. 1.

3 На кривое зеркало неча пенять// ЛГ. 5-11 октября 2005 г. № 41. С. 9; В шоколаде по пояс// ЛГ. 5-11 октября. 2005 г. С. 9.

Аналитические жанры также обладают большими ресурсами для реализации политических целей. Приведу конкретный пример из практики «Литературной газеты».

Авторская колонка - жанр, обладающий теми свойствами, которые могут с достаточной эффективностью раскрыть политическую позицию автора и опровергнуть противоположные точки зрения путем развертывания системы аргументации. Данная форма текста широко применяется в рассматриваемом издании. В материале, опубликованном в № 43 за 2005 год, автор ведет полемику с теми, кто обвиняет учителей в том, что они довели школу до ее сегодняшнего состояния. Он отталкивается от конкретного факта: самоубийства школьника, оставившего предсмертную записку о том, что в его смерти виновата именно классная руководительница. После этого дается описание реакции, которую породило данное событие: реакции СМИ, преследующих коммерческую выгоду или политические цели. («.Открываю газету патриотического направления и читаю, что, оказывается классная руководительница погибшего мальчика - это «педагог-убийца», что «у таких мамочек и в колониях и на зонах зэки вены режут». Что нынешние школы - «образец духовного убожества и тупой дисциплины», а учителя - «отвратительные чиновники. Хуже гаишников, потому что мордуют детей»1.) Тем самым автор переходит от частного случая к проблеме российского общества: школьному образованию и положению школьных педагогов.

Непременная характеристика жанра - полемика. В данном материале журналист спорит со своим коллегой из другого издания, оправдывая учителей. Приводит такие аргументы, как чрезвычайно большая нагрузка учителей, которая их «разрушает». («После пяти лет в школе почти все учителя становятся невротиками. А большинство работают и по 20 лет и по 30.,.»2). Далее следует призыв автора искать причины трагического положения в школе в семьях детей, в ужасающем положении в области здравоохранения. Он постоянно вступает в диалог с читателем, заставляя его вместе размышлять, делать определенные выводы. «Рисует» читателю картину «поборов» в школах - средство переложения проблем государства на плечи родителей, показывает изъяны «классного руководства» и других особенностей учительского труда. Тем самым производится столкновение различных точек зрения, различных мнений по поводу положения сегодняшней российской школы.

1 См.: Гнусно, господа! // ЛГ. 19-25 октября 2005 г. № 43. С. 5.

2 См.: Там же.

В данном материале (колонке) автор использует художественные средства, цель которых - отвести и высмеять нападки на школьных педагогов. Например, обрисовывает нравы нынешнего подрастающего поколения, путем пересказа «детских» забав. Эмоциональные «сценки» призваны воздействовать на инстинкты самосохранения аудитории.

Часто идея создания национального государства из России в «Литературной газете» подается агрессивными методами: однобоко и безапелляционно положительно, отстаивается только эта позиция, не приводится анализ других мнений или противоположной точки зрения1. Идея сохранения русской нации как «стержневой» для российского государства также активно проводится в данном издании. Например, в отмеченной общеисследовательской статье в 42 номере «ЛГ» автор ставит цель: доказать, что Россию нужно превратить в национальное государство (в государство русских). Далее в подтверждение приводится аргумент, что это единственный способ сохраниться этому народу и обеспечить безопасность другим народам, которые живут в России. Автор развертывает идею материала последовательно и линейно. В 1-ой части ставится проблема: чтобы остаться на территории, которую занимают народы России, должна быть воля к власти, воля к экспансии, воля к борьбе. Это тезис. Он подкреплен прогнозом: Россия как страна русских может уйти в небытие уже при жизни нынешних поколений. Потом следует антитезис: «Ну вот», - сморщится наш интеллигентный читатель, - опять очередного русского националиста понесло по кочкам». (Предупреждает обвинение в национализме. Это способ ведения политической дискуссии и диалога с читателем). Затем идут аргументы в оправдание: «Я европеец... Хочу, чтобы на моей земле восторжествовали те же правила, что и в Европе. Дайте нам право создать национальное государство по европейским образцам.» Развивается проблема тем утверждением, что в европейских странах нет таких проблем, потому что они живут по правилам национальных государств. (Само по себе мнение очень спорное, поскольку, например, в западноевропейских странах всегда вопрос об иммигрантах вызывал острые дискуссии, а последние волнения во Франции доказывают, что проблема эта не чужда и Европе. Но автор не допускает в своем материале альтернативных мнений).

Автор полемизирует сам с собой и с существующими современными мнениями о судьбе России. Он задает подспудно, неявно вопрос: кто

1 См.: Нам нужны честные выборы, а не «разборки»// ЛГ. 12-18 октября 2005 г. № 42. С. 3.

мешал правительству или населению страны сделать из нее национальное государство уже давно? В тексте следует ответ: некие внешние силы мешают и не дают этого сделать, как не дают возможность создать нормальную рыночную экономику, поскольку «в нормальном европейском цивилизованном виде мы - опасные конкуренты, а в любом другом - нет». Автор рассматривает другие точки зрения, варианты развития России: в частности, имперский вариант, но отвергает его, приведя в пример опыт США, которые не спешат интегрировать в свою государственную структуру другие государства, так как понимают, что это путь к разрушению. Аргументация в пользу создания национального государства усиливается путем приведения конкретных примеров в пользу этого: «Самой мощной и динамичной силой сегодня являются национальные государства, будь то Германия или Китай, Иран или Япония»1. С целью вызова отрицательных эмоций и активизации рациональных установок, способных сблизить точку зрения читателя с точкой зрения автора, журналист проводит исторические параллели: в СССР тоже выводили новую породу - советского человека, что закончилось, как известно, плачевными результатами. Отстаивая свою точку зрения, журналист затрагивает очень острые и злободневные темы, способные порождать массу дискуссий. Эти темы он включает в систему аргументации изложенной концепции статьи. Так, в структуру рассуждения включается обращение к проблеме прав национальных меньшинств в России (автор говорит, что им опасаться нечего в случае создания в России национального государства), к проблемам приезжих, а также национальной розни. Тем самым вскрываются недостатки сегодняшнего не национального государства Российская Федерация. Обозначив изъяны современной российской политической системы, автор приводит дополнительный аргумент о пользе западного варианта национального государства: у него уже есть идеология, которой так не хватает современной России.

В данном материале явно прослеживаются националистические воззрения (либо русофильские), но автор умело камуфлирует их под идею общего блага (блага для всех народов Российской Федерации), а также смягчает эффект различными параллелями из национальной политики современных европейских государств, историческими примерами, логическими доводами и умозаключениями.

Националистические (русофильские) идеи прочитываются также, например, в материале «Китайское предупреждение», который соседс-

1 См.: Нам нужны честные выборы, а не разборки»// ЛГ. 12-18 октября 2005 г. № 42. С. 3.

твует на полосе с рассмотренным выше материалом. Об агрессивности политического дискурса «Литературной газеты» свидетельствуют также следующие факты.

Издание постоянно критикует ту культурную политику, которая реализуется в России. Авторы газеты часто отмечают даже ее отсутствие. Они постоянно указывают аудитории на примеры бездуховности современной эпохи, на опасность массовой культуры, которая способна убить человека духовно, лишить его цели и смысла жизни1. Массовая культура порождает политические катастрофы.

Форма общения с читателем у «Литературной газеты» имеет также черты агрессивности. Журналисты, оперируя субъективными взглядами, стремятся стимулировать аудиторию на ведение дискуссии по поводу острых экономических, социальных и культурных проблем. Данный стиль общения прослеживается, например, в материале «Замораживание мозгов» («ЛГ». 28 сентября - 4 октября. 2005. № 39-40. С. 2). Он написан в жанре колонки. В центре публикации - проблема, связанная с отказом государства работать над созданием системы собственного развития. Автор постановкой острых вопросов (Зачем государство стимулирует вывоз ресурсов за границу? Разве мы создали механизмы, гарантирующие, что сверхприбыли пойдут не на «челси», а на инвестиции в развитие? Что же происходит в сфере использования природных ресурсов на самом деле?) постоянно заставляет читателя думать над тем положением, в котором оказалась страна и обычный человек в ней. Их дурачат на уровне государственно-политической системы.

Согласно точке зрения французского исследователя Ж.-Ж. Куртина, неотъемлемыми характеристиками политического дискурса является «память» и «забвение»2. Историческая память, традиции, наследие времени, эпох всегда накладывают отпечаток на развитие и протекание тех или иных политических процессов, политических взглядов и настроений. Память о прежнем опыте общения с властью, воспоминания о катаклизмах и неустроенности формируют определенное политическое поведение, которое структурирует политическую систему. Данная «память» может быть катализатором агрессивного поведения, что нередко используется политтехнологами для достижения нужного им результата. Она также может стать фактором снижения агрессивности в обще-

1 См., например: Девятый вал массовой культуры// ЛГ. 12-18 октября № 42. 2005. С. 15.

2 См.: Куртин Ж.-Ж. Шапка Клементиса (заметки о памяти и забвении в политическом дискурсе)/ Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 95-105.

стве. «Память» (воспоминания человека о своем прошлом или прежнем времени, в котором жило государство) эффективно используется в массовой коммуникации для создания контента и организации диалога с аудиторией. «Забвение» (утрата памяти) в большинстве случаев чревата агрессивными проявлениями, поскольку опоры на авторитеты нет, отсутствуют ориентиры в жизни. Но, с другой стороны, «забвение» (т. е. утрата памяти о том, что нужно помнить) может стать способом предотвращения агрессии. Устранение из информационного потока конфликтов, кризисов и споров прошлых времен, ориентация в будущее или сосредоточение на настоящем, а не на трудном прошлом, способно создать необходимый базис для общения с аудиторией.

«Память» и «забвение» активно используются в политических текстах СМИ с целью выражения определенных мыслей и идей автора. Упоминание авторитетов или игнорирование их - это эффективный политический способ ведения спора в дискуссии по актуальной проблеме, в том числе и у журналистов, не только у политиков. Отсылая аудиторию к прошлым урокам и авторитетам, субъект коммуникации тем самым побуждает адресата подчиниться определенной власти или идее. С другой стороны, аудитория склонна приписывать то, что ей представляется прошлой эпохе или личностям. Тем самым она подпадает также под очарование собственного воображения и фантазий. Политики и журналисты используют этот эффект в своей деятельности как для разжигания страстей, так и для погашения агрессии в обществе.

Отметим, что категория времени в «ЛГ» определяется следующими факторами. Контент во многих случаях опирается и ориентируется на традиции советской и царской эпох. Например, автор в публикации под названием «Десять заповедей нового строя» (См.: «ЛГ». 28 сентября - 4 октября 2005 г. № 39-40. С. 3) утверждает следующее. Для того чтобы обеспечить свое положение в пространстве России необходимо восстановить свою идентичность во времени: «РФ оформлена не как ядро тысячелетней государственности, а как осколок советской империи, который существует среди других таких же осколков, договорившихся о своей дальнейшей неделимости» (там же. С. 1).

Тенденции развития корпоративных СМИ (а также совершенствование их интернет-версий) дают основание утверждать, что многие из них, имеющие выход на более широкую аудиторию, чем персонал предприятия, будут заимствовать методы общения с целевыми социальными группами у качественных изданий, а следовательно, перенимать при-

емы и формы политического дискурса. Формы агрессии, конфликтности и лояльности прессы предприятий все чаще ориентируются не на замкнутые корпоративные группы, а на открытые социальные

Sarasov Evgeny Alexandrovich - senior teacher of the department of journalism, Chelyabinsk State University, candidate of political sciences

Corporate press - mirror of modern life? Discourse of "corporate" printed mass media: forms of aggression, conflict and loyalty

The author investigates the forms and functions of political discourse in corporate press based on the analyses of themes, the role of journalist in the process of information communication and correlation with the quality press

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сарасов Евгений Александрович - старший преподаватель кафедры журналистики Челябинского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.