Научная статья на тему 'Копирайты в сетевых СМИ — новый вид журналистских текстов?'

Копирайты в сетевых СМИ — новый вид журналистских текстов? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1239
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВЫЕ СМИ / КОПИРАЙТИНГ / КОПИРАЙТ / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ / SEO / THE INTERNET / ONLINE MEDIA / COPYRIGHTING / COPYRIGHT / JOURNALISTIC TEXTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Костенко Евгения Васильевна

В статье автор выявляет основные черты копирайтинга, анализирует копирайт в соответствии с основными признаками журналистского текста, выясняя при этом, является ли копирайтинг в сетевых СМИ новым видом журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Copyright in Online Media: a New Type of Journalistic Texts?1

The author determines the main features of copyrighting, analyses copyright in relation to the main characteristics of journalistic texts in order to find out whether copyrighting in online media is a new type of journalistic texts.

Текст научной работы на тему «Копирайты в сетевых СМИ — новый вид журналистских текстов?»

УДК 07.1

Е. В. Костенко E. V. Kostenko

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Копирайты в сетевых СМИ — новый вид журналистских текстов?

Copyright in Online Media: a New Type of Journalistic Texts?

В статье автор выявляет основные черты копирайтинга, анализирует копирайт в соответствии с основными признаками журналистского текста, выясняя при этом, является ли копирайтинг в сетевых СМИ новым видом журналистики.

The author determines the main features of copyrighting, analyses copyright in relation to the main characteristics of journalistic texts in order to find out whether copyrighting in online media is a new type of journalistic texts.

Ключевые слова: Интернет, сетевые СМИ, копирайтинг, копирайт, SEO, журналистский текст.

Key words: the Internet, online media, copyrighting, copyright, SEO, journalistic texts.

Сегодня Интернет объединяет огромное количество людей. В 2011 году по всему миру было зафиксировано порядка 2,1 миллиарда пользователей Интернета [7].

На фоне меняющихся социально-экономических и политических условий появление еще одного вида средств массовой информации — сетевых изданий — может привести к качественному изменению всей системы средств массовой информации. Отечественный социолог Юрий Левада, говоря о феномене системы современных СМИ, заявляет: «Наиболее очевидный и быстро развивающийся феномен массового века — системы массовой информации, увенчанные Интернетом, позволяющие связать воедино всю планету и оказывать сильнейшее воздействие на поведение человека» [6].

А Александр Акопов в своих статьях отмечает, что «без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации» [1]. Он же впервые ставит проблему комплексного изучения компьютерных электронных сетей как нового типа СМИ [2].

Однако существуют мнения, опровергающие данную точку зрения. В Интернете существует множество ресурсов и сервисов, которые сложно однозначно отнести к СМИ. С. Г. Корконосенко, при рассмотрении данного вопроса, отмечает двойственное положение Интернета и рассматривает его и прочие сети как среду, пространство, открытое для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельное СМИ с их собственной природой [4, с. 102].

Собственно, единственными реально работающими критериями для выработки научного определения термина «сетевые СМИ» могли бы стать только целевое назначение (распространение массовой информа-

ции) и периодичность обновления материалов сайтов и серверов. С этой точки зрения, довольно удачным выглядит определение сетевых СМИ, предлагаемое в проекте Постановления Правительства РФ о регистрации сетевых СМИ [8]. Так, «под сетевым средством массовой информации понимается размещаемая в электронной форме в Интернете (и других сетях) совокупность периодически обновляемых информационных сообщений и материалов, предназначенных для неопределенного круга лиц». Обновление информационных сообщений и материалов (полное или частичное) в терминах данных проектов считается периодическим, если производится не реже одного раза в год, то есть на Интернет распространяется понятие периодичности, заимствованное изсферытрадиционных СМИ.

В последние несколько лет в сетевых СМИ приобрел популярность копирайтинг, который представляет собой написание оригинальных заказных статей со вставкой в текст определенных ключевых слов или словосочетаний, необходимых заказчику.

Суть работы копирайтера заключается в написании статей новостного, информационного или рекламного характера, то есть в наполнении содержанием (контентом) различных веб-сайтов. На сегодняшний день актуальными являются тысячи тем для копирайтов, как называют такие тексты, — это автомобили и комплектующие, компьютеры, техника, игры, путешествия и многое другое. Одной из главных задач копирайтера является интересное изложение сути темы для целевой аудитории сайта заказчика. Поэтому от качества работы копирайтера во многом зависит посещаемость и успех данного сайта: ведь посетитель в первую очередь ценит интересный, доступный и качественный текст.

Данный вид сетевых текстов набрал популярность в связи с тем, что российская поисковая система

начала применять меры для борьбы с массовым копированием контента, когда в Интернете стало появляться множество страниц, имеющих одинаковое наполнение.

Следует отметить, что копирайтинг обладает определенными особенностями. Рекламный копирайтинг имеет перед собой задачу заинтересовать как можно большее количество потенциальных покупателей. Однако рекламные тексты не должны выглядеть как реклама, так как потребители уже от нее устали. Перед копирайтером стоит задача донести информацию о товаре в такой форме, чтобы привлечь к нему внимание потенциальных потребителей, не вызывая при этом негативную реакцию. Поэтому автор, пишущий рекламные тексты, должен подойти к их созданию как можно более творчески, принести определенную новизну, способную привлечь внимание потребителя к товару, услуге либо самому сайту. А это довольно трудоемкая работа, требующая не только навыков написания качественных текстов, но и знания психологии человека для лучшего закрепления образов, преподнесенных в рекламном тексте, в сознании человека. При этом в рекламном копирайтинге пользователь никогда не встретит прямого призыва что-то приобрести, — скорее, в статье повествуется о достоинствах товара по сравнению с аналогами.

8ЕО-копирайтинг — это особый вид копирайтинга, используемый для достижения лучших позиций веб-ресурса в поисковых результатах. SEO-копирайтинг включает в себя написанный контент, в котором с необходимой частотой повторяются ключевые слова и фразы. Поскольку поисковики с каждым днем становятся «умнее», то SEO-копирайтерам приходится писать тексты, учитывая множество новых факторов. В связи с этим, еще одной специфической особенностью работы копирайтера и рерайтера становится вставка в новый текст необходимых ключевых слов и фраз. Как правило, это слова, напрямую относящиеся к деятельности сайта заказчика. Так, например, в текстах для сайта по ремонту автомобилей могут быть использованы такие ключевые словосочетания, как «ремонт автомобилей», «ремонт авто», «ремонт авто Москва» и т. п. Зачастую в ключевых фразах слова могут не сочетаться друг с другом по падежам, поскольку повторяют собой наиболее частые запросы пользователей в поисковых системах. То есть пользователь, ищущий, где можно быстро и качественно отремонтировать машину в Москве, не будет писать в строке запроса поискового сайта: «Где я могу быстро и качественно отремонтировать свой автомобиль?», а напишет: «Ремонт авто Москва». Одним из первых результатов будет выведен сайт, где именно эти словосочетания встречаются в статьях чаще всего. Поэтому именно в такой форме ключевые слова и должны быть введены в журнали-сткий текст. Часто это доставляет копирайтерам определенные трудности; ведь текст должен оставаться логичным и грамматически правильным. Однако

копирайтеры при создании статей должны органично использовать ключевые фразы, чтобы они не бросались в глаза посетителям сайта, но при этом играли свою необходимую роль при выдаче результатов поискового запроса.

Копирайты не должны быть слишком большими (не более трех тысяч знаков), хотя возможны и исключения. Это зависит от размера шрифта, которым написан текст на сайте; но желательно, чтобы текст занимал «один экран», то есть читался за один раз, без прокручивания мышкой страницы сайта вниз.

В данной статье мы постараемся ответить на вопрос, можно ли считать копирайты журналистскими текстами?

Журналистский текст — это система выразитель -ных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление) [5]. Он несет в себе особый вид информации — журналистскую информацию. Признаки хорошо написанного журналистского текста: ясность, живой язык, честность, точность, адекватность.

Журналистский текст обладает целым рядом признаков, содержащих в той или иной мере информацию об особенностях интерпретации журналистом окружающего мира [3]. Например, к таким качественным параметрам немецкий исследователь Г. Рагер относит объективность, форму подачи материала, актуальность, релевантность [9]. При этом исследователь отмечает большую методологическую сложность определения качественных параметров журналистского текста. Однако нам представляется возможным проанализировать, насколько копирайт отвечает этим признакам. Данный анализ позволит определить, можно ли считать этот вид сетевых текстов журналистскими текстами.

1. Объективность. Под объективностью понимается способность журналиста представить в статье неискаженную картину мира. Копирайт должен быть объективным, хотя в силу значительной рекламной составляющей в тексте, предполагающей продажу товара, услуги либо популяризацию сайта, объективность копирайта могла быть несколько смещена в нужную заказчику сторону. Однако сегодня заказчики и авторы не допускают наличия в тексте субъективных точек зрения, способных нанести ущерб объективности текста, даже рекламного или заказного. Поэтому большинство современных копирайтов отвечают требованиям объективности, которая для них является одним из главных критериев.

2. Форма подачи материала. Копирайт пишется с целью заинтересовать читателя, что совпадает с целью журналистского текста; поэтому форма подачи материала в копирайтинге соответствует формам текстов, представляемых журналистами. Что же касается жанровых форм, то копирайт, так же как и журналистский материал, может быть информационным, аналитическим и художественно-публицистическим, хотя в большинстве случаев в копирайтинге превалируют информационный и аналитический жанры.

3. Актуальность. Актуальной является статья, где в настоящее время доминирует и описывается вполне конкретная ситуация в определенном пространстве. Копирайты описывают конкретные объекты, субъекты, товары или услуги (если копирайт рекламный), выступающие в настоящее время как актуальные; в этом и заключается их ценность как авторских текстов.

4. Релевантность — соответствие между информационными запросами аудитории и полученным ею сообщением. Релевантность для интернет-ресурсов имеет особое значение. Релевантным называется документ или страница в Интернете, которая формально соответствует сути сделанного через поисковую систему запроса. Качественный копирайт написан по правилам и с добавлением ключевых слов и является релевантным, то есть его содержание полностью отвечает запросам аудитории.

Итак, копирайты соответствуют основным требованиям, предъявляемым к журналистким текстам. Журналист и копирайтер используют разные подходы к сбору информации, и результаты работы их затрагивают по-разному. Если для копирайтера единственный вопрос, который возникает при этом — величина гонорара, то от качества работы журналиста зависит его дальнейшая карьера. Но было бы неправильно сделать вывод о том, что нельзя совмещать эти виды деятельности. Журналист может быть копирайтером, а копирайтер, при наличии определенных знаний, может выполнять работу журналиста. Несмотря на различия, между ними есть и много сходства.

Журналист пишет социально значимые статьи, которые заинтересуют читателя новизной фактов, изложенных в этих статьях, или эти факты имеют какое-то отношение к личной жизни читателя, либо к жизни близких ему людей. Для сбора информации журналист пользуется множеством каналов (видео- и фотосъемка, личные встречи, запрашиваемые официальные документы и т. д.).

Копирайтер основываясь на техническом задании (ТЗ), пишет рекламные статьи, в которых сведения о продукте или услуге искусно замаскированы для того, чтобы повысить спрос на данный продукт или

услугу. Часто единственный источник информации для копирайтера — это ТЗ, выданное заказчиком.

Отличие копирайтинга от журналистики состоит и в том, что копирайт предполагает наличие в нем PR-составляющей. Иными словами, деятельность копирайтера нацелена на то, чтобы не просто донести до аудитории необходимую для неё информацию, а сделать это максимально эффективно с точки зрения рекламы и формирования положительного имиджа сайта (компании).

Хотя в традиционных средствах массовой информации многие приемы, используемые в рерайтах и копирайтах, просто не будут действовать, копирайт создается по тем же правилам и обладает теми же признаками, что и журналистский текст. Таким образом, копирайты представляют собой новые виды журналистских текстов, полностью ориентированные только на сетевые СМИ в связи с их техническими особенностями.

Литература

1. Акопов А. И. Глобальное средство массовой информации // Мир медиа XXI. — 1999. — № 1.

2. Акопов А. И. Типологические признаки сетевых изданий // Акценты. — 1999. — № 1.

3. Богуславская В. В. Журналистский текст как термин и как

понятие. RELGA, № 5 [95] 01.07.2004. — Режим доступа:

http://www.relga.ru/Environ/wa/Main7textid =187&level1=main&level2=articles свободный на 15.07.2012.

4. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. — М., 2002.

5. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект-Пресс, 2004.

6. Левада Ю. Общественное мнение у горизонта столетий // Неприкосновенный запас. — 2001. — № 1(15). — Режим доступа: http://magazines.russ.ru свободный на 14.06.2010.

7. Новости дня на сайте «Подробности». — Режим доступа: http://podrobnosti.ua/internet/2012/01/21/815850.html свободный на 22.07.2012.

8. Проект Постановления Правительства РФ «О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети». Режим доступа: http://deadline.ru. свободный на 7.04.2011.

9. Rager G. Qualität in der Zeitung. Ergebnisse erster Untersuchungen // Redaktion 1994. Almanach für Journalisten / Red. M. Begemann, B. L. Floper. — Bonn, 1993. — S. 165-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.