Научная статья на тему 'Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей'

Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRESCHOOL EDUCATION ESTABLISHMENT TEACHER IN THE SPHERE OF CHILDREN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яфаева В. Г.

В статье представлено научно-методологическое обоснование концептуальноинтегративной модели формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей. В данной модели отражена структура педагогического процесса, включающая взаимосвязанные блоки: целе-результативный, функционально-содержательный, критериально-диагностический и процессуально-технологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яфаева В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents scientific and methodological basis of the integrative conceptual model of the formation of professional competence of teachers of preschool educational institutions in the field of intellectual development of children. This model reflects the structure of the educational process, including related components: the target, functionally meaningful, criteria and diagnostic and procedural technology. The relevance of this model of professional competence is determined by social inquiry to ensure the quality of preschool education in the intellectual development of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей»

40

Актуальные проблемы педагогики

]

Яфаева В.Г.

Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей

В статье представлено научно-методологическое обоснование концептуальноинтегративной модели формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей. В данной модели отражена структура педагогического процесса, включающая взаимосвязанные блоки: целе-результативный, функциональносодержательный, критериально-диагностический и процессуально-технологический.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития дошкольников.

Удовлетворению запросов и требований общества к системе образования в настоящее время призваны способствовать новые модели профессионально-образовательной подготовки и переподготовки специалистов, в том числе специалистов дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) в русле компетентностного подхода. В отечественной пси-холого-педагогической науке существует множество подходов к определению сути, содержания понятий «компетентность» и «профессиональная компетентность», а также их видового разнообразия: методика

формирования социальной компетентности (Н.А. Аминов, Л.Н. Боголюбов); педагогическая компетентность (А.С. Белкин, А.Л. Бусыгина,

Н.Н. Лобанова, В.В. Нестеров); операциональная (В.Н. Введенский); специальная, аутопсихологическая (Н.В. Кузьмина); коммуникативная, лингвистическая, научно-методическая, культуроведческая (В.Н. Макарова, Е.А. Смирнова); фасилитационная (С.Я. Ромашина, С.Г. Степанов); профессиональная (Н.А. Бессмертная, Г.М. Марченко и др.), профессионально-педагогическая (Л.И. Колесникова) и пр.

Анализ современных научных исследований дает основание полагать, что в рассматриваемых работах внимание акцентируется, в основном, на проблемах основного и профессионального образования. Исследований, обращенных к развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в системе постдипломного профессионального образования, явно недостаточно, а проблема формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере интеллектуального развития детей дошкольного возраста (далее ИРД) остается за пределами известных научных изысканий, несмотря на то, что идеи развития интеллекта, интеллектуально-творческой активности и культуры человека приобретают сегодня особую значимость.

Мы считаем, что актуализация формирующего ИРД во многом определяется средой, в которую он погружен, педагогической концепцией ДОУ и профессиональной компетентностью педагога. Понятие профессиональная компетентность педагога ДОУ в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста рассматривается нами как интегративная составляющая личности педагога, характеризующаяся совокупностью гносеологических (общекультурных), ценностно-смысловых (социально-личностных) и операциональных (специальных) компетенций, позволяющих рационально проектировать и осуществлять процесс психолого-педагогического сопровождения ИРД.

В контексте данной статьи представлено моделирование формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах ИРД (далее ФПКП ДОУ ИРД) в системе постдипломного профессионального образования. Данная модель межпредметна по своей сути и представляет собой целостную педагогическую систему (рис. 1).

Первый блок авторской модели - целе-результативный, определяется заказом социума на оказание педагогами ДОУ качественных образовательных услуг в сфере ИРД. Реализация целевого блока ориентирована на достижение главной стратегической цели, выступающей одновременно и результатом - формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ как фактора успешного психолого-педагогического сопровождения раннего интеллектуального развития детей 3-7 лет.

Педагогика и психология

42

Актуальные проблемы педагогики

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста (ИРД)

* ~

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области ИРД

Условия

Социально- Психолого- Организационно-

педагогические педагогические педагогические

Принципы

ирограммно-

методическое

обеспечение

Стандарт

ДПО

Модульная программа КИК

Учебно-дидактический материал

* о -1

“Л Компетенции

5 у

І- I

5 I-

6 л ^ 5

—>| Компоненты"

Индикаторы

качества

Г носеологическая Социально- личностная Операциональная Психолого- педагогическая

К-Т И-А К-П Ц-М Э-К Р-О Н-М П-Т И-П О-Р К-У П-Д

Степень

сформированности

Адаптивная

Репродуктивная

Продуктивная

Креативная

Технологическое

обеспечение

Технология проектирования ИРД

Интерактивные формы и методы ФИКИ ДОУ ИРД

Рис. 1. Концептуально-интегративная модель ФПКП ДОУ ИРД

Следующий функционально-содержательный блок модели ФПКП ДОУ ИРД составляют условия, принципы, программно-методическое обеспечение и совокупность компетенций ФПКП ДОУ в сфере ИРД. Наиболее важным для достижения цели ФПКП является обеспечение следующих условий: социально-педагогические (выделение в центр образовательной системы ДОУ реализации интеллектуального потенциала (задатков) детей, развитие их интеллектуальных способностей и качеств); психолого-педагогические (организация рефлексивной образовательной среды, способствующей осознанию педагогами собственной системы отношений, вызывающих у них потребность в переосмыслении и переоценке профессиональных ориентиров и установок с позиции решения задач ИРД; инициирование активности педагогов, ориентированное на данный процесс); организационно-педагогические (переход от стихийного к сознательно управляемому и самоуправляемому механизму ФПКП ДОУ ИРД; включение в образовательный процесс педагогов интерактивных форм, методов и технологических приемов; направленность процесса обучения на освоение педагогами фасилитирующей профессиональной

позиции, составляющей основу технологии подготовки тьюторов к реализации психолого-педагогического сопровождения ИРД в системе постдипломного профессионального образования педагогов; реализация разработанной модульной программы курсов повышения квалификации «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере ИРД»).

Для успешного достижения поставленной цели необходима опора на научно-теоретические принципы.

1. Принцип целенаправленности, т.е. ориентация всей совокупности элементов концепции и их составляющих на достижение конкретной цели - ФПКП ДОУ ИРД.

2. Принцип комплексности, т.е. обеспечение целостного, сбалансированного развития всех структурных компонентов последовательной линейной логикой процесса, взаимосвязью всех его конструктов. Данный принцип предполагает многоаспектность и целостность, указывающие на иерархичность внутренних связей взаимодействующих механизмов образовательного процесса, направленных на освоение технологии психолого-педагогического сопровождения ИРД.

3. Принцип синергетичности, т.е. интегративность и единство межпредметных связей, научной обоснованности и высокого качества предметной, психолого-педагогической и общекультурной подготовки. Данный принцип подразумевает формирование у детей целостной картины мира на основе единства цели, содержания, видов детской деятельности и деятельности всех субъектов ИРД (все педагоги ДОУ, дети и родители).

4. Принцип саморефлексии, саморазвития личности педагога и индивидуальной траектории ФПКП ДОУ ИРД. Данный принцип определяет необходимость ориентации на индивидуальность педагога, специфичность степени сформированности профессиональной компетентности в сфере ИРД, определение индивидуальной траектории ее развития на основании осуществляемой саморефлексии.

5. Принцип фасилитационного сопровождения (стимулирования и освобождения) определяет стратегию и тактику в управлении процессом обучения и означает осмысление, облегчение, стимулирование, активацию обучения и профессионально-личностного развития педагога с одновременным предоставлением им большей свободы и ответственности. Данный принцип реализуется через взаимодействие педагогов в образовательном процессе на основе соуправления, открытости, творчества, установления контактов. Это дает возможность расширения границ свободы и ответственности участников образовательного процесса в практической деятельности.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

6. Принцип воспроизводимости, т.е. возможности применения, повторения, воспроизведения представленной модели в системе среднего специального и высшего педагогического образования.

Содержательный блок авторской модели представлен современными ориентирами в области дополнительного профессионального образования на обеспечение конкурентоспособного уровня образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг [1, с. 2]. С целью научно-методического обеспечения ФПКП ДОУ ИРД разработана модульная программа курсов повышения квалификации педагогов ДОУ «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в сфере ИРД» с полным методическим обеспечением [2, с. 98-106].

Обратимся к детальному рассмотрению функционально-содержательного и критериально-диагностического блоков модели ФПКП ДОУ ИРД (таблица 1).

Таблица 1

Функционально-содержательный и критериально-диагностический блоки модели ФПКП ДОУ ИРД

Компе- тенции Компо- ненты Индикаторы качества

1. Гносеологическая (общекультурная) ьи е * ас Н - знание теоретических основ (концепций, научных школ, моделей и технологий), позволяющих свободно ориентироваться в вопросах ИРД, развития интеллектуальных способностей и качеств дошкольников; - способность к интерпретации факторов, определяющих ИРД и механизмов их влияния; - знание возрастных и психологических особенностей ИРД

Информационно- аналитический - способность к рефлексии и оперативной интерпретации информации в области ИРД, полученной из разных источников (Интернет, курсы повышения квалификации, совещания, семинары и пр.); - готовность к постоянному расширению, углублению и систематизации знаний в области теории и методики ИРД; - способность анализировать проблемы и трудности в сфере ИРД, выявлять их причины

-ь - Й о « я ^ - способность понимания (осмысления) социальной миссии, ценностных установок и перспектив ДОУ в области ИРД; - способность прогнозирования результатов собственной профессиональной деятельности в сфере ИРД; - способность к разработке стратегии психолого-педагоги-ческого сопровождения ИРД

Таблица 1. Продолжение

Компе- тенции Компо- ненты Индикаторы качества

? IX с о 0 1 о ¡5 о с си £ ¥ 0 с 1 с X К с а сч 3 а “ § | в| и 13 £ Я 3 5 - готовность к профессиональной деятельности, основанной на приоритете целей ИРД; - определение потребности совершенствования собственной педагогической компетентности в сфере ИРД; - способность к самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и личностного роста в вопросах ИРД

& £ К Е и ^ он 1 ^ И § Й - способность использования средств межличностной коммуникации, адекватных способов и стилей общения и обращения с детьми и другими субъектами образования, ориентированных на ИРД; - умение пользования речью как инструментом решения педагогических задач в области ИРД; - способность использовать навыки публичной речи, ведение дискуссии и полемики в области ИРД

1 о |~ о £ « Е? й с лн *©Н О ец Рн О - способность анализировать методы современной науки, применяемые в практической деятельности, ориентированные на процесс ИРД; - способность осмысления и оценивания собственной педагогической деятельности, ориентированной на ИРД, мониторинг ИРД; - способность интерпретировать диагностические методики, выявляющие уровень сформированности ИРД

3. Операциональная (специальная) О е) Ц:| сз Ее й Ё ? Ъ В & Е? 2 К5 - способность сочетать теорию и практику, методологические и методические составляющие при решении задач и проблем ИРД, формирования интеллектуальных способностей и качеств дошкольников в образовательной деятельности; - готовность к освоению модели профессиональной компетентности в сфере ИРД и педагогической технологии проектирования ИРД; - готовность к участию в работе постоянно действующих семинаров, удовлетворяющих потребности в профессиональном обсуждении проблем ИРД, общении и обмен опытом в данном аспекте

Проектно-тех- нологический - способность к моделированию, проектированию педагогического процесса, ориентированного на ИРД, формирование интеллектуальных качеств детей; - владение педагогической технологией проектирования ИРД; - способность к разработке и апробации авторских образовательных проектов и технологий ИРД

сЪ =Е| § 1 & * ое ¡3 & - способность и потребность в трансляции личных достижений в сфере ИРД среди коллег; - способность представления и трансляции личностных достижений в вопросах ИРД в СМИ различного уровня (местного, регионального, федерального, международного); - способность представления достижений в сфере ИРД в конкурсах, грантах различного уровня (местного, регионального, федерального, международного)

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Таблица 1. Окончание

Компе- тенции Компо- ненты Индикаторы качества

3 * о о с- с у 0 с 1 с с- с с о Е 1 Ее 1 & 0 а 1 с с 5 6 О - способность к рациональной организации предметно-развивающей среды, ориентированной на ИРД; - способность обеспечения социально-педагогических условий, способствующих ИРД (признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка; создание игровых проблемных ситуаций для оптимизации ИРД; стимулирование самостоятельности познавательно-интеллектуальной деятельности детей и пр.); - способность создания психолого-педагогических условий, способствующих ИРД (обеспечение благоприятного эмоционально-психологического климата в детском коллективе; привлечение каждого ребенка к естественной модернизации собственного ментального (познавательного) опыта; создание «ситуации успеха» и пр.)

Конструктивно- управленческий - управление процессом ИРД и формирования интеллектуальных качеств на основе мониторинга ИРД; - управление процессом ИРД на основе принципа интеграции образовательных областей; - управление процессом ИРД на основе принципа интеграции деятельности субъектов образовательного процесса (детей, педагогов и родителей)

- о Ч 8 ІЗ 1 роо С к к - определение и реализация наиболее рациональных средств, форм, методов, приемов и технологий ИРД - способность к педагогической импровизации и принятию эффективных решений задач в сфере ИРД; - осуществление психолого-педагогического сопровождения ИРД.

Использование обоснованных критериев, показателей сформирован-ности ПКП ИРД позволяет при сравнении с характеристиками компетенций конкретного педагога соотнести его с соответствующей степенью выраженности ПКП ИРД.

В нашем исследовании мы выделяем адаптивную, репродуктивную, конструктивную и креативную степени выраженности сформирован-ности ПКП ДОУ ИРД. Переход от одной степени выраженности ПКП ИРД к другой характеризуется изменением содержания профессиональных знаний и представлений, совершенствованием профессионально-значимых личностных качеств и способностей для реализации профессиональной деятельности в данной области и его профессиональной позиции как педагога [3, с. 685-693].

Последний блок разработанной нами модели ФПКП ДОУ ИРД -процессуально-технологический, представляет собой комплекс

технологического обеспечения (интерактивные формы и методы обучения и самообразования, совокупность которых создает комфортную и адекватную целям образовательную среду, содействующую формированию необходимых компетенций, необходимых для осуществления пси-холого-педагогического сопровождения ИРД; педагогическая технология проектирования ИРД) [4, с. 74-79].

Анализ результатов, полученных в ходе реализации модели ФПКП ДОУ ИРД, свидетельствует о ее эффективности. Достоверно доказано, что системная реализация модели ФПКП ИРД способствует процессу совершенствования гносеологической, социально-личностной, операциональной и психолого-педагогической компетенций педагога ДОУ в сфере ИРД.

Библиографический список

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации 2000-2025 гг. (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).

2. Яфаева В.Г. Интерактивные методы формирования профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития дошкольников // Начальная школа плюс. До и После. 2011. № 10. С. 74 -79.

3. Яфаева В.Г. Критериально-оценочный инструментарий определения степени сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере интеллектуального развития детей // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании: Материалы Международной науч.-практической конференции. Москва. 16-17 марта 2012 г. С. 685-693.

4. Яфаева В. Г. Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития дошкольников на курсах повышения квалификации педагогических кадров // Дошкольное воспитание. 2012. № 2. С. 98-106.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.