Научная статья на тему 'Контроль самостоятельной работы как управление учебной деятельностью студентов'

Контроль самостоятельной работы как управление учебной деятельностью студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / SELF-GUIDED WORK / CONTROL OF SELF-GUIDED WORK / FORM OF CONTROL OF INDEPENDENT WORK / FUNDS OF ASSESSMENTS MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баклушина Ирина Викторовна, Башкова Марина Николаевна, Смирнова Елена Владимировна, Арнаутов Данила Андреевич

Описываются контроль самостоятельной работы как управление учебной деятельности и исследование мнения студентов о самостоятельной работе. Основное внимание уделено формам контроля самостоятельной работы в зависимости от ее вида и описанию их в фондах оценочных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баклушина Ирина Викторовна, Башкова Марина Николаевна, Смирнова Елена Владимировна, Арнаутов Данила Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control of students’ work as a tool of students learning activities management

This article describes control of students’ work as a tool of learning activity management activities and study students' opinions about students’ self-guided work. The main attention is paid to forms of control of selfguided work, depending on its type and description of assessment means funds.

Текст научной работы на тему «Контроль самостоятельной работы как управление учебной деятельностью студентов»

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 1 (11), 2015

УДК 378.147.88/37.018.4

И.В. Баклушина, М.Н. Башкова, Е.В. Смирнова, Д.А. Арнаутов

Сибирский государственный индустриальный университет

КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ

Участие студента в познавательной деятельности наравне с преподавателем есть одно из условий качественного образования и в традиционной образовательной системе, и при дистанционном обучении [1].

Самостоятельная работа студента является неотъемлемой частью их учебной деятельности наряду с аудиторными занятиями, она способствует лучшему усвоению материала, развитию творческого мышления и поисковых навыков, что в конечном итоге приводит к интенсификации и активизации всего учебного процесса. Эффективность самостоятельной работы в процессе обучения во многом зависит от условий ее организации, от содержания и характера знаний, логики их изложения, от взаимосвязи имеющихся и предполагаемых знаний, от содержания такого вида самостоятельной работы, от качества достигнутых студентом результатов в ходе выполнения этой работы. Очевидно, что, помимо практической важности, самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации [2].

Перечень форм проведения самостоятельной работы довольно обширен. В техническом вузе наиболее распространенными являются: курсовое проектирование, расчетные работы, написание рефератов, эссе, решение задач, выполнение расчетно-графических работ (РГР), графических работ и т.п. Зачастую, студенты уделяют недостаточно внимания самостоятельной работе, занимаются этим видом учебной деятельности нерегулярно, нередко затягивая сроки выполнения заданий. При этом мотивацией к выполнению самостоятельной работы у студентов является не стремление к получению новых знаний, навыков и умений, а необходимость получения оценки в ведомости или допуска к зачету/экзамену.

Для выявления мнения студентов о самостоятельной работе как о виде учебной деятельности в декабре 2014 г. проводилось со-

циологическое исследование среди студентов СибГИУ в количестве 32 человек, из которых 20 юношей и 12 девушек в возрасте от 18 до 23 лет. Методом исследования являлось анкетирование, анкета состояла из 12 вопросов. В таблице приведены вопросы анкеты с обработкой результатов.

Первые три вопроса выявляют очевидный факт: большинство студентов регулярно занимаются самостоятельной работой, уделяя на это значительный процент своего времени. Однако уже четвертый вопрос выявляет весьма неприятную, но очень распространенную ситуацию: больше половины студентов затягивают сроки сдачи расчетно-графических и курсовых проек-тов/работ только потому, что слишком поздно приступают к их выполнению.

Из ответа на вопросы 6 и 7 можно было бы сделать вывод о том, что студенты ответственнее подходят к подготовке к экзамену, чем к зачету. Однако это не совсем так. Сроки подготовки к зачетам и экзаменам весьма отличаются: день на подготовку к зачету и три дня на подготовку к экзамену, поэтому студенты уделяют больше времени на самостоятельную работу перед экзаменом.

Из соотношения ответов на вопрос 8 можно сделать вывод о том, что более половины опрошенных имеют низкую оценку собственной способности к самостоятельной работе и нуждаются в контроле со стороны преподавателя. Однако ответ на вопрос 11 выявил тот факт, что более половины респондентов вообще не считают самостоятельную работу обязательным компонентом обучения. И в то же время большинство студентов не представляют себе возможным закрыть сессию, не занимаясь самостоятельно.

В целом по результатам исследования можно сказать, что для более эффективного обучения следует проводить регулярный контроль самостоятельной работы студентов с целью стимулирования их к этому виду учебной деятельности, что в свою очередь положительным образом повлияет на успеваемость и, следовательно, на более эффективное освоение закрепленных за дисциплиной компетенций или их частей.

-95 -

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 1 (11), 2015

Результаты опроса студентов

№ п/п Содержание вопроса Варианты ответов (процент ответивших)

1 Уделяете ли Вы свое свободное время на обучение? - Да (94 %) - Нет (4 %)

2 Как часто Вы занимаетесь самостоятельным обучением? - Каждый день (22 %) - Один раз в неделю (68 %) - По мере необходимости (10 %)

3 Какой процент времени от общего процесса обучения, на Ваш взгляд, должна составлять самостоятельная работа? - От 10 до 20 % общего времени (19 %) - От 20 до 40 % общего времени (46 %) - От 40 до 60 % общего времени (35 %)

4 Равномерно ли Вы выполняете самостоятельные, курсовые, расчетно-графические рабо-ты/проекты? - Да, начинаю выполнять работу с момента получения задания (25 %) - Нет, начинаю выполнять работу за 2 - 3 дня до срока ее сдачи (62 %) - Нет, начинаю выполнять работу уже после срока ее сдачи (13 %)

5 Какими видами учебной деятельности Вы занимаетесь при самостоятельном обучении? - Выполнение курсовых работ/проектов и расчетно-графических работ (100 %) - Чтение научной литературы (25 %) - Повторение пройденных лекций (88 %)

6 Сколько времени у Вас уходит на подготовку к зачету? - Готовлюсь в течение семестра (16 %) - Готовлюсь за неделю до сдачи (6 %) - Г отовлюсь за день до сдачи (25 %) - Г отовлюсь за 2 - 3 дня до сдачи (53 %)

7 Сколько времени у Вас уходит на подготовку к экзамену? - Готовлюсь в течение семестра (16 %) - Г отовлюсь за неделю до сдачи (25 %) - Г отовлюсь за день до сдачи (47 %) - Г отовлюсь за 2 - 3 дня до сдачи (12 %)

8 Оцените по 10-балльной шкале Вашу способность к самостоятельной работе, где 10 баллов - могу разобраться во всем самостоятельно, 1 балл - не могу разобраться в материале без контроля преподавателя - 9 и более баллов (6 %) - 8 баллов (3 %) - 7 баллов (38 %) - 5 баллов (47 %) - 3 и менее баллов (6%)

9 Выдают ли Вам преподаватели материал для самостоятельного изучения? - Да (88 %) -Нет (12%)

10 Проводились ли у Вас контрольные работы, проверки по материалу, выданному на самостоятельное изучение? - Да (88 %) -Нет (12%)

11 Оцените по 10-балльной шкале, на сколько, на Ваш взгляд, необходимо самостоятельное обучение, где 10 баллов - самостоятельное обучение - неотъемлемая часть учебного процесса, способствующая получению более прочных и глубоких знаний, 1 балл - самостоятельное обучение не является необходимым, студентам хватает знаний, полученных во время лекций. - 10 баллов (18 %) - 8 баллов (28 %) - 5 баллов (31 %) - 3 балла (20 %) - 1 балл (3 %)

12 Считаете ли Вы возможным успешно закрыть сессию, не уделяя времени на самостоятельную работу? -Да (6%) - Нет (94 %)

С точки зрения регулярности контроля самостоятельной работы объемные комплексные задания (курсовые проекты/работы, расчетные и расчетно-графические работы и т.п.) удобно разбивать на части, выполнение которых контролировать отдельно. В этом может помочь график выполнения курсового проекта/работы или РГР, составляемый преподавателем заранее и выдаваемый студенту вместе с заданием. В графике должны быть указаны конкретные

сроки (даты) выполнения каждой части (раздела) работы/проекта. Сверяясь с графиком, студент сможет более эффективно использовать свое свободное от аудиторных занятий время, более равномерно распределить усилия и систематизировать полученные знания.

Несколько иная ситуация наблюдается в случае написания реферата или эссе. Так как студенту в большинстве случаев выдается только тема, часто даже примерная, препода-

-96 -

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 1 (11), 2015

вателю в начале бывает сложно определить составные части будущей готовой работы. Поэтому первым этапом контроля самостоятельной работы в этом случае должно стать определение преподавателем срока написания плана реферата (эссе). Студент, выполнивший это задание, таким образом, самостоятельно определит составные части своей будущей работы, преподавателю же останется лишь задать сроки выполнения каждой части (раздела) плана.

Конечно, написание реферата (эссе) является творческой самостоятельной работой [2], в процессе выполнения которой разделы (части) могут быть изменены по согласованию с преподавателем. Это должно повысить интерес студента к работе, что в свою очередь будет являться стимулом, побуждающим фактором к выполнению работы студентом. Но творческий процесс сложно предугадать, поэтому фонд оценочных средств в этом случае будет содержать список примерных тем для самостоятельной работы.

В случае, если изучение дисциплины не предполагает выполнения каких-либо комплексных заданий/работ, самостоятельную работу можно контролировать в виде устного опроса (собеседования), проводимого в начале каждого аудиторного занятия - так называемых пятиминутках. При этом каждый студент получает один или несколько вопросов по теме, изученной самостоятельно, и отвечает на него (них) коротко и ясно в устной форме. В обсуждении ответов могут принять участие все студенты, находящиеся в аудитории, что в свою очередь будет являться дополнительным

стимулом к выполнению самостоятельной работы - ведь мнение товарищей важно для студентов. В этом случае в фондах оценочных средств по дисциплине описание оценочных средств будет содержать список вопросов для самостоятельного изучения по темам/разделам дисциплины.

Выводы. Все применяемые формы контроля самостоятельной работы следует описывать в фондах оценочных средств по дисциплине. Это систематизирует оценочные средства по всем формам проведения контроля, облегчает процедуры оценивания результатов обучения и позволяет получить объективные и достоверные результаты при проведении контроля самостоятельной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баклушина И.В. Применение электронных учебников в традиционной образовательной системе. - В кн.: Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: Сборник научных трудов. Вып. 6 / Гл. ред. Г.В. Галевский. - Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2008. С. 88 - 91.

2. Баклушина И.В., Башкова М.Н. Организация и контроль самостоятельной работы студентов // Вестник СибГИУ. 2014. №4(10). С. 62-65.

© 2015 г. И.В. Баклушина, М.Н. Башкова, Е.В. Смирнова, Д.А. Арнаутов Поступила 16 февраля 2015 г.

-97 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.