УДК 378
Дыбина Ольга Витальевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Тольяттинского государственного университета
Щетинина Валентина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии
Тольяттинского государственного университета
КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Аннотация:
Статья посвящена теоретическому анализу сущности контроля самостоятельной работы студентов в вузе. Представлен подход к организации контроля самостоятельной работы студентов и описаны требования и условия обеспечения его эффективности. Рассматриваются разные формы контроля, позволяющие управлять самостоятельной работой студентов.
Ключевые слова:
самостоятельная работа, контроль, требования, формы контроля, виды заданий самостоятельной работы студентов, методы контроля.
Dybina Olga Vitalyevna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University
Shchetinina Valentina Vladimirovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University
CONTROL OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY
Summary:
This article carries out a theoretical analysis concerned with the essence of the control of students' independent work at the university. The authors present the approach to the organization of independent work control and describe the requirements and conditions ensuring its effectiveness. Different forms of control helping to manage the independent work of students are discussed.
Keywords:
independent work, control, requirements, forms of control, types of students' independent work, control methods.
Одним из важнейших условий эффективности самостоятельной работы студентов является ее контроль. Понимание студентом сути реализуемой системы контроля самостоятельной работы на всем протяжении обучения в вузе дисциплинирует, предохраняет от бесцельной траты времени, вносит организованность и упорядоченность в учебную деятельность, подготовку к итоговому контролю, а в целом обеспечивает субъектную позицию студента в процессе всего периода обучения.
Контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов обучения с запланированными и установление их соответствия нормам, стандартам. Контроль включает выявление результатов, их измерение и оценивание, что предполагает создание системы, включающей цели, задачи, предметы контроля и его содержание, формы, виды, методы и т. д.
Общей целью контроля самостоятельной работы студентов является получение обратной связи о том, как происходит учебная деятельность студентов, предупреждение возможных ошибок и упущений, своевременное выявление отклонений для недопущения дальнейшего снижения качества самостоятельной работы студентов и качества работы педагогов в организации образовательного процесса, а также изучение и оценка уже свершившихся отклонений и принятие решений по их устранению.
Эффективность контроля в свою очередь обеспечивает реализация следующих принципов:
1. Стратегическая направленность контроля означает установление приоритетности и сосредоточенность контролирующей деятельности на главном, прежде всего на выявлении степени решения задач, соответствующих дисциплине, практике, научно-исследовательской работе студентов и т. д.
2. Определенность контроля (целевая, предметная, персональная, нормативная и временная) означает точное определение целей и задач контроля, его предмета, состава контролирующей и контролируемой групп, критериев и норм оценки, определение сроков контроля.
3. Системность контроля означает, что контроль самостоятельной работы студентов -только часть системы контроля образовательного процесса, что все виды контроля учебной деятельности студентов дополняют друг друга и дают в совокупности объективную информацию об уровне подготовки студентов и состоянии дел в образовательном учреждении.
4. Демократичность и толерантность означают, что при осуществлении контроля самостоятельной работы студентов предполагается смещение центра тяжести с авторитарности и единоначалия на демократизацию и децентрализацию. Данный принцип предполагает делегирование прав, полномочий и ответственности в осуществлении контроля самим студентам, расширение доверительности контроля. Это реализуется за счет использования коллективных форм контрольной деятельности (в том числе «преподаватель - студент», «студент - студент») и таких ее форм, как самоконтроль и взаимоконтроль. Следует также подчеркнуть, что этот принцип предусматривает открытость, гласность контроля, его ориентированность на конструктивное решение имеющихся проблем. Важным требованием, предъявляемым к проверяющему преподавателю или студенту в связи с этим, становится проявление толерантности к индивидуальным особенностям проверяемого.
5. Оптимальность и объективность означают, что при реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые адекватны целям проверки и позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта.
6. Созидательность осуществляемой проверки означает, что основное предназначение контроля заключается в том, чтобы способствовать получению положительных результатов обучения, повышению качества самостоятельной работы студентов, улучшению деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности. Важнейшим аспектом проверки является методическая помощь студентам в осознании сильных и слабых сторон их учебной деятельности, устранении имеющихся недостатков, определении путей и способов совершенствования. Именно методическая составляющая контроля делает его педагогически целесообразным и корректным.
Эффективность контроля обеспечивает соблюдение следующих требований к его проведению:
1) целенаправленность, планомерность и систематичность - контроль должен осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения;
2) объективность - контроль основан на критериях и нормах оценки, отражает уровень усвоения учебного материала и освоения умений и навыков;
3) полнота охвата контролем всех разделов, задач, значимых компонентов учебного процесса;
4) разнообразие форм, методов проведения обеспечивает выполнение всех функций контроля, повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам;
5) индивидуальный характер - необходимо фиксировать результаты индивидуального процесса, уровень знаний конкретного студента, учитывать индивидуальные качества (застенчивость, медлительность, физические недостатки и т. д.);
6) экономичность по временным затратам (при проведении и проверке);
7) гласность означает фиксацию хода и результатов контроля и своевременное информирование о результатах, процедуре, критериях оценки;
8) обоснованность, мотивированность проведения контроля требованиями нормативов (соотносится с ответами других студентов, с самооценкой, с мнением группы).
Студент должен иметь информацию о системе контроля самостоятельной работы, которая представлена в различных документах: учебный план; учебно-методические комплексы по дисциплинам (УМКД); программы практик и т. д. Управление самостоятельной работой студентов осуществляется через следующие формы контроля (основание для данной классификации - место в учебном процессе): следящий, текущий, итоговый.
Следящий контроль осуществляется в ходе аудиторных занятий в процессе выслушивания устных ответов студентов, собеседования, диспутов, дискуссий и т. д. Преподаватель может также фронтально просмотреть наличие письменных работ, конспектов, проверить выполнение студентами упражнений, задач и т. д. Критериями оценки при осуществлении следящего контроля являются: уровень освоения учебного материала; умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; самостоятельность, обоснованность и четкость изложения ответа и т. д. Следящий контроль позволяет преподавателю установить ритмичность выполнения студентом заданий, ответственное отношение к учебе. Для более качественной оценки возможно использование самооценки, взаимооценки студентов по разработанным картам, вопросникам, реферированию и аннотированию студентами заданий, выполненных при подготовке к занятию и на самом занятии [1, с. 129].
Текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных студентами во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характера - индивидуальные домашние задания (ИДЗ): рефераты, мини-исследования, методические разработки, самоотчеты и т. д. Критерии и нормы оценки разрабатываются преподавателем в соответствии со спецификой данного вида работы. Преподаватель обеспечивает
своевременное получение студентами данной информации, а также методических указаний по выполнению заданий. Данные виды работ преподаватель собирает и проверяет, выставляя соответствующую оценку. Своевременные выполнение и сдача ИДЗ могут быть определены преподавателем дисциплины как допуск к промежуточному или итоговому контролю. Содержание ИДЗ может быть включено в итоговый контроль, а оценки могут влиять на итоговую оценку (прежде всего если используется балльно-рейтинговый контроль).
Промежуточный контроль по дисциплине осуществляется при проведении контрольных работ, тестирования (в ходе учебных занятий). Преподаватель выставляет оценки за данные виды работы в соответствии с разработанными им критериями и нормами. Наличие положительной оценки за контрольную работу или тест может определяться как допуск к итоговому контролю или являться одной из слагаемых общей оценки, получаемой на итоговом контроле (прежде всего если используется балльно-рейтинговый контроль). Промежуточный контроль по научно-исследовательской работе студентов может быть реализован как участие в конкурсе, выступление на конференции.
Итоговый контроль осуществляется через различные формы. Поскольку построение учебного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом, то и основные формы итогового контроля определены в данном документе.
Студенту следует знать не только, какие формы итогового контроля ему предстоит пройти, но и реализуемые в них способы оценивания:
1) по каждой учебной дисциплине - это зачет («зачтено», «не зачтено») или экзамен («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»); обязательные контрольные работы («зачтено», «не зачтено»);
2) по каждой практике - представление отчета («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»);
3) по научно-исследовательской работе в семестре - представление отчета по выполнению плана научно-исследовательской работы («зачтено», «не зачтено»);
4) итоговая государственная аттестация - государственные экзамены («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»); выполнение выпускной квалификационной работы - защита («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Каждый преподаватель для итогового контроля разрабатывает по своей дисциплине теоретические вопросы и практические задания (задачи), которые студенты обычно выполняют в ходе самостоятельной аудиторной или внеаудиторной работы. В связи с этим студентам следует еще в начале освоения дисциплины иметь список вопросов и заданий итогового контроля, чтобы определить ритм и интенсивность своего труда по подготовке к нему.
Вполне логично обратить особое внимание на их подготовку. Важно соотнести все вопросы и задания итогового контроля с тематикой аудиторных занятий и представленной преподавателем «Программой самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины». Это поможет студенту осознать значимость заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения. Опытные преподаватели также рекомендуют студентам обратить внимание на субъективную оценку сложности того или иного вопроса или задания и уяснить, изучаются они в процессе аудиторных или внеаудиторных занятий. Это поможет принять правильное решение о необходимости присутствия и активной работы на соответствующих занятиях (или консультациях по самостоятельной работе студентов).
Традиционная форма проведения экзамена предполагает индивидуальные ответы студента на один-два вопроса и выполнение одного практического задания (в соответствии с выбранным экзаменационным билетом). Вместе с тем преподаватель может использовать письменные формы итогового контроля, предполагающие представление или публичную защиту портфолио по дисциплине, выполненных студентами итоговых творческих работ, проектов или других продуктов творческой деятельности.
Итоговый контроль осуществляется в период зачетной недели и экзаменационной сессии. По нормативу на подготовку к экзамену отводится тридцать шесть часов внеаудиторной самостоятельной работы. Вместе с тем студентам следует понимать, что подготовка к нему происходит постепенно в процессе выполнения специально разработанных преподавателем заданий. Чтобы понять, что случайных заданий не бывает, студент должен изучить список вопросов и заданий к итоговому контролю.
В период экзаменационной сессии самостоятельная работа приобретает важнейшее значение. Для подготовки к сессии и успешной сдачи зачета или экзамена необходимо повторить весь учебный курс. Студентам следует обратить внимание на те вопросы, которые были слабо изучены или не поняты в ходе учебного процесса, а также на темы, предложенные для самостоятельного изучения. Представляется важным присутствие на консультации перед экзаменом.
Можно порекомендовать студентам заранее задать преподавателю те вопросы, освещение которых для них важно.
Характеризуя формы контроля, используемые преподавателем, следует отметить возможность их классификации по особенностям коммуникации (по форме организации взаимодействия субъектов): фронтальная, индивидуальная, групповая. Так, если при проведении зачета по дисциплине студенты выступают индивидуально, защищая свое портфолио, то контроль является итоговым по месту в учебном процессе. Но при этом по форме организации взаимодействия субъектов это фронтальный контроль, так как студент общается и с преподавателем, и с другими студентами, которые не только присутствуют на защите, но задают вопросы, высказывают свое мнение по поводу и содержанию портфолио и по поводу самого выступления.
Следует обратить внимание студентов на то, что преподаватель дисциплины, руководитель практики или научный руководитель (руководитель научно-исследовательской работы студентов) определяет форму выполнения и представления для контроля всех учебно-исследовательских заданий, а именно: письменную, устную, смешанную, с использованием технических средств и информационных систем.
Выделим общие критерии оценки письменных работ: объем и структура работы; логика изложения материала; использование соответствующей терминологии; наличие ссылок на источники информации; степень раскрытия проблемы (темы); выполнение необходимых расчетов, представление результатов в таблицах, рисунках; формулировка выводов по итогам работы; соблюдение стилистики вида документа.
При оценке устного выступления по результатам самостоятельной работы общими критериями являются: уровень освоения учебного материала; умение использовать теоретические знания для решения практических задач; обоснованность и четкость изложения ответа. Преподаватели учитывают общие критерии при разработке критериев и норм оценки по каждому заданию.
В связи с формами выполнения и представления для контроля учебно-исследовательских заданий могут быть выделены соответствующие виды контроля: письменный, устный или в смешанных формах, а также контроль с помощью технических средств и информационных систем. Основанием для данной классификации видов контроля стала форма представления результатов самостоятельной работы студентов.
Для понимания студентами разнообразия контрольных процедур, участниками которых они являются, следует хотя бы кратко представить характеристику понятия «метод контроля» и рассмотреть специфику некоторых методов. Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой выявляются качество усвоения учебного материала и овладения студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.
Преподаватель выбирает метод контроля в соответствии с содержанием, формой, видом контроля и т. д. Основные методы контроля:
- устный опрос, собеседование (фронтальный, индивидуальный, комбинированный, групповой),
- письменная проверка,
- смешанная проверка,
- практическая проверка,
- стандартизированный контроль (тестирование) и т. д.
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Он обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, так как при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения со студентом.
Письменный опрос позволяет объективно оценить ответы студентов, сэкономить время преподавателя в процессе аудиторных занятий, сохранить объективный характер отметки, так как преподаватель не учитывает индивидуальные особенности студентов.
Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает: быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий; возможность детально и персонифицированно представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения; формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы; привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсами и средствами; возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы. В то же время контроль с применением технических средств уступает письменному и устному контролю в отслеживании индивидуальных способностей студента [2, с. 110].
Вид | Результат | Характеристика
Освоение содержания текста
Конспектирование Конспект Краткое письменное изложение основного содержания текста, исключается второстепенная информация объяснительного, разъяснительного, иллюстративного характера. Типы конспектов: плановый {вопросно-ответный - дает точные ответы на пункты плана, выраженные в вопросительной форме; схематичный - отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений); текстуальный (создан в основном из цитат); сводный (сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы, часть текста может быть снабжена планом); тематический (обзорный или хронологический, дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос или характеристику темы).
Составление плана работы План Перечень названий составных частей, основных мыслей, положений, расположенных в последовательности, отражающей логику работы; каждый пункт плана охватывает определенный вопрос и имеет логическую завершенность; может предполагать нумерацию; может быть простым (включает пункты) и сложным (включает пункты и подпункты).
Составление содержания работы Содержание работы Перечень рубрик (глав, параграфов) работы, в которых кратко, точно отражено ее содержание и представлена ее структура, включает указание страниц, где они помещены.
Цитирование {выписки из текста) Цитаты (выписки) Дословные выдержки из текста какого-либо произведения, которые отражают ценность данного материала, интерес к содержанию, содержат указание на источник и страницу. Оформляются как прямое и непрямое цитирование. Выписки могут содержать комментарии (мнение, отношение, развитие мысли, собственные идеи и т. п.), оформляться на отдельных карточках и систематизироваться по темам, проблемам, вопросами т. п.
Составление вопросов по содержанию текста Вопрос ник Комплекс вопросов, ответы на которые позволяют передать содержание работы в соответствии с поставленной задачей (полнота содержания, выделение главного, выделение понятий и т. п.). При формулировке используются предложения вопросительной формы. Вопросник может содержать различные виды вопросов, выбор которых обусловлен требованиями (указаниями) преподавателя.
Разработка наглядного материала по представлению статистических данных Диаграмма Геометрическое символическое изображение информации с применением различных приемов техники визуализации {линий, геометрических фигур и условных рисунков), позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Могут быть; круговыми, линейчатыми, точечными, кольцевыми, лепестковыми.
График Тип диаграмм, представляющий условное пространственное изображение функциональных зависимостей между различными количественно выраженными сторонами предметов и явлений действительности, в которых данные изображаются в виде точек (могут быть соединены прямыми пиниями; могут быть видимыми и невидимыми (ломаные линии); могут быть без линий - точечные диаграммы). Для построения диаграмм-линий применяют прямоугольную систему координат. График изображает непрерывное изменение данных с течением времени в едином масштабе; категории данных равномерно распределены вдоль горизонтальной оси, а значения равномерно распределены вдоль вертикальной оси.
Гистограмма Двухмерный график (столбчатая диаграмма), в котором данные отображаются в виде вертикальных прямоугольников или трехмерных прямоугольных столбиков; на горизонтальной оси откладываются какие-либо переменные, а высота столбиков над горизонтальной осью характеризует значения этих переменных. Демонстрирует изменение данных за определенный период времени или для иллюстрированного сравнения объектов.
Составление глоссария тезауруса, терминологического словаря Глоссарий, тезаурус, терминологический словарь Текст справочного характера, в котором представлены в алфавитном порядке и разъяснены значения специальных слов, понятий, терминов, используемых в какой-либо области знаний, по какой-либо теме (проблеме).
Разработка педагогической копилки Картотека по теме Набор карточек, каждая из которых содержит сведения об объектах педагогического проектирования, соответствующих теме каталога (документах, технологиях, концепциях, методах или формах обучения и т. д.); включает характеристику специфических элементов в соответствии с предложенными рубриками. Виды картотек: алфавитный, систематический.
Анализ и оценка содержания текста
Составление рецензии Рецензия Письменная работа, предполагающая раэбор, детальный анализ содержания и формы, оценку текста, а также указание достоинств и недостатков работы; критический отзыв.
Составление отзыва Отзыв Письменная работа с разбором содержания конкретного текста, в котором дается общая оценка, выражается мнение, впечатление (эмоционально-оценочного, личностного отношения) от произведения без детального его анализа.
Составление аннотации Аннотация Краткая характеристика содержания работы, содержащая перечень основных разделов, тем или вопросов, сведения о назначении, содержании, виде, формах и других особенностях документа. Виды аннотации: справочный, рекомендательный, общий, специализированный. групповой.
Заполнение (составление) таблицы Таблица Форма представления материала, предполагающая его группировку и систематизированную подачу в соответствии с выделенными заголовками граф и боковиков таблицы (системы горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами; выделяют основания для сравнения и представляют соответствующую специфику содержания).
Обобщение и систематизация знаний
Составление кроссвордов Кроссворд Игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Разработка наглядного материала, представляющего структуру и взаимосвязи объектов, процессов, видов деятельности Модель Форма наглядного представления существенной информации о структуре и процессе функционирования объекта, явления, системы, которая зафиксирована на некотором языке или в некоторой форме (схемы, конструкции и т. п.) Модели могут отличаться по способу представления (описательные, вербальные, натурные, знаковые, в том числе компьютерные), по описанию строения (системные -с выделением структурных элементов и связей между ними, бессистемные - без выделения структурных элементов).
Наглядный алгоритм Знаковая модель, наглядно представляющая последовательность выполнения действий или процедур и отражающая их специфику.
Схема Чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части объекта, соединения или связи между ними (структурные, функциональные генетические) без соблюдения масштаба, может включать поясняющее словесное описание; предполагает алгоритмизирование информации, размещение ее в соответствии с определенным принципом.
Составление тезисов Тезисы Связный текст, представляющий совокупность развернутых суждений, раскрывающих основные положения работы, и сохраняющий логику работы; при формулировке тезисов соблюдено требование краткости, обобщенности и категоричности. Возможна нумерация тезисов - вариант развернутого плана работы.
Подготовка доклада Текст доклада Письменная форма представления текста доклада - развернутое устное (возможен письменный вариант) сообщение по определенной теме, сделанное ¡публично, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников, представляется и обосновывается отношение к описываемой теме.
Составление аннотированного каталога Аннотированный каталог Набор карточек, содержащих сведения о работах по заявленной теме (виду издания), на каждой из которых представлено библиографическое описание (сведения) работы и аннотация.
Составление библиографического описания (каталога) литературы по проблеме (теме) Библиографический каталог Набор карточек, на которых представлено библиографическое описание (сведения) работ, включающее элементы, отделенные друг от друга условными разделительными знаками: заглавие, Ф.И.О. участников издания, место, издательство и год издания, количество страниц, сведения об иллюстрациях, приложениях; специальные характеристики издания и шифры. Виды каталогов: алфавитный (в соответствии с порядком фамилий авторов и заглавий произведений); систематический (по отраслям знаний с дальнейшим логическим подразделением на научные дисциплины, отделы, подотделы и т. п.); предметный (деление на определенные предметно-тематическне рубрики, а внутри - в алфавитном порядке); каталог журнальных и газетных статей.
Подготовка портфолио Портфолио Подборка документов, демонстрирующая возможности и достижения, полученные студентом в процессе обучения. Виды портфолио: портфолио для учебно-исследовательской практики (представлены виды заданий, которые демонстрируют готовность к данному виду практики), процессуальный портфолио (содержит материалы, выполняемые студентами в процессе освоения дисциплины), тематический портфолио (содержит задания, выполненные студентами по конкретной теме, проблеме) и т. д.
Умение представлять содержание в различных видах текстов
Написание эссе Эссе Прозаическое сочинение-рассулздение небольшого объема со свободной композицией, отражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендующее на полноту характеристики. Может иметь философский, исто ри ко-био графический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер. Формы эссе: анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный раэбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему, и т. д. Может включать изложение сути проблемы, самостоятельно проведенный ее анализ с использованием концепций и аналитического инструментария (данной дисциплины), выводы, обобщающие авторскую позицию.
Составление реферата Реферат Текст научного стиля, представляющий изложение в письменной форме определенно го научного материала, раскрывающий его основное содержание-проблему, пути и способы ее решения, предложенные автором или авторами. Виды: 1) монографический реферат (по одной работе) или 2) обзорный (по нескольким работам, представляется их список) - дополнительно делаются обобщения и сопоставления, показывается, что объединяет или отличает разных авторов, какой аспект проблемы (теории) раскрывается в каждой из работ. Могут отличаться по композиции (построению) основной части: 1) конспективная - полностью соответствует структуре самой работы и отражает все ее рубрики, 2) фрагментная - рассматривает только отдельные части (обычно много проблемные и большие ло объему работы), 3) аналитическая - содержание работы раскрывается вне связи с ее структурой, а по составленному плану.
Составление кодекса Кодекс Письменная форма представления совокупности норм (принципов, конкретных представлений, законов) о должном и допустимом поведении, рекомендуемая индивидам и требующая сознательного отношения; представляет единую согласованную систему, созданную в результате обобщения и систематизации.
Составление памятки, алгоритмического предписания Памятка Карточка или «книжечка», представляющая информацию в вербальной и 1 или визуальной форме и содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции. Предусматривает воздействие на эмоции и эстетические чувства людей. Могут различаться по характеру содержания: памятка-совет / рекомендация (определенная целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно); памятка-разъяснение (опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях); памятка -стимул (доминантой является стимулирование человека, раскрытие перспектив его деятельности); памятка «вопрос - ответ» (представляет ответы на вопросы по какой-то проблеме); памятка-алгоритм (представляется характеристика обязательной последовательности действий при осуществлении какой-либо деятельности); памятка-инструкция (даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов).
Подготовка текста выступления по защите работы Текст выступления по защите работы Краткое изложение содержания работы, четко и лаконично характеризующее ее актуальность, решаемую проблему, задачи и компоненты работы по их решению, полученные результаты и их обоснование, выводы, степень решения поставленных задач, значимость, положительные стороны и перспективы дальнейшего исследования.
Подготовка компьютерной презентации работы Компьютерная презентация работы Набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому, хранящихся в общем файле; содержание слайдов в логической последовательности раскрывает содержание всей работы (проблемы). При наличии сопроводительного текста дополняет, иллюстрирует его.
В таблице 1 представлены варианты норм оценки за выполнение некоторых видов заданий самостоятельной работы студентов. Знание студентом представленных норм оценки создает возможность осуществления самоконтроля и обеспечивает повышение ответственности за результаты обучения. Преподаватель разрабатывает критерии, в соответствии с которыми и осуществляется оценка.
Ссылки:
1. Дыбина О.В., Щетинина В.В. Построение системы организации самостоятельной работы бакалавров в вузе // Научное мнение. 2013. № 3. С. 126-131.
2. Проектирование основных образовательных программ при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов : учеб.-метод. пособие / под ред. С.В. Коршунова. М., 2010. 212 с.