Научная статья на тему 'Организация и контроль самостоятельной работы студентов'

Организация и контроль самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / COGNITIVE ACTIVITY / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баклушина И. В., Башкова М. Н.

Рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов с учетом ее типа: по образцу (на основании подробной инструкции); реконструктивно-вариативной (преобразование структуры учебных текстов с использованием имеющихся знаний); эвристической (с отысканием своего пути решения поставленной задачи с применением умений и навыков). Проведено анкетирование студентов, которое выявило признание большинством студентов необходимости самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баклушина И. В., Башкова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and control of students’ independent work

The questions of the organization of independent work of students with regard to its type have been considered, namely: a modeled one (on the basis of the detailed instructions); reconstructive and variation one (transformation of the structure of educational texts using existing knowledge); heuristic one (with finding of the way to solve this problem with the use of skills. A questionnaire survey of the students has been conducted. It has revealed the need for recognition of the majority of students’ independent work.

Текст научной работы на тему «Организация и контроль самостоятельной работы студентов»

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014

УДК 378.147.88/37.018.4

И.В. Баклушина, V/.//. Башкова

Сибирский государственный индустриальный университет

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов способствует лучшему усвоению материала, развитию творческого мышления и поисковых навыков, что в конечном итоге приводит к интенсификации и активизации всего учебного процесса. Эффективность самостоятельной работы в процессе обучения во многом зависит от условий ее организации, от содержания и характера знаний, логики их изложения, от взаимосвязи наличных и предполагаемых знаний, от содержания данного вида самостоятельной работы, от качества достигнутых студентом результатов в ходе выполнения этой работы.

Как отмечает П.К. Пидкасистый [1]: «Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод общения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации, и как любые средства, самостоятельная работа без наличия в ней четко сформулированной задачи остается в лучшем случае нейтральной по отношению к характеру познавательной деятельности учения. Формулируемая же в каждом конкретном типе и виде самостоятельной работы задача позволяет включить учащихся в управляемую познавательную деятельность».

Им же сформулированы возможности и задачи самостоятельной работы как средство, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

- формулирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений, навыков;

- вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;

- является главным способом самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности;

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

По типам самостоятельные работы могут быть: воспроизводящими по образцу, реконструктивно-вариативными, эвристическими и творческими.

Работы по образцу обучаемый всецело выполняет на основе подробной инструкции, в силу чего уровень его познавательной активности и самостоятельности не выходит в этом случае за рамки воспроизводящей деятельности. От обучаемых не требуется какой-то реконструкции воспроизводимого материала, так как вывод, по существу, содержится в посылках самой задачи, на основе которых его надо лишь выявить и представить в развернутом виде. Назначение работ по образцу - создание необходимых условий для перехода к выполнению заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. К таким работам можно отнести, например, конспектирование студентами отдельных статей из учебников по разделам курса, не рассматриваемым на лекционных занятиях.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы выполняются в плане реконструирования, преобразования структуры учебных текстов с использованием уже имеющегося опыта решения задач, предлагаемых преподавателем для самостоятельного выполнения обучаемым. Работы этого типа заставляют обучающихся воспроизводить не только отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Курсовые работы и проекты по дисциплине теплогенерирующие установки, решение домашних заданий по дисциплине тепломассообмен - наиболее характерные работы этого типа.

Работы по образцу и реконструктивновариативные самостоятельные работы предполагают переход обучаемого от первого этапа самостоятельной работы ко второму, более высокому уровню познавательной активности, который является главным в вузе.

-62-

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014

Эвристические самостоятельные работы вырабатывают умение отбирать из прошлого опыта нужные способы, приемы деятельности. Варьируя, комбинируя эти элементы своего опыта, обучаемый отыскивает свой, особый путь, собранный из различных элементов тех знаний и умений, которыми он обладает. Познавательная деятельность студента в этом случае направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создает и организует преподаватель по ходу занятия. Правда, студент включается в решение отдельных подпроблем. Но даже в этих случаях студент приобретает опыт поисковой деятельности, овладевает элементами творчества, хотя и не приобретает опыта целостного исследования процесса или явления, способности самостоятельно видеть и эффективно решать практически значимые творческие задачи. Эвристические самостоятельные работы могут носить внутрипредметный и межпредметный характер, особенно это касается специальных технических дисциплин.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности достигается студентом при выполнении им творческих самостоятельных работ, в ходе которых он получает принципиально новые для него знания. Задания во всех видах творческих работ должны отвечать условиям, стимулирующим возникновение особых проблемных ситуаций: четкая постановка проблемы преподавателем; предъявление таких параметров, при анализе которых студент сам должен понять и сформулировать содержащиеся в них проблемы; постановка преподавателем более или менее четко обозначенной проблемы, при решении которой студент должен самостоятельно выявить новую, дополнительную проблему.

Деятельность студента при решении подобного рода задач постепенно освобождается от готовых образцов, шаблонов, сложившихся установок и приобретает гибкий поисковый характер. Создание именно таких заданий авторы работы считают для себя главнейшей задачей. В такой работе невозможно обойтись без учета мнения самих студентов. С этой целью студентам второго, третьего и четвертого курсов (всего 29 человек) была роздана анкета с предложением ответить на содержащиеся в ней вопросы. Результаты опроса приведены в таблице.

Анкетирование показало, что подавляющее большинство (92 - 100 %) студентов признают необходимость самостоятельной работы. Что касается ее форм, то 30 % студентов второго курса предпочли бы выполнение домашних заданий, 50 % студентов четвертого курса -

самостоятельную проработку по учебнику, а студенты третьего курса - и то, и другое, а также самостоятельную работу в лаборатории (39, 34 и 30 % соответственно). Относительно же вида контроля, 73 % студентов четвертого и 56 % студентов второго курса наиболее эффективным видом признали беседу с преподавателем. На втором курсе картина оказалась более «размытой». Все это, на взгляд авторов работы, говорит о том, что на втором курсе у студентов еще сильны «школьные» традиции, в частности, тяга к домашним заданиям и невольная «боязнь» преподавателя, к четвертому курсу студенты более «раскрепощены» и предпочитают беседу с преподавателем.

Весьма интересными являются ответы на вопрос «когда Вы лучше усваиваете материал?». Если студенты второго и четвертого курсов отметили, что лучше учебный материал они усваивают при самостоятельной проработке (80 и 68 % соответственно), то на третьем курсе положение вещей прямо противоположное. Очевидно, что, приступая к изучению курса, необходимо проводить анкетирование студентов с тем, чтобы лучше ориентироваться в их мнениях, но в данном случае нужно вести работу на третьем курсе с целью развития навыков самостоятельной работы. В отношении используемой литературы 95 % студентов третьего курса и 85 % студентов четвертого курса предпочитают методические указания, причем, как отмечается в анкетах, «подробные и хорошо составленные». Подобные «методички» напоминают подробные инструкции и отбрасывают студентов к упоминаемым выше «работам по образцу». Но при отсутствии учебной и справочной литературы такие методические указания необходимы. Очевидно, что при таком положении возрастают требования, предъявляемые к лекционным и практическим занятиям. Здесь же следует отметить весьма пассивное отношение студентов к чтению журнальной литературы по специальности: от второго к четвертому курсу происходит снижение этого показателя с 40 до 3 %. Очевидно, что студенты не ориентируются в потоке журнальной информации, и преподавателю следует настойчивее обращать их внимание на это.

Обращаясь к вопросу анкеты «Что Вам кажется более полезным: расчет курсовой работы на ЭВМ с последующим сравнением вариантов или ручной расчет с усвоением методики», видно, что большинство (70 - 80 %) студентов предпочли ручной расчет и только 10 % студентов третьего и четвертого курсов назвали и то, и другое. На взгляд авторов работы

-63 -

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014

Мнение студентов о самостоятельной работе

Ответы, %, студентов

Вопрос 2 курс 3 курс 4 курс

Какие формы самостоятельной работы Вы считаете наиболее полезными:

самостоятельная проработка по учебнику; 40 34 50

чтение журнальной литературы по специальности; 40 17 3

самостоятельная работа в лаборатории; 27 30 20

выполнение домашних заданий; 60 39 32

подготовка реферата на заданную тему - 4 20

Нужна ли будущему бакалавру самостоятельная работа:

да; 100 92 97

нет; - 4 -

не знаю. - 4 3

Какой вид контроля самостоятельной работы, на Ваш взгляд, наиболее эффективен:

беседа с преподавателем; 33 56 73

защита реферата; 20 9 12

письменные ответы на вопросы; 33 4 14

доклад на практике или семинарском занятии; 13 4 12

учебная игра; 33 39 35

контрольное домашнее задание. 33 13 18

Когда Вы лучше усваиваете у чебный материал:

при прослушивании; 33 91 44

при самостоятельной проработке. 80 17 68

Где Вы предпочитаете заниматься самостоятельной проработкой:

дома; 73 70 82

в аудитории с преподавателем; 26 30 44

в читальном зале. 6 - -

Какую форму работы Вы считаете наиболее продуктивной:

самостоятельно; 33 22 26

с товарищем; 40 30 35

группой 3-4 человека; 40 39 32

всей академической группой. 6 8 6

Что Вы считаете для себя более полезным при выполнении ку рсового:

методические указания; 40 95 85

работу с литературой, учебником, монографией. 60 56 23

Что Вам кажется более полезным:

расчет курсовой работы на ЭВМ с последующим сравнением различных ва- 20 22 35

риантов;

ручной расчет с усвоением методики. 80 83 70

Какое задание на курсовой проект Вы считаете более полезным для себя, как будущего специалиста:

сложное; 27 22 9

простое; - 4 -

средней сложности. 73 74 91

более эффективным является комбинированная форма - сначала ручной расчет, а затем расчет на ЭВМ по готовым программам со сравнением различных вариантов. Следует отметить, что в настоящее время на кафедре теплогазоводоснабжения, водоотведения и вентиляции ведется подготовительная работа к осуществлению подобной формы обучения, открывающей путь к эвристическим самостоятельным работам.

Кроме того, самостоятельная работа крайне важна в дистанционном образовании, которое

все более активно вовлекается в процессы обучения. Процесс дистанционного образования предполагает активную самостоятельную работу изучающего дисциплину. Соучастие студента в познавательной деятельности наравне с преподавателем есть одно из условий качественного образования и в традиционной образовательной системе, и при дистанционном обучении [2].

Выводы. Самостоятельная работа завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собст-

-64-

Вестник Сибирского государственного индустриального университета № 4 (10), 2014

венной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека. Помимо практической важности самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. п идкасистый П.И. Самостоятельная подготовительная деятельность учащихся. - М.: Педагогика, 1980. - 184 с.

2. Баклушина И.В. Применение электронных учебников в традиционной образовательной системе. - В кн.: Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: Сборник научных трудов. Вып 6. / Гл. ред. Г.В. Галевский. - Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2008. С. 88 - 91.

© 2014 г. И.В. Баклушина, М.Н. Башкова Поступиал 2 декабря 2014 г.

-65 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.