Научная статья на тему 'Конструирование новой модели подготовки кадров'

Конструирование новой модели подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ / СИСТЕМА СРЕДНЕСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / КЛИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVE MODEL OF TEACHING PERSONNEL TRAINING / MULTILEVEL TRAINING SYSTEM / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / CONTINUOUS EDUCATION / MEDIUM-RANGE FORECASTING SYSTEM / CLIENT-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутузов Александр Геннадиевич

Рассматриваются перспективы объединения двух московских вузов на основе разработки инновационной модели высшего педагогического образования, характеризующейся вариативностью, интеграцией профессионального и личностного развития специалиста, незавершенностью образовательной траектории, принципиальной открытостью. Особое внимание уделено выстраиванию механизма взаимодействия вуза с работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of a new model of specialists training

The article presents a review of a new innovative model of higher pedagogical education, which is supposed to be the basis for integration of two Moscow pedagogical colleges into one higher education institution. The model is characterized by variability, integration of specialist's professional and personal development, continuous educational trajectory, openness. Special attention is given to creation of an interaction mechanism with the employers.

Текст научной работы на тему «Конструирование новой модели подготовки кадров»

А.Г. КУТУЗОВ, профессор, ректор Московский городской педагогический университет

Конструирование новой модели подготовки кадров

Рассматриваются перспективы объединения двух московских вузов на основе разработки инновационной модели высшего педагогического образования, характеризующейся вариативностью, интеграцией профессионального и личностного развития специалиста, незавершенностью образовательной траектории, принципиальной открытостью. Особое внимание уделено выстраиванию механизма взаимодействия вуза с работодателями.

Ключевые слова: инновационная модель подготовки педагогических кадров, многоуровневая системы подготовки, индивидуальная образовательная траектория, образование в течение жизни, система среднесрочного прогнозирования, клиент-ориентированное образование.

Насколько готов обновленный вуз участвовать в решении как давно назревших, так и принципиально новых проблем и задач столичного образования? Объединив ресурсы двух столичных педагогических вузов, он интегрировал, по существу, две разные модели развития высшего педагогического образования, в синтезе которых, как думается, ключ к будущему успеху.

Московский городской педагогический университет создавался под руководством его бессменного ректора Виктора Васильевича Рябова, можно сказать, с чистого листа. С самого начала это был университет нового типа, лишенный многих «застарелых болячек» давно существующих вузов; он возник под решение конкретных задач, стоявших перед столичным образованием в середине непростых 1990-х гг. Основой его организации стала академическая модель классического университета, проверенная столетиями, пусть и с поправкой на педагогическую специфику: десятки научных школ с всероссийской и даже мировой известностью, в числе преподавателей -действительные члены и члены-корреспонденты российских и международных академий наук, заслуженные деятели науки и заслуженные учителя РФ, лауреаты Государственных премий, премий Президента и Правительства РФ. В составе университета Научно-информационный издатель-

ский центр, Центр стратегического анализа и прогнозирования проблем образования и регионального рынка труда, а также Научно-исследовательский институт столичного образования (НИИСО), научными сотрудниками которого осуществляются фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям развития системы столичного образования. За годы своего существования МГПУ сформировался как вуз, готовящий не только учителей для системы московского образования, но и работников непедагогических профессий: юристов, менеджеров, дизайнеров, психологов, социологов, специалистов по связям с общественностью и т.д.

Московский гуманитарный педагогический институт еще до обретения им статуса высшего учебного заведения имел почтенную, более чем вековую историю деятельности на поприще образования и воспитания подрастающего поколения. МГПИ был создан Приказом Правительства Москвы от 27 июня 2001 г. путем реорганизации педагогического колледжа № 3, который, в свою очередь, являлся правопреемником педагогического училища № 3 им. Н.К. Крупской. Училище было открыто в 1936 г. по инициативе Крупской в легендарном здании на Садовой-Самотечной, 8, где с 1874 г. функционировала женская гимназия М.Ф. Калайдович. МГПИ выбрал несколько иную мо-

дель развития - не академического, а творческого института, понимая саму профессию педагога как мастерство специалиста, обладающего уникальным набором дарований и способностей, для формирования которых необходим такой же индивидуальный подход к каждому студенту, как и при подготовке, скажем, артиста, писателя или космонавта. В небольшом по столичным меркам вузе (около 5 тысяч студентов) особое внимание уделялось воспитательной работе со студентами, выработке у них навыков организации не только учебной, но и внеклассной, культурно-просветительной и рекреационной работы. Не случайно институтская команда КВН, ее спортивные сборные и творческие коллективы были постоянными призерами различных соревнований, конкурсов и смотров, а литературный салон МГПИ «На Самотёке» за свою 10-летнюю историю стал одной из ведущих литературных площадок Москвы, организуя встречи писательского и студенческо-педа-гогического сообществ. Кроме того, именно в МГПИ и по его инициативе открылся первый Центр наставничества молодых специалистов, оказывающий выпускникам поддержку не только в трудоустройстве, но и в профессиональной деятельности на ее начальном этапе.

Конечно, в МГПИ работали и замечательные ученые, и целые научные школы (достаточно упомянуть круг авторов федерального учебного комплекса по литературе «В мире литературы»). Традиционно в институте большое внимание уделялось формированию профессиональных навыков студентов и их творческой и спортивной самореализации (достаточно сказать, что среди студентов университета есть даже Олимпийские призеры). Однако новое время ставит перед столичным образованием новые задачи, решить которые возможно, лишь соединив верность традициям с открытостью инновационным решениям и подходам, вертикально интегрированную структуру - с сетевыми

формами работы, а академическую глубину знаний - с умением повернуть эти знания в практическую, можно даже сказать - прагматическую плоскость. Это должно стать по силам нашему объединенному, обновленному университету.

Приоритетными направлениями в развитии профессионального образования на современном этапе являются многовариа-тивность, гибкость, мобильность и адаптивность системы подготовки кадров, повышение качества профессионального образования, приведение его в соответствие с текущими и перспективными потребностями рынка труда, а также организация непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Присоединение России к Болонскому процессу определяет переход вузов к новым организационно-правовым формам деятельности. В связи с этим необходимо конструирование новой модели подготовки кадров, которая будет обеспечивать проектирование и реализацию целевого, содержательного и процессуального компонентов методической системы образования студентов, а также унификацию учебных планов смежных направлений (специальностей) в рамках нелинейной структуры учебного процесса. Новая модель должна зна-

чительно отличаться от традиционной и характеризоваться, во-первых, значительной вариативностью (по форме и направлениям) образовательных услуг; во-вторых, широким распространением учреждений нового типа (виртуальные университеты, лаборатории, научные центры и институты дистанционного образования, специализированные академии и школы бизнеса); в-третьих, актуализацией идеи интеграции профессионального и личностного развития специалистов.

Основными компонентами модели подготовки кадров являются:

■ личность как главный субъект и объект системы подготовки кадров, потребитель и производитель образовательных услуг;

■ государство и общество как гаранты подготовки и востребованности кадров, которые осуществляют регулирование деятельности и контроль за функционированием системы образования и подготовки кадров;

■ непрерывное образование как основа подготовки квалифицированных конкурентоспособных кадров;

■ наука как производитель и потребитель высококвалифицированных специалистов, разработчик передовых педагогических и информационных технологий;

■ образовательные и социальные учреждения как основной заказчик, определяющий потребность в кадрах, а также требования к качеству и уровню их подготовленности, как участник финансирования и материально-технического обеспечения системы подготовки кадров.

Построение многоуровневой системы подготовки должно обеспечивать формирование индивидуальных траекторий учебно-профессиональной деятельности студентов, а также возможность получения ими образования разного уровня, выбора дисциплин, содержания, форм и методов обучения, сроков и темпов подготовки. Студенты должны ориентироваться в спектре предлагаемых специальностей и на-

правлений в соответствии с их интересами и желаниями, индивидуальными особенностями и запросами рынка труда. В системе непрерывного образования ключевым фактором становится самостоятельный доступ обучающихся к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Мотивация, интерес, склонности обучающихся рассматриваются в новой модели как ключевой и наиболее дорогой ресурс результативности образования - прошу обратить на этот факт особое внимание.

В модели должны быть отражены прогрессивные методы оценки уровня знаний абитуриентов и студентов на основе тестирования и рейтингового контроля.

Для обеспечения качества профессиональной подготовки выпускников необходимо практиковать разработку учебных программ с выдачей двойных дипломов, расширять академическую мобильность, проводить совместно с зарубежными вузами научные и методические конференции и семинары, оценивать качество учебных программ через международные стандарты и профессиональные ассоциации.

Принципами, лежащими в основе новой модели подготовки кадров, должны быть: открытость образования внешним запросам; приоритет проектных методов; выявление и поддержка инноваций;адресность ресурсной поддержки; комплексный характер принимаемых решений.

Отличительными особенностями новой образовательной модели являются: фокусирование на получении образования в течение жизни (в новой модели образование понимается как принципиально незавершенное); идея гибких и незавершенных об-разовательныхтраекторий какядро, вокруг которого выстраиваются педагогические инновации, охватывающие все уровни и составляющие образовательной системы; предоставление обучающимся широкого спектра систематически обновляемых магистерских программ, программ профессиональной и общекультурной подготовки и пере-

подготовки; ориентация на подлинную открытость системы образования.

Одним из аспектов построения новой модели подготовки кадров является создание системы среднесрочного прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом кадрового резерва и перспектив развития общества. Анализ кадровой ситуации в социальной и образовательной сферах города даст возможность выявить вакансии, оценить необходимость подготовки тех или иных специалистов и изменить учебные планы. Решать эту задачу призвано такое структурное подразделение нашего вуза, какДирекция образовательных программ, основная цель которого - мобильная коррекция образовательных программ и учебных планов (вузовский компонент), направлений подготовки (бакалавриат) в соответствии с запросами рынка труда города. Оно же будет осуществлять сотрудничество с Департаментом труда и занятости, Департаментом образования по вопросам прогнозирования потребности в дефицитных востребованных кадрах.

Инновационным подходом к подготовке кадров является также формирование специалиста, обладающего не только потенциалом знаний, но и практическим опытом, способного быть активным субъектом на рынке труда, что требует развития современных форм организации педагогической практики. Так, включение студентов в инициированный МГПИ проект «Педагогические мастерские», цель которого - апробация альтернативной модели подготовки востребованных педагогических кадров по адресному запросу образовательных учреждений различных типов и видов г. Москвы, обеспечивает им практическую стажировку и, соответственно, повышает их конкурентоспособность.

Интеграционные процессы в системе образования приводят к созданию в составе педагогического вуза учебно-научно-производственного комплекса, который объединит образовательные учреждения

различных уровней (детский сад - школа -колледж - вуз - учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров).

В новой модели подготовки кадров важно учесть поддержку научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе предусмотреть организацию таких новых форм взаимодействия, развития и сопровождения НИРС, как студенческое агентство, центры трансфера технологий. Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью их подготовки, оказывающей существенное влияние на повышение качества образования, содействующей решению кадровой проблемы в науке и образовании и способствующей успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда.

В современных условиях модернизации образования актуальной задачей является выстраивание эффективного взаимодействия вуза с работодателями. Основной проблемой здесь является неразработанность механизма обратной связи, влияющей на компетент-ностные характеристики выпускников, востребованность ихрынком труда.

В сфере профессиональной подготовки сегодня активно обсуждаются вопросы практико-ориентированного обучения в вузе, однако существенных предложений пока не выдвинуто. Причиной этого является отсутствие маркетингового подхода, в рамках которого профессиональное образование рассматривается не как практи-ко-ориентированное, а как клиент-ориентированное. Применение такого подхода позволит определить требования потребителей образовательных услуг к компетенциям, которыми должны владеть выпускники вузов в соответствии не только с ФГОС, но и с дополнительными, заявленными работодателями запросами.

В маркетинговой системе вуза сегодня можно выделить двух инвесторов образовательных услуг - государство и родителей студентов. Последние зачастую не знают

требований к подготовке ни работодателя, ни государства, то есть ориентируются не на образовательные услуги вуза, а на профессиональную перспективу своих детей. Потребителем компетенций выпускников вуза выступает, как правило, не государство, а работодатель. Однако при существующей системе вуз не имеет сведений о потребностях работодателей, а последние не имеют возможности напрямую предъявлять требования к компетенциям обучающихся. Они адресуют свои запросы не вузу, а организациям дополнительного образования, соответственно, формируя спрос на компетенции их слушателей и финансируя образовательный процесс в данных структурах.

На наш взгляд, механизм взаимодействия вуза и работодателей может быть организован иначе - через открытие в вузе корпоративных учебных центров для оказания образовательных услуг. Их создание позволит наладить обменные отношения между участниками рынка образовательных услуг следующим образом: работодатель оплачивает обучение контрактных студентов, более четко формулирует требования к выпускникам, осуществляет контроль качества обучения, является равноправным участником образовательного процесса. Вуз может удовлетворить свои потребности в обеспечении постоянного контингента студентов и оплате их обучения, студенты - в качественном образовании и трудоустройстве по окончании вуза, госу-

KUTUZOVA. DESIGNING OF A NEW MODEL OF SPECIALISTS TRAINING

The article presents a review of a new innovative model of higher pedagogical education, which is supposed to be the basis for integration of two Moscow pedagogical colleges into one higher education institution. The model is characterized by variability, integration of specialist's professional and personal development, continuous educational trajectory, openness. Special attention is given to creation of an interaction mechanism with the employers.

дарство - в специалистах для своего сектора экономики.

В силу объективных причин, прежде всего - в связи с отсутствием законодательной базы, такой механизм взаимодействия вузов и работодателей пока может быть реализован только на уровне стратегического партнерства, т.е. при наличии интереса со стороны всех участников взаимодействия. Для вуза это означает клиент-ориентированность образовательных услуг, формирование у студентов компетенций, соответствующих требованиям работодателя, гаранти-рованность трудоустройства выпускников. Интерес работодателя может быть обозначен как стремление к снижению затрат на содержание собственных образовательных центров и системы адаптации молодого работника к трудовой деятельности, а также какполучение дополнительного ресурса для инновационной активности коллектива. Такое партнерство представляет собой не просто взаимодействие вуза и работодателя, а механизм интеграции двух участников рынка образовательных услуг в единое образовательное пространство.

Key words: innovative model of teaching personnel training, multilevel training system, individual educational trajectory, continuous education, medium-range forecasting system, client-oriented education.

Е.Н. ГЕВОРКЯН, первый проректор Т.П. ВЕДЕНЕЕВА, директор научно-информационного издательского центра

К.Ю. ЖУРБЕНКО, начальник научно-информационного отдела А.В. ПУЗАКОв, сотрудник научно-информационного издательского центра

Внедрение информационных технологий в редакционно-издательский процесс вуза

В статье рассмотрены вопросы, связанные с разработкой и внедрением информационно-справочной системы «Редакция» в вузе. Описываются некоторые направления информационного и программного обеспечения редакционно-издательского процесса.

Ключевые слова: документационное обеспечение; редакционно-издательский процесс; информационные технологии; информационно-справочная система; программное обеспечение.

Эффективность управления современным вузом в значительной степени зависит от полноты, качества и оперативности представления информации, в том числе и по редакционно-издательской деятельности.

Увеличение количества изданий научной и учебной литературы в университете связано с развитием вуза, трансформацией специальностей/направлений обучения и переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования. В результате растёт количество рутинных и многократно повторяющихся операций, увеличивается трудоёмкость подготовки статистических и аналитических отчётов, тематических справок, подбора данных о конкретном авторе и т.д. В настоящее время вопросы информатизации редакционно-издательского процесса из области абстрактных пожеланий перешли в стадию разработки и внедрения прикладных программ по различным направлениям.

Научно-информационный издательский центр Московского городского педагогического университета (далее - Центр) прежде не имел адекватного уровню решаемых задач документационного и программ-

ного обеспечения. Используемые информационные ресурсы были разрознены и не аккумулированы в единое пространство. Решению этих проблем сегодня способствует разработка информационно-справочной системы (ИСС) «Редакция». Её внедрение создаёт возможности для функционирования устойчивого механизма использования информации не только о редакционно-изда-тельском процессе, но и о самих изданиях.

Принципиальная новизна ИСС состоит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.