Научная статья на тему 'Функционирование малого инновационного IT-предприятия вуза как элемент информатизации образования'

Функционирование малого инновационного IT-предприятия вуза как элемент информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ IT-ПРЕДПРИЯТИЕ / IT-КОМПАНИЯ / IT-РАЗРАБОТКА / IT-УСЛУГА / БАНК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛАБОРАТОРИЯ / КАФЕДРА / ФАКУЛЬТЕТ / ИНСТИТУТ / УНИВЕРСИТЕТ / small innovative IT-enterprise / IT-company / IT-development / IT-service / intellectual property bank / creative team / application informatics / educational electronic communication development / laboratory / department / faculty / institute / university

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дикарев В. А.

Рассматриваются предпосылки создания, модель и возможные механизмы функционирования малого инновационного IT-предприятия вуза (на примере Института математики и информатики Московского городского педагогического университета) как элемент информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дикарев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONING OF THE SMALL INNOVATE IT-ENTERPRISE OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS AN ELEMENT OF EDUCATIONAL ELECTRONIC COMMUNICATION DEVELOPMENT

Background of creation, model and potential device of functioning of the small innovative IT-enterprise of the Higher Educational Institution (as an example the Institute of Mathematics and Informatics of the Moscow Municipal Pedagogical University) is regarded as an element of educational electronic communication development..

Текст научной работы на тему «Функционирование малого инновационного IT-предприятия вуза как элемент информатизации образования»

УДК 378

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО 1Т-ПРЕДПРИЯТИЯ вуза как элемент информатизации

ОБРАЗОВАНИЯ

© 2010 В. А. Дикарев

докт. техн. наук, профессор, декан факультета прикладной информатики e-mail: dikva@mail.ru

Институт математики и информатики ГОУВПОМГПУ

Рассматриваются предпосылки создания, модель и возможные механизмы функционирования малого инновационного IT-предприятия вуза (на примере Института математики и информатики Московского городского педагогического университета) как элемент информатизации образования.

Ключевые слова: малое инновационное IT-предприятие; IT-компания; IT-разработка; IT-услуга; банк интеллектуальной собственности; творческий коллектив; прикладная информатика; информатизация образования; лаборатория; кафедра; факультет; институт; университет.

В целях снижения уровня безработицы среди выпускников вузов в условиях мирового экономического кризиса Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал 2 августа 2009 года Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

В соответствии с этим федеральным законом появилась реальная возможность создания малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях. Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за данными высшими учебными заведениями.

В настоящее время, несмотря на то что организационно-правовые механизмы по созданию таких предприятий в окончательном виде не сформированы, уже имеется опыт ряда вузов России по их созданию и успешному функционированию. В основном эти вузы имеют сложившуюся историю и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность). При создании таких инновационных предприятий эти вузы использовали действующие прототипы организационно-правовых механизмов создания малых (частных) предприятий.

В условиях того что мировой экономический кризис несколько ослабевает, создание малых инновационных предприятий при вузах остается актуальным не только для снижения уровня безработицы среди выпускников вузов, но и для стимулирования и активизации научной деятельности студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей вуза.

Для Института математики и информатики ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» (МГПУ), с учетом специфики реализации образовательных программ в рамках специалитета 080801.65 «Прикладная информатика (в менеджменте)», бакалавриата 080700.62 «Бизнес-информатика», магистратуры «Прикладная информатика» по профилям 080807.68 «Корпоративные системы управления» и 080802.68 «Прикладная информатика в образовании и образовательных технологиях» и аспирантуры по научным специальностям 13.05.10 «Управление в социальных и экономических системах» и 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями; менеджмент)», создание малого инновационного 1Т-предприятия при институте открывает дополнительные возможности по организационному управлению инновационной деятельностью во взаимодействии с работодателями с учетом востребованности в 1Т-сфере.

Организация инновационной деятельности института в рамках малого инновационного 1Т-предприятия, кроме этого, должна способствовать стимулированию развития творческой активности учащихся в их учебной и научной деятельности.

Если рассмотреть образовательный процесс Института математики и информатики ГОУ ВПО МГПУ, в частности его факультета прикладной информатики, организованный совместно с 1Т-компаниями, то можно констатировать, что в институте уже имеют место элементы малого инновационного 1Т-предприятия, успешно идет апробация возможностей реализации образовательного процесса в контакте с работодателями (рис. 1) [Дикарев, Коданев, Офицеров 2009].

Рис. 1

По нашему мнению, такие форматы сотрудничества с работодателями и ведущими 1Т-компаниями, как «ЗНАКОМСТВО», «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», должны способствовать мотивации инновационного научно-технического творчества студентов. С учетом этого институт имеет намерения в дальнейшем реализовывать модель сотрудничества студентов и работодателей (рис. 2).

СГ Студенты <

ИНТЕРЕСЫ

Работодатели

Учебная практика: выполнение технических заданий (услуг)

Курсовые работы и проекты: выполнение заказа на разработку технических решений в рамках изучения учебных дисциплин:

- базы данных (КП) - 5 семестр;

- информационный менеджмент (КР) - 6 семестр;

- теория организации и организационное поведение (КР) - б семестр;

- проектирование информационных систем (КП) - 7 семестр; - интеллектуальный анализ данных (КР) - 8 семестр

Преддипломная практика: выполнение технических заданий (услуг)

Дипломирование: выполнение заказа _______на разработку технических проектов_____________|

Рис. 2

В рамках этой модели в институте часть активных студентов под руководством преподавателей в процессе выполнения курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных работ, в ходе прохождения учебных, производственных и преддипломных практик выполняют в основном индивидуальные 1Т-разработки по заказу работодателей, которые по результатам выполненных индивидуальных 1Т-разработок материально поощряют студентов. От качества и объемов выполненных заказов зависит и размер материальных вознаграждений. Для качественной реализации более сложных заказов студенты сплачиваются в инициативном порядке в творческие коллективы.

При этом востребованные на рынке 1Т-разработки студентов и преподавателей не аккумулируются в банк результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) института, а остаются лишь некоторым пройденным этапом образовательной деятельности и зачастую их разовым моральным и реже материальным удовлетворением.

Гибкая же централизация такого рода инновационной деятельности студентов и преподавателей позволила бы задействовать более широкий сектор участников 1Т-разработок с учетом их компетенций, тем самым расширить сектор востребованных услуг в 1Т-сфере, повысить их качество и объемы.

С учетом того что уставной капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации, и он определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов, в качестве вклада в уставной капитал малого инновационного 1Т-предприятия могут выступать программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, являющиеся интеллектуальной собственностью студентов и преподавателей института и имеющие коммерческую ценность [Дикарев, Коданев, Павличева 2010].

Поэтому банк интеллектуальной собственности института может быть использован как уставной капитал малого инновационного 1Т-предприятия в виде фонда имеющих коммерческую ценность 1Т-разработок (программы для электронных вычислительных машин, базы данных и т.п.) студентов и преподавателей, а его капитализация и есть сумма средств, первоначально инвестированных для обеспечения деятельности предприятия. Уставной капитал малого инновационного 1Т-предприятия

в виде фонда IT-разработок может выступать гарантом вовлечения авторов IT-разработок в новые творческие проекты и получения прибыли от реализации новых IT-разработок. Следует отдельно отметить, что интеллектуальная собственность Института математики и информатики ГОУ ВПО МГПУ в целом является интеллектуальной собственностью университета, которая может быть использована в качестве вклада в уставной капитал некоторого объединения малых инновационных предприятия, созданных при структурных подразделениях университета.

В настоящее время в качестве вклада в уставной капитал малого инновационного IT-предприятия института могут быть внесены, например, такие «коммерческие» проекты в области информатизации образования и прикладной информатики:

1. «Автоматизированная информационная система аттестации и обучения персонала образовательных учреждений на основе профессиональных компетенций». Авторы проекта - студенты 5 курса специалитета Масумов Марат Амирович, Бунаков Виталий Викторович. Руководитель проекта - проректор по заочному и дополнительному профессиональному образованию доктор экономических наук, профессор Фролов Ю.В.

2. «Интегрированная социально-образовательная информационная среда непрерывного и дополнительного образования». Авторы проекта - студенты 1 курса магистратуры Антоников Александр Александрович, Ковалева Вероника Андреевна. Руководитель проекта - доцент кафедры прикладной информатики в управлении кандидат технических наук, доцент Павличева Е.Н.

3. «Модуль автоматизации заказа лабораторных исследований для медицинской информационной системы “Медицина”». Автор проекта - выпускник 2010 г. Скворцов Михаил Владимирович. Руководитель проекта - заведующий кафедрой прикладной информатики в управлении кандидат технических наук, доцент Офицеров В.П.

Данные проекты в 2010 г. в интересах их дальнейшего продвижения на рынке IT-услуг были заявлены для участия в конкурс НТТМ-2010, а для определения их коммерческой востребованности приняли участие в конкурсе грантов студенческих работ университета.

Кроме этих проектов в качестве вклада в уставной капитал малого инновационного IT-предприятия могут быть внесены результаты интеллектуальной деятельности - IT-разработки, полученные в процессе выполнения студентами курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных работ, а также заданий учебных, производственных и преддипломных практик, в том числе, по заказам работодателей.

Таким образом, в Институте математики и информатики ГОУ ВПО МГМУ имеются некоторые предпосылки для создания малого инновационного IT-предприятия, в основе которого может быть использована следующая концептуальная модель его функционирования (рис. 3) [Дикарев, Коданов, Павличева 2010а].

Студенты, аспиранты, докторанты, преподавател»

Рис. 3

Учредителем малого инновационного 1Т-предприятия может быть, например, сам университет, действующий на основании устава, в лице ректора. В связи с этим устав университета необходимо дополнить положениями, регламентирующими деятельность малых инновационных предприятий при университете.

В частности, необходимым условием для открытия малого инновационного 1Т-предприятия учредителем по представлению ученого совета Института математики и информатики является наличие в качестве вклада в уставной капитал предприятия результатов интеллектуальной деятельности студентов и преподавателей института -программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, исключительные права на которые сохраняются за институтом и за университетом в целом.

Координирующим органом малого инновационного 1Т-предприятия может быть назначен ученый совет Института математики и информатики ГОУ ВПО МГПУ. В качестве контролирующего органа деятельности малого инновационного 1Т-предприятия могут выступать экспертные комиссии по направлениям работы предприятия. Исполнителями заказов малого инновационного 1Т-предприятия могут быть творческие коллективы, сформированные из числа студентов и преподавателей института. В рамках малого инновационного 1Т-предприятия Института математики и информатики могут создаваться инновационные 1Т-лаборатории при факультетах и кафедрах института, которые могут выполнять 1Т-разработки с учетом направлений их научной и практической деятельности (рис. 4).

Рис. 4

Администрация малого инновационного 1Т-предприятия должна будет осуществлять координацию работы инновационных 1Т-лабораторий при факультетах и кафедрах института, их творческих коллективов, обеспечивать их заказами на создание 1Т-разработок в соответствии с потребностями работодателей и запросами рынка в 1Т-сфере. Руководителем малого инновационного 1Т-предприятия может быть назначен, например, директор института, заместитель директора института, декан факультета, заместитель декана факультета, заведующий кафедрой, то есть лица, обладающие компетенциями успешного руководителя. Руководителем инновационной 1Т-лаборатории может быть назначен, например, заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой, то есть лица, обладающие компетенциями организации научной и практической деятельности по профилю кафедры. Руководителями творческих коллективов могут быть ведущие ученые института, научные руководители магистерских программ, научные руководители магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, а также преподаватели, докторанты, аспиранты и студенты, имеющие достаточный опыт по «командному» созданию 1Т-разработок. На заседаниях ученого совета института могут обсуждаться вопросы деятельности малого инновационного 1Т-предприятия, рассматриваться кандидатуры в администрацию и экспертные комиссии по направлениям деятельности предприятия из числа студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей и, возможно, представителей от работодателей.

Экспертные комиссии во взаимодействии с администрацией малого инновационного 1Т-предприятия по согласованию с авторами востребованных на рынке 1Т-разработок могут участвовать в формировании банка интеллектуальной собственности института (программы для электронных вычислительных машин, базы данных и т.п., разработанные студентами и преподавателями института), который может быть внесен в качестве вклада в уставной капитал малого инновационного 1Т-предприятия.

При этом роль администрации малого инновационного 1Т-предприятия может заключаться в продвижении на рынке созданных 1Т-разработок, в поиске новых клиентов (работодателей) и услуг в 1Т-сфере, в заключении коммерческих договоров с работодателями на 1Т-разработки; роль экспертных комиссий по направлениям

деятельности малого предприятия - в оценке созданных 1Т-разработок и их капитализации, в экспертизе возможностей разработки новых 1Т-разработок с учетом имеющегося опыта и компетенций, в формировании творческих коллективов.

Кроме этого на заседаниях ученого совета Института математики и информатики по представлению администрации малого инновационного 1Т-предприятия могут рассматриваться вопросы капитализации банка интеллектуальной собственности, обсуждаться бюджет, планы и отчеты, прошедшие соответствующую предварительную оценку экспертными комиссиями. В перспективе к участию в работе экспертных комиссий по направлениям деятельности малого инновационного 1Т-предприятия в качестве независимых экспертов могут привлекаться члены объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по научной специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями; менеджмент)», который планируется открыть в ГОУ ВПО МГПУ.

Малое инновационное 1Т-предприятие может выступать в роли экспериментальной площадки для апробации и практической реализации новых научных результатов магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, выполненных в рамках научной школы «Управление социальными и экономическими системах» [Дикарев, Фролов 2009], в настоящее время консолидирующей усилия нескольких вузов города Москвы - ГОУ ВПО МГПУ, ГОУ ВПО «МАРТИТ», НОУ ВПО «МИРБИС» по созданию условий подготовки научно-педагогических кадров, в том числе в области прикладной информатики и информатизации образования.

Библиографический список

Дикарев В. А., Коданев В. Л., Офицеров В. П. Совершенствование образовательной и инновационной деятельности в контакте с работодателями и 1Т-компаниями // Подготовка педагогических кадров в системе столичного образования: сб. материалов городской науч.-практической конф. М.: МГПУ, 2009.

Дикарев В. А., Коданев В. Л., Павличева Е. Н. О некоторых предпосылках создания малого инновационного 1Т-предприятия при факультете прикладной информатики // Актуальные проблемы развития дополнительного профессионального образования: сб. тезисов по материалам круглого стола в ГОУ ВПО МГПУ (15 апреля 2010 г.). М.: МГПУ, 2010.

Дикарев В. А., Коданев В. Л., Павличева Е. Н. Модель функционирования малого инновационного 1Т-предприятия как экспериментальной площадки для практической реализации результатов научных исследований в области прикладной информатики, экономики и управлении // Научная школа: управление социальными и

экономическими системами как фактор подготовки научно-педагогических кадров по экономическим и управленческим направлениям в университете: сб. науч. ст. по материалам науч.-практической конф. МГПУ (15 апреля 2010 г.). М.: МГПУ, 2010а.

Дикарев В. А., Фролов Ю. В. Развитие и использование научного потенциала для совершенствования подготовки специалистов в области экономики и управления // Актуальные проблемы теории и практики экономики и управления. Повышение качества подготовки специалистов по экономическим и управленческим направлениям в университете: сб. материалов науч.-практической конф. МГПУ (16 апреля 2009 г.). М.: МГПУ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.